Активация познавательной деятельности учащихся
статья по теме

Человек является  высшей  ценностью  общества.

Успехи  общественного  развития  в  огромной  мере  будут  зависеть от того, насколько  рационально  удастся  использовать  на  пользу  общества  способности  каждого  человека.

 В период научно – технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников умением самостоятельно пополнять знания, развить их познавательные способности

Но  традиционная  система  обучения  в  школе  не создает  благоприятных  условий  для  развития  личности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

«Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики»

                                         

Работу выполнила:                                                           учитель физики МБОУ «Атясевской  основной общеобразовательной   школы  Актанышского района  Республики Татарстан»                                                           Фатихова Дания Ахтямовна.

                                                           

 

План

  I. Введение

        II. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики.

  1. Психолого – педагогические условия развития познавательных способностей учащихся.
  2. Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся.
  3. Приемы пробуждения у учащихся интереса к физике.
  4. Понимание учащимися материала как условие активизации их познавательной деятельности.
  5. Некоторые приемы развития логического мышления  учащихся при изучении нового материала.
  6. Приемы развития творческого мышления учащихся при изучении нового материала.  
  7. Роль школы в развитии познавательных способностей учащихся.

   III Заключение

   IV  Библиография

I  Введение

Человек является  высшей  ценностью  общества.

Успехи  общественного  развития  в  огромной  мере  будут  зависеть от того, насколько  рационально  удастся  использовать  на  пользу  общества  способности  каждого  человека.

 В период научно – технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников умением самостоятельно пополнять знания, развить их познавательные способности

Но  традиционная  система  обучения  в  школе  не создает  благоприятных  условий  для  развития  личности .

С  одной  стороны  мы  видим требования  времени  к  процессу  обучения,  а  с  другой    стороны  -  недостаточную  эффективность  образовательной  системы.

Возникает  необходимость  глубокого  изучения  проблем  развития  ребенка, изучения  его  индивидуальных  особенностей.

Проработав  21 год  учителем  физики,  я пришла  к  выводу, что  проблема  развития  познавательных  способностей  учащихся  актуальна  для  любого учебного предмета. Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель моей работы по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать  в жизнь научно – технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

На  протяжении  5  последних  лет моей целью   является  формирование  способности  к интеллектуальной  социализации, которое предполагает, прежде всего, развитие индивидуальных качеств личности.

Как развить ученика в минимально отведенное время урока?

Что должно преобладать в таком развитии?

Какие условия необходимы для развития способностей к познанию?

Поэтому целью моего исследования является определение психолого-педагогических условий  активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках физики.

Предметом исследования являются познавательные способности учащихся.

Объектом  исследования служат учащиеся школы.

При разработке данной темы мною были использованы идеи

  1. развития ребенка  Л.В. Выгодского,
  2. развивающего обучения Л.В. Занкова
  3. дифференцированного обучения З.И. Калмыковой
  4. проблемного обучения М.И. Махмутова  

II Активизация познавательной деятельности учащихся при  изучении физики.

1.  Психолого-педагогические условия развития познавательных   способностей учащихся.

   «Способность» в толковом словаре трактуется, как природная склонность или природная одаренность или возможность осуществления  какой-либо деятельности, умение делать что-либо.

   Способность - это индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешности выполнения.

Особое место в развитии познавательных способностей учащихся должно быть уделено развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков, т.е. умению выделять новое, умению провести собственные иллюстрации изучаемых теоретических фактов, умению пользоваться таблицами, схемами, графиками, умению изучать материал самостоятельно, пользоваться приемами анализа и синтеза и т.п.

Для развития познавательных способностей необходимо развивать способности психики ребенка:

  1. перцептивные способности /восприятие/
  2. мнемонические способности / способности памяти/
  3. способности представлений и воображение
  4. аттенционные способности /внимание/

      Учитывая основные факторы развития познавательных способностей учащихся и компоненты познавательной деятельности, мною были определены наиболее важные  показатели развития способностей к познанию.

     Основные показатели  развития познавательных способностей учащихся:

        1)устойчивое или неустойчивое внимание

        2)объем внимания

Внимание        3)переключение внимания

        4)распределение внимания

        1)механическая

Память        2)смысловая

        3)кратковременная или долговременная

Мышление        1)умение выделить в предметах свойства

        2)умение устанавливать связи

        3)умение делать выводы

        4)умение проводить классификацию

        5)мышление репродуктивное

        6)творческое мышление

ОУУН (7-11 кл)1)умение самостоятельно определять учебные задачи

        2)умение составлять план

        3)умение выделять главное

        4)умение делать обобщения и выводы

        5)умение работать самостоятельно

                                    6)умение работать с учебником, литературой

Познавательный        1)наличие ситуативного интереса

интерес        2)учится по необходимости

        3)интересуется отдельными предметами

        4)проявляет повышенный интерес к учебе

Уровни:        Критерии:

1 низкий /1 балл/        а) от 23 до 40 баллов -низкий уровень

2 средний /2 балла/        б) от 40 до 54 баллов – средний уровень

3 высокий /3 балла/        в) от 54 до 69 – высокий уровень

      Проверку уровня развития познавательных способностей можно проводить индивидуально, а также для всего класса.

