Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)
Данный урок знакомит обучающихся со строением отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skelet_cheloveka.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Скелет человека»
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей, поясов конечностей; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью. Дальнейшее развитие умений работать с учебником, учебными таблицами, моделями черепа и скелета; развитие творческих способностей учащихся (размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника, придумывание вопросов).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока:
Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение череп», модель черепа, учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Скелет человека.
Беседа с элементами рассказа.
Вопрос к классу: какие отделы тела вы знаете? Есть ли кости в каждом из отделов?
Обобщение ответов: отделы тела: голова, туловище, конечности (верхние и нижние). Такие же части выделяют в скелете человека + пояса конечностей (то, с помощью чего прикрепляются конечности к туловищу).
Запись в тетрадь.
Скелет
Головы (череп) | Туловища: - Грудная клетка | Пояса верхних конечностей: | Верхних конечностей: | Пояса нижних конечностей | Нижних конечностей: |
(ребра, грудина) | - Лопатки | - Плечо | Таз | - Бедро | |
- Позвоночник | - Ключицы | - Предплечье | - Голень | ||
(позвонки) | - Кисть | - Стопа |
2. Скелет головы.
Беседа с элементами рассказа.
Вопросы к классу: из каких костей состоит череп человека? Как соединены между собой кости черепа? Почему? Какое значение имеет череп в организме человека?
Обобщение ответов: череп человека состоит из плоских костей соединенных неподвижно, так как основная функция черепа защита головного мозга и органов чувств.
Вопрос к классу: какие части вы выделили бы в черепе?
Обобщение ответов: в черепе выделяют два отдела: лицевой и мозговой.
Рассказ учителя.
Мозговой отдел развит больше, чем лицевой. Состоит из парных костей: теменных и височных, непарных костей: лобной, затылочной, клиновидной, решетчатой.
Лицевой отдел: развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью. Состоит из парных костей: верхнечелюстных, скуловых, носовых, небных, слезные и непарных: нижнечелюстной и подъязычной.
Соединение костей неподвижное, кроме нижнечелюстной.
В ходе рассказа выполняется задание в рабочей тетради.
3. Скелет туловища.
Беседа с элементами рассказа.
Вопросы к классу: какие отделы выделяют в туловище человека? Их значение?
Обобщение ответов: выделяют позвоночник и грудную клетку. Служат защитой внутренних органов от повреждения и опорой тела.
Рассказ учителя.
Основу скелета составляет позвоночник. Он образован отдельными позвонками. Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки (рисунок в тетрадь). Тело и дуга позвонка образуют кольцо. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Между телами позвонков лежат межпозвоночные спинные диски. Они придают позвоночнику упругость и смягчают при ходьбе, беге и т.д.
Позвоночник человека имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих – 2 изгиба). Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении (приспособление к прямохождению).
По ходу рассказа учащиеся делают записи в тетрадь.
Запись в тетрадь.
4 изгиба позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый – приспособление к прямохождению.
Отделы позвоночника:
- шейный: 7 позвонков;
- грудной: 12 позвонков (к ним прикреплены ребра);
- поясничный: 5 позвонков;
- крестцовый: 5 сросшихся позвонков – крестец;
- копчиковый: 4-5 сросшихся позвонков.
Грудная клетка: 12 пар ребер + грудина.
4. Скелет пояса верхних конечностей и скелет верхних конечностей.
Беседа с элементами рассказа.
Вопрос к классу: назовите части рук?
Рассказ учителя.
Плечевой пояс (пояс верхних конечностей): 2 лопатки и 2 ключицы.
Скелет руки: плечо – плечевая кость, предплечье – локтевая и лучевая кости, кисть – запястье, пястье и фаланги пальцев.
В ходе рассказа учащиеся работают в тетради на печатной основе.
5. Скелет пояса нижних конечностей и скелет нижних конечностей.
Беседа с элементами рассказа учителя.
Вопрос к классу: назовите части ног?
Рассказ учителя.
Тазовый пояс (пояс нижних конечностей): плоские кости (подвздошные, седалищные, лобковые), тесно сочлененные с крестцом.
Скелет нижних конечностей: бедро – бедерная кость, голень – большеберцовая и малоберцовая кости, стопа – предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.
6. Особенности скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.
Рассказ учителя. По ходу рассказа учащиеся делают запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Особенности скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и речью:
- S-образная форма позвоночника;
- сильное развитие таза, мощность скрепления его с крестцом;
- опорная сводчатая стопа с развитым большим пальцем;
- особое строение кисти руки;
- подбородочный выступ.
III. Закрепление.
Фронтальная беседа.
IV. Домашнее задание. §11,12
Индивидуальные сообщения: первая помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".
Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....