Статья: "Технология Web-квест - как способ активации познавательной деятельности"
статья по биологии
актуальность, структура, критерии оценивания, примеры использовния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Технология Web-квест - как способ активации познавательной деятельности»
Еще пятнадцать лет назад компьютер был роскошью, доступной не всем. За несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Эксперты считают, что не за горами время, когда «бумажные» книги и учебники будут почти вытеснены электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями.
Современное поколение школьников в своем большинстве уже не мыслит свое существование без Интернета. Их учителям приходится намного сложнее. Помимо того, что приходиться практически "прыгать на ходу в идущий поезд" компьютеризации, так еще и надо учитывать не столько наличие технического средства в школе, сколько его доступность: можно ли ноутбуком или проектором воспользоваться в любое время или только по предварительной заявке, по очереди.
В любой школе, есть ряд учеников, обучающихся на дому, часто болеющих или профессионально занимающихся спортом и, соответственно, много и часто пропускающих уроки.
В связи с выше сказанным, освоение учителем ИКТ в школе - это не роскошь, а насущная необходимость.
2. Цели и задачи
Использование в деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению главной цели:
Создание условий для индивидуальной активной познавательной деятельности учащегося.
Здесь не важно время и место (особенно для спортсменов), можно подобрать нужный уровень (для надомников), повторить столько - сколько надо (для спортсменов) и "углубить и расширить" по желанию ученика.
Использование данной педагогической технологии решает сразу множество задач, поставленных современным меняющимся миром перед школой:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций;
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки;
- развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
- использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
3. Историческая справка
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Самопознание – любые аспекты исследования личности.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
- Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
4. Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
5. Этапы работы над веб - квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта , презентации или другого вида отчета;
3) создание материалов для сайта, презентации или другого отчета по проделанной работе;
4) доработка материалов для сайта, презентации или другого отчета.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования или представленные на суд одноклассников данные.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
6. Критерии оценки работ учащихся
Ключевым разделом любого веб - квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель.
Веб - квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
∙ исследовательской и творческой работы,
∙ качества аргументации, оригинальности работы,
∙ навыков работы в микрогруппе,
∙ устного выступления,
∙ мультимедийной презентации,
∙ письменного текста и т.п.
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. | Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
- достижение заявленной цели;
- качество выполнения работы;
- качество процесса выполнения работы;
- содержание;
- сложность задания.
2. Определить шкалу оценки
-например, трех-, четырех-, пятибалльную.
3. Подготовить описание параметров оценки.
Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию.
Требования к описанию параметров:
- язык описания должен быть понятен учащимся;
- описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого;
- разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла -при наличии 3-4 ошибок и т.д.)
4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).
Приложение№1
7. Виды веб - квестов:
- Web- квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web - квестом может занимать от одного до трех сеансов.
Долгосрочные web - квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web - квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом
настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web - квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
- Web - квесты лучше всего подходят для работы в мини - группах, однако существуют и web - квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Web - квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.
Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
8. Формы web - квеста
∙ Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
∙ Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
∙ Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два - три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
∙ Создание документа, дающего анализ какой - либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
∙ Интервью on - line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини - группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
9. Примеры веб - квестов:
А.) Из Интернета:
- http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Leon_Quest/Index1.html - Подготовь планету к Заселению. Это Образовательный Web-квест по теме "Семейства цветковых растений" для учащихся 6 классов, изучающих ботанику и всех-всех-всех, кто любит природу!
- http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm -Защитим Байкал. По поручению Государственной Думы России на Байкале работает группа экспертов. Их задача - изучить уникальные особенности местной флоры и фауны, а также мир подводных обитателей Байкала. Найти факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду озера. Попытаться найти решения, позволяющие восстановить утраченное и сохранить от разрушения мир, окружающий Байкал и находящийся с ним в прямой взаимосвязи. Эксперты должны высказать свое мнение о состоянии экосистемы озера, а также внести свои предложения по охране озера Байкал.