        Каковы же условия для развития способностей?

1)обучение на высоком уровне сложности

2)опора на самостоятельность детей

3)включение в жизнь ребенка индивидуально- значимых видов деятельности

4)дифференциация обучения

        5)индивидуально - развивающее обучение

        6)обучение в быстром темпе

        7)осознание учениками процесса обучения

        8)развитие самосознания каждого ученика

        9)смена видов деятельности

                            10)совместная творческая деятельность учителя и  учащихся

        11)учение, основанное на интересе

        12)эмоциональность обучения

Условия развития познавательных способностей делятся на два направления:

  1. психологические
  2. педагогические

К  психологическим условиям относятся условия, способствующие развитию психологических  умений. К таким условиям относятся: методики по развитию памяти, внимания, техники чтения, письма и счета, приемы развития мышления, эвристические приемы умственной деятельности и т.п.

На своих уроках для создания благоприятного микроклимата я использую следующие  приемы мотивации обучения:

  1. Включаю в учебную деятельность разнообразные виды заданий
  2. Включаю в урок занимательные задачи , ребусы, загадки
  3. Веду  обучение на высоком уровне сложности
  4. Добиваюсь того, чтобы всеми учениками материал был понят и осознан.

     Для улучшения памяти рекомендую учащимся использовать следующую памятку.

                  Памятка для учащихся по развитию памяти

  1. Осознать, для чего требуется запомнить изучаемый материал.
  2. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь.
  3. Чем больше работать с учебным материалом, тем лучше он запоминается.
  4. Применяй в учебной работе различные виды памяти: образную, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную.
  5. Закрепляй в памяти учебный материал как можно скорее.
  6. Заучивай большой текст наизусть не сразу, а с перерывами. Не только читай, но и пересказывай изучаемый материал.

     Условия, осуществляемые через совершенствование форм обучения:

  1. Проблемное обучение
  2. Разнообразные виды лекции.
  3. Разнообразные виды уроков
  4. Работа в группе, в паре.
  5. Самооценка работ.
  6. Коллективно- творческая деятельность учащихся
  7. Создание проблемных ситуации.

Для развития способности к познанию использую разнообразные  формы учебной деятельности.

Коллективные формы.

  1. Работа в сменных парах
  2. Факультативные занятия
  3. Занятия кружка
  4. Работа в группах

Особо хочу остановиться на групповой форме работы. Такую форму работы применяю в своей практике уже много лет и все чаще прихожу к выводу о том, что она наиболее эффективна при работе с учащимися старших классов. Школьники, находящиеся в одинаковых условиях обучения, усваивают учебный материал по разному. Одни – на высоком уровне, другие - на среднем, третьи - на низком.

   З.И.Калмыкова писала: «Столь же существенными оказываются и различия в усвоении способов приобретения знаний и оперирования ими, в овладении методами познания. И еще более существенны и устойчивы различия между учащимися по уровню обучаемости  (степени сформированности тех качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности). У одних это- глубина ума, устойчивость ума, гибкость ума, устойчивость мыслительной деятельности». Кроме того, дети различны по темпераменту ,могут иметь постоянный состав или меняться в силу времени и обстоятельств.

    Чаще всего на моих уроках класс делится на группы по степени обученности. В каждой группе есть консультант из числа наиболее подготовленных учащихся. Педагог наблюдает как за деятельностью консультантов, так и за работой всей группы.

    В основу групповой работы учащихся положен принцип Ходжи Насретдина «Пусть те, которые знают расскажу тем, которые не знают».

   Групповая работа может быть организована на любом из типов уроков.

     Лекция является формой коллективной работы, побуждает ученика к самостоятельному поиску новых знаний, развивает умственную способность.

   Какие же лекции способствуют развитию познавательных способностей?

            К таким лекциям можно отнести:

а) проблемную лекцию / по основным положениям обсуждаемой темы перед слушателями выдвигаются познавательные проблемы, задачи, задания/.

б) визуальная лекция /в рисунках, графиках, схемах/

в) лекция –пресс – конференция /по вопросам учащихся /

с) лекция –провокация /с заранее запланированными ошибками/

д) лекция –диалог /вопросы учителя к учащихся и учащихся к учителю/.

   К общим способностям относятся способности, необходимые для всякой деятельности: наблюдательность, воображение, хорошая память  и т.д.

   Способности различаются и по уровню их развития. Высшую степень развития называют талантом.

   Особенно важной для детей является способность к учению.

   От чего же зависит уровень способностей?

