Учебное занятие "Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье"
методическая разработка по биологии (10 класс)
Данный материал содержит конспект учебного занятия, презентацию к нему, дидактические карточки для учащихся, самоанализ занятия. Занятие разработано с применением системно-деятельстного подхода.Основной этап урока-самостоятельная работа учащихся. Усвоение нового материала достигается посредством организации частично-поисковой деятельности учащихся, использованием методов эмоциональной драматургии, проблемного обучения и игровых методов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты анкетирования
Онтогенез человека
Цитомегалия Расщелина верхней губы ( «заячья губа») Алкогольный синдром Синдром Дауна
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
ИГРА «Дальше, дальше…» ( 3 мин) Цель: определить, какой информацией по данной теме вы уже владеете, а что нужно изучить дополнительно.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье Цель: - изучить особенности онтогенеза человека; установить критические периоды и факторы влияющие на онтогенез; - развивать умение слушать, анализировать, работать с учебником и дополнительными источниками информации, оценивать свою деятельность; - сформировать собственное мнение о влияние образа жизни на здоровье будущих детей.
? ? Послушаем сообщения! Цель: изучить этапы онтогенеза человека, установить критические периоды онтогенеза. Онтогенез человека Эмбриогенез Постэмбриональное развитие
Начальный период- дробление(0-до 7дней) зигота 1 сутки после оплодотворения- 2клетки 2 сутки после оплодотворения- 4 клетки 3 сутки после оплодотворения- Морула - 32 клетки Бластула- «тутовая ягода» 4 сутки На 5-6,7 сутки зародыш внедряется в стенку матки и начинает получать все вещества из крови матери-имплантация
Зародышевый период (7,8суток-8недель) Стадия гаструляции Гаструляция –процесс образования 3-х зародышевых листов . Начало совпадает с имплантацией. У человека гаструляция состоит из двух фаз. В течение первой фазы (7- 13 сутки) образуется экто- и энтодерма путем деляминации , т.е. расслоения. Во время второй фазы в результате иммиграции клеток эктодермы образуются мезодерма. К концу третьей недели гаструляция завершается.
Плодный период ( 9-40 недель). Первичный органогенез
Из каких трёх периодов состоит эмбриогенез человека? Эмбриогенез Начальный (1 неделя) Зародышевый (2-8 неделя) Плодный (с 9-й недели)
Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека? детство отрочество, юность молодость зрелость старость Дорепродуктивный ( Ювенильный ) Репродуктивный ( зрелость ) Пострепродуктивный (старение) Смерть
3. Из каких стадий состоят основные периоды онтогенеза человека?
момент оплодотворения; имплантация зародыша в стенку матки (7-8 сутки); смыкание нервной трубки (4-я неделя); закладка основных органов и формирование плаценты (3-8-я недели); усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани (15-20-я недели); дифференцировка полового аппарата (20-24-я недели); момент рождения (38-40 неделя) новорожденность ( до года); половое созревание (11-16 лет). Критические периоды онтогенеза
Влияние факторов среды. Работа с учебником (с.133-134). Цель: установить, какие факторы среды влияют на онтогенез человека, совершенствовать умение выделять главное, составить схему.
Составьте парты для работы в группе по 4-5 человек. Физкультминутка
Задание 1. Изучите дополнительный материал (2 мин). 2. Выделите ключевые понятия (2 мин) 3. На какой вопрос отвечает данный текст? 4. Составьте собственный краткий ответ на данный вопрос. 5. Обсудите в группе свои ответы и продолжите схему (2 мин). Самостоятельная работа в группе (7 мин) Цель: установить, какие дополнительные факторы среды и как влияют на онтогенез человека, совершенствовать умение выделять главное, работать с дополнительной информацией, задавать вопросы, участвовать в диалоге и полилоге , завершить схему.
Обсудим в группе! Влияние факторов среды.
Влияние факторов среды на зародыш стресс наследственность Неправильное питание Радиация лекарства алкоголь Курение (никотин) наркотики Физические нагрузки
«Кодекс долгожителя» «Кодекс родителей» отказ от вредных привычек- курения, алкоголя, переедания; чередование труда и отдыха; благополучная семейная жизнь; положительные эмоции прочный жизненный стереотип. ограничить приём лекарств без рецептов; беременной исключить контакт с больными краснухой, гепатитом В и др.; Полноценное питание
1. Спиртное, выпитое мужчиной в день зачатия, способно пагубно сказаться на психическом и физическом здоровье его потомства. 2. Спиртное, выпитое мужчиной месяца за 2-3 до зачатия может пагубно сказаться на психическом и физическом здоровье его потомства. Верю или нет?
Очень многие женщины сознаются, что их безумно «тянет» на пиво в период беременности. Даже если никогда раньше они не любили этого напитка, то теперь просто жить без него не могут. 1) небольшие дозы слабых алкогольных напитков, тем более пива, не вредят развитию; 2) можно пить только безалкогольное пиво; 3) нельзя пить любые спиртосодержащие напитки, особенно после 2 недель беременности; Верю или нет?
Изучите диаграмму на рис. 66, с.134 Учебник
«Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти». И.В. Гёте
Вы создаете и контролируете пускай не все, но многие из условий развития вашего ребенка. Есть то, что зависит именно от вас. Это то, на что вы влияете и что решаете вы . И никто другой! Каждый должен дать шанс своему ребенку родиться здоровым!