- https://sites.google.com/site/putesestvievlesnoecarstvo/ - Ребята находят ответы на следующие вопросы:
-Что такое лес?
-Какие животные обитают в лесу?
-Какие растения растут в лесу?
- https://sites.google.com/site/krasnaakniga/home - Возможность совершить путешествие по страницам Красной книги Российской Федерации.
Б.) Мои разработки:
- https://sites.google.com/site/organycuvstv7klass/home - Органы чувств. 7 класс. Каждый вид животных обладает индивидуальным набором средств восприятия окружающей среды, а значит и живет в своем мире. Задания помогут вам совершить путешествие по мирам разных животных и лучше понять их.
- https://sites.google.com/site/krovavyjdetektiv/ - Кровавый детектив. Эволюционные изменения крови.
- https://sites.google.com/site/vebzadanie/home - Генотип, как система взаимодействующих генов.
Приложение №2
10. Визитная карточка веб - квеста
∙ Предмет
∙ Возрастная категория учащихся
∙ Центральное задание
∙ Количество ролей
∙ Название ролей
∙ Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли)
∙ Список Интернет - источников (запишите хотя бы 2 Интернет - ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет - ресурсу)
∙ Критерии оценки веб - квеста
∙ Предполагаемый результат
∙ Напишите, что по вашему мнению, должно стать результатом работы
каждой группы
Источники информации:
1.) Андреева М. В. Технологии веб - квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно - практической конференции. - М.: 2004.
2) Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО - 99". - http://ito.su/1999/
3) Николаева Н. В. Образовательные квест - проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет - образования. 2002, № 7.
4) Романцова Ю.В. Веб - квест как способ активизации учебной деятельности
учащихся.- http://festival.1september.ru/articles/513088/
5) http://www.sch359.spb.ru/rekon/index.html Официальный сайт 359 школы Фрунзенского района.
Приложения:
Приложение№1
Критерии оценки веб - квеста (1 вариант)
Оценка "5" 140-110
Оценка"4" 109-180
Оценка "3" 79-60
Оценка "2" 59 - 0
Критерии оценки веб - квеста №2 (если учащиеся оформляют результаты своей работы , например, в виде презентации)
Оценка "5" 150 - 120
Оценка"4" 119-90
Оценка "3" 89 - 70
Оценка "2" 69 - 0
Критерии оценки веб - квеста №3 (если учащийся создает в качестве отчета сайт)
Оценка "5" 140-110
Оценка"4" 109-80
Оценка "3" 79-60
Оценка "2" 59 - 0
Приложение№2
Содержание:
1. Актуальность | 1 |
2. Цели и задачи | 1 |
3. Историческая справка | 2 |
4. Структура веб - квеста, требования к его отдельным элементам | 3 |
5. Этапы работы над веб - квестом | 4 |
6. Критерии оценки работ учащихся | 5 |
7. Виды веб квестов | 7 |
8. Формы веб - квеста | 7 |
9. Примеры веб - квестов | 8 |
10.Визитная карточка веб - квеста | 9 |
Источники информации | 10 |
Приложения: | |
Приложение№1 Критерии оценки веб - квеста (1 вариант) | 11 |
Критерии оценки веб - квеста №2 (если учащиеся оформляют результаты своей работы , например, в виде презентации). | 13 |
Критерии оценки веб - квеста №3 (если учащийся создает в качестве отчета сайт) | 16 |
Приложение№2 Веб - квест "Органы чувств" | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы активации познавательной деятельности учащихся на уроках
Работа выполнена при обучении на курсах "Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении" в Государственном образовательном учреждении Педагогическая академия последипломного образо...
"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...
Активация познавательной деятельности учащихся
Человек является высшей ценностью общества.Успехи общественного развития в огромной мере будут зависеть от того, насколько рационально...

Доклад "Информационно- коммуникативная технология как метод активации познавательной деятельности на современном уроке биологии»
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в образованных и э...
Активация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патри...
Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."
Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....