   Прежде всего от тех условий, в которых живет, воспитывается и обучается человек.

   Но одних только благоприятных условий  для развития способностей недостаточно, надо чтобы сам человек стремился к развитию своих способностей.

Способности ребенка могут получить свое развитие только в деятельности. Нет другого пути развития познавательных  способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности.  

2. Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершают  отдельные действия: слушают объяснения учителя, читают учебник и дополнительную литературу, решают задачи, выполняют экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции. В качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов  ведущим  является мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит прежде всего активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы  учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Задача формирования  у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Не воспитывая, не  пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление.

Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

В мыслительной деятельности  школьников можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

Понимание – это аналитико – синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, опыт выполнения различных умственных действий (сравнения, противопоставления, сопоставления, классификации, определения и т. д.). Повторяя рассуждения учителя и учебника, подражая им, ученик осваивает приемы мыслительной деятельности. Поэтому глубокое понимание материала учащимися является предпосылкой самостоятельного решения ими задач, является первой ступенью их познавательной активности.

  Рассмотрим логические приемы мышления. Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.

     Мышление-процесс сознательного отражения действительности, в ее свойствах, связях и отношениях.

    К логическим приемам мышления ученые-психологи относят:

  1. умение выделять в предметах свойства;
  2. формирование понятия от общих и отличительных признаков предметов;
  3. умение отличить в предметах существенные свойства от свойств несущественных;
  4. выводить следствие из факта принадлежности предмета к данному понятию;
  5. установленные связи между родовыми и видовыми понятиями;
  6. выведение следствий;
  7. классификация.

  Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Среди всех  мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Как  все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывает формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т.д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса  к предмету.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных  ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся.

Воспитание познавательного интереса к предмету  у школьников во многом зависит  и от личности учителя. Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлеченный, доброжелательный) – основа успеха педагогической  деятельности.

Чтобы пробуждать и развивать интерес к физике, учитель должен любить свой предмет, рассматривать воспитание учащихся и обучение их к физике как высокий гражданский долг, соотносить задачи обучения и воспитания учащихся с экономическими задачами общества и во всех своих действиях и поступках проявлять себя как личность, обладающая активной жизненной позицией.

3. Приемы пробуждения у учащихся интереса к физике.

Каковы же приемы занимательного изложения материала на уроках физики? Это следующие приемы:

  1. Положения науки иллюстрируются событиями современности.
  2. Привлекаются примеры их техники.
  3. Используется художественная литература, легенды, сказания.
  4. Предполагаются  различные фантастические ситуации, например: рассмотрение последствий внезапного прекращения земли, изменения наклона ее оси.
  5. Используются парадоксы.
  6. Разбираются бытующие предрассудки.
  7. Делаются неожиданные сопоставления.
  8. Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.
  9. Анализируются физические  фокусы, подвижные и настольные игры и т.д.
  10. Приводятся примеры использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино.
  11. Делаются экскурсы в область истории науки.

Особенность физической науки, ее красоту можно раскрыть уже в VII классе. Так, при закреплении темы «Давление жидкости и газов»  мы делаем такой  вывод, что в основе изученного материала лежит два экспериментальных факта: жидкость или газ, находящиеся в замкнутом сосуде, передают производимое на них давление во все стороны равномерно и жидкость и газ имеют вес. Из этих двух фактов теоретически можно получить:

  1. жидкость и газы оказывают давление на дно сосуда и на тела, помещенные в них;
  2. это давление зависит от плотности жидкости и высоты ее  столба;
  3. на тела, погруженные в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме погруженной части тела;
  4. в сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне;
  5. условие плавания тел на поверхности и внутри жидкости;
  6. существование атмосферного давления;
  7. условие воздухоплавания.

Знание этих законов позволило людям рассчитать и создать различные машины, приборы и технические конструкции. Например,  закон сообщающихся  сосудов используется при устройстве шлюзов, водопроводов, гидравлического пресса. При устройстве барометров, альтиметров, воздушных насосов учитывается факт существования атмосферного давления.

Большое впечатление на учащихся производят ответы на вопросы из повседневной жизни:  почему небо синее? Почему в  мороз снег скрепит под ногами, а деревья трещат? Почему лед скользкий, мокрая почва темная, а сухая намного светлее? Почему лед прозрачный, а снег белый? И другие. Подобные вопросы я использую перед объяснением, чтобы привлечь внимание учащихся.

Наиболее эмоциональное воздействие оказывают занимательные опыты, поражающие учащихся своим неожиданным результатом или способом постановки. Так, например, на уроке по теме «Атмосферное давление» большой интерес вызывает опыт «Тяжелая газета». Лист газеты, хорошо расправленный, кладется поверх ученической линейки, конец которой выступает за край стола. Если по этому выступающему краю резко ударить ребром другой линейки, то лежащая линейка ломается, а газета остается целой. Если газету положить  на линейку в сложенном виде, то при ударе противоположный конец линейки поднимается и газета падает.