Остановись! Пусть он увидит солнце, Услышит шум весеннего дождя И будет в час счастливейшей бессонницы Смотреть на звезды, глаз не отводя. Тебе легко не дать ему родиться, Тебя не станут за руки держать – Ведь он не сможет даже защититься, Не сможет вскрикнуть, встать и убежать. И, может быть, никто другой, а этот, Чья жизнь уже на ниточке висит Окажется ученым иль поэтом, И целый мир о нем заговорит.
Оцени свою работу на уроке. «Как я поработал на уроке?» 1.Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься. 2.Мои знания по теме выросли 3.Я отвечал на вопросы учителя, слушал всех участников урока. 4.Участвовал в диалоге и полилоге на уроке 5. Я активно работал: изучал презентацию, писал, составлял схему… 6.Работал с литературой учебной и дополнительной 7.Выступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы. 8. Работал на общее дело группы.
Критерии оценки 8 «+» - отличная работа на уроке 7-6 «+»-хорошая работа на уроке 5-4 «+»-удовлетворительно поработал на уроке 3-1 «+» - стоит задуматься над изменением отношения к учебе
К следующему уроку обязательное задание: ответить устно на вопросы 1-5 к § 3.9. Сегодня мы не затронули некоторые важные вопросы, поэтому дополнительно можно изучить материал: Вопросы продолжительности жизни: http://bioenc.ru/8razmnozhenie/304-postembrionalnyj-period . Влияние ранней половой жизни на репродуктивное здоровье подростков: http :// topchiy . com . ua / tag / reproduktivnoe - zdorove / . Домашнее задание
Желаю вам и вашим будущим детям здоровья! Спасибо за работу!
Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы: Эмбрион. http://www.infoo.ro/img/news/size_original/copil+nenascut-WW616942ZM.jpg Новорожденный. http://nk.org.ua/upload/1e/20131018121118_4_http-i007.radikal.ru-0911-21-28333b900ad6.jpg Ребенок. http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_68880.jpg Подростки. http://www.idevice.ro/wp-content/uploads/2012/12/winter-love-kids-winter-love-Holiday-Anime-2048x2048.jpg Портрет старика в красном. http://xreferat.ru/image/48/1306188104_3.jpg Фото: цитомегалия . http://www.medkursor.ru/pics/32_1957874243.jpg Фото: алкогольный синдром. http://med-lib.ru/pregnant/dop/fet_alc.jpg Фото: заячья губа http://bticino.com.ru/images/9/f/zajachja-guba-i-volchja-past.jpg Фото: синдром Дауна. http://900igr.net/datai/meditsina/Bolezn-Dauna/0006-003-Deti-stradajuschie-boleznju-Dauna.jpg Зигота http://www.biologyonline.us/Online%20A&P/AP%202/Northland/AP2lab/lab12/images/wpe12.jpg Стадии дробления. http://www.nashi-grudnichki.ru/images/stories/2nedelya.jpg , http://www.biologyonline.us/Online%20A&P/AP%202/Northland/AP2lab/lab12/images/wpe1C.jpg , Бластула. http://readlibrary.ru/page/1080.jpg Дробление. http://www.tulinkocatepe.com/wp-content/uploads/1-300x201.jpg Гаструляция. http://900igr.net/datai/biologija/Ontogenez-urok/0010-017-Stadija-gastruljatsii.jpg Плодный период. http://900igr.net/datai/biologija/Ontogenez-urok/0011-018-Pervichnyj-organogenez.jpg Эмбриогенез. http://old.college.ru/biology/course/content/chapter7/section2/paragraph10/images/07021004.jpg Постэмбриональное развитие. http://ra2.wtexts.ru/tw_files2/urls_3/482/d-481201/img1.jpg Рисунок алкоголь и беременность. http://www.gesunddurch.de/media/2012/08/gd_Kind_FAS_12KW35_Fotolia-1024x880.jpg Силуэты людей. http://crosti.ru/patterns/00/01/61/3b5227d1f3/preview.jpg Источник: http://www.niv.ru/shop/book/1-2-1/1140460/1140537/biologiya.htm Информация о влияние факторов среды на плод. http://www.0zd.ru/medicina/vliyanie_alkogolya_nikotina_i.html
Предварительный просмотр:
Кузнецова Альфреда Накиповна
МБОУ «Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова
Учитель биологии и химии
Учебное занятие по биологии
«Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
10 класс
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
Тип урока: проблемно - эвристический урок, урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи урока:
- оргдеятельностные - создать образовательную ситуацию урока, способствующую развитию познавательной мотивации учащихся, рефлексивного мышления;
- личностные цели - расширить личный опыт учащихся через осознание понятий «онтогенез человека» , «периоды онтогенеза», факторы, влияющие на онтогенез, посредством сопоставления собственных желаний учащихся и жизненных ситуаций.
- формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
- предметные - актуализировать предметные знания учащихся с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
- когнитивные - научить учащихся задавать вопросы, отыскивать последствия влияния на развитие зародыша алкоголя, наркотиков, никотина, вирусных заболеваний, лекарств, стресса; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; совершенствовать навыки работы с учебником и дополнительными источниками игформации.
- креативные - создать условия на уроке для развития чуткости к противоречиям; предоставить возможность для защиты и отстаивания своего мнения через развитие аналитических способностей.
