Агроценозы
презентация к уроку по биологии (11 класс)

В материале рассмотрены вопросы: понятие агроценоза (агроэкосистемы), черты сходства и различия агроценоза и биогеоценоза, функциональные группы организмов в агроценозе, биологическое разнообразие агроэкосистем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agrotsenozy.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агроценозы ( агроэкосистемы )

Слайд 2

Агроценоз Агроценоз (от греч. agros –поле) – искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема для производства сельскохозяйственной продукции. Человек формирует агроэкосистемы , исходя из своих интересов, но с использованием организмов, созданных самой природой.

Слайд 3

Картофельное поле Гречишное поле

Слайд 4

Хлопковое поле Рисовое поле

Слайд 5

Сад Огород

Слайд 6

I. Черты сходства между природным биогеоценозом и агроценозом 1. Являются открытыми системами. 2. Внутри каждого из них действуют факторы эволюции. 3. Имеют сходную структуру (состоят из продуцентов, консументов и редуцентов ). В основе сообщества лежат продуценты (автотрофные организмы), непосредственно использующие энергию Солнца для синтеза органических веществ. 4. В биогеоценозах любого типа существуют цепи питания.

Слайд 7

II. Черты различия между природным биогеоценозом и агроценозом Агроценоз Биогеоценоз 1. Искусственный подбор выращиваемых сельскохозяйственных культур 1. Сложившийся естественным образом видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов 2. Источник энергии – солнечная энергия и человек (минеральное питание, полив, ядохимикаты) 2. Источник энергии – солнечная энергия 3. Видовой состав крайне малочисленный, преобладает монокультура 3. Видовой состав разнообразный 4. Численность одного или немногих видов явно преобладает над остальными в связи с деятельностью человека 4. Численность различных видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции

Слайд 8

Агроценоз Биогеоценоз 5. Пищевые цепи короткие 5. Пищевые цепи длинные 6. Обработка почвы ведется человеком 6. Преобразование почвы осуществляется естественным путем в результате жизнедеятельности организмов 7. Является неустойчивой системой, без помощи человека существовать не может 7. Является устойчивой природной системой 8. Органические вещества удаляются из системы человеком в качестве урожая, неполный (незамкнутый) круговорот веществ 8. Органические вещества остаются внутри системы, сбалансированный (замкнутый) круговорот веществ 9. Действие факторов эволюции искусственно ослаблено человеком 9. Внутри биогеоценоза факторы эволюции действуют активно 10. Продуктивность высокая 10. Продуктивность низкая

Слайд 9

Функциональные группы организмов Продуценты Консументы Редуценты Производители органического вещества: автотрофные организмы Разрушители органического вещества: гетеротрофные организмы Потребители готового органического вещества: гетеротрофные организмы

Слайд 10

Продуценты Используют углекислый газ как источник углерода Фотоавтотрофы Хемоавтотрофы Для синтеза органических веществ используют энергию света э нергию химических реакций

Слайд 11

Консументы

Слайд 12

Редуценты Органические вещества (детрит) Неорганические вещества Сапротрофные бактерии редуценты разлагают Пеницилл Жук - мертвоед Дождевой червь Опята

Слайд 13

III. Пищевые цепи в агроценозе Продуценты – культурные растения, травы сенокосов и пастбищ, деревья садов, лесопосадок и естественных лесов, входящих в агроценоз , а также сорняки. Консументы – человек и сельскохозяйственные животные. К консументам также относятся вредители полевых культур, паразиты, насекомые-опылители, птицы, грибы, бактерии. Редуценты – бактерии, поддерживающие плодородие почв.

Слайд 14

Идеальный агроценоз растение - человек растение - животное Идеальная пищевая цепь агроценоза : Состоит из одного единственного вида

Слайд 15

Все компоненты агроценоза тесно связаны, но экологическое равновесие не возникает само по себе, как в естественных экосистемах. Поддерживать экологическое равновесие должен человек. От этого равновесия зависит устойчивость агроценоза , т.е. способность длительное время давать биологическую (растениеводческую, животноводческую) продукцию при сохранении агроресурсов .

Слайд 16

В правильно спланированные агроэкосистемы входят: 1) пашни 3) животноводческие комплексы 2) пастбища (или луга)

Слайд 17

IV. Ограничители Человек не может контролировать все процессы, протекающие в агроэкосистеме , и вынужден учитывать целый ряд запретов – ограничителей. 1) Ресурсные ограничители – климат, рельеф, тип почвы, наличие воды для полива. Любой сорт растений разводят там, где для этого есть необходимые экологические условия.

Слайд 18

2) Биологические ограничители: - количество солнечной энергии, усвоенной культурными растениями для фотосинтеза (составляет 0,5 – 1%, поступающего с поверхности Земли); - доля зерна, клубней, корнеплодов (редко более 50%); - количество азота, фиксируемое микроорганизмами; - коэффициент размножения с/ х животных (количество телят от одной коровы, яйценоскость кур и др.; - эффективность откорма животных (невозможно получить 1 кг мяса на 1 кг скормленного зерна); - удойность (6000 – 7000 л в год и не выше) и привесы крупного рогатого скота (1,5 кг в день) или свиней (1 кг в день).