Использование в качестве демонстрационных материалов детских игрушек оживляет урок и привлекает внимание учащихся к изучению трудных вопросов. Например, в VII классе после введения понятия «траектория» можно бросать детский воздушный шарик и попросить детей по очереди толкнуть его рукой. В результате в классе оживление, движение, игра. После, поймав шар, можно спросить: по какой траектории двигался шар? Так абстрактное понятие «траектория» конкретизируется ярким примером.

Большую познавательную и воспитательную ценность имеют опыты, в которых учащиеся выступают как исследователи. Например, перед изучением темы «Кипение» я предлагаю ученикам пронаблюдать и записать все явления, которые происходят при кипячении воды. Затем результаты  наблюдений обсуждаются в классе. При этом выясняется, что одни учащиеся заметили только то, что вода при кипении бурлит и выделяется пар, а другие гораздо больше: вода нагревается постепенно,  в некоторой момент чайник начинает шуметь, заметен легкий пар, затем чайник затихает, а вода в нем становится молочно – белой, и лишь потом она начинает бурно кипеть и пар клубится над чайником, а если он закрыт, то пар вылетает из носика чайника со свистом. Такие задания учат видеть в изучаемых явлениях особенное, существенное, развивают наблюдательность, что является залогом успеха изучения нового материала на основе опытов.

Определенный круг физических задач тоже может способствовать развитию интереса к предмету. Иногда учащихся привлекает само содержание задачи, заинтересованность в конечном  ее ответе.

Развитию  интереса к физике способствует также использование на уроках художественной, научно – популярной и научно – фантастической литературы. Например, учащимся VII класса можно процитировать отрывок из сказки Ершова «Конек – Горбунок»:

Ну – с, так едет наш Иван

За кольцом за океан.

Горбунок летит, как ветер,

И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал;

предложить  решить задачу: с какой скоростью ехал Конек – Горбунок? Если предложить, что Горбунок скакал 20 ч, а верста не больше километра, то средняя скорость его 1,4км/с, т.е. значительно больше скорости ветра, которая даже при урагане не превышает 150м/с.

Научно – популярную литературу следует постоянно рекомендовать учащимся, организуя с этой целью стенды, недели книги по физике, устные физические журналы и другие формы классной и внеклассной работы. Использование разнообразных приемов работы помогает поддерживать на протяжении всего урока желаемый уровень активности учащихся.

4. Понимание учащимися материала как условие активизации их познавательной деятельности.

Следует выделить четыре аспекта этого вопроса:

  1. Организация восприятия нового материала учащимися;
  2. Использование доказательных приемов объяснения;
  3. Учет методологических требований и психологических закономерностей;
  4. Обучение работе с учебником

1)Организация восприятия нового материала учащимися.

При  правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность. Большое значение, например, имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся. Надо убеждать их в логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. А для этого раскрывается логика развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов. Например, приступая к изучению закона всемирного тяготения,  я напоминаю учащимся, что они изучают силы природы, познакомились уже с силой упругости, а на сегодняшнем  уроке они узнают о силе всемирного тяготения. На следующем уроке сообщаю, что сегодня они более подробно познакомятся с частным случаем гравитационной силы – силой, с которой Земля притягивает к себе все тела, т.е. силой тяжести. После этого тему урока записываю на доске, и обращаю внимание учащихся на познавательные задачи урока. Сформулированное познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности учащихся.

Покажем различие между темой урока и его познавательными задачами на примере нескольких уроков IX класса.

Тема урока

Познавательные задачи.

Пружинный маятник

Выявить условия возникновения свободных колебаний.

Математический маятник.

  1. Объяснить, почему маятник, выведенный из положения равновесия, будет совершать колебания.
  2. Показать, что условия возникновения свободных колебаний справедливы и для математического маятника.

Сформулированные познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности учащихся. Осознание цели – необходимое условие любого волевого действия.

2) Приемы объяснения материала на уроках физики.

Чтобы успешно решать задачу активизации познавательной деятельности учащихся , учитель должен знать сущность этих приемов, видеть возможность объяснения материала каждого урока многими приемами и уметь обоснованно выбирать их оптимальное сочетание.

Индуктивный прием объяснения материала. Например, в ряде опытов можно убедить учащихся, что любая однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном горизонтальном уровне, что все жидкости и газы передают производимое на них извне давление во все стороны и т.д.

На основе индуктивного приема можно излагать не только экспериментальные зависимости между величинами, но и устанавливать существенные свойства изучаемых объектов, условия протекания явления и т. д. Например, учащимся предлагаю на основе анализа различных сосудов, в число которых входят как сообщающиеся так и несообщающиеся, выявить существенное свойство сообщающихся сосудов. Предложенные сообщающиеся сосуды при этом отличаются между собой размером, формой, цветом, материалом и т.д.

