Отряды птиц
учебно-методический материал по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.
Цель: Изучить отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.
Задачи:
Образоватльные:
- Познакомить учащихся с важнейшими отрядами птиц
- Показать приспособленность к сходным условиям среды у птиц разных отрядов
Развивающие: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений индивидуальной, парной и групповой работы, а также с текстом учебника; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; работать в группе; формировать бережное отношение к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость. Указать значение птиц в природе и жизни человека
Тип урока: усвоение новых знаний и умений (изучение нового материала)
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса
Формы работы: групповая, парная и индивидуальная
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки
Предметные результаты обучения:
Ход урока:
- Организационный момент 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони. Спасибо, ребята. Садитесь.
- Актуализация опорных знаний урока. (Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала) 2 мин.
Работа с карточками
Карточка 1
Установите соответствие между понятиями и их определением
Понятия | Определения |
1. Киль | А. Крупные контурные перья в крыльях птиц |
2.Маховые крылья | Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени |
3.Рулевые крылья | В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц |
4.Инкубация | Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете |
- В 2. А 3. Г 4. Б
Карточка 2
Выберите только правильные ответы:
- Птица произошли от древних пресмыкающихся(+)
- Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком(-)
- Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо(+)
- У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое(+)
- Ежедневно у птиц происходит линька(-)
- Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские(-)
- Птицы холоднокровные(-)
Фронтальный опрос:
- Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
- Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
- Какое изобретение человека похоже на птицу? Самолёт.
- Все ли птицы одинаковы по внешним признакам? Нет. В чём отличия? Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик
- Какие органы относят к органам дыхания птицы? Лёгкие и воздушные мешки.
- Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин. (Мотивация учащихся к определению темы и постановке целей урока)
Давайте сформулируем тему урока:
Расшифровка темы урока: отряды птиц
О каких отрядах пойдет сегодня речь мы узнаем с помощью ребусов
И какова наша цель урока: Изучить отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.
- Совместное открытие новых знаний 15 мин.
Для изучения отрядов предлагаю заполнить таблицу
1 группа – Отряд Страусообразные
2 группа – Отряд Нандуобразные
3 группа – Отряд Казуарообразные
4 группа – Отряд Гусеобразные
Отряд | Представители | Характерные признаки | Область распространения |
Страусообразные | |||
Нандуобразные | |||
Казуарообразные | |||
Гусеобразные |
- Физкультминутка 1 мин.
Игра на внимание
Если я назову названия летающих птиц махните руками, а если назову названия не летающих птиц топайте ногами (Орел, пингвин, снегирь, страус, нанду, лебедь, голубь, казуар)
- Первичное усвоение учебного материала 3 мин.
Красная книга России: отряда Гусеобразные семейство Утиные
- Осознание и осмысление учебного материала 3 мин.
Почему нужно беречь птиц?
За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Птицы — первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Также велико значение птиц в распространении семян, уничтожении грызунов. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.
- Закрепление (взаимопроверка) 3 мин.
Карточка 3
- Страусы в случае опасности прячут голову в песок. (Нет)
- Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.(Да)
- Самец нанду высиживает и водит страусят.(Да)
- Страусы наносят большой вред хозяйству человека. (Нет)
- Казуары и эму имеют едва заметные крылья. (Да)
- Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь. (Да)
- Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду. (Да)
Домашнее задание 1 мин. (инструктаж)
- Рефлексия 1 мин.
Закончите предложения:
- Я узнал на уроке…
- Мне понравилось на уроке..