Слайд 19

3) Экономические ограничит ели. С/ х предприятия должны быть прибыльными. Нельзя возделывать растения или разводить с/ х животных, если затраты превышают стоимость полученной продукции. Например, невыгодно возделывать картофель на склонах гор. 4) Экологические ограничители. Производство с/ х продукции не должно разрушить ресурсы агроэкосистемы , т.е. – снижать плодородие почвы, истощать запасы воды, загрязнять окружающую среду и производимые продукты питания.

Слайд 20

V. Сохранение плодородия почв. Плодородие зависит от запаса органического вещества (гумуса), концентрации питательных веществ для растений, обеспеченности водой, кислотности, содержания токсичных веществ, агрофизических свойств почвы (размера комочков, плотности, количества воздуха и др.) Проблемы: Засоление, закисленность почв При рациональном природопользовании используют ряд приемов, направленных на сохранение почв. Эрозия – смывание или сдувание поверхностного самого плодородного слоя почвы.

Слайд 21

Сохранение плодородия почв. 1) Борьба с эрозией почвы. Склоны засевают многолетними травами, которые образуют дернину, защищающую почву от разрушения водой и ветром. Для предотвращения ветровой эрозии используют кулисы полосы из высокорослых растений (подсолнечник, кукуруза). 2) Безотвальная обработка почвы. Отвальная вспашка переворачивает почву «с ног на голову», поэтому плодородный слой зарывается вглубь. Сейчас применяют безотвальную обработку, т.е. рыхление без оборота пласта.

Слайд 22

Сохранение плодородия почв. 3) Севооборот – это чередование разных культур на одном поле. Это облегчает борьбу с вредителями, снижает количество сорняков. 4) Применение сидератов . Сидераты – это культуры, зеленую массу которых не убирают на корм, а запахивают в землю (бобовые) 5) Применение органоминеральных удобрений, т.к. с урожаем из почвы выносятся элементы минерального питания растений. 6) Применение легкой с/ х техники , т.к. тяжелая техника уплотняет почву и повреждает ее структуру.

Слайд 23

VI. Биологическое разнообразие агроэкосистем 1) Продукционное определяется человеком. Он подбирает виды с учетом их экологических особенностей и хозяйственной ценности. 2) Ресурсное - это виды растений и животных, входящие в состав естественных экосистем, а также виды – обитатели лесов и водоемов, входящие в состав агроэкосистемы . Птицы и насекомые-хищники помогают контролировать плотность популяций вредителей. 3) Деструктивное - это виды сорных растений, насекомые-вредители, патогенные микроорганизмы, вызывающие болезни культурных растений и с/ хживотных .

Слайд 24

VII. Защита культурных растений 1) Контроль численности сорных растений. Многие сорные растения имеют мощную корневую систему, быстро отрастают весной и перехватывают у культурных растений воду и минеральные вещества. Поэтому снижаются урожаи. Контроль за сорными растениями осуществляют: - агротехническими методами (рыхление, осенняя вспашка), - биологическими методами (внесение гербицидов)

Слайд 25

Обитатели пшеничного поля Василек Осот Овсюг Куколь посевной

Слайд 26

2) Защита растений от насекомых-вредителей А) Применение инсектицидов , хотя это не очень эффективный способ: вредители быстро адаптируются к ядам. Кроме того от инсектицидов страдают полезные хищные насекомые. Б) Биологические методы защиты: - использование «врагов наших врагов» (хищников и паразитов). Хищники поедают вредителей, а паразиты откладывают свои яйца в более крупные яйца и куколки вредителей, убивая их. - включение в севооборот культур, не потребляемые насекомыми-вредителями. Например, рапс ухудшает условия для развития вредителей пшеницы и гороха. Его сеют вместе с пшеницей.

Слайд 27

Обитатели картофельного поля Проволочник Обыкновенная картофельная тля

Слайд 28

Обитатели картофельного поля Золотистая картофельная нематода Колорадский жук

Слайд 29

Обитатели пшеничного поля Мышь полевка Суслик Слизень полевой Зерновая моль

Слайд 30

Для контроля численности насекомых-вредителей используют 300 видов «врагов наших врагов». С их помощью можно снизить плотность популяций лишь 150 – 200 видов вредных видов, тогда как число видов вредителей на полях в разных регионах планеты около 10 тысяч. Для борьбы с вредителями растений используют мушку из рода трихограмма . Эти крохотные паразиты (десятые доли мм), как наездники садятся на яйцо насекомого-вредителя, протыкают яйцо и откладывают внутрь свое яйцо. Одна мушка заражает до 150 яиц, внутри которых развиваются личинки, губящие «хозяина».