Формы обучения:
- фронтальная работа, парная, групповая работа.
Методы:
- частично - поисковые ( метод проведения аналогий) ,
- проблемно – сообщающие
- проблемно-эвристические (метод конструирования понятий, метод эмоциональной драматургии.)
- когнитивные (сравнение, анализ, синтез).
Ожидаемые результаты урока:
- предметные - расширение объёма известных знаний учащихся об индивидуальном развитии человека для соблюдения мер профилактики вредных привычек, вреда наносимого организму абортом.
- личностные, метапредметные - создание условий для рождения у учеников собственного образовательного продукта.
Учебно-методическое обеспечение: компьютер; экран; презентация по теме.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: наличие учебников, карточек.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.
Слайд 1 (диаграмма) На прошлом уроке я провела анкетирование, давайте познакомимся с результатами. Результаты анкетирования В вашем классе планируют иметь: 55 % - 2-х детей 27% - 3-х детей 14% - 1-го ребенка 4% - более 3-х. Меня порадовало, что вы связываете свою будущую жизнь с рождением детей. Как это связано с уроком биологии? Думаю, сейчас догадаетесь. Слайд 2 (изображения, фото, иллюстрирующие этапы онтогенеза человека). 1.Какой биологический процесс отражен на слайде? Биологический термин? Рождение ребенка – это великое чудо природы, счастье родителей! Слайд 3 (фото, иллюстрирующие пороки внутриутробного развития и синдром Дауна). Но иногда складывается так ! Без здоровья быть счастливым очень трудно, а иногда и невозможно (не детям, не их родителям). Здоровье, позволяющее воспроизвести здоровое потомство -репродуктивное. Дополните тему урока: Репродуктивное здоровье. | Слушают учителя Необходимый ответ: Онтогенез человека Записывают тему урока. Дополняют тему: Репродуктивное здоровье |
Целеполагание. Цель для учителя: актуализировать субъектный опыт учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) Слайды 5,6.
Цель для учащихся : определить, какой информацией по данной теме вы уже владеете, а что нужно изучить дополнительно. Предлагаю отметить знаком «минус» вопросы, на которые , вы не можете ответить сразу, а знаком «±»вопросы, на которые можете дать частичный ответ? Обратите внимание у вас - 3 мин.
| Читают вопросы |
III. Основой этап урока
Слайд 7 Цель: изучить этапы онтогенеза человека, Сообщения учащихся Слайды 8-11------1ученик: Эмбриональное развитие Слайды 12 ------2 ученик: Постэмбриональное Развитие Слайды 13--------Обсуждение (1мин) Прежде чем послушаем следующее сообщение, найдите карточку «Критические периоды»: заполнить пропуски. Слайды 14 ------3 ученик: Критические периоды
умение выделять главное, составить схему. Слайд 15 Обсуждение (1мин). Противоречие: найдено 5 факторов, а должно быть 8. | Слушают выступающих, После каждого выступления отвечают на вопросы учителя. |
Слайд 16
Составьте парты для работы в группе по 4-5 человек. | |
Слайд 17 5.Самостоятельная работа в группе. 1. Работа с информационными карточками (5 мин) Слайд 18 2. Обсуждение в группе ( 5 мин) Слайд 19 6.Фронтальная беседа по завершенной схеме (2 мин). Слайд 20 «Кодекс родителя» | |
Слайд 21-22 «Верю или нет» Слайд 23 Работа с учебником: С.134 Рис. 66. Создает ситуацию противоречия: по диаграмме видно, что пороки детей встречаются и женщин, ведущих здоровый образ жизни. Подчеркивает, значимость стресса…. Слова ГЕТЕ: «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти». Вы будете создавать и контролировать пускай не все, но многие из условий развития вашего ребенка. Есть то, что зависит именно от вас. Это то, на что вы влияете и что решаете вы. И никто другой! Пожалейте кроху, продолжение Вашего рода – дайте ему шанс родиться здоровым! |
Предварительный просмотр:
Дидактические карточки к учебному занятию
«Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
Разработала: учитель биологии и химии
Кузнецова Альфреда Накиповна
Работа в паре.
Задание 1. Игра «Дальше, дальше….» (3 мин).
1. Какой тип развития характерен для человека: прямой или непрямой?
2. Онтогенез –(«онтос»-существо, «генезис»-развитие) это индивидуальное … особи, начиная с … заканчивая… .
3. Из каких основных периодов состоит онтогенез человека?
4.Яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид из 200 млн, попавших в организм женщины. В чём заключается значение такой избыточности?
5. Из каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
6. Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
7. Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
8. Какие 9 факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
9. Влияет ли на здоровье будущего ребенка образ жизни отца?
10. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье?
Задание 2
Самостоятельная работа в группе (1 группа)
1.Изучите текст, представленный ниже.
2.Составьте вопрос к данному тексту (на какой вопрос отвечает данный текст?).
3. Составьте собственный краткий ответ на данный вопрос, используя изученную информацию.
