Познавательные игры на уроках биологии
методическая разработка по биологии (7, 8 класс)
Познавательные игры на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_igry_na_urokah_biologii.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные игры на уроках биологии
Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. К.Д.Ушинский
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации (Алексеева, 2006).
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на уроках биологии:
1. Игры – упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: «Третий лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
2. Игры – поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
3. Игры – соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, загадки
4. Познавательные игры – путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра – путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки. Класс насекомые Отряд сумчатые млекопитающие.
Игры должны всегда заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. Безоценочный подход к учебным играм устраняет один из основных стимулов: стремление к лучшему знанию учебного материала. Учебная игра – это не только, когда всем весело и интересно, но это ещё и огромный труд учителя и ученика, направленный на освоение или закрепление изученного материала, развитие абстрактного и логического мышления, умение работать в коллективе.
Игровые моменты можно проводить на различных этапах урока (объяснение, повторение, домашнее задание ); при проведении зачётных и обобщающих уроков; Игровые задания можно использовать и как индивидуальные, и как групповые, и как фронтальные, и как парные.
Тестовый контроль. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всего класса, выявить уровень усвоения материала, установить пробелы в их знаниях. Полученные результаты дают возможность учителю сравнить эффективность различных методик, применяемых на уроках и определить результативность своего труда. Тесты даются учащимся в начале или в конце урока.
Умение анализировать материал и решать задачи в наибольшей мере развивается в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность: ставится проблема, обсуждая которую учащиеся выясняют, что им необходимо узнать, чтобы ответить на возникшие вопросы. Это учит их мыслительному моделированию ситуации, выдвижению гипотез и планированию своих действий.
Основное условие обучения, направленное на развитие мышления учащихся, состоит в создании в классе обстановки открытости и доброжелательности, в которой каждый ученик может проявить самостоятельность, не боится задать любой, пусть даже “глупый”, вопрос. Доверительное общение обеспечивается спокойной, лишённой тревожного напряжения атмосферой урока. Доказано, когда снимается состояние напряжённости, возникающее у обучающегося из-за боязни ошибиться, из-за того, что их могут высмеять или они получат плохую оценку, повышается их умственная и творческая активность, улучшается понимание и усвоение материала. Сопереживание окружающих, их одобрение необходимы для развития познавательной и творческой активности.
Основная цель биологического образования состоит в обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Важное значение в учебном процессе принимает сотрудничество учащегося с преподавателем, в котором центральное место занимает самостоятельная работа учащегося по овладению учебным материалом, а учитель выступает консультантом и организатором деятельности учащегося.
Эффективность результата такого сотрудничества зависит, прежде всего, от планирования учителем процесса обучения в соответствии с логикой освоения учащимися знаний (восприятие —> осмысливание —> запоминание —> применение —> обобщение —> систематизация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.
В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...
Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов «Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»
Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов«Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»Девиз: «Чтобы победить, на...
«Ролевая игра и театрализация как способ развития познавательного интереса на уроках биологии.»
Методическая разработка о роли игры и театрализации на уроках биологии, как средсве повышения мотивации учащихся....
Статья: "Игра как средство познавательной деятельности на уроках биологии"
Школьный возраст – самый радостный период жизни, в котором невозможно без восторга открытий и радости побед, без пытливости и любознательности, мечтаний и фантазий, возможности помериться умом и...
Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...
Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов
Методическая разработка урока по биологии содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....
Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии
Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии...