Проект урока по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Маслова Людмила Александровна

 

Цель  проекта урока: расширить знания об особенностях   индивидуального развития человека на всех этих этапах   эмбрионального и постэмбрионального развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное Образовательное Учреждение

                    Средняя Общеобразовательная Школа№69.

                             Проект урока по теме

                            «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».

                                                                                Учитель: Маслова Л.А.

                                                                                Предмет: Биология.

                                                                                Программа, разработанная

                                                                                Сониным Н.В.

                                                                                Учебник В.И. Сивоглазов,

                                                                             И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова  

                                                                              «Общая биология. Базовый

                                                                               Уровень 10-11 класс».

                                                                                      Класс 10 «А».

                                   Нижний Новгород, 2013 год.        

Тема «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»

     I.Краткое планирование темы и место урока в теме:

Раздел 3 Организм

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие организмов

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии

Тема 3.3 Размножение

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Урок 8 Индивидуальное развитие организма

Урок 9 Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

II. Тип урока – изучение нового материала

III. Цель урока: расширить знания об особенностях

                        индивидуального развития человека на всех этих этапах

                        эмбрионального и постэмбрионального развития.

IV. Задачи урока:

  1. Образовательные: Формирование знаний об особенностях индивидуального развития (онтогенеза) человека на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; выявить воздействие никотина, алкоголя и наркотических средств на развитие зародыша человека.
  2. Развивающие: через содержание и групповые формы работы развитие и активизация познавательного интереса детей, развитие творческого мышления при подготовке к урокам, навыков самоорганизации.
  3. Воспитательные: Воспитание личности, умеющей сохранять здоровье  на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода.

V. Средства:

1.Формы: индивидуально-групповая и фронтальная работа.

2.Методы:

 а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, практические

 б) по степени самостоятельности мышления обучающихся – репродуктивные

 в) по стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности

 г) методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск «уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс». Рабочие карты. Магнитная доска. Экран.

  1. Литература:
  1. Учебник. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология: Базовый уровень 10-11 класс» М., Дрофа, 2009 г.
  2. Козлова Г.А., Методическое пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень» М, Дрофа, 2009 г.
  3. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» авт.-сост. Т.В. Зарудная.

Волгоград: Учитель, 2009 г.

VIII.Структура урока и его хронометраж.

I.

Организационный момент

1 мин

II.

Актуализация знаний, мотивация на изучение нового материала.

3 мин

III.

Изучение нового материала

  1. Понятие «онтогенез»
  2. Эмбриональное развитие
  3. Периоды онтогенеза, когда развивающий организм подвержен действию различных вредных факторов
  4. Влияние вредных привычек на развитие зародыша.
  5. Постэмбриональное развитие и его периоды.

12 мин

1 мин

3 мин

2 мин

3 мин

3 мин

IV.

Закрепление изученного материала.

15 мин

V.

Рекомендации будущим мамам

8 мин

VI.

Домашнее задание

2 мин

Содержание урока

Ход урока

Деятельность учителя

прогнозируемая деятельность учеников

I.

Организационный момент.

А) Приветствие

Б) Учет посещаемости.

Отмечаются отсутствующие, проверяется готовность к уроку, функциональная деятельность дежурного

Настраиваются на урок, реализуют функциональные обязанности дежурных

II.

Мотивация изучения нового материала

 1.Вступительное слово учителя.

1.1Сообщение темы «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».

1.2Эпиграф урока:

«История развития человека в течении девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно. гораздо интереснее и содержат события более

грандиознее, чем все последующие семьдесят лет его жизни».

Сэмюель Тейлор Коприджю (1834г.)

1.3Цель урока:

Нас много в мире, мы различны;

Онтогенез у всех – свой, личный.

Критические моменты в нашей жизни есть

Их, право, столько всех не перечесть

По нашей теме выделено восемь

Что будет непонятно – у врача мы спросим.

Роль доктора сегодня исполняю я.

А вас прошу записывать друзья:

Как никотин на плод влияет,

Какие лекарства его отравляют,

Что ядом может быть, что-нет?

На многое найдем ответ

А в завершении урока,

Чтоб больше было пользы, прока,

Я каждого прошу из вас

Для будующих мам составить наказ.

Кто хочет – в стихах, если нет, можно в прозе

Хоть несколько строк, можно в крошечной дозе.

Рекомендации будущим мамам дадим:

Про алкоголь, препараты, табачный дым,

Что кушать, что делать, чего избегать.

Чтоб только здоровых детей всем рожать!

В конце урока подведем итог.

Вот, в общем-то, начнем урок.

Я попрошу вас всех открыть тетрадь

И тему нашу быстро записать.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Слайд 1

Слайд 2

Побуждение к активному восприятию материала

   

Настраиваются на аналитическую и мыслительную работу

III.

Изучение нового материала.

      На партах – рабочие карты (приложение №1)

1.Понятие «онтогенез»

1.1Сообщение учащегося 1

1.2Составление схемы «Периоды онтогенеза»

2.Три периода эмбрионального развития.

2.1Сообщение учащегося 2

2.2Продолжение составление схемы.

3.Периоды онтогенеза, когда развивающийся организм подвержен действию различных вредных факторов (критические моменты)

3.1Сообщение учащегося 3

4.Влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

4.1Сообщение учащегося 4

5.Постэмбриональное развитие и его периоды.

5.1Сообщение учащегося 5

5.2Окончание составление схемы.

Мотивирует ответственные приготовления докладов, помогает отработать навык подготовки выступления и провоцирует подход к подаче подготовленного материала

Контролирует составление схемы

Проверяет схему

Контролирует работу учащихся

Сверяют планы со своими ожиданиями, получают деловой настрой на работу.

