Рабочая программа по биологии 7 класс учителя биологии Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповныпо УМК Пономарёвой И.Н.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева»
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
-Примерной программы по биологии
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
Программа курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 7 кл | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа им. Сахара Хамнаева»
Утверждаю: Согласовано
Директор школы Зам.директора по УВР
_____________ _____________
«__»сентября 2016г. «__»сентября 2016г.
Рабочая программа
курса
«биология »
7 класс
Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповны
Улюн
2016-2017 учебный год
-Рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева»
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
-Примерной программы по биологии
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
Программа курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Содержание программы
1. Общие сведения о мире животных. (3 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Строение тела животных (4 часа)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 3. Подцарство Простейшие (3 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
- Изучение строения инфузории-туфельки
- Изучение строения эвглены зеленой
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные
Тип кишечнополостные (3часа)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Контрольная работа № 1
Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов) Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа
- Изучение внешнего строения дождевого червя.
Тема 6. Тип Моллюски (5 часов)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа
- Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие (7часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторные работы:
- Изучение внешнего строения черного таракана)
Контрольная работа № 2
Тема 8. Подтип Бесчерепные (1 ч)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Тема 9 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 часов)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы:
- Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.
- Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.
Тема 10 Класс Земноводные (5 часов)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Контрольная работа № 3
Тема 11. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края (краеведческий музей или зоопарк).
Тема12. Класс Птицы (7 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
- Изучение внешнего строения птицы.
Контрольная работа № 4
Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери (11 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
- Изучение внутреннего строения млекопитающего по готовым влажным препаратам
Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк).
Контрольная работа № 5
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе на: | |||
уроки | экскурсии | лаборат. работы | контрольные работы | |||
1 | Общие сведения о мире животных | 3 | 2 | 1 | ||
2 | Строение тела животных | 4 | 4 | |||
3 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 3 | 3 | 2 | ||
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | 2 | 1 | ||
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | 6 | 1 | ||
6 | Тип Моллюски | 5 | 5 | 1 | ||
7 | Тип Членистоногие | 7 | 6 | 1 | 1 | |
8 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | 1 | |||
9 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 6 | 6 | 2 | ||
10 | Класс Земноводные или Амфибии | 5 | 4 | 1 | ||
11 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | 4 | 3 | 1 | ||
12 | Класс Птицы | 7 | 6 | 1 | 1 | |
13 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 9 | 1 | 1 | 1 |
14 | Развитие животного мира на Земле | 2 | 3 | |||
Итого: | 66 | 60 | 3 | 9 | 5 |
Календарно - тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Лабораторные и практические работы, экскурсии | Форма урока Медиа-ресурсы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вводимые понятия | Дом. задание | ||||||
По плану | факт | ||||||||||||
I. Общие сведения о мире животных - 3 часа. | |||||||||||||
02.09 | Вводный инструктаж по ТБ на уроке. Зоология – наука о животных. | Беседа | Знать: Определение Зоологии. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. | Зоология, ботаника цитология систематика домашние животные дикие животные | С.3-4, §1, вопросы 1-5 на с.13 | ||||||||
07.09 | Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе. | Экскурсия №1 Многообразие животных в природе | Беседа Презентация «Среды жизни» | Знать Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | среда обитания, хищники, конкуренция симбиоз, биогеоценоз террабионты, аэробионт, гидробионт, эндобионт, планктон, нектон, бентос | §2 Стр. 10 | |||||||
09.09 | Классификация животных. Основные систематические группы. | Беседа | Знать: Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. | Систематика, вид, Род, семейство, порядок, Отряд, класс, тип царство | § 3,4 Стр. 17 | ||||||||
II. Строение тела животных - 4 часа | |||||||||||||
14.09 | Клетка. | Беседа Презентация | Знать: Особенности животной клетки | Цитология, органоиды, Ядро, цитоплазма Мембрана, рибосомы митохондрии | §6 Стр. 25
| ||||||||
16.09 | Ткани. | Беседа | Знать: Особенности животных тканей | Ткани, нервная, соединительная мышечная | §7 стр. 28 | ||||||||
21.09 | Органы и системы органов. | Беседа Презентация «Органы и системы органов животных» | Знать Органы и системы органов животных. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. | Орган, система органов Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная, эндокринная системы рефлексы | § 1 –8 Стр.30 Подг. к тесту | ||||||||
23.09 | Входная диагностика | тест | |||||||||||
III. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные - 3 часа | |||||||||||||
28.09 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | беседа | Знать Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Внешний вид и внутреннее строение амёбы (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. | Корненожки в водоемах нашей области и их значение | §9 Стр. 36 | ||||||||
30.10 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | Л.р. №1. «Изучение строения эвглены зелёной». | Знать Признаки эвглены зеленой как простейшего, сочетающее черты животных и растений. | Значение эвглены в местных водоемах | §10 Стр. 41 Т. р. | ||||||||
05.10 | Тип Инфузории. | Л.р. №2. «Изучение строения инфузории-туфельки» | Знать Признаки инфузории-туфельки как более сложного простейшего. Уметь определять основных представителей разных типов простейших. | Инфузория и ее значение в водоемах нашего региона
| §11,12 Стр. 45 Сооб. | ||||||||
IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные - 3 часа | |||||||||||||
07.10 | Тип КишечнополостныеОбщая характеристика на примере пресновод. гидры. | Рассказ | Знать Общую характеристику типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Раздражимость. Размножение гидры. | Эктодерма и энтодерма. Раздражимость. | § 13 Стр. 55 Сооб. | ||||||||
12.10 | Морские кишечнополостные. | Конференция ИКТ | Знать Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. | §9-14 Стр. 62 | |||||||||
14.10 | К.р. №1. «Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные» |
| повторить | ||||||||||
V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 6 часов | |||||||||||||
19.10 | Тип Плоские черви. Белая планария. | Беседа ИКТ | Знать Разнообразие червей. Типы червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. | Мезодерма, ткань Орган, обмен веществ регенерация | §15 Стр. 68 Сооб | ||||||||
21.10 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Рассказ ИКТ | Знать Свиной (либо бычий) цепень и печеночный сосальщик как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. | Эндопаразит, личинка Промежуточный, хозяин Регенерация, дегенерация цикл развития | § 16 Стр. 73 Подг. к с.р | ||||||||
26.10 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды | Знать Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. | круглые черви, осязание обоняние, половой диморфизм | § 17 Стр. 80 | |||||||||
28.10 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. | Знать Кольчатые черви. Многообразие, Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. | сегменты регенерация кровеносная система целом | § 18 Стр. 84 Под. к. л.р | |||||||||
28.10 | Класс Малощетинковые. | Л.р. №3. «Изучение внутреннего строения дождевого червя» | Знать Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах | эпителий планктон щетинковые Работа по алгоритму | §15- 19 | ||||||||
09.11 | Обобщение знаний по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». | тест | . | повторить | |||||||||
VI. Тип Моллюски - 5 часов | |||||||||||||
11.11 | Общая характеристика типа Моллюсков. | беседа | Знать Понятие о двухсторонней симметрии. Внешнее внутреннее строение. Происхождение. | Моллюски, мантия Артерия, аорта гермафродиты | §20 | ||||||||
16.11 | Класс Брюхоногие моллюски | беседа | Знать :Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Строение и жизнедеятельность. | §21 | |||||||||
18.11 | Класс Двустворчатые моллюски. | Л.р. №4. «Изучение строения раковины, наруж и внутр. слоев» | Знать Беззубка (или перловица. Их места обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. | Фильтраторы Капилляры | §22 | ||||||||
23.11 | Класс Головоногие моллюски. | беседа | Знать Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. | Реактивное движение, внутренний скелет, мозг, прямое развитие, головной мозг забота о потомстве, биологический прогресс | §21-23 | ||||||||
25.11 | Обобщение и повторение темы «Молюски» | тест | . | повторить | |||||||||
VII. Тип членистоногие - 7 часов | |||||||||||||
30.11 | Класс Ракообразные. | рассказ | Знать Общая характеристика типа. Общая характеристика класса Ракообразные. Речной рак. Особенности строения. Многообразие ракообразных. | Членистоногие, хитин Ракообразные, мозаичное зрение | §24 стр.114 Сооб. | ||||||||
