Сценарий "Ломоносовская ассамблея"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Ломоносовская ассамблея - это театрализованное представление достижений М.В.Ломоносова в разных сферах егодеятельности. Она явилась заключительным мероприятием Ломоносовской недели в школе. Театрализация и сообщения подготовлены учащимися 10 класса и показана для учеников старших классов школ города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosovskaya_assambleya.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Яркова Н.М.
Сценарий Ломоносовских чтений
Фанфары. Выходят ведущие.
Ведущий 1. У каждого народа свои гении, но слава гениального Ломоносова шагнула далеко за пределы России, приумножая славу Отечества нашего.
Ведущий 2. Мы гордимся нашим знаменитым соотечественником, в его жизни, творчестве черпаем вдохновение на труд во благо Родины, без благоденствия которой не мыслим счастья своего.
Ведущий 1. Имя Ломоносова дорого каждому русскому человеку. По его «грамматике» знакомились русские люди с родным языком, по «риторике» овладевали они искусством слова,…
Ведущий 2. …по Ломоносовским правилам стихосложения создавали свои стихи русские поэты.
Ведущий 1. А его открытия в физике,…
Ведущий 2. …химии,…
Ведущий 1. …геологии,…
Ведущий 2. …оптике,…
Ведущий 1. …метеорологии,…
Ведущий 2. …астрономии,…
Ведущий 1. …электричестве…
Ведущий 2. …заложили фундамент отечественной науки.
Ведущий 1. Этих открытий хватило бы на десятки жизней других ученых. А ведь Ломоносов прожил всего 54 года!
Ведущий 2 Дорогие гости Земли поморской, родины Ломоносовской примите от земляков Михайлы Ломоносова, великого сына Отечества нашего низкий поклон от сердца чистого, хлеб-соль от радушия искреннего, слова приветливые от помыслов пламенных. Всяческих благ вам, гости ненаглядные, многих радостей и доброго настроения на торжествах Ломоносовских и во всякий будний день вашего бытия.
Звучит колокольный звон
Чтец 1:
«Широка прозрачность неба,
Отражённая в светлой реке.
Что тебе надо от жизни - потребуй
И в детском сожми кулаке,
Как сжимаешь ты гальку плоскую
Перед тем, как её швырнуть
И следить, считая полоски,
Которыми чертит она волну.
Ухвати облака кулаками,
Белоголовый юнец,
Встань в истории перед нами:
Буян, академик, певец».
(Слайд 1,2,3)
Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. На фоне музыки: — ...дитятко, поморский сын! Ты был как кораблик белопарусный! Как чаечка был белокрылая, ...дитятко, поморский сын! Белопарусный кораблик ушёл за море, Улетела чаица за синее...
Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.
Мальчик Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?
Отец: Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.
Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша — повзрослевший мальчик.
Юноша —Татко, а латинскому языку где учат?
Отец:В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только крестьянскому сыну, латыни не нюхать... Ну.. .Сей день не без завтра...Слава Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет...
Юноша Татенька! А все господа многограмотны.
Отец Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как "Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!"
Юноша Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!
Отец Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.
Юноша Татенька, государь, благослови в Москву учиться...
Отец Ну, сын...Воля твоя...Люди-те, люди-те скажут: "У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться..."
Юноша Татенька, не плачь!..
Отец Воля твоя...
Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.
Чтец 3:
«Выходил он маленький Ко своей завалинке,
С Богом разговаривал: «Почему цветы цветут,
Почему ручьи бегут? Почему мы сами - тут?»
Вырастал он отроком, Поддевал треску крюком,
Говорил с волной о том: «Почему волна гремит,
Почему звезда стоит? Почему душа горит?»
Как дорос до юноши, Свахи кунью шубу шить
Стали, да засватывать; Он сказал слова опять:
«Я теперь завет кладу, Я теперь в Москву иду,
Я всему ответ найду».
Ведущий 2: Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
Чтец 1:
Век восемнадцатый — России просвещение,
Расцвет в науке, шаг в литературе.
Образования явилось вдруг знаменье,
И настоящий человек заложен в той натуре.
Его фамилия известна всей России,
И в городах, и в деревнях гордятся им,
То имя на себя печать носило
И отпирало двери все благословением своим.
Открытия его нам до сих пор известны,
Важны и применяются сейчас,
И иностранцев нам высказывания лестны,
Что это был России час.
(Звучит музыкальное произведение в исполнении инструментального ансамбля под управлением Т.Гринденко.
Мажордом: Её императорское высочество, Елизавета Петровна!
Выходит Елизавета и свита
Мажордом: Ваше Высочество. На балу сём приглашены:
- Граф, его сиятельство Бестужев Алексей Петрович ,
- Граф, его сиятельство Разумовский Кирилл Григорьевич
- Его сиятельство граф Иван Иванович Шувалов,
- Пиит Вашего высочества, академик Тредиаковский Василий Кириллович
- Фрейлины Вашего высочества.
