Разработка урока на тему "Строение и функция кожи"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цель урока "Изучить взаимосвязь строения и функции кожи, и значение ее для организма. Изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_na_temu_stroenie_i_funktsii_kozhi.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Титульный лист | |||||||
Тема урока | Строение и функции кожи | ||||||
Предмет | Биология | ||||||
Класс | 8 | ||||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Мамедова Светлана Анатольевна, учитель биологии | ||||||
Образовательное учреждение | МАОУ «Средняя школа №6» | ||||||
Город/поселение | г.Когалым | ||||||
Методическая информация | |||||||
Тип урока | Изучение нового материала | ||||||
Цели урока | Изучить взаимосвязь строения и функции кожи, и значение ее для организма. Изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи. | ||||||
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Основные понятия и термины урока: эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция. На уроке будут развиты умения:
| ||||||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, экран, авторская презентация, инструктивные карточки, лупы, учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл., предметы (шарик. винтик, шуруп, гвоздь) | ||||||
Этапы и содержание урока |
Используя вербальные и невербальные средства (ладони), создаю эмоциональную окраску, положительный настрой, ориентирую на удачную творческую деятельность Прогнозируемая деятельность учеников: Взаимное принятие на невербальном уровне, установление контакта, готовность к работе.
Привлечение интереса учащихся к изучению данной темы, к самостоятельному приобретению знаний. Рубрика «Знаете ли вы…?» «…что поверхность кожи человека в среднем составляет около 2-х м2 и эту площадь необходимо знать при назначении некоторых лекарств и лечебных процедур»; «…что чистая кожа выделяет вещества, которые растворяют белки бактерий»; «…что на 1 см2 грязной кожи помещается 40000 микробов, и во время мытья с кожи снимается 1,5 миллиарда микробов»; «…что за 1 мин. через кожу проходит 460 миллилитров крови»; «…что человек в сутки выделяет столько тепла, что хватит, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды». Прогнозируемая деятельность учеников: Учащиеся, как правило, не владеют такой информацией, поэтому данная информация стимулирует интерес и мотивирует познавательную деятельность. Как правило, такая информация вызывает удивление и интерес, привлекает внимание, стимулирует познавательную деятельность. Осознают недостаточность или отсутствие собственных знаний по этой теме. Желание найти, узнать ответ стимулирует познавательный акт.
Формулирую проблемный вопрос.
Я предлагаю сформулировать задачу урока, исходя из заданного вопроса и опираясь на интеллектуальные возможности класса. Прогнозируемая деятельность учеников: Учащиеся обсуждают проблемный вопрос и, как правило, не могут сразу проследить логику ответа, поэтому ставят перед собой учебные задачи, которые помогут ответить на этот вопрос:
3. изучить строение и функции кожи, как пограничного органа между внешней и внутренней средой.
На этом этапе идет работа по развитию биологических понятий, предполагающая активную познавательную деятельность, основанную на умении учащихся сравнивать, анализировать. Организую самостоятельную работу в парах с помощью постановки вопросов:
Обеспечение мотивации путем возвращения учащихся к поставленному проблемному вопросу. - Почему клетки кожи существуют в воздушном океане? Прогнозируемая деятельность учеников: Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, углубляют свои знания, записывают понятия эпидермис, дерма, подкожная клетчатка, железы внешней секреции (потовые, сальные), рецепторы. Самостоятельно моделируют схему строения кожи. Ребята делают вывод о том, что сходство в строении кожи человека и млекопитающих доказывает единство их происхождения. Учащиеся опираются на актуализированные знания о строении кожи, делают вывод о том, что наружный слой кожи состоит из мертвых клеток, которые могут существовать и в воздушной среде, они защищают глубокие слои клеток эпителиальной и соединительной тканей.
Предлагаю выполнить комплекс релаксационных упражнений (приложение 2) Прогнозируемая деятельность учеников:
3.восстанавливается интеллектуальная активность
Активизирую деятельность учащихся, предлагая сопоставить факты:
Управление работой групп для достижения поставленных задач. Групповая работа. Управление работой групп для достижения поставленных задач. Виды заданий для групп: 1 группа: Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти. Назовите ткань, которая находится на поверхности кожи. С помощью учебника выясните функцию этой ткани. Установите, куда ведут отверстия, из которых выходят стержни волос. Обратите внимание на рельеф кожи и блеск, выясните его причину. 2 группа: Рассмотрите поры кожи ладони, определите их значение. Сравните увиденное с изображением на рисунке учебника (с.201.р.83). Ответьте на вопрос, почему потовую железу можно сравнить с почечными канальцами? Осмыслите факт: Через кожу за сутки при температуре 300 С выделяется 7-9 г. СО2 и поглощается 3-4 г. кислорода, что составляет 2% всего газообмена в организме. При этом, благодаря эпидерме, кожа непроницаема ни для воды, ни для газа. Каким же образом осуществляется кожное дыхание? 3 группа: Докажите, что корни волос имеют нервные окончания. Прикоснитесь каким-либо предметом к волосу. Что вы наблюдаете? Почему шляпа на голове не чувствуется? Составьте схему рефлекторной дуги движения волоса. 4 группа: Рассмотрите в лупу узоры на подушечках пальцев. Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. Прогнозируемая деятельность учеников:
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических, химических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению бактерий.