02.12 | Класс Паукообразные. | Беседа презентация | Знать Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. | Паукообразные, клещи, Паразиты, легкие, трахеи | §25 Стр.120 Сооб | ||||||||
07.12 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р. № 5 «Внешнее строение насекомого» | Знать Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). | Насекомые членистоногие паукообразные ракообразные покровы тела | § 26 Стр.126
| ||||||||
09.12 | Типы развития насекомых. | Беседа презентация | Полное превращение, Неполное превращение, метаморфоз | §27 Стр.130 Таб. | |||||||||
14.12 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. | конференция | Размножение и развитие насекомых Типы развития. Важнейшие отряды насекомых Уметь определять классы членистоногих, а в этих классах – основных представителей. Знать | Общественные, насекомые пчеловодство одомашнивание шелководство | §28 Стр.135 Сооб. | ||||||||
16.12 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний чел. | конференция | Вредители Сыпной тиф | §21 –29 Стр.115 – 135 Подг.к к.р. | |||||||||
21.12 | К.р. №2. «Типы Молюски. Членистоногие» | Повт. §24 Стр.114 | |||||||||||
VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные - 1 час | |||||||||||||
23.12 | Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника. | беседа | Знать Значение хорды, классификация типа. Подтип Бесчерепные Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. | Хорда, головной и спинной мозг бесчерепные, яйцеклетка позвоночные миграции | §30 | ||||||||
IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 6 часов | |||||||||||||
11.01 | Инструктаж по ТБ на уроке. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. | Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенно- сти передвижения рыбы» | Знать Общая характеристика подтипа. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания | Чешуйчатый покров, Плавники, боковая линия | § 31 Стр.154 Подг.к л.р | ||||||||
13.01 | Внутреннее строение костной рыбы. | Л.р. № 7 «Внутреннее строение рыбы» | Знать Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Расположение и значение органов чувств. | Костный скелет, череп Плавательный пузырь, Желчь, сердце | §32 Стр.157 Подг. сл.д | ||||||||
18.01 | Особенности размножения рыб. | беседа | Знать Особенности размножение и развитие рыб. Особенности поведения. | Икра, оплодотворение Живорождение, миграции, нерест | §33 Стр.163 Сооб. | ||||||||
20.01 | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы. | Конференция. ИКТ | Знать Особенности классов Хрящевые и Костные рыбы. | Хрящевые, костные, Осетровые, двоякодыщащие, Кистеперые,карповые Осетровые, сиговые | §34 Стр.165 Таблица | ||||||||
25.01 | Промысловые рыбы. Их рацион. использование и охрана. | Конференция. ИКТ | Рыболовство, лососевые, Акклиматизация,аквариум | §31 –35 Стр.154 – 165 Подг. к тест | |||||||||
27.01 | Обобщение и повторение темы «Рыбы | тест | . | повторить | |||||||||
X. Класс Земноводные или Амфибии - 5 часов | |||||||||||||
01.02 | Места обитания и внешнее строение земноводных. | рассказ | Знать Особенности класса Пресмыкающиеся. Более совершенные черты строения. | Земноводные, Холоднокровные, Кожные железы, клоака, Большие полушария переднего мозга | §36 Стр.176 | ||||||||
03.02 | Строение и деятельность систем внутренних органов. | беседа | Знать Система внутренних органов. Размножение и развитие. | жизненный цикл,оплодотворение головастик,метаморфоз амфибии,рудименты | §37 Стр. 183 Сооб. | ||||||||
08.02 | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. | беседа | Знать Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. | регенерация индикаторы | §38 Стр.176 – 183 | ||||||||
10.02 | Многообразие земноводных. | Конференция. ИКТ | §31-39 Подг. к к. р. | ||||||||||
15.02 | К.р. №3. По темам «Рыбы и Земноводные» | . | |||||||||||
XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 4 часа | |||||||||||||
17.02 | Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы. | беседа | Знать Особенности класса Пресмыкающиеся. Более совершенные черты строения. | Ядовитые железы внутреннее оплодотворение яйцо | §41 Стр.194 Сооб. | ||||||||
22.02 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | беседа | Знать Система внутренних органов. Размножение и развитие. | Рептилии, ящерицы Крокодилы, черепахи динозавры | §42 Стр. 198 Схема | ||||||||
01.03 | Многообразие пресмыкающихся. | Экскурсия № 2 Разнообразие животных родного края | Знать Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. | Пищевые связи Эволюция | §41-43 Стр.202 Подг. к тесту | ||||||||
03.03 | Обобщение темы «Пресмыкающиеся» | тест | . | повторить | |||||||||
XII. Класс Птицы - 7 часов | |||||||||||||
10.03 | Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц. | Л.р. № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | Лаборатор. работа | Знать Общая характеристика класса Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Строение пера. | Перьевой покров, копчик Линька,постоянная Температура тела | §44 Стр.209 Подг.К с.р. | |||||||
15.03 | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. | беседа | Знать Строение скелета и его особенности. Приспособленность к полету. | киль | §45,46 Стр.212 Табл. | ||||||||
