Конспект урока биологии 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

 Урока биологии в 5 классе : " Типы взаимоотношений живых организмов" . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_biologii_v_5_klasse.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 5 классе

Тема урока: Типы взаимоотношений организмов в сообществе

Цель урока: определить виды взаимоотношений, существующих  в природе, показать многообразие связей между организмами.

Задачи:

Образовательная: расширить знания о факторах среды и их влиянии на живые организмы, познакомить учащихся

с  типами   взаимоотношений между организмами.

Развивающая:     формировать и развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширять кругозор учащихся, развивать умения и навыки  работать с текстом учебника, рисунками,  схемами, делать сравнительный анализ.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, помочь ощутить красоту и гармонию в природе .

Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся частично-поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный, информационный.

Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения:  умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.  

Метапредметные результаты обучения: умение применять  понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и  основным  понятиям.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Эпиграф к уроку: «Все связано со всем» (Б.Коммонер) (слайд 2)

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания

Выполнение тестовых заданий ( слайд 3-4)

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Ребята! Давайте вернемся к вопросу № 5 в ваших тестах.

Как он звучит? ( ответы учащихся)

Почему растения играют ведущую роль в природном сообществе?

( Потому, что растения служат пищей, а для многих организмов это еще и место проживания)

Какой мы можем сделать вывод?

В природном сообществе организмы разных видов взаимодействуют друг с другом.

  1. Постановка целей и задач урока

Что мы сегодня  мы сегодня будем изучать на уроке?

Определяем тему урока: «Типы взаимоотношений организмов в сообществе»

Записываем тему рока в тетрадях

Какие цели и задачи мы сегодня ставим перед собой?

Цели  и  задачи:

  1. Изучить типы взаимоотношений между организмами.

Рассмотреть какое влияние друг на друга они оказывают

  1. Рассмотреть какое влияние друг на друга они оказывают. 

  1. Изучение нового материала

Каждый день мы с вами общаемся с другими людьми. С одними мы в хороших отношениях, с другими в не очень хороших, но есть люди с которыми у нас с вами не возникает ни каких отношений.

Так и в природе. Среди организмов тоже могут возникать такие же виды отношений. ( рисуем схему взаимоотношений живых организмов)

Типы взаимоотношений живых организмов

Нейтральные                 Полезные                                 Вредные

                                        ( симбиоз)                                конкуренция

                                                                                хищничество

                                                                                паразитизм

Схема заполняется в ходе всего урока

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей.

Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

  • 00  нейтральные
  • - -   взаимовредные
  • ++   взаимополезные
  • +-  полезновредные

А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.

Нейтрализм (00)- тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.( слайд  7-8)

Симбиоз ( ++) – форма взаимовыгодного совместного существования живых организмов. ( видеоролик)

Вопросы к учащимся:

  • Что же такое симбиоз? ( ответы учащихся)
  • Давайте проверим правильно ли мы ответили? Откройте учебник

( с 142)  и найдите в тексте словаря определение .

Физкультминутка ( видеоролик)

Следующий тип взаимоотношений, который мы сейчас рассмотрим- это вредные взаимоотношения- конкуренция , хищничество и паразитизм.

  • Как мы оценим эти отношения среди организмов?( Дети  скорее всего оценят их как «--»)
  • Давайте проверим. У вас на нартах лежит текст с описанием одного из этих видов взаимоотношений. Ваша задача: прочитать текст и ответить на вопросы, которые находятся в конце текста.

     (В процессе обсуждения текстов,  включаются видеоролики      

« конкуренция» и « хищничество»   Слайды 9-13). Обязательно обращаемся к словарю для уточнения определений ).

  • Так как же мы оценим эти взаимоотношения?

Конкуренция   --

Хищничество  +-

Паразитизм    +-

Делаем паузу на зарядку для глаз

  1. Первичное закрепление изученного материала

( слайды14-23)

1. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

2.Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

3.Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

4.Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.

5.Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

6.Ель и береза. Ель и береза растения смешанного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

7.Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

8.Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

9.Подберезовик и береза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

10. Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.

11.Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.

12. Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Подберите примеры к названным типам биотических отношений (задание на карточках всему классу, заполняют таблицу).

Вид взаимоотношений

Примеры

Нейтрализм

Внутривидовая конкуренция

Межвидовая конкуренция

Симбиоз

Хищничество

Паразитизм

Типы отношений

А. Хищничество. 2,10
Б. Симбиоз.4
Г. Конкуренция внутривидовая. 1,8
Д. Конкуренция межвидовая. 6, 3
Е. Паразитизм. 5, 9
К. Нейтрализм.7

Примеры

1.Густой подрост ельника.
2. Волк и олень.
3. Проростки березы под елью.
4. Гриб подосиновик и осина
5. Аскарида и человек.
6. Кукуруза и бодяк полевой..
7. Синица и лягушка.
8. Сосны в сосновом бору

9. Собака и клещ

10. Сова и мышь

  1. Подведение итогов урока

Посчитайте свои баллы: «5»- 14-15, «4» -11-13, «3»- 7-10.

  1. Домашнее задание: § 12 прочитать, выучить определения из словаря.

Творческое задание: так как животные часто являются героями разных сказок найти сказки, в которых были бы проиллюстрированы типы взаимоотношений, которые мы с вами  сегодня изучили.

  1. Рефлексия

На полях тетради проведите вертикальную линию  длинной 5 см- это 10 клеточек. Каждая клеточка- это 1 балл. Отметьте насколько вам понятен материал сегодняшнего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...