Самоконтроль, взаимопомощь. отработка предметных навыков работы с лупой, наблюдения
Сделайте вывод о приспособленности руки к трудовой деятельности на основании следующих наблюдений: а) испытуемому с закрытыми глазами предлагают узнать предмет, прокатывая его между ладонями (там, где нет бороздок). Затем между подушечками пальцев (предмет выдает учитель: винтик, шуруп, гвоздь). Прогнозируемая деятельность учеников: Отчет групп у доски. Рецензия ответов параллельных групп. Развитие коммуникативных умений.
Коррекция ответов, уточнение и конкретизация понятий: кожное дыхание, теплорегуляция, строение волоса. Активизация деятельности учащихся предложением самостоятельно заполнить таблицу. Строение и функции кожи.
Демонстрация правильного варианта на экране. Прогнозируемая деятельность учеников: Самостоятельно опираясь на ранее известные и полученные на уроке знания по теме, заполняют таблицу. Коррекция в случае необходимости. Развиваются самоконтроль, самооценка, самоанализ. | ||||||
Проверка и оценивание ЗУНов | Оценивается работа в тетради - заполнение таблицы «Строение и функции кожи» | ||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Констатируют свои ощущения. В тетрадях на полях фиксируют настроение, с которым пришли и уходят с урока. Сообщают свои достижения, чему научились, что получилось? | ||||||
Домашнее задание | Углубление и закрепление усвоенных на уроке знаний по строению и функциях кожи. Подготовка к последующему усвоению и углублению знаний. Прогнозируемая деятельность учеников: Изучить статьи §39, уметь работать с таблицами и схемами. Подготовить ответы на вопросы со с.204. Индивидуальные занятия по гигиене. | ||||||
Дополнительная необходимая информация | Валеологическая пауза «Гимнастика судьбы» Делать с минимальным напряжением мускулов, с наслаждением от физических упражнений. Движение повторять до тех пор, пока вам это нравится. Потереть ладонями друг о друга. Разомкнуть ладони. Вы должны почувствовать эфирное тело. Если расстояние между ладонями 7-15 см, то это очень хорошо. 1.Поднять плечи вверх. Задержаться в таком положении 5-10 сек. Повторить, плечи не напрягать, делать все с наслаждением. 2.Повернуть голову направо и чуть назад, задержитесь, вернитесь в исходное положение, тоже влево. 3.Поднять руки в стороны и вверх. Потянуться 5-10 сек., не отрывая пятки от пола. Опустить руки. 4.Руки на пояс. Поворот корпусом вправо, вернуться в исходное положение, потом – влево. Сделав поворот, задержаться в таком положении 5 сек. 5.Встать прямо, руки опущены. Подняться на носки, задержаться на 5-10 сек., затем опуститься. 6.Руки сцепить сзади в «замок», в таком положении поднимаем руки вверх с небольшим напряжением, задержаться на 5-10 сек., опустить руки. 7.Развести руки в стороны. С наклоном вправо, дотянуться левой рукой до правой. То же влево. 8.Поднять правое плечо, задержать его на 5-10 сек., опустить, затем левое. 9.Согнуть руки в локтях. Ладони к плечам. Напрягитесь на 5-10 сек. Опустить руки. 10.Стоя прямо, прогнуться назад, задержаться на 5-10 сек. 11.Приподнимите правую ногу на носок, опустите. То же самое левой. 12.Потянитесь так, как вы это делаете утром. Поднимитесь на носки. Опустите руки. Повторите несколько раз. | ||||||
В помощь учителю | |||||||
Использованные источники и литература (если имеются) | Демьянков Е.Н. «Биология. Мир человека» (задачи. Дополнительные материалы) – М.: Владос. 2004; Ионцева А.Ю. Торгалов А.В. Биология в схемах и таблицах –М. 2011; Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека –М.: «Издат – Школа» 1998; Рохлов В.С, Никишов А.И. «Человек и его здоровье» (дидактический материал) – М.: «Илекса»,2001;Соколова Н.Г. «Строение тела человека. От макушки до пяток» - Ростов-на-Дону «Феникс»,2007; Чередникова Г.В. Биология человека. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл.- Волгоград: Учитель,2007; Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи «Древо познаний» Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E6%E0 http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid=46510&lr=11193 | ||||||
Обоснования, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа | В течение данного урока используется презентация, содержащая в себе демонстрационный и дидактический материал, способствующий более легкому усвоению учебной темы. Подобранный материал позволяет активизировать познавательный интерес и творческую активность всех участников образовательного процесса. | ||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Начать следующий урок следует с тестового опроса по теме. | ||||||
Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока алгебры Обратные тригонометрические функции
Тема урока:Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус.Тип урока: закрепление изученного материала.Методы обучения: наглядный, словесный, практический.Средства обучения: доска, ко...
Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция, ее свойства и график
Представлен ход урока, презентация,, лист контроля учета учащихся, конспкт, графики в Excel...
Разработка урока по теме: «Производная функции»
Урок позволяет решить следующие задачи:образовательные:совершенствовать технику дифференцирования; создавать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений;развива...
Разработка урока по алгебре. Тема "Функция у=х2, ее график и свойства" 8 класс.
Раазработка содержит план-конспект урока, раздаточный материал (приложение №2), интерактивное приложние №1 выполненое в программе eBeam Scrapbook для интерактивной доски While Board. для сайта данная ...
Разработка урока "Как построить график функции y=mf(x), если известен график функции y=f(x)"
Используя презентацию, научить строить графики функции вида y = mf(x), если известен график функции y=f(x). При усвоении материала главную роль играют наглядность - слайды. Учитель использовал сл...
Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс
Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....