Реализуют свои творческие способности и потребности, активно слушают, усваивают знания

Презентация учащегося 1 слайды 3-5

Добывают знания, составляют схему

Презентация учащегося 2 слайды 6-18

Презентация учащегося 3 слайды 19-28

Записывают в тетрадь критические моменты

Презентация учащегося 4 слайды 29-33

Презентация учащегося 5 слайды 34-39

Сверяют схему в тетради со схемой в рабочей карте

IV.

Закрепление изученного материала

Групповая работа (задание в рабочих картах)

1 группа.  Проанализировать статью учебника на с. 130 (в рамке) и сделать презентацию на заданную тему.

2 группа.  Проанализировать диаграмму учебника на 134 рис. 66 и сделать презентацию на заданную тему.      

3 группа.  Проанализировать статью учебника на с. 135 (в верхней рамке) и сделать  презентацию на заданную тему.

4 группа.  Проанализировать статью учебника на с. 135 (в нижней рамке) и сделать  презентацию на заданную тему

Подготовка к развитию исследовательских навыков.

Инструктирует и корректирует работу групп, устанавливает , на сколько учащиеся усвоили материал. Определяет каждой группе конечную цель и время работы.

Помогает не только отрабатывать навык подготовки выступления, но и провоцирует творческий подход к подаче полученной информации

Работают в малой группе сотрудничества, реализуют свои индивидуальные наклонности, выполняя в группе определенную роль. Реализуют свои творческие потребности (презентации в виде рисунков – плакатов). Отрабатывают навыки работы в пределах регламента. имеют возможность оценить свою работу, оценку своих ответов другими группами.

V.

Рекомендации будущим мамам.

        Приложение №2.

Провоцирует аналитическую деятельность, преследует цель активизировать память, логику, мышление учащихся.

Имеют возможность самостоятельно обдумать задание и продиагностировать свои знания по теме, осуществляют само контроль, сверяя результаты с приложением №2

VI.

Домашнее задание. Итоги урока.

1.Домашнее задание:

Изучать текст §3.9 и ответить на вопросы с. 136.

2.Итоги урока:

На основание оценок из сводной ведомости журнала учитель благодарит за активную работу и выставляет оценки в дневник.

«К концу подходит наш урок

Пора нам подвести итог

Что вам запомнилось, что нет?

На все ли вы нашли ответ?

Через минуту раздасся звонок

Увы, но к концу подошел наш урок

Большое спасибо я всем говорю

Мы цели достигли – благодарю!»

Создает условия для активного осмысления изученного материала

Учитель подводит учащихся к размышлению о том, что они сегодня делали и что достигли.

Формируется четкая, обратная, связь на уровне ученика.

Учитель провоцирует размышления о том, оправдались ли их ожидания с полученным результатом на уроке.

Записывают задания в дневник

Учащиеся имеют возможность самооценки и взаимооценки полученных знаний, имеют возможность проанализировать свои результаты и ошибки.

                                                                                                                                                                 Приложение №1

Рабочая карта урока

       по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»

  1. Изучение нового материала.
  1. Понятие «онтогенез»

Зарисовать схему                                                         онтогенез

Эмбриональное   Постэмбриональное

                                                           развитие (эмбриогенез)                   развитие

  1. Эмбриональное развитие.

Продолжить схему    

                             Начальный                 зародышевый                  плодный

                            (1-я неделя)                (2-8-я неделя)      (с 9-й недели до рождения)

  1. Периоды онтогенеза, когда развивающийся организм подвержен действию различных вредных факторов.
  2. Влияние вредных привычек на развитие зародыша.
  3. Постэмбриональное развитие и его периоды

Продолжить схему

дорепродуктивный   репродуктивный            пострепродуктивный

                                                                 (период зрелости)                (период старения)

  1. Закрепление изученного материала.

Групповые задания:

1 группа.  Проанализировать статью учебника на с. 130 (в рамке) и сделать

                    презентацию на заданную тему.

2 группа.  Проанализировать диаграмму учебника на 134 рис. 66 и сделать

                    презентацию на заданную тему.      

3 группа.  Проанализировать статью учебника на с. 135 (в верхней рамке) и

                    сделать  презентацию на заданную тему.

4 группа.  Проанализировать статью учебника на с. 135 (в нижней рамке) и

                    сделать  презентацию на заданную тему.  

  1. Выводы.
  2. Домашнее задание  § 3.9.

Приложение №2

Рекомендации будущим мамам:

  1. За 1 месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголя.
  2. Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.
  3. Расстаться с курением, а также избегать тех мест, где собираются курящие люди.
  4. Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении могут повредить будущему ребенку.
  5. Употреблять в пищу продукты богатые витаминами: овощи и фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи к уроку по теме "Онтогенез"

Данные стихи можно использовать при изучении нового материала по теме"Онтогенез"в 9 и 11 классах по биологии,это способствует лучшему усвоению сложной темы...

Методическая разработка урока "Онтогенез человека" "Репродуктивное здоровье"

Урок предназначен для обучающихся профессиональных учреждений. Он проводился с использованием мультимедийной обучающей программы по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».Часть вопросов, з...

Конспект урока по теме "Онтогенез. Эмбриогенез"

Конспект урока по теме "Онтогенез. Эмбриогенез"...

Учебное занятие "Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье"

Данный материал содержит конспект учебного занятия, презентацию к нему, дидактические карточки для учащихся, самоанализ занятия. Занятие разработано с применением системно-деятельстного подхода.Основн...

Методическая разработка урока по биологии "Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье"

Методическая разработка урока по биологии "Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье". Основные задачи урока: сформировать представления об этапах эмбрионального и постэмбрионального ...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...