Урок мужества "100- летию Первой мировой посвящается..."
классный час по истории (9 класс) на тему

сценарий урока посвященной Первой мировой войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольный  Урок мужества «100-летию Первой мировой посвящается...».

(В начале Урока звучит гимн РФ.)

Учитель:

 Дорогие ребята! Сегодня мы с вами присутствуем в школьном музее, где хранятся предметы старины. И это не случайно. Ведь только в музее мы можем окунуться  в водоворот событий 100-летней давности, а именно: сегодня разговор пойдет о значимой исторической дате. Посмотрите внимательно на стенд, который я подготовила для вас. В эти дни, ребята,мы отмечаем столетие начала Первой мировой войны.

( На стенде – текстовой и иллюстрационный материал:

Настенная карта «Россия в Первой мировой войне»

  • Милитаризация стран Европы в 80-егг. XIX в. – начале XX века;
  • Создание коалиций;
  • Международные кризисы начала XX века;
  • Мир накануне Первой мировой войны: территориальные и политические притязания европейских держав;
  • Международные противоречия;
  • Мир накануне Первой мировой войны: международные отношения;
  • Повод к началу Первой мировой войны;
  • План Шлиффена;
  • Причины Первой мировой войны;
  • Начало Первой мировой войны;
  • Основные события Первой мировой войны;
  • Компьенское перемирие;
  • Последствия Первой мировой войны;
  • Можно ли было избежать Первой мировой войны?)

Учитель: предлагаю вам посмотреть отрывок из документального фильма Л. Парфенова «Россия в Первой мировой», телеканал НТВ.

(Демонстрация отрывка из док.фильма)

   Учитель: Итак, к войне непосредственно вела цепь следующих событий:

 --  Создание коалиций на фоне милитаризации стран Европы.Международные кризисы начала XX века.

  Ученик.

-- Конец 19-го – начало  20- го веков характеризуется крайне неспокойной политической обстановкой в Европе. В 1882 году был заключен Тройственный союз между Германией, Италией и Австро-Венгрией. Ими был взят курс на экспансию, захват новых земель. Общая угроза со стороны Германии привела к образованию противоборствующего союза «Антанта» в составе России, Великобритании и Франции. Так окончательно сформировался раскол Европы на два противостоящих друг другу военных блока великих держав, который привел мир к невиданной ранее войне.

     Учитель:

-- Мир накануне Первой мировой войны. Международные противоречия. Территориальные и политические притязания европейских держав.

     Ученик.

--  На Балканах начались войны за освобождение от турецкого господства. Здесь завязывался узел острых противоречий между Россией, Францией и Великобританией, с одной стороны, и Германией, Италией и Австро-Венгрией, с другой. Балканы стали «пороховой бочкой». Так Европа была подведена к мировой войне.

    Учитель:

-- Причины Первой мировой войны. Повод и начало войны.

   Ученик.

-- Причины возникновения Первой мировой войны многообразны. Они связаны с противоречиями экономического и политического развития индустриальных стран, противостоянием военно-политических блоков, национализмом. 28 июня 1914 года на одной из улиц Сараево в Боснии был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Австро-Венгерские власти с согласия Германии объявили Сербии ультиматум. На защиту Сербии встает Россия в составе «Антанты». В конечном итоге развязывается война.

     Учитель:

     --Основные, да и не только, а все  события войны трагичны. Проследим их в стихотворной форме.

     Ученик.

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце.

Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны.

Мы вернемся домой (если только, конечно, вернемся)

Если только вернемся мы с этой проклятой войны.

Кто-то, вспомнив о близких, назад обернется невольно,

Кто-то с прошлым расстался и смотрит с надеждой вперед.

Колыханье штыков, как стальные балтийские волны.

И пока еще полный состав батальонов и рот.

Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас всевышний!»

Кружат головы марши и призрачной славы вино.

Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля

Как о чем-то, что было не с нами и очень давно.

То, что целью казалось вчера – оказалось не целью,

То, что было серьезно – сегодня уже не всерьез.

Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью

По ветвям оголенным не в срок облетевших берез.

И однажды настанет пора – мы разрушим святыни,

Ибо зубы дракона посеяны, не семена.

Мы вернемся домой( если только вернемся) другими

И не лаской – оскалом нас встретит другая страна.

     Ученик.

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Громыханье колес и охрипший свисток

Заглушило ура без конца.

Уж последние скрылись во мгле буфера,

И сошла тишина до утра,

А с дождливых полей все неслось к нам ура,

В грозном клике звучало: пора!

Нет, нам было не грустно, нам не было жаль,

Несмотря на дождливую даль.

Это – ясная, твердая, верная сталь,

И нужна ли ей наша печаль?

Эта жалость – ее заглушает пожар,

Гром орудий и топот коней.

Грусть - ее застилает отравленный пар

С галицийских кровавых полей...

Песня «Варяг» - в исполнении вокальной группы

Учитель:

   -- А что же в это время происходит в России?

Ученик.

   -- Николай Второй – главнокомандующий Российской Армией (доклад).

Учитель:

     -- Окончание войны. Последствия Первой мировой войны.

Ученик.

   -- 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу на тупиковой станции Ретонд в штабном вагоне французского маршала Фоша Германия подписала капитуляцию. Этот день считается днем окончания Первой мировой войны.

Учитель:

  -- Струится дымок папиросы

В разгаре в собрании бал.

«Успеем на встречу с безносой»,-

Полковник, подумав, сказал.

Шампанским едва золотился

В бокалах хрустальный рассвет

И с дамами в вальсе кружился

Полковник, как юный кадет.

