Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)

Данный урок знакомит обучающихся со  строением  отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skelet_cheloveka.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Скелет человека»

Цели урока: познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей, поясов конечностей; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью. Дальнейшее развитие умений работать с учебником, учебными таблицами, моделями черепа и скелета; развитие творческих способностей учащихся (размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника, придумывание вопросов).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: 

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение череп», модель черепа, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Скелет человека.

Беседа с элементами рассказа.

Вопрос к классу: какие отделы тела вы знаете? Есть ли кости  в каждом из отделов?

Обобщение ответов: отделы тела: голова, туловище, конечности (верхние и нижние). Такие же части выделяют в скелете человека + пояса конечностей (то, с помощью чего прикрепляются конечности к туловищу).

Запись в тетрадь.

                Скелет

Головы

(череп)

Туловища:

- Грудная клетка

Пояса верхних конечностей:

Верхних

конечностей:

Пояса нижних конечностей

Нижних

 конечностей:

(ребра, грудина)

- Лопатки

- Плечо

Таз

- Бедро

- Позвоночник

- Ключицы

- Предплечье

- Голень

(позвонки)

- Кисть

- Стопа

2. Скелет головы.

Беседа с элементами рассказа.

Вопросы к классу: из каких костей состоит череп человека? Как соединены между собой кости черепа? Почему? Какое значение имеет череп в организме человека?

Обобщение ответов: череп человека состоит из плоских костей соединенных неподвижно, так как основная функция черепа защита головного мозга и органов чувств.

Вопрос к классу: какие части вы выделили бы в черепе?

Обобщение ответов: в черепе выделяют два отдела: лицевой и мозговой.

  Рассказ учителя.

  Мозговой отдел развит больше, чем лицевой. Состоит из парных костей: теменных и височных, непарных костей: лобной, затылочной, клиновидной, решетчатой.

  Лицевой отдел: развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью. Состоит из парных костей: верхнечелюстных, скуловых, носовых, небных, слезные и непарных: нижнечелюстной и подъязычной.

Соединение костей неподвижное, кроме нижнечелюстной.

В ходе рассказа выполняется задание в рабочей тетради.

3. Скелет туловища.

Беседа с элементами рассказа.

Вопросы к классу: какие отделы выделяют в туловище человека? Их значение?

Обобщение ответов: выделяют позвоночник и грудную клетку. Служат защитой внутренних органов от повреждения и опорой тела.

Рассказ учителя.

Основу скелета составляет позвоночник. Он образован отдельными позвонками. Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки (рисунок в тетрадь). Тело и дуга позвонка образуют кольцо. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Между телами позвонков лежат межпозвоночные спинные диски. Они придают позвоночнику упругость и смягчают при ходьбе, беге и т.д.

Позвоночник человека имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих – 2 изгиба). Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении (приспособление к прямохождению).

По ходу рассказа учащиеся делают записи в тетрадь.

Запись в тетрадь.

 4 изгиба позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый – приспособление к прямохождению.

Отделы позвоночника:

- шейный: 7 позвонков;

- грудной: 12 позвонков (к ним прикреплены ребра);

- поясничный: 5 позвонков;

- крестцовый: 5 сросшихся позвонков – крестец;

- копчиковый: 4-5 сросшихся позвонков.

Грудная клетка: 12 пар ребер + грудина.

4. Скелет пояса верхних конечностей и скелет верхних конечностей.

Беседа с элементами рассказа.

Вопрос к классу: назовите части рук?

Рассказ учителя. 

Плечевой пояс (пояс верхних конечностей): 2 лопатки и 2 ключицы.

Скелет руки: плечо – плечевая кость, предплечье – локтевая и лучевая кости, кисть – запястье, пястье и фаланги пальцев.

В ходе рассказа учащиеся работают в тетради на печатной основе.

5. Скелет пояса нижних конечностей и скелет нижних конечностей.

Беседа с элементами рассказа учителя.

Вопрос к классу: назовите части ног?

Рассказ учителя.

Тазовый пояс (пояс нижних конечностей): плоские кости (подвздошные, седалищные, лобковые), тесно сочлененные с крестцом.

Скелет нижних конечностей: бедро – бедерная кость, голень – большеберцовая и малоберцовая кости, стопа – предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.

6. Особенности скелета человека связанные с прямохождением,  трудовой деятельностью и речью.

Рассказ учителя. По ходу рассказа учащиеся делают запись в тетрадь.

Запись в тетрадь. 

Особенности скелета человека связанные с прямохождением,  трудовой деятельностью и речью:

  1. S-образная форма позвоночника;
  2. сильное развитие таза, мощность скрепления его с крестцом;
  3. опорная сводчатая стопа с развитым большим пальцем;
  4. особое строение кисти руки;
  5. подбородочный выступ.

III. Закрепление.

Фронтальная беседа.

IV. Домашнее задание. §11,12

Индивидуальные сообщения: первая помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".

Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....