Дедуктивные приемы объяснения. Дедуктивные приемы раскрывают сущность теоретического подхода физики к изучению явлений. Они способствуют развитию абстрактного мышления учащихся. Выбор приема изложения диктуется иногда и самим материалом. Например, на основе опыта (индуктивно) нельзя строго ввести формулу кинетической энергии, а теоретически ( в пределах школьного курса физики) невозможно доказать, что все параллельные пучки собираются линзой в одной точке.

3)Учет методологических и психологических требований.

Выбор приемов объяснения диктуется не только уровнем развития познавательных способностей учащихся и задачей дальнейшего развития, но и рядом методологических требований. Если основные постулаты и принципы теории, составляющее ее ядро, не выводится индуктивно из опыта в процессе научного познания, то излагать их индуктивно в школьном преподавании – это значит закладывать неправильное понимание учащимися процесса научного познания, нарушать методологию науки. Поэтому основные положения теории – утверждения высокого уровня обобщения, до которых поднялась наука, - должны излагаться учащимися без вывода и подтверждаться опытными фактами, т.е. на основе информационно – иллюстративного приема.

При формировании физических понятий необходимо учитывать, что они имеют весьма абстрактный характер. Основные физические понятия «масса», «сила», «энергия» и т.д. не имеют наглядного выражения. Они выявляются на основе анализа отношений между объектами. Например, сила – не нечто содержащееся в теле,  сила – количественная мера взаимодействия  двух тел. Именно анализ различных взаимодействий позволяет установить понятие силы и способ ее измерения.

Иногда встречаются недостатки в знаниях учащихся, они усваивают не всю совокупность существенных признаков, а лишь некоторые  из них, другие существенные признаки понятия учащиеся опускают, не принимают их во внимание.

Для предупреждения этого недостатка в знаниях учащихся при изложении и закреплении материала использую такие примеры, опыты, задачи, упражнения, в которых одинаково  часто были бы представлены все существенные признаки понятия. Например, для избежания недостатков в усвоении понятия внутренней энергии в VIII  классе чаще прибегаю к таким вопросам:

  1. Лед или вода обладает большей внутренней энергией (масса их одинаковы)?
  2. Что обладает большей внутренней энергией: вода или водяной пар, имеющий ту же массу?
  3. Уменьшиться или увеличиться внутренняя энергия воды, когда она замерзнет? Превратиться в пар? И т.д.

4) Работа  с учебником.

Пониманию учащимися материала, развитию их мышления весьма способствует систематическая и целенаправленная работа с учебником на уроке. Систематическая работа по выделению главного в изучаемом параграфе и составлению плана рассказа приводит к осознанию учащимися обобщенных планов изложения учебного материала. Например, при рассказе о физическом законе ученик почти всегда может руководствоваться следующим планом:

  1. Формулировка закона, математическая запись закона, график.
  2. Область действия закона.
  3. Опытное его подтверждение.
  4. Теоретический вывод или объяснение.
  5. Кем, когда, как был открыт закон.
  6. Где проявляется действие этого закона в природе.
  7. Каковы его следствия.

План рассказа о физической величине обычно выглядит так:

  1. Определение физической величины. (обычно через связь с другими величинами)
  2. Математическая запись этого определения.
  3. Единицы измерения.
  4. Способы (практические) ее измерения.
  5. Границы применимости данного понятия.

С первых уроков физики в VII  классе постараюсь приучить учащихся при чтении текста обращаться к рисункам, чертежу, таблицам. Ставлю учащимся такие вопросы: что изображено на рисунке? Что говорится об этом рисунке в тексте? И т.д. постоянное обращение внимания учащихся на рисунки учебника, задания на сопоставление рисунка и текста приводят к тому, что учащиеся начинают видеть в них дополнительную информацию и, изучая текст учебника, одновременно работают с его иллюстрациями. Вырабатывается весьма необходимый навык работы с книгой.

5. Некоторые приемы развития логического мышления учащихся при изучении нового материала.

а) Метод эвристической беседы.

Остановившись на методе беседы, заранее планирую, что предложить учащимися для анализа (какие опыты, примеры, какую модель и т.д.), выделяю знания необходимые для решения познавательной задачи урока. Это позволяет, во – первых, предусмотреть, посильно ли учащимся самостоятельное решение познавательной задачи, и во – вторых, правильно руководить мыслительной деятельностью учащихся.

б) Задания на сравнение и систематизацию материала. Например, заканчивая изучение темы «Силы в природе», я предлагаю учащимся систематизировать полученные знания по следующим параметрам: природа, силы, ее направление, закон, которому она подчиняется.

газы

жидкости

Твердые тела.

Расстояние между молекулами

Характер расположения молекул

Характер движения молекул

Скорость движения молекул

Сила взаимодействия

        Эти задания благотворно влияют на качество знаний учащихся. Их выполнение требует от учащихся анализа, сопоставлений, обобщений и других умственных операций, т.е. ведет к умственному развитию.