Тяжелые рыжие косы

И девичий тоненький стан.

«Успеем на встречу с безносой»,-

Подумав, сказал капитан.

И капали тихо минуты,

Размазав небес акварель

И пахло весною, как будто

Не август то был, а апрель.

Вздыхают вагонные оси,

Колеса по рельсам стучат.

«Успеем на встречу с безносой»,-

Подумав, промолвил солдат.

Письмо из деревни читая,

Он верил, что Богом храним.

Писала жена молодая

О том, что скучает за ним.

Накрыла туманная простынь

Воронки, как шрамы от ран.

Успели на встречу с безносой

Полковник, солдат, капитан...

 Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 миллиарда человек. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки. В боях погибло свыше 10 миллионов человек и в два раза больше ранено. Давайте, ребята, почтим их память Минутой молчания.

(Песня «Крейсер «Аврора» в исполнении вокальной группы)

Учитель.

  -- И сегодня, попрошествии 100 лет с начала Первой мировой войны, давайте, ребята, не будем забывать о тех, кто ценою своих жизней подарил нам ясное солнце и мирное небо! Знайте историю своего народа!

Мир накануне Первой мировой войны.

Территориальные и политические притязания европейских держав

Германия

Захват новых колоний за счет Англии и Франции, ослабление Франции и России, установление господства в России

Великобритания

Ослабление Германии, захват части германских колоний, раздел Османской империи

Россия

Установление господства на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы, ослабление Германии, ликвидация опасности установления господства Австро-Венгрии на Балканах

Первая

мировая

война

( 1914 – 1918 гг.)

Причины Первой мировой войны:

  1. Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешению политических и экономических противоречий с помощью сложившихся военных союзов;

  1. Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;

  1. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

( 1914 )

28 июля– Австро-Венгрия объявила войну Сербии;

           29 июля– Россия начала частичную мобилизацию;

           1 августа-  Россия объявила войну России;

           3 августа– Германия объявила войну Франции.

Германские войска вступили в Бельгию, нарушив ее нейтралитет. Под предлогом защиты Бельгии правительствоАнглии4 августаобъявило войну Германии.

Вместе с ней в войну вступили ее доминионы и Индия.

6 августавойну России объявила Австро-Венгрия, в ответ ей войну объявили Англия и Франция.

           15 августа Япония потребовала от Германии передать ей свои территории в Китае. Отказ. Япония объявила войну Германии.

Первая Мировая война началась.

Милитаризация стран Европы

в  80-е гг. XIX в. – начале XX века

Страна

Рост

численности

армии (в % )

Число военнослужащих

на 1000 мужчин

Расходы на содержание

армии и флота (в руб.) на

душу населения

Англия

38,8

25,6

15,2

Франция

48,7

52,5

12,5

Италия

22,9

27,4

6,3

Германия

44,3

48

9,2

Австро-Венгрия

107

34

4,9

Россия

19,5

33,7

3,9

ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914 – 1918ГГ.

Человеческие потери.

   В войне погибло 10 миллионов человек; каждый седьмой, призванный в армию, не вернулся с фронта; в Сербии и Черногории погибло более трети мобилизованных; уменьшилось и мирное население из-за недоедания, болезней, падения рождаемости.

Социальные последствия.

     Падение уровня жизни людей; рост безработицы, налогов, инфляции, причем страдают от этого не только рабочие и крестьяне, но и представители средних слоев – торговцы, ремесленники, служащие. Упадок родовой аристократии из-за массовой гибели офицеров. Изменение положения женщин: они заменили мужчин в общественном производстве, на транспорте, в связи.

Изменения в экономике.

     Началась реконверсия – переход экономики с военных рельсов на мирные, что потребовало перетока капиталов и структурной перестройки хозяйства, причем в первое время это не привело к наращиванию производства мирной продукции. Кризис финансовой системы, что привело к отмене золотого стандарта, из-за чего рухнула и вся старая система мировой торговли. Изменение роли в мировом разделении труда колониальных и зависимых стран – они стали производить больше товаров.

Перемены в общественном сознании и культуре.

     Нарастание пессимизма – убежденности в худшем, в дальнейшем упадке. Распространение иррационализма – неверии в возможности разума, что было вызвано снижением ценности человеческой жизни, ростом уверенности в том, что насилие – самый действенный способ отстаивания своих интересов. Рост националистических настроений – идеи о превосходстве одной нации над другими, развитие новых направлений в искусстве – сюрреализма, модернизма.

Можно ли было избежать Первой мировой войны?

  • «России война была не нужна – быстрое культурное и экономическое развитие обеспечивало по всем прогнозам самое блестящее будущее. А разве была нужна война Франции, Сербии, Австро-Венгрии? Хотя воевать именно тогда ни одно правительство не собиралось, европейские страны все глубже втягивались в конфликт.»

Современный предприниматель В. Неверов

  • «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в этом мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной.»
  • В. И. Ленин
  • В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: «Кое-что мы должны оставлять на волю случая». Этой же точки зрения придерживался          У. Черчилль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Открытый классный час "К 100 летию Первой мировой войны"

Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй ...

Урок мужества в 8 классе, посвящённый 100-летию Первой мировой войны

Конспект содержит материал, который знакомит обучающихся с хронологией, фактами, героями Первой мировой войны....

Классный час «100-летие Первой мировой войны"

«100-летие Первой мировой войны"...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....

УРОК МУЖЕСТВА к 100-летию ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В 2014  году исполнилось 100 лет Великой войне.  Первой мировой войне. Мировой  стали называть её после войны 1941-1945 гг. Одна стала первой мировой, другая вторая мироваяЧетыре года п...