Действующие лица ведут себя относительно рангу — (беззвучно) кланяются императрице
- Разумовский что-то шепчет ей на ушко, Шувалов о чем — то беседует с Бестужевым, фрейлины шепчутся.
Музыка заканчивается, аплодисменты, потом диалог
Бестужев (Тредиаковскому): Каково поживаешь, Василий Кириллович!?
Тредиаковский: Щедротами милостивой монархини нашей отменно взыскан! (и проходит к | Елизавете)
Разумовскиий: Оду принес?
Тредиаковский: Повергну к стопам её величества!
Бестужев: Вот и соперник твой, Ломоносов оду несет.
Тредиаковский: Премного наслышан
Подходит к дамам, дамы смеются над какой-то шуткой
1-я А Петербург в волненье небывалом, Здесь велено по пушечным сигналам всем в море выходить, учась морской науке, Не предаваясь лености и скуке.
2-я Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты, Работать от рассвета до заката.
3-я Где огороды были некогда с укропом, Сад Летний создадут по образу Европы. Здесь будет целый мир зеленый Дуош и^шпы, яблони и клены. ^
4я Из Амстердама, Швеции и Подмосковья Везут деревья и сажают их с любовью.
1-я Услышим скоро мы певцов известных Ведь скоро опер нам дадут прелестных.
2-я Сударыня, скучать нам не придется боле. Из самоваров - чай, народные обеды.
3-я В салонах модных - светские беседы. Зимой морозной на санях катанье.
4-я И на кофейной гуще по ночам гаданье.
1-я Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает простоты!
2-я Графиня, за границей это носят без стесненья. К чему тогда в продаже украшения?
3-я Ах, мне поверьте, не успеть за модой. Она меняется так быстро год от года!
4-я Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа.
1 –я Да, вы сударыня, не в курсе вижу А, впрочем, это не секрет. Ведь государь-то наложил запрет В Россию бархат не велел ввозить Чтоб ткани русские, российские носить.
Елизавета (к Разумовскому) Ну, где твои учёные? Академия, я чай, опять опоздает к первому танцу!?
Елизавета делает знак начинать бал.
Мажордом: Господа, прошу всех встать. Будем вместе танцевать.
В пару даму выбирайте, За мной движенья повторяйте.
Мы открыли ассамблею менуэт продолжит бал
Приглашайте кавалеры своих милых нежных дам.
(танцуют менуэт).
Бестужев: Господа Академия, сей бал по высочайшему повелению посвящается славному мужу, пииту и академику Михайло Васильевичу Ломоносову!
(М.В.Ломоносов идет по проходу на сцену. Струнный ансамбль играет произведение)
Разумовский: ( во время прохождения Ломоносова к сцене)
Коллежский советник и профессор Михайло Васильевич сын Ломоносов, в службе Ея Императорского величества с 1731 года и был сперва в московских Спасских школах учеником, в 1738 году послан был в Германию, где обучался физике, химии и горных дел и был тамо по 1741 год, в 1742 году произведен в адьюнкты. В 1745 году по именному Ея императорского величества Указу пожалован в профессоры, в 1751 году пожалован коллежским советником, в котором чину и поныне состоит.
( Все аплодируют. Елизавета благосклонно кивает головой. Ломоносов подходит и Ел. Петр. и кланяется)
Елизавета: А почто, ты батюшка не танцуешь?
Ломоносов: Ты, государыня, по справедливости всех дел и Похвал Петровых истинная наследница! А что касается танцев, то я более головой могу пользу Отечеству принести, А не крендели ногами выписывать!
Елизавета: Вещай, сладкоречивый Ломоносов! Вещай похвалу твою, ибо твоему красноречию довлеет похвалить тебя!
Ломоносов: Великая Петрова Дщерь
Щедроты отчи превышает
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь!»
Разумовский: Разрешите, Ваше Величество, прежде всего, спросить его насчет занятий русской пиитикой и сочинительством. Он ведь у нас первый знаток нашего языка и красноречия, учит ораторов говорить остро, стремительно, крепко.
Елизавета: И хорошее дело, я сама наш язык превыше всех почитаю
Ломоносов (горячо, заинтересованно говорит): "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого и нежность итальянского. Сверх того, богатство и сильная в изображении краткость – греческого и латинского.
Елизавета (обращается к Шувалову) Знаешь, Иван Иваныч, я за то Ломоносова люблю, что он столь отменно все русское любит.
Все аплодируют. Елизавета благосклонно кивает головой.
Шувалов: Неподражаемый, бессмертный Ломоносов! И правила к красноречию на родном языке составил.
Выступление о достижениях «Отец российского красноречия»
На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.
Елизавета: Михаила Васильевич! Заходи, заходи, жду.
Ломоносов кланяется.
Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.
Ломоносов садится.
Елизавета:3наешь, Михаила Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым.
Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.
Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.
Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.
Ломоносов: Премного благодарен, Ваше Высочество!
Елизавета: Служи, академик, государству Российскому!
Мужа сего надлежит наградить, а нам танцевать время.