Слайд 31

Мушка трихограмма

Слайд 32

Биологические методы контроля вредителей предусматривают использование не только насекомых, но и птиц. Одна семья перепелов , поселившаяся на поле сахарной свеклы, способна очистить 10 га посевов свеклы от свекловичного долгоносика. В агросистеме с лесополосами и естественными перелесками птицы могут контролировать до 70% насекомых-вредителей.

Слайд 33

Гадюка Обитатели пшеничного поля Еж Перепел Лунь

Слайд 34

Биологический метод борьбы Наездники и яйцееды – помощники человека в борьбе с вредителями сельского хозяйства: слева вверху и внизу – самки яйцеедов на яйцах насекомого-хозяина; справа вверху – наездник на тле; справа внизу – погибшие тли после развития в них наездников

Слайд 35

VIII. Методы селекции в защите растений Кроме насекомых-вредителей и сорных растений вред посевам наносят различные бактерии, грибы и вирусы, вызывающие болезни растений. Селекционеры выводят устойчивые к вредителям и болезням сорта. Например, некоторые сорта ржи способны подавлять сорные растения и устойчивы к стеблевым паразитам – личинкам мух. Искусственно полученная культура тритикале (гибрид пшеницы и ржи). Не боится ржавчинных грибков, которые очень вредят ржи. Особо устойчивы к болезням и вредителям генетически модифицированные сорта растений.

Слайд 36

IX. Экология животноводства Одомашнивание животных произошло примерно в то же время, что и введение в культуру растений, т.е. около 10 тыс. лет назад. Археологи считают, что первыми были одомашнены овца, коза и собака. Крупный рогатый скот и свинья в хозяйстве человека появились позже. Поголовье скота является важной характеристикой агроэкосистемы . Если скота мало, то мало и навоза для поддержания плодородия пашни. А если скота слишком много, то начинается разрушение пастбищ. Кроме того приходится занимать большие территории для выращивания кормовых культур для скота.

Слайд 37

Поэтому регулирование поголовья скота – важная экономическая и экологическая задача. Для повышения прибыльности животноводства повышают эффективность откорма. Если произвести расчет кормов, расходуемых на получение 1 кг мяса в пересчете на 1 кг зерна, получается: корова – 6 кг зерна свинья – 4 кг зерна бройлер – 2 кг зерна рыба – 2кг зерна Самый дешевый животный белок содержится в молоке, на получение 1 кг такого белка – 1,5 кг зерна

Слайд 38

Важная задача для экологии животноводства – решение проблемы стоков. На небольших фермах скоту подстилают солому, и навоз смешивается с ней. Эта смесь легко перегнивает и является хорошим удобрением. Но на больших скотоводческих комплексах, где выращивают тысячи голов скота, используют бесподстилочное содержание животных, а фекалии смывают водой. Получается навоз, который нельзя использовать как удобрение, т.к. он убивает полезные почвенные микроорганизмы, загрязняет почву болезнетворными бактериями. Те семена сорных растений, которые невредимыми проходят через пищеварительную систему животных, тоже оказываются в почве.

Слайд 39

Бесподстилочный навоз перед внесением на поля подвергают спец. Обработке – компостируют с соломой, опилками, торфом, помещают в бродильные чаны. Иногда навоз разбавляют водой и этим раствором поливают поля, предназначенные для выращивания многолетних трав. Чем больше скота на ферме, тем сложнее организовать переработку навоза в удобрение и тем больше затраты на его транспортировку. Поэтому фермы с поголовьем свыше 50 голов рогатого скота и 200 – 300 голов свиней неоправданны экологически и экономически невыгодны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агроценоз

Цель:1) знать об особенностях агроценоза как искусственной экологической системы, компонентах этой системы; 2) развить умения находить причинно- следственные связи, умение работать с учебником; 3) вос...

Методическая разработка урока экологии по теме «Искусственные экосистемы. Агроценозы» (5 класс)

Цель урока:  изучить особенности агроценозов и агроэкосистем Задачи:-  ввести понятие об агроценозах  как сообществах, соз­даваемых человеком;- показать специфику  и особеннос...

Презентация " Агроценоз. Агроэкосистема"

Презентация к уроку " агроценоз.Агроэкосистема" в 9 классе....

Агроценозы.

Что такое агроценоз. Сходство и отличие агроценоза и природной экосистемы....

Урок по общей биологии в 10 классе. Раздел: Основы экологии. Тема: Агроценозы. (статья)

Статья "Урок по общей биологии в 10 классе. Раздел: Основы экологии. Тема: Агроценозы." напечатана в сборнике "Проблемы экологического воспитания и образования детей в системе детский с...

Презентация Агроценозы-11 класс

Презентация Агроценозы используется  при проведении урока в 11 классе при расмотрении искусственно созданных человеком биоценозов....

1. Саморазвитие экосистем. Агроценозы.

Задания к уроку:1. Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ETN-3yBrPgQ2. Ответьте письменно на вопросы по данному видеоролику (вопросы переписывать!)3. Выполните тест, пройдя по ссылке...