Отряды птиц
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Куулар Буянмаа Бай-Вековна

Птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отряды птиц29.46 КБ
Файл otryad_ptitsy.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

 Цель: Изучить отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

Задачи:

Образоватльные:

- Познакомить учащихся с важнейшими отрядами птиц

- Показать приспособленность к сходным условиям среды у птиц разных отрядов

Развивающие: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений индивидуальной, парной и групповой работы, а также с текстом учебника; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; работать в группе; формировать бережное отношение к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость. Указать значение птиц в природе и жизни человека

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (изучение нового материала)

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса

Формы работы: групповая, парная и индивидуальная

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки

Предметные результаты обучения:

Ход урока:

  1. Организационный момент 1 мин.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони. Спасибо, ребята. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний урока. (Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала) 2 мин.

Работа с карточками

Карточка 1

Установите соответствие между понятиями и их определением

Понятия

Определения

1. Киль

А. Крупные контурные перья в крыльях птиц

2.Маховые крылья

Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени

3.Рулевые крылья

В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц

4.Инкубация

Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете

  1. В       2.  А    3.  Г   4.  Б

Карточка 2

Выберите только правильные ответы:

  1. Птица произошли от древних пресмыкающихся(+)
  2. Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком(-)
  3. Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо(+)
  4. У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое(+)
  5. Ежедневно у птиц происходит линька(-)
  6. Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские(-)
  7. Птицы холоднокровные(-)

Фронтальный опрос:

  1. Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
  2. Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
  3. Какое изобретение человека похоже на птицу? Самолёт.
  4. Все ли птицы одинаковы по внешним признакам? Нет. В чём отличия? Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик
  5. Какие органы относят к органам дыхания птицы? Лёгкие и воздушные мешки.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин. (Мотивация учащихся к определению темы и постановке целей урока)

Давайте сформулируем тему урока: 

Расшифровка темы урока: отряды птиц

О каких отрядах пойдет сегодня речь мы узнаем с помощью ребусов

И какова наша цель урока: Изучить отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

  1. Совместное открытие новых знаний 15 мин.

Для изучения отрядов предлагаю заполнить таблицу

1 группа – Отряд Страусообразные

2 группа – Отряд Нандуобразные

3 группа – Отряд Казуарообразные

4 группа – Отряд Гусеобразные

Отряд

Представители

Характерные признаки

Область распространения

Страусообразные

Нандуобразные

Казуарообразные

Гусеобразные

  1. Физкультминутка 1 мин.

Игра на внимание

Если я назову названия летающих птиц махните руками, а если назову  названия не летающих птиц топайте ногами (Орел, пингвин, снегирь, страус, нанду, лебедь, голубь, казуар)

  1. Первичное усвоение учебного материала 3 мин.

Красная книга России: отряда Гусеобразные семейство Утиные

  1. Осознание и осмысление учебного материала 3 мин.

Почему нужно беречь птиц?

За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Птицы — первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Также велико значение птиц в распространении семян, уничтожении грызунов.  Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.

  1. Закрепление (взаимопроверка) 3 мин.

Карточка 3

  1. Страусы в случае опасности прячут голову в песок. (Нет)
  2. Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.(Да)
  3. Самец нанду высиживает и водит страусят.(Да)
  4. Страусы наносят большой вред хозяйству человека. (Нет)
  5. Казуары и эму имеют едва заметные крылья. (Да)
  6. Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь. (Да)
  7. Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду. (Да)

 Домашнее задание 1 мин. (инструктаж)

  1. Рефлексия 1 мин.