17.03 | Внутреннее строение птиц. | Беседа. ИКТ | Знать Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения. | Клюв, легочное дыхание Артериальная кровь венозная кровь мозжечок, условные рефлексы цветное зрение | § 47 Стр.220 | ||||||||
22.03 | Размножение и развитие птиц. | Рассказ. ИКТ | Знать Органы размножения. Развитие зародыша. Выводные и гнездовые птицы. | Оплодотворение, половой диморфизм, зародыш | §48 Стр.222 Сооб. | ||||||||
24.03 | Годовой жизненный цикл птиц. | Беседа. ИКТ | Токование певчие птицы колонии миграции | § 49 Стр. 230 Тв.р. | |||||||||
05.04 | Многообразие и значение птиц | Конференция. ИКТ | Знать Систематические группы птиц, надотряды: Пингвины, Страусовые, типичные Птицы. Экологические группы: по местам гнездования, по типу питания, общность происхождения, степень родства. Птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, побережий водоемов и болот. Хищники. | Таксоны, Водоплавающие Хищники, Насекомоядные Зерноядные, Промысловые Птицы, дичь, домашние птицы, Птицефабрики, археоптерикс | §44-50 Стр.209 – 239 Подг.к к.р. | ||||||||
07.04 | К.р. №4. «Класс Пресмыкающиеся и Птицы». | Промысловые птицы, дичь Домашние птицы, Птицефабрики, археоптерикс | Повт. §40 Стр.192 | ||||||||||
XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 11 часов | |||||||||||||
12.04 | Внешнее строение Млекопитающих. Среды жизни и места обитания млекопитающих | беседа | Знать Общая характеристика класса (особенности внешнего строения, шерсть, строение желез). Места обитания млекопитающих. | Млекопитающие, теплокровные потовые, молочные, сальные железы, кожный покров, линька | §51 Стр.247 | ||||||||
14.04 | Внутреннее строение млекопитающих. | Л.р. № 9 «Внутреннее строение млекопитающих» | Знать Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения. | Клыки, резцы,коренные зубы Диафрагма,ЦНС,большие полушария переднего мозга | § 52 Стр.250 Подг.к сл. Дикт. | ||||||||
19.04 | Размножение и развитие млекопитающих. | Беседа ИКТ | Знать Размножение. Развитие зародыша: плацента. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Плацента линька миграции | §53 Стр.256 Сооб. | ||||||||
21.04 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | Конференция ИКТ | яйцекладущие сумчатые | §54 Стр.260 Сооб | |||||||||
26.04 | Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | Конференция ИКТ | Знать Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи. Медвежьи). | Плацентарные Насекомоядные рукокрылые грызуны зайцеобразные хищные | §55 Стр.264 Таблица | ||||||||
28.04 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, | Конференция ИКТ | Знать Особенности отрядов Ластоногие, Китообразные. | Ластоногие, китообразные | § 56 Стр.269 таблица | ||||||||
03.05 | Отряды:Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные. | Конференция ИКТ | Знать Особенности отрядов Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | парнокопытные непарнокопытные хоботные | § 56 Стр. 274 Сооб. | ||||||||
05.05 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. | Конференция ИКТ беседа | Знать Особенности отряда Приматы. Знать: Основные экологические группы млекопитающих лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. | приматы люди | §57
§57 таблица | ||||||||
10.05 | Значение млекопитающих в природе и в жизни человека. Редкие и исчезающие млекопитающие | Экскурсия № 3 Домашние и дикие звери | Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных | Одомашнивание, порода акклиматизация реаклиматизация заповедники, заказники | §51 –59 Стр.247 – 280 Подг.к к.р. | ||||||||
12.05 | К.р. №5 «Класс Млекопитающие». | повторить | |||||||||||
XIV. Развитие животного мира на Земле – 3 часа | |||||||||||||
17.05 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции орган. Мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. | Рассказ ИКТ Беседа ИКТ | Знать основные положения теории Ч.Дарвина. Уметь охарактеризовать основные этапы животного мира. | Эволюция, эмбрион Палеонтология, зигота Искусственный и естественный отбор одноклеточные многоклеточные хордовые бесчерепные | §60 Стр. 288 § 61 Стр. 297 | ||||||||
19.05 | Заключение. | беседа | Задания на лето |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
а также методических пособий для учителя:
1) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Белоус И.П. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Список литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Дополнительная литература для учителя:
1) В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008
2) Тарасов А.К. «Ботаника Зоология» Весёлый урок. Смоленск. «Русич»-1999г.
3) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.
4) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс М. «Дрофа,» 2007г.
5) Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.
6) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии. УМК "Биология - Сферы". Живой организм. 5 класс
Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарт...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...