Когда поднимается тема здорового потомства, обычно говорят о женщинах. Но ответственность отца за здоровье потомства преуменьшать не стоит. Повреждающее воздействие алкоголя отмечается еще в момент образования половых клеток – материала, который несут яйцеклетки и сперматозоиды. Получается, что в таком случае ребенок может родиться на свет с серьезными дефектами или уродствами, даже если в момент зачатия его родители были трезвыми! Но еще хуже обстоит дело при пьяном зачатии. Если мужчина планирует иметь детей, он должен отказаться от спиртного как минимум за 4 месяца до зачатия. Только так будет сведен до нуля риск пагубного влияния алкоголя на наследственность. Учеными установлена связь между алкоголизмом отца и развитием плода во время беременности. Они считают, что злоупотребление алкоголем отца может вызвать у будущего ребенка плодный алкогольный синдром. Ежедневно употребляемые даже небольшие дозы алкоголя во многих случаях снижают подвижность сперматозоидов и повреждают их наследственную структуру. А это отражается на здоровье будущих детей. http://prozavisimost.ru/alkogolizm/beremennost-i-alkogol.html
- У женщины при употреблении алкоголя повреждаются яйцеклетки, каждая из которых несет генетическую информацию о вашем будущем ребенке. Так что алкоголь опасен даже до беременности.
- Если алкоголь попадает в кровь плода, то в первую очередь поражаются печень, сосудистая система, а также те структуры мозга, которые определяют умственную деятельность. Особенно алкоголь опасен на 7-11-й неделе беременности (почему?), когда начинают развиваться внутренние органы. Он отрицательно воздействует на их развитие, вызывая нарушения и изменения. Из-за воздействия алкоголя могут развиться слабоумие, эпилепсия, глухонемота, неврозы, сердечные и почечные нарушения, повреждаются внешние и внутренние половые органы. Ребенок «культурно» пьющих родителей обладает меньшей массой тела, меньшим ростом и отстает в развитии от сверстников, рожденных от трезвенников. Такой ребенок имеет ослабленную иммунную систему и более подвержен различным заболеваниям. Но главное: он имеет врожденную предрасположенность к алкоголизму. Все разновидности алкоголя токсичны для растущего, развивающегося организма плода. Любой напиток, содержащий алкоголь, потенциально опасен для плода.
- Будьте осторожны в употреблении продаваемых без рецепта средств от кашля и простуды. Многие из них содержат алкоголь, некоторые — до 25 процентов!
- Особую опасность также представляют болеутоляющие и возбуждающие наркотические средства, а также препараты против судорог.
http://beremennost.net/beremennost-i-alkogol
Работа в паре.
Задание 1. Игра «Дальше, дальше….» (3 мин).
1. Какой тип развития характерен для человека: прямой или непрямой?
2. Онтогенез –(«онтос»-существо, «генезис»-развитие) это индивидуальное … особи, начиная с … заканчивая… .
3. Из каких основных периодов состоит онтогенез человека?
4.Яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид из 200 млн, попавших в организм женщины. В чём заключается значение такой избыточности?
5. Из каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
6. Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
7. Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
8. Какие 8 факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
9. Здоровье ребенка определяет только здоровье и образ жизни матери?
10. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье?
Задание 2
Самостоятельная работа в группе (2 группа).
1.Изучите текст, представленный ниже.
2.Составьте вопрос к данному тексту (на какой вопрос отвечает данный текст?).
3. Составьте собственный краткий ответ на данный вопрос, используя изученную информацию.
Организму требуется около 70 химических соединений. Значения их всех мы, конечно, касаться не будем. Я хочу остановиться на значении белков. Белки – строительный материал наших клеток. Они распадаются на аминокислоты и из них синтезируются белки человеческого организма. Часть аминокислот могут синтезироваться в организме, а 8 аминокислот (незаменимые) должны попасть в организм в готовом виде, их организм синтезировать не умеет. Их больше всего содержится в белках животного происхождения. Особенно полезны творог, сыр, куриное мясо, рыба, в них кроме незаменимых аминокислот содержатся вещества, регулирующие жировой обмен. Белки активно участвуют в «строительстве» половых клеток (полезно ли модное сейчас вегетарианство для молодых людей?. Растительная пища очень полезна, но не вместо животной.
Проблемы питания нередко связывают с проблемой массы тела. Существует ли нижняя граница веса? Девочка – подросток, вступающая в период полового созревания, не должна иметь массу тела менее 45 кг. Дело в том, что при меньшей массе тела не начинается менструация, а если девушка резко худеет позже, менструальные циклы могут прекратиться. Об этом должны знать не только девушки, но и юноши. Иногда категоричное «худей» из уст любимого человека воспринимается как руководство к действию и приводит к печальным последствиям. Избыточная масса тела тоже не признак здоровья. Например, ожирение у мужчин ведёт к уменьшению половых гормонов.
При занятиях физкультурой повышается устойчивость организма к охлаждению, перегреванию, инфекция. Главное – не переусердствовать. Для нормального вынашивания беременности и благополучных родов необходимы гибкость позвоночника и сильный брюшной пресс, но не «каменный». Слишком твёрдые мышцы живота создают сопротивление растущей матке, что приводит к различным осложнениям беременности и быстрым родам. Очень вредно для наращивания мышечной массы использовать анаболические средства.
Работа в паре.
Задание 1. Игра «Дальше, дальше….» (3 мин).
1. Какой тип развития характерен для человека: прямой или непрямой?
2. Онтогенез –(«онтос»-существо, «генезис»-развитие) это индивидуальное … особи, начиная с … заканчивая… .
3. Из каких основных периодов состоит онтогенез человека?