в) Экспериментальные работы учащихся при изучении нового материала.

Фронтальные опыты учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствует  развитию мышления .Активизация мыслительной деятельности достигается соответствующей постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса. Например, в VII классе  перед изучением понятия скорости предлагаю пронаблюдать за движением стеаринового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой.  При выполнения заданий учащиеся руководствуются указаниями, которое им дается в письменном виде.

  1. Одновременно расположить трубки с пластилиновым и свинцовым шариками вертикально так, чтобы в начальный момент времени шарики оказались вверху. Наблюдайте за движением шариков.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Чем отличается движения шариков?
  2. Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее?
  1. Одновременно расположить трубки с пластилиновым и стеариновым шариками вертикально так, чтобы в начальный момент времени шарики оказались вверху. Наблюдайте за  движением шариков.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Чем отличается движения шариков?
  2. Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее?
  3. Чем отличаются движения шариков в первом и во втором опытах?
  4. Какой из шариков движется быстрее- стеариновый или свинцовый?
  5. Какой из трех шариков самый быстрый? Самый медленный?
  6. Ответы на четвертый и пятый вопросы еще раз проверьте опытом.

        В         результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения учащихся дается понятие скорости.

        Эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы развивают познавательную самостоятельность учащихся, знакомят их с сущностью экспериментальных исследований, способствуют осмысливанию изучаемого материала и прочности усвоения.

с) Самостоятельное изучение материала учащимися на основе работы с учебником.

Условия, осуществляемые через содержание учебного материала:

  1. Работа по различным альтернативным учебникам.
  2. Интегративные курсы
  3. Многовариантные задания
  4. Исследовательские задачи
  5. Интегративные познавательные задачи
  6. Использование дополнительной литературы
  7. Проблемные вопросы к классу
  8. Конструктивные и прикладные задачи
  9. Практические работы с элементами эксперимента, исследования
  10. Использование элементов историзма.

Очень часто на уроках физики работа с учебником сопровождается с раздаточным материалом или фронтальным экспериментом. При самостоятельном изучении параграфа «Применение рычагов в технике и быту» в VII классе в качестве раздаточного материала использую конторские ножницы, ножницы для резки листового металла, плоскогубцы, кусачки, клещи. Заданию включаю следующие вопросы:

  1. Прочтите параграф.
  2. Рассмотрите устройство имеющихся на столе предметов. Выявите существенные признаки рычага в каждом инструменте ( точку опоры, плечи сил).
  3. Найдите для каждого рычага отношение плечей сил. Объясните различие этих отношений для разных инструментов.
  4. Проверьте на опыте соотношение сил при равновесии рычага для одного из инструментов.

        Проверка выполнения самостоятельной работы проводится на основе фронтального опроса.

д )Логико – поисковые самостоятельные работы учащихся.

Если вдумчиво и целенаправленно  организуешь  работу по развитию познавательных способностей учащихся,  последовательно усложняешь познавательные задачи, решаемые ими, предоставляешь учащимся все большую самостоятельность, удастся добиться значительных сдвигов в умственном развитии детей.  

е) Развитие мышления учащихся при решении физических задач. Поистине  неограниченные возможности для развития мышления учащихся открываются перед учителем при обучении решению физических задач. Каким бы приемом ни решалась  физическая задача, она требует от решающего активной мыслительной деятельности. Недаром психологи утверждают: «Общая схема решения всякой задачи заключается в соотнесении условий и требований через их сопоставление друг с другом… т.е. представляет собой анализирование и синтезирование в их взаимной связи и взаимосвязи».Однако решение задач способствует развитию мышления школьников лишь в том случае, если каждый ученик сам решает задачу, прилагая для этого определенные усилия. Поэтому я составила пакет  дифференцированных  задач.

С целью развития мышления полезно и предлагать учащимся задания по самостоятельному составлению задач и решать задачи с недостающими или излишними данными, задачи на «прикидку» результата. Желательно разнообразить виды решаемых задач, чаще предлагаю графические, качественные и экспериментальные задачи. Например, определить глубину погружения деревянного бруска в воду, в керосин.

6. Приемы развития творческого мышления учащихся при изучении нового материала.

Творческая  деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения точно обоснованных доказательств.

а) Проблемное обучение физике.

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся стремятся организовать по логике, развертывания творческого познавательного процесса, а именно:

  1. Создают проблемную ситуацию, анализируют ее и в ходе анализа проводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.
  2. Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки подвергаются анализу, с тем чтобы найти наиболее рациональное решение.
  3. Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, часто экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несет в себе новое знание об изучаемом объекте. В результате учащиеся добывают некоторую систему знаний.

Как  создаются проблемные ситуации на уроках физики?