- Я научился на уроке…
Карточка 1
Установите соответствие между понятиями и их определением
Понятия | Определения |
1. Киль | А. Крупные контурные перья в крыльях птиц |
2.Маховые крылья | Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени |
3.Рулевые крылья | В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц |
4.Инкубация | Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете |
Карточка 1
Установите соответствие между понятиями и их определением
Понятия | Определения |
1. Киль | А. Крупные контурные перья в крыльях птиц |
2.Маховые крылья | Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени |
3.Рулевые крылья | В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц |
4.Инкубация | Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете |
Карточка 1
Установите соответствие между понятиями и их определением
Понятия | Определения |
1. Киль | А. Крупные контурные перья в крыльях птиц |
2.Маховые крылья | Б. Содержание яиц при определённой температуре в течение необходимого для развития времени |
3.Рулевые крылья | В. Специальный вырост на грудной кости для прикрепления грудных мышц |
4.Инкубация | Г. Расположенные в хвосте перья, обеспечивающие маневренность при полете |
Карточка 2
Выберите только правильные ответы:
- Птица произошли от древних пресмыкающихся
- Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком
- Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо
- У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое
- Ежедневно у птиц происходит линька
- Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские
- Птицы холоднокровные
Карточка 2
Выберите только правильные ответы:
- Птица произошли от древних пресмыкающихся
- Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком
- Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо
- У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое
- Ежедневно у птиц происходит линька
- Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские
- Птицы холоднокровные
Карточка 2
Выберите только правильные ответы:
- Птица произошли от древних пресмыкающихся
- Признаком сближения птиц с пресмыкающимися являются признаки, как, почти полное отсутствие кожных желез, наличие чешуй на задних конечностях, ороговевший клюв, когти, вскармливание детенышей молоком
- Птицы способны летать потому, что часть костей срослась, скелет легкий, кости заполнены воздухом, киль есть, перо
- У птиц разные виды перьев( контурные, пух, пуховое
- Ежедневно у птиц происходит линька
- Птенцы бывают гнездовые, выводковые, инкубаторские
- Птицы холоднокровные
Карточка 3
Ответить на вопросы
- Страусы в случае опасности прячут голову в песо?
- Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.
- Самец нанду высиживает и водит страусят.
- Страусы наносят большой вред хозяйству человека.
- Казуары и эму имеют едва заметные крылья.
- Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь.
- Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду.
Карточка 3
Ответить на вопросы
- Страусы в случае опасности прячут голову в песо?
- Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.
- Самец нанду высиживает и водит страусят.
- Страусы наносят большой вред хозяйству человека.
- Казуары и эму имеют едва заметные крылья.
- Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь.
- Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду.
Карточка 3
Ответить на вопросы
- Страусы в случае опасности прячут голову в песо?
- Африканские страусы не имеют в скелете киля и грудных мышц.
- Самец нанду высиживает и водит страусят.
- Страусы наносят большой вред хозяйству человека.
- Казуары и эму имеют едва заметные крылья.
- Лебеди создают пары один раз и на всю жизнь.
- Утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут сразу утонуть, попав в воду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пользуясь кодом, расшифруйте тему урока: 3, 5, 7, 9, 2, 15, 10, 5, 12, 13 А Д О Н Т С Р Й Я П Б И Ц Ч Ы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Заполните таблицу 1 группа – Отряд Страусообразные 2 группа – Отряд Нандуобразные 3 группа – Отряд Казуарообразные 4 группа – Отряд Гусеобразные
Африканский страус
Американский страус, или Нанду
Казуар
Эму
СЕРЫЙ ГУСЬ ЛЕБЕДЬ-ШИПУН
ГУСЬ-ГУМЕННИК
Птицы отряда Гусеобразные ( Anseres ) , занесённые в Красную Книгу Росии ГОРНЫЙ ГУСЬ КАЗАРКА КАНАДСКАЯ
ЛЕБЕДЬ МАЛЫЙ БЕЛОШЕЙ
ПИСКУЛЬКА ЧИРОК МРАМОРНЫЙ
Ответы 1. Нет 2. Да 3. Да без ошибки или 1 ошибка – «5» 4. Нет 2 или 3 ошибки – «4» 5. Да 4 или 5 ошибок – «3» 6. Да 7. Да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Отряды птиц
презентация к уроку по биологии в 7 классе...
Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».
Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...
Отряды птиц: Дневные хищные. Совы. Куриные.
Конспект - урока....
Тема урока: «Отряды птиц»
Тема урока: «Отряды птиц»...
Конспект урока по биологии : "Отряды птиц".
Тема урока : «Отряды птиц» Цель урока: Изучить отряды птиц: пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные....
Отряды птиц
Разработка урока и презентация по теме "Отряды птиц". Рассматриваются отряды Гусеобразные, Соколообразные, Совообразные и Куриные....
Урок Отряды птиц: Соколообразные, Совообразные
Урок Отряды птиц: Соколообразные, Совообразные...