4.Яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид из 200 млн, попавших в организм женщины. В чём заключается значение такой избыточности?
5. Из каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
6. Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
7. Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
8. Какие 8 факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
9. Здоровье ребенка определяет только здоровье и образ жизни матери?
10. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье?
Задание 2
Самостоятельная работа в группе (3 группа).
1.Изучите текст, представленный ниже.
2.Составьте вопрос к данному тексту (на какой вопрос отвечает данный текст?).
3. Составьте собственный краткий ответ на данный вопрос, используя изученную информацию.
Среди многочисленных неблагоприятных факторов внешней среды, оказывающих отрицательное влияние на организм матери и плода, особого внимания заслуживает ионизирующая радиация. В случае поступления радионуклидов в организм женщины до или во время беременности они избирательно накапливаются в органах и тканях, являясь постоянным источником воздействия на эмбрион и плод. Роль материнского организма в реализации негативного воздействия на плод возрастает, если в ее организм поступил радионуклид, избирательно накапливающийся в органах, обеспечивающих сохранение и развитие беременности (эндокринные железы, в основном щитовидная, и др.). Результаты воздействия инкорпорированных источников радиации на эмбрион и плод в значительной степени определяются стадией внутриутробного развития. Если такое воздействие имело место до имплантации зародыша (период предымплантационного развития), то в 60-70 % случаев эмбрион погибает. Облучение в период основного органогенеза и плацентации часто сопровождается индукцией различных аномалий развития (тератогенное действие), а также внутриутробной гибелью зародыша (эмбриотоксический эффект). Наиболее характерным последствием воздействия ионизирующей радиации считается врожденные уродства. Среди них основное значение имеют аномалии развития центральной нервной системы, что в дальнейшем почти всегда приводит к умственной отсталости. Облучение в плодовом периоде (до 28 нед) в ряде случаев может сопровождаться задержкой физического развития, плацентарной недостаточностью, увеличением риска развития опухолевых заболеваний.В настоящее время наибольшее значение имеют следующие радиоактивные элементы: I, 32Р, 134Cs, трионий и его соединения, трансурановые элементы (237Pu, 241Am). Ред. Г. Савельева http://www.medideal.ru/zlpregn/pregn-0162.shtml
Работа в паре.
Задание 1. Игра «Дальше, дальше….» (3 мин).
1. Какой тип развития характерен для человека: прямой или непрямой?
2. Онтогенез –(«онтос»-существо, «генезис»-развитие) это индивидуальное … особи, начиная с … заканчивая… .
3. Из каких основных периодов состоит онтогенез человека?
4.Яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид из 200 млн, попавших в организм женщины. В чём заключается значение такой избыточности?
5. Из каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
6. Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
7. Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
8. Какие 8 факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
9. Здоровье ребенка определяет только здоровье и образ жизни матери?
10. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье?
Задание 2
Самостоятельная работа в группе (4 группа).
1.Изучите текст, представленный ниже.
2.Составьте вопрос к данному тексту (на какой вопрос отвечает данный текст?).
3. Составьте собственный краткий ответ на данный вопрос, используя изученную информацию.
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды. Эмоциональный стресс матери оказывает негативное влияние прежде всего на течение беременности, а затем и родов, причем дифференцировано, в зависимости от пола ребенка. У девочек стресс матери при беременности распространяется на большее число отклонений, чем у мальчиков. Другими словами, организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, это прежде всего последующие отклонения в их развитии. Как показали эксперименты ученых из Университета Берлина, воздействие во время беременности практически любых стрессовых факторов значительно увеличивает вероятность выкидыша. Каковы причины стрессов: переживания из-за отношений с супругом, своими родителями и родителями мужа, перегрузки в учебе или на работе. Каковы последствия? Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек или отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление эмоциональной или психогенной заторможенности. Общее плохое самочувствие значимо в первую очередь для матерей мальчиков, способствуя преждевременному отхождению околоплодных вод и началу родов. Сильные испуги при беременности чаще всего возникают при отсутствии уверенности в прочности брака, состоянии неудовлетворенности, переживаниях по поводу работы и учебы. При этом преждевременные роды у матери характерны в случае появления мальчиков; роды при появлении девочек проходят стремительно при отсутствии крика у новорожденной. Беременные женщины, испытавшие во время беременности сильный стресс, с большей вероятностью могут родить ребенка, страдающего аутизмом. К сильным стрессам медики относят такие события, как тяжелые утраты, потерю работы, переезды на новое место жительства. Особенно опасны тяжелые стрессы в период с 24 до 28 неделю беременности. Стрессы влияют на процесс формирования головного мозга будущего ребенка.
Мужчины, берегите своих любимых. Когда они носят вашего будущего ребёнка, они в этом особо нуждаются. http://www.anita07.ru/2008/09/30/beremennost-i-stresskakie-mogut-byt-posledstviya/
Работа в паре.
Задание 1. Игра «Дальше, дальше….» (3 мин).
1. Какой тип развития характерен для человека: прямой или непрямой?
2. Онтогенез –(«онтос»-существо, «генезис»-развитие) это индивидуальное … особи, начиная с … заканчивая… .
3. Из каких основных периодов состоит онтогенез человека?
4.Яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид из 200 млн, попавших в организм женщины. В чём заключается значение такой избыточности?