Исследования показывают, что на уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

  1. противоречия  между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
  2. противоречия процесса познания. Иначе говоря, противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми.
  3. Противоречия самой объективной реальности.

Использование противоречий между жизненным опытом учащихся и научными знаниями.

Жизненный опыт и все предшествующее обучение убеждают учащегося VIIкласса в том, что 1+1 всегда равно двум. Например, начав урок,  посвященный строению вещества напоминаю об этом. А затем показываю известный опыт. Налью в длинную стеклянную трубку воды (примерно до половины ее длины), а затем подкрашенный спирт. Отмечу верхний уровень жидкостей. Затем, закрыв отверстие трубки, поворачиваю  ее несколько раз верхним концом вниз и обратно. В результате перемешивания жидкостей их объем уменьшится. То, что результирующий объем жидкости не равен сумме первоначальных объемов, и рождает проблемную ситуацию.

Использование противоречий между новыми и ранее полученными научными знаниями. Перед изучением закона Ома для всей цепи можно создать проблемную ситуацию, показав опыт, где в качестве источника тока взят выпрямитель или сухие элементы. В этом опыте пропорциональная зависимость между силой тока и напряжением, хорошо знакомая учащимся из закона Ома для участка цепи, не наблюдается. Более того, при уменьшении силы тока, напряжение во внешней цепи возрастает.

Для создания проблемной ситуации могут быть использованы занимательные задачи, примеры содержащее в себе противоречия, разрешение которых приводит к усвоению нового знания.

Немного о проблемном изложении материала. Проблемное изложение используется тогда, когда у учащихся недостаточно знаний для самостоятельного  анализа проблемной ситуации, для высказывания гипотез. Например, ученики не могут объяснить противоречия между волновой теорией света и основными закономерностями фотоэффекта. Поэтому такой материал целесообразно дать на основе проблемного изложения.

Оценивая высоко проблемное обучение, необходимо отметить, что оно не может выступать единственным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Главное в том, что учащиеся должны быть подготовлены к самостоятельному решению проблем.

б) Частично – поисковые задания.

Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка. При изучении материала на основе теории учащимися полезно ставить задания на предсказание новых следствий, а также на поиск принципа объяснения изучаемых явлений. Нахождение принципа объяснения того или иного явления часто составляет сущность решения качественных задач, а поиск ответа на вопрос «как?» составляет основную ценность творческих заданий.

Задания на предугадывание  результатов эксперимента.  В качестве оснований для выдвижения гипотез могут выступать теории, аналогии, жизненные наблюдения. Например, после подробного объяснения механизма испарения жидкостей учащимся VIII класса полезно предложить предсказать законы испарения (Что будет влиять на скорость испарения жидкости? Какое изменение температуры должно при этом наблюдаться?)

После демонстрации опыта не сразу объясняю его, а спрашиваю от учащихся. Например:

-Как вы думаете, почему в трубке Торричелли ртуть останавливается на высоте 760 мм?

Эти вопросы нацеливают учащихся на поиск принципа объяснения явления и представляют собой задания, рассчитанные на творческую деятельность учащихся.

        Успеха можно добиться лишь в том случае, если работу развитию познавательных способностей учащихся проводить систематически.

Эффективность обучения, а значит и развития познавательных         способностей учащихся  невозможно без хорошей организации внеклассной работы по предмету. Последние годы внесли много корректив в планирование  такой работы. Наряду с традиционными формами работы появились новые конкурсы, турниры, игры, тестирование и другие.

7. Роль школы в развитии познавательных способностей учащихся.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации об образовании. В нем, в частности, говорится, что система образования должна    адаптироваться к уровням и особенностям развития обучающихся, что дает широкие возможности  для внедрения различных форм дифференциации.

        В основе дифференциации лежат индивидуально- психологические особенности  учащихся.

       Значительный вклад в разработку проблемы дифференциации внесли труды российского психолога Б.М.Теплова и его учеников. Ведущую роль в его работах заняло исследование  понятия «способность». В работах Б.М.Теплова подчеркивается, что:

  1. Способности могут быть выявлены только на основе анализа особенностей деятельности;

   Для того, чтобы способности дали о себе знать, нужна соответствующая среда, соответствующее обучение. Важно помнить, что психологи выделяют определенные возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития специальных способностей.

   Наиболее ранний период имеют способности лингвистические и музыкальные.

   Они ярко проявляются уже в начальной школе. Математические же способности обнаруживаются позже, примерно к 14-15 годам. Поэтому нельзя исключать из программы предметы, носящие общекультурный, развивающий характер.

   В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 и в документах по модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, в основе которого лежат принципы дифференциации.

   В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня объединяются в учебные группы.

    Именно в 7-8 классах учащихся начинают проявляться более выраженные способности к отдельным предметам, поэтому и классы с углубленным изучением предметов целесообразно создавать для детей этого возраста. Образовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным, где организовано углубленное изучение нескольких предметов.

