Методические ркомендации на тему оценивания образовательных достижений по биологии.
методическая разработка по биологии (5 класс)
Оценочные инструменты позволяют оследить динамику достижений в изучении биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карта оценивания УУД | 161.46 КБ |
таблица - определитель УУД | 18.13 КБ |
tablitsa.uud_.docx | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации на тему «Система оценивания образовательных достижений в биологии»
Система оценивания образовательных достижений:
Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При правильном определении целей достижения образовательных результатов и способов их оценки данные инструменты дают учителю необходимую информацию. Благодаря критериальному подходу осуществляется обратная связь с учениками и родителями, которая более информативная, чем традиционные оценки. Такой подход более трудоемкий, чем выставление оценок, но он эффективнее обеспечивает решение задач современного образования
Методы и формы оценивания образовательных достижений:
В соответствии с ФГОС образовательном процессе оценивается уровень сформированности личностных результатов, которые проявляются в: соблюдении норм и правил поведения, принятых в нашей школе; участии в общественной жизни школы и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
Схема системы оценивания
Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
Обеспечить обратную связь;
Оценить степень достижения намеченных целей;
Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Система оценивания
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Функции оценивания:
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений, обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений, обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).
Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Формирующее оценивание
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание позволяет учителю:четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Инновационные оценочные средства и формы
портфолио;
кейсы;
контекстные задачи;
междисциплинарные экзамены;
компетентностно-ориентированные тесты;
ситуационные задания.
Оценка устного ответа
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
При оценивании предметных результатов необходимо учитывать, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий.
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ребенка_______________________ класс________________________
Оценка сформированности УУД производится по трех балльной шкале 1 – низкий уровень 2 - средний уровень 3 – высокий уровень | |
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом. | |
1.1 определение личностного смысла учения, участия в проекте
|
|
2. Регулятивные УУД: умение организовывать свою учебную деятельность | |
2.1. принятие задачи: понять, запомнить, воспроизвести; | |
3. Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. | |
3.1.умение самостоятельно выделять и формулировать цель; 3.2. умение ориентироваться в учебных источниках; 3.3. умение отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; 3.4. умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 3.5. умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; 3.6. умение передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 3.7. умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 3.8. умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. | |
4. Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми. | |
4.1. умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 4.2. умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 4.3. умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4.отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
- Требования к метапредметным проектам
Паспорт проекта должен отражать
- Название проекта;
- Руководитель проекта;
- Состав проектной группы (ФИО учащихся, класс);
- Цели, задачи проекта;
- Механизмы проекта (основные способы решения задач проекта);
- План работы над проектом;
- Описание содержания выполненной работы (кратко);
- Продукт проекта:
Критерии оценки защиты проекта:
качество оформления паспорта,
продукта проекта;
четкость выступления;
оригинальность продукта.
Предварительный просмотр:
Таблица-определитель уровня развития УУД
на основе наблюдения за учащимся в процессе его учебной, внеурочной деятельности, участия в воспитательных мероприятиях
Характеристика низкого уровня | Характеристика среднего уровня | Характеристика высокого уровня | |
Регулятивные УУД | Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными. Не умеет самостоятельно прогнозировать результат даже учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения. Выполняет задания, не соотнося с целью или с образцом, предложенным учителем. Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности. Не умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками). | Умеет при помощи учителя поставить и сформулировать задание, определять его цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно. Умеет самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения. Умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками). Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки. | Умеет самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель. Умеет самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера. В процессе выполнения задания постоянно соотносит промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем. Умеет самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания. Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учеников, выделяет критерии оценки. |
Познавательные УУД | Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи. Затрудняется перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Не владеет навыками исследовательской деятельности. Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Испытывает значительные трудности в выполнении логических действий: абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза. | Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников. Выбирает наиболее простые способы решения задач (действует по образцу). Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить презентацию с использованием ИКТ. Частично владеет навыками исследовательской деятельности; самостоятельно план проверки предложенной учителем гипотезы; осуществляет наблюдения и эксперименты; умеет классифицировать и обобщать. Не всегда определяет основную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Умеет выполнять логические действия: абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза. | Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Систематически самостоятельно применяет методы информационного поиска, добывает новые знания, в том числе с помощью компьютерных средств. Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить текст отчѐта и презентацию с использованием ИКТ. Умеет выполнять логические действия: абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Определяет основную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. |
Коммуникативные УУД | Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Не умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Не умеет участвовать в диалоге. Отстаивая свою точку зрения, не соблюдает правила речевого этикета. Не может аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Не считается с другой точкой зрения на проблему. Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Не всегда может донести свою позицию до других. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Понимает и принимает факт, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной. Умеет строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме. Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет строить монологические высказывания. Владеет диалогической формой коммуникации. |
Личностные УУД | В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает. Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность. Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию. | Проявляет интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию, адекватно себя оценивает. Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей. Проявляет уважение к другим людям. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию. | Формирует эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Выполняет самостоятельные поступки и действия, принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений по предмету биология
Как и для чего задать вес оценки в электронном журнале? Возможность регулирования, улучшения и совершенствования процесса образования в части фиксирования метапредметных и предметных результатов в эле...
Система оценивания образовательных достижений на уроках биологии
Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестиро...
Система оценивания образовательных достижений по химии и биологии
Оценивание образовательных достижений по химии и биологии...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроке биологии
Для определения уровня успоения учебного материала использую:Входное, промежуточное и итоговое оценивание:- для оценки личностного прогресса ученика использую портфолио, анкеты, опросы, листы до...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии...
Система оценивания образовательных достижений в биологии
Диагностика предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения....