Занятие кружка "Борьба за выживание"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Материал разработки в игровой форме знакомит учащихся со сложными взаимоотношениями в природе, приводящими к регуляции численности животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kruzhka_na_temu_borba_za_vyzhivanie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ Новопетровская СОШ
Занятие энтомологического кружка
БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
Разработала : учитель биологии
Иващик Ольга Алексеевна
Цель: в игровой форме ознакомить учащихся со сложными взаимоотношениями в природе, приводящими к регулированию численности насекомых. Развивать мышление учащихся, побуждая их устанавливать причинно-следственные связи. Подвести к мысли о необходимости бережного отношения к насекомым.
Оборудование:
карточки с изображением насекомых, прищепки,
карточки с рисунками частей тела насекомых,
аудиозаписи: «Полет шмеля», «Голоса птиц»,
цветные карточки: голубая с надписью «наводнение», белая - «зима», желтая – «ветер».
Учитель:Тема нашего занятия «Борьба за выживание».
Известно, что насекомые – самые маленькие существа на Земле. Легко ли им прожить в этом сложном мире, где их постоянно подстерегают опасности, враги и лишения?
Попробуем представить себе, как насекомые выживают? Сегодня мы «превратимся» в маленьких насекомых и попробуем немножко пожить их жизнью. Для этого нам потребуются знания о биологии каждого насекомого.
I игра «Кто я?»
Для начала мы определим роли – кто я?
- На спину играющим ведущий прикрепляет картинку с изображением насекомого. Играющий не знает – кто изображен на картинке. Что бы угадать – кто я – играющий задает окружающим вопросы о себе, требующие ответов «да» или «нет», пока не отгадает кто он. Например: «Я хищник?», «Я живу в воде?» и т.д. Угадавшие свое насекомое, снимают карточку и получают роль этого насекомого.
1 тур. «Где я живу». Итак, сейчас каждый должен перевоплотиться в того насекомого, роль которого получили. Вам придется пройти множество испытаний, в которых вы должны постараться выжить. Любая ваша ошибка будет стоить вам «жизни».
Сейчас вы должны выбрать свою среду обитания. На полу разложены разметки в виде разноцветных кружочков бумаги.
подземная водная наземно-воздушная
(коричневая) (голубая) (зеленая)
Как только заиграет музыка «Полет шмеля» вы должны будете занять свою среду обитания. Через 1 минуту подводим итоги. Вы молодцы, все правильно поселились и продолжают игру дальше.
2 тур. Какие приспособления помогают вам жить в вашей среде обитания? На столах разложены карточки с рисунками, изображающими различные части тела насекомых (различные типы конечностей, крылья, ротовой аппарат, глаза и др.) Задание: найдите свои части тела и объясните, их роль в вашей жизни. (Одна минута, музыка, слушаем ответы участников)
3 тур. А теперь нам следует «подкрепиться». Мы посетим «столовую насекомых».
Но пищу сначала надо найти. В кабинете спрятаны карточки двух цветов: красные и зеленые. Красные карточки – это пища хищных насекомых, а зеленые – растительноядных. Ребята, всегда ли насекомым хватает пищи? (Учащиеся: нет, если их много, пищи может не хватить.) Верно, у нас сегодня тоже конкуренция и одному из вас пищи не хватит. Постарайтесь быстрее найти свой жетон, иначе вы останетесь голодными, а значит - погибнете. Но помните, если вы ошиблись в выборе пищи, вы - погибли.
4 тур. Спасаемся от врагов. Сейчас вы услышите голоса животных, которые могут быть вашими врагами. Каждый из вас возьмет листочек и карандаш и пока звучат голоса, определит, опасно ли для вас это животное. Затем на листочке запишите как вы будете вести себя в каждом случае. (звучат голоса лягушки, синицы, кукушки) Предполагаемые ответы учащихся: я их не боюсь, у меня есть жало; мне не страшно, я живу под землей; спрячусь; замаскируюсь; и т.д.
Далее учащиеся зачитывают свои ответы. Если есть неверный ответ – игрок выбывает.
5 тур. Игра «Летучая мышь». Несмотря на то, что вы ловко замаскировались, вы все-таки должны помнить о том, что и вы можете стать обедом для кого-то. Ведь насекомые – важное звено в пищевой цепи. Сегодня пищу себе ищет летучая мышь. Как ищет себе пищу летучая мышь? (Учащиеся: с помощью ультразвуков, слуха) Поэтому одному из вас мы завяжем глаза, и он станет летучей мышью. Среди вас есть бабочки – пища летучих мышей. Остальные, взявшись за руки образуют окружающую среду. Кто кого перехитрит? Бабочки летучую мышь, или все-таки мыши удастся пообедать? (мышь внутри круга ловит бабочек, издавая постоянно звук: мышь! А бабочки в ответ отзывались: бабочка!) После поимки одной бабочки игра прекращается, и игроки объясняют, как им удалось выжить или как удалось поймать. Пойманная бабочка выходит из игры.
6 тур. Неблагоприятные условия. Детям предлагаются на выбор карточки с разными ситуациями (голубые, белые, желтые). Дается минута на размышление или обсуждение. Учащиеся могут группироваться и обсудить свое поведение в данной ситуации. Но отвечает каждый сам.
Например: наводнение – медведка выживет, так как отлично плавает; бабочка улетит; стрекоза выживет, так как личинки водные.
После ответа всех учащихся, оставшиеся игроки подходят к столу ведущего.
Ведущий: Вы должны хорошо знать своих соплеменников – насекомых. В одном конверте у меня изображения разных насекомых, а в другом конверте их названия. Подберите каждому насекомому его видовое название. (предложены жук-навозник, орденская лента, лесная голубянка, колорадский жук, жук-олень, дальневосточный усач, винный бражник, павлиний глаз, махаон и др.) Определите, какие из них могут погибнуть от рук человека и почему. Предполагаемые ответы : колорадского жука травят ядохимикатами; многих бабочек ловят за красоту; уничтожаются места обитания – леса и др.
Ведущий: Человек уничтожает много насекомых беспричинно, бессмысленно. Посмотрите на эти снимки (фото – гибнущих от нефти животных). Здесь животные гибнут от разлившейся нефти. Вина полностью лежит на человеке. Это страшно! Это больно видеть! Нас шокируют эти кадры и мы готовы возмущаться и бить тревогу. Но почему мы проходим равнодушно когда видим, что ребенок ловит бабочку, давит муравья? Мы этого даже не замечаем…
Вы только что попробовали немного побыть в роли насекомых и убедились, что выжить им так не просто. Так давайте поймем сами и поможем понять другим то, что хотел выразить Тютчев своими стихами:
Не то, что мните Вы природа –
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Учитель:
Я хочу, чтоб вы навсегда запомнили еще одни мудрые слова:
«Я сорвал цветок и он завял, я поймал бабочку и она умерла, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.
В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....
Двадцать правил выживания в годы юности ваших детей
Иногда родителям сложно найти общий язык со своими подросшими детьми. Существует двадцать проверенных практикой шагов, которые помогут им всегда быть на связи со своими подростками. Очень важно, чтобы...
Подавляющие факторы выживания человека в дикой природе
Подавляющие факторы выживания человека в дикой природепо материалам сайта: http://lib.rus.ec/b/166178/read Голод , Жара. Жажда Холод Убежища....
План урока "Выживание в экстремальных ситуациях"
Урок - проект...
"Основы выживания в природных условиях" открытое занятие
Тема занятия: «Выживание в природных условиях»Продолжительность занятия: 25 минут.Цель занятия: Ознакомление с правилами поведения в экстремальной ситуацииЗадачи:Обучающая: Научить практически и...
Школа выживания как дополнение к занятиям парапланеризмом
Секция парапланеризма имеет два направления работы: парапланеризм и школа выживания, которые гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга. ...
Темы и вопросы для проведения полевых практических занятий по программе «Школы выживания в лесу»
Темы и вопросы для проведения полевых практических занятий по программе «Школы выживания в лесу»...