Закончите предложения:

  1. Я узнал на уроке…
  2. Мне понравилось на уроке..
  3. Я научился на уроке…

Карточка 1

Установите соответствие между понятиями и их определением

Понятия

Определения

1. Киль

А. Крупные контурные перья в крыльях птиц

2.Маховые крылья

Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени

3.Рулевые крылья

В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц

4.Инкубация

Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете

Карточка 1

Установите соответствие между понятиями и их определением

Понятия

Определения

1. Киль

А. Крупные контурные перья в крыльях птиц

2.Маховые крылья

Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени

3.Рулевые крылья

В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц

4.Инкубация

Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете

Карточка 1

Установите соответствие между понятиями и их определением

Понятия

Определения

1. Киль

А. Крупные контурные перья в крыльях птиц

2.Маховые крылья

Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени

3.Рулевые крылья

В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц

4.Инкубация

Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете

Карточка 2

Выберите только правильные ответы:

  1. Птица произошли от древних пресмыкающихся
  2. Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком
  3. Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо
  4. У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое
  5. Ежедневно у птиц происходит линька
  6. Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские
  7. Птицы холоднокровные

Карточка 2

Выберите только правильные ответы:

  1. Птица произошли от древних пресмыкающихся
  2. Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком
  3. Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо
  4. У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое
  5. Ежедневно у птиц происходит линька
  6. Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские
  7. Птицы холоднокровные

Карточка 2

Выберите только правильные ответы:

  1. Птица произошли от древних пресмыкающихся
  2. Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком
  3. Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо
  4. У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое
  5. Ежедневно у птиц происходит линька
  6. Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские
  7. Птицы холоднокровные

Карточка 3

Ответить на вопросы

  1. Страусы в случае опасности прячут голову в песо?
  2. Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.
  3. Самец нанду высиживает и водит страусят.
  4. Страусы наносят большой вред хозяйству человека.
  5. Казуары и эму имеют едва заметные крылья.
  6. Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь.
  7. Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду.

Карточка 3

Ответить на вопросы

  1. Страусы в случае опасности прячут голову в песо?
  2. Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.
  3. Самец нанду высиживает и водит страусят.
  4. Страусы наносят большой вред хозяйству человека.
  5. Казуары и эму имеют едва заметные крылья.
  6. Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь.
  7. Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду.

Карточка 3

Ответить на вопросы

  1. Страусы в случае опасности прячут голову в песо?
  2. Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.
  3. Самец нанду высиживает и водит страусят.
  4. Страусы наносят большой вред хозяйству человека.
  5. Казуары и эму имеют едва заметные крылья.
  6. Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь.
  7. Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ключи карточки 1 1. В 2. А 3. Г 4. Б Ключи карточки 2 1. + 2. - 3. + 4. + 5. - 6. - 7. -

Слайд 2

Пользуясь кодом, расшифруйте тему урока: 3, 5, 7, 9, 2, 15, 10, 5, 12, 13 А Д О Н Т С Р Й Я П Б И Ц Ч Ы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 4

Заполните таблицу 1 группа – Отряд Страусообразные 2 группа – Отряд Нандуобразные 3 группа – Отряд Казуарообразные 4 группа – Отряд Гусеобразные

Слайд 5

Африканский страус

Слайд 6

Американский страус, или Нанду

Слайд 7

Казуар

Слайд 8

Эму

Слайд 9

СЕРЫЙ ГУСЬ ЛЕБЕДЬ-ШИПУН

Слайд 10

ГУСЬ-ГУМЕННИК

Слайд 11

Птицы отряда Гусеобразные ( Anseres ) , занесённые в Красную Книгу Росии ГОРНЫЙ ГУСЬ КАЗАРКА КАНАДСКАЯ

Слайд 12

ЛЕБЕДЬ МАЛЫЙ БЕЛОШЕЙ

Слайд 13

ПИСКУЛЬКА ЧИРОК МРАМОРНЫЙ

Слайд 14

Ответы 1. Нет 2. Да 3. Да без ошибки или 1 ошибка – «5» 4. Нет 2 или 3 ошибки – «4» 5. Да 4 или 5 ошибок – «3» 6. Да 7. Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Отряды птиц

презентация к уроку по биологии в 7 классе...

Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».

Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...

Тема урока: «Отряды птиц»

Тема урока: «Отряды птиц»...

Конспект урока по биологии : "Отряды птиц".

   Тема урока : «Отряды птиц»     Цель урока: Изучить отряды птиц: пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные....

Отряды птиц

Разработка урока и презентация по теме "Отряды птиц". Рассматриваются отряды Гусеобразные, Соколообразные, Совообразные и Куриные....

Урок Отряды птиц: Соколообразные, Совообразные

Урок Отряды птиц: Соколообразные, Совообразные...