5. Из каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
6. Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
7. Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
8. Какие 8 факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
9. Здоровье ребенка определяет только здоровье и образ жизни матери?
10. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье?
Задание 2
Самостоятельная работа в группе (5 группа).
Пиво.
Мнения медиков в этом вопросе существенно расходятся. Одни выступают категорически против употребления алкоголя во время беременности, а другие даже рекомендуют пару-тройку глотков пива или еще лучше – вина во время беременности. Наверное, каждый решает за себя и делает свои рациональные выводы. Ведь каждый выпитый глоток спиртного беременная женщина поровну делит со своим малышом. И то, что хорошо ей , может ввести ребенка в кому.
Многие мамы (да и не только) считают, что беременный организм сам чувствует, что можно и чего нельзя. Ожидая вечера, чтобы наконец-то выпить пива, вы можете сделать глоточек и больше не захотеть – организм свое получил. Кто-то отдает предпочтение безалкогольному пиву, считая, что в нем меньше вреда. Но и тут не все так просто. Даже безалкогольное пиво содержит хмель, а хмель - фитоэстрогены, что не желательно при беременности. Кроме того, в безалкогольных напитках значительно больше консервантов (особенно в жестяных баночках), которые помимо всего прочего негативно сказываются на работе сердца. А если вас все равно преодолевает желание выпить пива – попробуйте покушать морковки: медики утверждают, что тяга беременных к пиву объясняется нехваткой витамина В. http://beremennost.net/pivo-vo-vremya-beremennosti
Научные исследования свидетельствуют: ежедневный прием беременной 30 граммов спирта (или других алкогольных напитков в пересчете на спирт) сопровождается высоким риском фетального алкогольного синдрома у будущего ребенка. Однако, нередко этот синдром встречается у детей, матери которых употребляли 3-5 граммов спирта ежедневно! Единой безопасной дозы для всех дозы не существует, т.к. вредность алкоголя для плода зависти также от особенностей женского организма по переработки спирта и реакции на алкоголь, состояния органов и систем женщины на момент беременности, характера диеты, сопутствующих вредных привычек, генотипа плода, срока беременности и многих других привычек. Разумеется, неразумно паниковать, если вы выпили бокал игристого вина или полбанки пива один или два раза. Однако, ежедневный прием алкоголя или спиртовой настойки какого-нибудь чудо- растения- это реальный риск.
Ради своего будущего ребеночка женщинам, планирующим рождение здорового, крепкого малыша, следует полностью отказаться от алкоголя, в каких бы формах, дозах и по какому бы то поводу он не был. Теперь она должна осознавать, что каждый сделанный глоточек, съеденный кусочек – это кирпичик, который идет на «строительство» крохотного создания, живущего внутри её.
Работа в паре.
Задание 1. Игра «Дальше, дальше….» (3 мин).
1. Какой тип развития характерен для человека: прямой или непрямой?
2. Онтогенез –(«онтос»-существо, «генезис»-развитие) это индивидуальное … особи, начиная с … заканчивая… .
3. Из каких основных периодов состоит онтогенез человека?
4.Яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид из 200 млн, попавших в организм женщины. В чём заключается значение такой избыточности?
5. Из каких трёх периодов состоит эмбриональное развитие человека? Каковы их особенности?
6. Из каких периодов состоит постэмбриональное развитие человека?
7. Какие периоды онтогенеза наиболее подвержены воздействию вредных факторов?
8. Какие 8 факторов окружающей среды наиболее отрицательно влияют на организм беременной женщины и будущего ребенка?
9. Здоровье ребенка определяет только здоровье и образ жизни матери?
10. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье?
Задание 2
Самостоятельная работа в группе (6 группа).
Пиво.
Мнения медиков в этом вопросе существенно расходятся. Одни выступают категорически против употребления алкоголя во время беременности, а другие даже рекомендуют пару-тройку глотков пива или еще лучше – вина во время беременности. Наверное, каждый решает за себя и делает свои рациональные выводы. Ведь каждый выпитый глоток спиртного беременная женщина поровну делит со своим малышом. И то, что хорошо ей , может ввести ребенка в кому.
Многие мамы (да и не только) считают, что беременный организм сам чувствует, что можно и чего нельзя. Ожидая вечера, чтобы наконец-то выпить пива, вы можете сделать глоточек и больше не захотеть – организм свое получил. Кто-то отдает предпочтение безалкогольному пиву, считая, что в нем меньше вреда. Но и тут не все так просто. Даже безалкогольное пиво содержит хмель, а хмель - фитоэстрогены, что не желательно при беременности. Кроме того, в безалкогольных напитках значительно больше консервантов (особенно в жестяных баночках), которые помимо всего прочего негативно сказываются на работе сердца. А если вас все равно преодолевает желание выпить пива – попробуйте покушать морковки: медики утверждают, что тяга беременных к пиву объясняется нехваткой витамина В. http://beremennost.net/pivo-vo-vremya-beremennosti
Научные исследования свидетельствуют: ежедневный прием беременной 30 граммов спирта (или других алкогольных напитков в пересчете на спирт) сопровождается высоким риском фетального алкогольного синдрома у будущего ребенка. Однако, нередко этот синдром встречается у детей, матери которых употребляли 3-5 граммов спирта ежедневно! Единой безопасной дозы для всех дозы не существует, т.к. вредность алкоголя для плода зависти также от особенностей женского организма по переработки спирта и реакции на алкоголь, состояния органов и систем женщины на момент беременности, характера диеты, сопутствующих вредных привычек, генотипа плода, срока беременности и многих других привычек. Разумеется, неразумно паниковать, если вы выпили бокал игристого вина или полбанки пива один или два раза. Однако, ежедневный прием алкоголя или спиртовой настойки какого-нибудь чудо- растения- это реальный риск.