Мажардом: Приглашаем в танцевальную залу.
Звучит струнный ансамбль. Все, кроме Ломоносова уходят
Ломоносов садится за стол, пишет.
Выступление о достижениях в исторических науках
На сцене стол с приборами для химических опытов. М. Ломоносов и Рихман ставят химические опыты
Ломоносов. «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».
Ломоносов: Ваше благородие, намерен вам сказать, что уже трижды подавал в Академию наук предложения.
Рихман: Какое же?
Ломоносов: Об учреждении химической лаборатории. Я мог бы трудиться для пользы Отечества, но трижды получил отказ.
Происходит взрыв.
Рихман: Да, науки в небрежении находятся. Нам опыты чинить надо, да помещения нет, стеклянных шаров достать нельзя. Пиши прошение в Сенат.
Рихман уходит со сцены. Ломоносов пишет прошение.
Ломоносов: (читает написанное прошение). «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов.
Достижения в химии
На сцену к Ломоносову выходит Шувалов.
Ломоносов: Господин Шувалов, по учиненным мною опытам в химической лаборатории, а мною было поставлено более 4000, нашел я, как получить рубиновое стекло, окрашенное соединением золота.
Я горжусь сей находкой, ибо знаю, что золотые рубины умели делать только древние ассирийцы, да один немецкий химик в 17 веке, но ни с кем он секретом не делился. Будучи у графа Воронцова, видел привезенные из Рима образцы итальянской мозаики, говорил, что итальянцы в большом секрете держат свои открытия смальт.
Позвольте обратиться к Вам за помощью, надобно в России построить фабрику для производства разноцветных стекол, картины делать.
Шувалов: Михайло Васильевич, видел я у графа Воронцова смальты итальянской работы, очень понравились, но кто же будет те стеклянные работы выполнять, учить надо живописному мастерству учеников. Да, думаю я, что государыня милостиво позволит твоему великому замыслу помочь, земли отвести под фабрику, мастеровых из крестьян возьмешь, обучишь их, да и лучшим денежные вознаграждения положишь, для ободрения их в учении. Напиши в Канцелярию прошение, проект фабрики, и я уж похлопочу о тебе у императрицы.
Ломоносов: Весьма, весьма благодарен, Иван Иванович. Да у меня прошение в Канцелярию есть, вот оно: «По учиненным мною опытам в Химической лаборатории нашлось немалое число таких стекол, которые в мозаику годятся, а для лучшего оных виду должно их оточить и одной стороны отшлифовать. Того ради, Канцелярию Академии Наук прошу оных приказать точить и шлифовать и в Лабораторию отдавать, чтобы я мог оных целый комплект предложить оной Канцелярии».
Шувалов: Рад, Михайло Васильевич, надеюсь, матушка - государыня поддержит тебя в своих трудах на благо науки, на благо России, да и ко мне есть обращение о пользе стекла, помню, помню, дорогой мой Михайло Васильевич, эти строки:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.
Редко я для той с Парнасских гор спускаюсь,
Ныне от нея на верх их возвращаюсь.
Пою перед тобой в восторге похвалу –
Камням дорогим, не злату, а стеклу.
Сообщение о смальте
Ведущий 2: Изумительная разносторонняя деятельность великого сына русского народа вдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещённой. Именно поэтому Ломоносов приложил немало усилий для открытия Первого российского университета.
Ведущий 1: Восславим Университет
Во дни торжеств, во дни побед,
Сумевший миру показать,
«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
Ведущий 1. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук.
Ведущий 2. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, гениальные открытия которого вместили в себя семь веков до него и почти три века после него.
Ломоносов: Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.1
Ведущий 1Достойны ль мы тебе хвалу воздать?
О, просветитель, реформатор и поэт!
За эти пять десятков лет
Не прекращал ты поднимать
Могучую Российскую державу,
Не думал даже опускать ни рук своих златых,
Ни гордую главу. И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.
Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.
О, ты не просто академик, Ты гений, ты творец, титан,
Ты создал новые науки, Открыл врата познанья нам!
Музыка
/I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Майская ассамблея достижения учащихся
Сценарий награждения учащихся за особые заслуги. Легко варьируется. Можно проводить как общешкольный праздник, так и по ступеням обучения....
Ассамблея сказочных героев
Внеклассное мероприятие по изучению прав ребенка для учащихся начальной школы и 5 класса....
"Петровская ассамблея"
Авторский проект Дедюриной Аллы Владимировны.Постановка спектакля с участием артистов театра "Шутка", родителей и учителей.Сценарий прилагается....
Петровская ассамблея
Реформы Петра I в сфере культуры....
Сценарий внеклассного мероприятия "Петровская ассамблея"
Мероприятие позволит воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра I; развивать образную речь, артистические способности, навыки общения; активизировать интерес к истории Рос...
Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"
Занятие проводится в форме игры двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают п...
Игра по курсу Истории Отечества праздник «Петровская ассамблея»
Игра по курсу Истории Отечествапраздник «Петровская ассамблея»...