     Профильные предметы - предметы повышенного уровня, определяют направленность конкретного профиля обучения.

    По мнению академика РАО  Александра Кузнецова, на старшей ступени обучения (судя по результатам социологических опросов) в одном учебном заведении реально можно осуществлять 4-5 профилей обучения. Профиль школы определяется ее возможностями, кадровым составом, пожеланиями учащихся и родителей.

    Все эти наблюдения необходимо учитывать при работе с детьми и руководствоваться следующими принципами:

  1. Направлять обучение на развитие личности ученика, формировать для каждого школьника свой собственный индивидуальный стиль деятельности;
  2. Обеспечить каждому учащемуся возможность выбирать учебный материал в соответствии с его интересами;
  3. Помочь каждому ученику учиться успешно, творчески.

                                         III  Заключение

Академик Б.В.Гнеденко писал: «Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Мы имеем в виду две особенности: способность мыслить и передавать свои мысли. От того, насколько успешно удается решать эти задачи зависит прогресс общества»

Ключ к повышению уровня образования – развитие познавательных способностей детей. Для успешного решения данной задачи требуется разработка и внедрение общешкольной системы развития познавательных способностей учащихся охватывающей все направления работы школы, где должны принять активное участие не только ученики и учителя, но и общественные организации, а также родители.

IV   Библиография

  1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения.- М. 1978г.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Издательство«Деловая книга»,Екатеринбург1996 г.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения.- М.Просвещение.1990 г.
  4. Усова А.В, Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике- М.:Просвещение, 1984.
  5. Шахмаев Н.М., Павлов Н.И. Физический эксперимент в средней школе.- М.: Просвещение. 1991.
  6. Низамов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся.- Казань, 1989 г.
  7. Пидкасистый П. И. , Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке.-М. «Знание» 1985 г.
  8. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М.1980  г.
  9. Пунский В.О. Азбука учебного труда .- М. Просвещение. 1988г
  10. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога.
  11. Ромадина Л. П.Справочник завуча. - М. 2000 Г.
  12. Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М. Пед. Общество России, 1999г.
  13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Асаdem А 1998 г.
  14.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М. Просвещение 1998 г.
  15. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.-М. Просвещение 1990 г.
  16. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1980.
  17. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977.
  18. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просещение, 1980.
  19. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах. Дефинициях, иллюстрациях. М. Пед. Общество России, 1999г.
  20. Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе. -М.: Новая школа , 1996г.
  21. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1975

                                        Рецензия

на реферат «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики» учителя физики Атясевской  основной общеобразовательной  школы Актанышского района         РТ                   Фатиховой Дании Ахтямовны, аттестующейся на первую категорию.

Традиционная система обучения в школе не создает благоприятных условий для развития личности. Возникает необходимость глубокого изучения проблем развития ребенка, изучения его индивидуальных способностей. Проблема развития познавательных способностей учащихся актуальна для любого учебного заведения.

Целью данной работы является формирование способности к интеллектуальной социализации, которое предполагает, прежде всего, развитие индивидуальных качеств личности, определение психолого-педагогических условий развития познавательных способностей учащихся. При разработке данной темы использованы идеи развития ребенка Л.В.Выгодского, развивающего обучения Л.В. Занкова , дифференцированного обучения З.И. Калмыковой, проблемного обучения М.И. Махмутова.  

Ценно то, что цель достигается с помощью решения нескольких задач: развивающей, воспитательной, образовательной.

Особо надо отметить, что на основе собственного опыта  учитель дает некоторые практические рекомендаций. Например, для успешного овладения теоретическим материалом следует больше  уделять внимания индивидуальной работе с учащимися. Кроме индивидуальной  формы работы используются различные формы групповой и парной работы.

         Квалификационная работа (реферат) соответствует требованиям руководителя  I категории  и опыт работы может быть рекомендован в практической деятельности педагогов школы.

Руководитель Актанышского районноного информационного методического объединения учителей физики  : _______________    (Р.Х.Якупова)      

                                   

                                                                                               01.12.2004                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы активации познавательной деятельности учащихся на уроках

Работа выполнена при обучении на курсах "Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении" в Государственном образовательном учреждении Педагогическая академия последипломного образо...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Активация учебно - познавательной деятельности учащихся.

В данной статье предлагаются методы и приёмы повышения интереса детей к учебе....

Использование исследовательского метода как средства активации познавательной деятельности учащихся.

Из года в год материал который должны усваивать школьники становится все труднее и труднее. Как же педагогу сохранить качество знаний на прежнем уровне? Нужно заинтересовать детей. Это можно сделать с...

Презентация на тему «Использование ИКТ на уроках математики для активации познавательной деятельности учащихся»

Использование компьютера  на всех этапах урока в демонстрационном и индивидуальном режиме: при устном счете, при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания, при контроле усвоения...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....