Ради своего будущего ребеночка женщинам, планирующим рождение здорового, крепкого малыша, следует полностью отказаться от алкоголя, в каких бы формах, дозах и по какому бы то поводу он не был. Теперь она должна осознавать, что каждый сделанный глоточек, съеденный кусочек – это кирпичик, который идет на «строительство» крохотного создания, живущего внутри её.
Критические периоды онтогенеза
- момент оплодотворения;
- имплантация зародыша в стенку матки ( …. сутки);
- смыкание нервной трубки ( …. -я неделя);
- закладка основных органов и формирование плаценты (…- ... недели);
- усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани ( …- ... -я недели);
- дифференцировка полового аппарата (….. - ……-я недели);
- момент рождения ( … -… неделя)
- новорожденность (до …… );
- половое созревание (… - … лет).
Критические периоды онтогенеза
- момент оплодотворения;
- имплантация зародыша в стенку матки ( …. сутки);
- смыкание нервной трубки ( …. -я неделя);
- закладка основных органов и формирование плаценты (…- ... недели);
- усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани ( …- ... -я недели);
- дифференцировка полового аппарата (….. - ……-я недели);
- момент рождения ( … -… неделя)
- новорожденность (до …… );
- половое созревание (… - … лет).
Критические периоды онтогенеза
- момент оплодотворения;
- имплантация зародыша в стенку матки ( …. сутки);
- смыкание нервной трубки ( …. -я неделя);
- закладка основных органов и формирование плаценты (…- ... недели);
- усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани ( …- ... -я недели);
- дифференцировка полового аппарата (….. - ……-я недели);
- момент рождения ( … -… неделя)
- новорожденность (до …… );
- половое созревание (… - … лет).
Критические периоды онтогенеза
- момент оплодотворения;
- имплантация зародыша в стенку матки ( …. сутки);
- смыкание нервной трубки ( …. -я неделя);
- закладка основных органов и формирование плаценты (…- ... недели);
- усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани ( …- ... -я недели);
- дифференцировка полового аппарата (….. - ……-я недели);
- момент рождения ( … -… неделя)
- новорожденность (до …… );
- половое созревание (… - … лет).
Предварительный просмотр:
Кузнецова Альфреда Накиповна.
МБОУ «Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова».
Учитель биологии и химии
Структурный самоанализ
учебного занятия биологии.
Урок биологии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу с использованием учебно-методического комплекса И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова.
Это восьмой урок из двадцати в разделе «Организм». Урок был проведен в 10 классе. Особенностью данного классного коллектива является то, что он образован в результате объединения двух классов. Учащиеся имеют разный уровень общего развития, базовых знаний, учебных умений и навыков. 5 человек– дети, с низким уровнем развития: речь развита слабо, скорость чтения низкая, не умеют обобщать и делать выводы. Они нуждаются в индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. Некоторые имеют заниженную самооценку, повышенную тревожность и боятся выходить к доске. Большинство класса имеют средний уровень сформированности ЗУН по предмету, а 6 учащихся высокий уровень. При планировании урока учитывались индивидуально-психологические особенности учащихся и особенность учебного материала.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Тема: «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
Цель для учителя: создать комфортную образовательную среду для усвоения нового материла посредством организации частично-поисковой деятельности учащихся с использованием методов эмоциональной драматургии, проблемного обучения и игровых методов.
К данному уроку ставились следующие задачи:
Обучающие: расширить личный опыт учащихся через осознание понятий «особенности онтогенеза человека», «критические периоды онтогенеза», «факторы, влияющие на онтогенез»; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
Развивающие: развивать умения слушать, анализировать, задавать вопросы, составлять краткое устное сообщение, отстаивать свое мнение, совершенствовать навыки работы с учебником и дополнительными источниками информации, закрепить умение устанавливать связь между теоретическими знаниями и жизненной практикой.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, формировать сознательную потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование:
электронное сопровождение к уроку, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»: И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, дидактические и информационные карточки для работы в паре и в группе.
Подготовка урока
Уроку предшествует:
1. Анкетирование на предыдущем уроке «Моя будущая семья» (Сколько детей я мечтаю иметь в будущем?»
2. Индивидуальное опережающее домашнее задание для учащихся продвинутого уровня (подготовка устных сообщений).
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.
Этапы урока
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Мотивация и целеполагание – 7 мин.
III. Изучение нового материала и организация работы учащихся
по его осмыслению и усвоению – 19 мин.
IV. Физкультминутка -2 мин
V. Первичное закрепление нового материала и организация
работы по выработке у учащихся умений и навыков - 8 мин
VI. Итог урока, рефлексия -2 мин
VII. Домашнее задание – 1 мин.
Перечисленные компоненты структуры урока взаимодействовали между собой и переходили друг в друга.
При проведении урока ориентировалась на принципы обучения:
- Принцип создания необходимых условий для обучения.
- Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития учащегося.
- Принцип наглядности обучения.
- Принцип научности, систематичности и последовательности обучения.
Чтобы достигнуть цели урока, был подобран доступный и интересный материал для восприятия учащихся всех уровней развития данного класса, привлечены дети для рассказа по теме урока, была использована мультимедийная презентация.
Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика.
На этапе мотивации и целеполагания, целью которого было актуализация субъектного опыта учащихся и выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности, использовался метод эмоциональной драматургии: сначала определена личная значимость темы через ознакомление с результатами анкетирования, затем создана ситуация эмоционального контраста и учащиеся подведены к определению темы урока. Игра «Дальше, дальше..» и знакомство с методами и формами предстоящей работы позволили актуализировать субъектный опыт учащихся (опорные знания и способы действий) и подвели их к выработки целей урока. Кроме того, работа в паре требовала от учащихся умения прислушиваться друг к другу, создала условия для развития сотрудничества.
На этапе изучения нового материала максимально использовалась самостоятельность учащихся всех уровней развития. Учащиеся продвинутого уровня выступали с сообщениями, что способствовало формированию у них умения самостоятельно пользоваться учебной литературой, составлять краткое устное сообщение, воспитанию убеждённости в знаниях, уверенности в своих силах, формированию потребности заниматься учебной деятельностью. Все учащиеся выделяли главное из устной информации, затем из письменной информации, составляли схему, приводили примеры и делали выводы. Учащиеся работали с различными источники информации: мультимедийный материал, учебник, информационные карточки. Самостоятельная работа в группе позволила достичь взаимопонимания и общения, активной деятельности всех детей, в том числе с низким уровнем познавательных интересов.
Активность и внимательность учащихся поддерживалась комментариями, вопросами и рекомендациями учителя.
После каждого задания отслеживался уровень усвоения свежего, только что объясненного материала, проводилось его повторение и рефлексия через фронтальную беседу, фронтальный отчет групп или через организацию самоконтроля: с помощью слайдов учащиеся проверяли правильность выполненной работы. Таким образом, использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично- поисковый метод и коллективный способ обучения.
Физкультминутка являлась неотъемлемой частью урока, была подчинена общей теме урока. Позволила не только добиться пространственного изменения позы учащихся в процессе обучения, их свободных естественных движений и тем самым сняла утомление различных мышц, ослабила умственное напряжение, зрительное утомление, но и имела смысловую важность: установку на организацию совместных действий, и сотрудничество в ходе последующей самостоятельной работы в группе.
Каждое задание в ходе этапа первичного закрепления нового материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было направлено на достижение определенной дидактической цели: составление «Кодекса родителей» - усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; игра «Верю или нет» и работа с диаграммой учебника - расширение личного опыта учащихся, посредством сопоставления теоретических знаний учащихся и жизненных ситуаций, развитие чуткости к противоречиям, обсуждение высказывания и стихотворения - создание условий эмоционального приятия и осознания ценности жизни и репродуктивного здоровья. Учащиеся успешно справились с заданиями, применив свои знания, полученные ранее, активно участвовали в обсуждение, что свидетельствует о формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни, здоровью будущих детей и своему репродуктивному здоровью.
На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение поставленных целей, эффективность своей деятельности. О домашнем задании была дана полная информация, предложенные на выбор задания были прокомментированы.
В ходе урока были реализованы следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
по источнику получения знаний: словесные (выступления учащихся), наглядные (наглядная презентация учебного материала), практические (выполнение практических заданий);
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый (эвристический);
по способу передачи и восприятия учебной информации:
дедуктивный (от общего к частному);
по способу организации учебной работы, по степени управления учебной работой: индивидуальная, коллективная форма организации работы, работа в парах и группах.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обеспечили мотивацию, сотрудничество учителя и учащихся, соответствовали содержанию и целям урока. Формы познавательной деятельности способствовали включению в деятельность каждого учащегося, обеспечили сотрудничество между ними. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. На каждом этапе подводились промежуточные итоги.
На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. Наблюдалось рациональное использование времени, выдерживался темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива. Здоровьесберегающая работа также заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех учащихся, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.
Урок проведен продуктивно. Цели и задачи урока и каждого его этапа выполнены.
Объем и сложность учебного материала соответствовали образовательным стандартам по биологии, учебным возможностям данного класса.
Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, сформировать универсальные учебные действия (УУД):
- коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи);
- регулятивные УУД (определять и формулировать цель деятельности на уроке, высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль);
- личностные УУД ( устанавливать связь между теоретическими знаниями и жизненными ситуациями);
- познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), находить ответы на вопросы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
Цель проекта урока: расширить знания об особенностях индивидуального развития человека на всех этих этапах эмбрионального и постэмбрионального развития....
Репродуктивное здоровье человека в современном мире
Статья может применяться на уроках биологии в 8, 10 классах при изучении тем индивидуального развития человека, при изучении репродуктивной системы человека (8 кл.)...
Методическая разработка урока "Онтогенез человека" "Репродуктивное здоровье"
Урок предназначен для обучающихся профессиональных учреждений. Он проводился с использованием мультимедийной обучающей программы по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».Часть вопросов, з...
§7.3_8кл_Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.
Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества....
Репродуктивное здоровье составляющая здоровья человека и общества.
Презентация 8-й класс...
Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...