Конспект урока по биологии : "Отряды птиц".
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему
Тема урока : «Отряды птиц»
Цель урока: Изучить отряды птиц: пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.
Задачи:
Познакомить учащихся с важнейшими отрядами птиц
Показать приспособленность к сходным условиям среды у птиц разных отрядов
Сформировать у учащихся умения проводить сравнения и делать выводы
Указать значение птиц в природе и жизни человека
Методы обучения:
Словесные (рассказ +элементы беседы )
Наглядные (демонстрация слайдов, рисунков)
Тип урока: Усвоение новых знаний и умений (изучение нового материала).
Оборудование
Слайды с изображением птиц разных отрядов и разных экологических групп
Учебник «Биология», автор В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Энциклопедия «Мир животных».
Автор И.Акимушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chibisov.doc | 41.5 КБ |
prezentatsiya_chibisov.rar | 708.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Большесосновский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Урок-презентация по биологии
в 7 классе
по теме: «Отряды птиц»
Учитель биологии и химии:
Чибисов Алексей Александрович
Тема урока : «Отряды птиц»
Цель урока: Изучить отряды птиц: пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.
Задачи:
Познакомить учащихся с важнейшими отрядами птиц
Показать приспособленность к сходным условиям среды у птиц разных отрядов
Сформировать у учащихся умения проводить сравнения и делать выводы
Указать значение птиц в природе и жизни человека
Методы обучения:
Словесные (рассказ +элементы беседы )
Наглядные (демонстрация слайдов, рисунков)
Тип урока: Усвоение новых знаний и умений (изучение нового материала).
Оборудование
Слайды с изображением птиц разных отрядов и разных экологических групп
Учебник «Биология», автор В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Энциклопедия «Мир животных».
Автор И.Акимушкин
План урока (циклограмма)
- Организационный момент-2 минуты
- Проверка домашнего задания-7минут
- Изучение нового материала-20 минут
- Д/з и подведение итогов урока- 1 минута
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, дети .У нас урок биологии , проведу его я. Меня зовут Алексей Александрович. На прошлом уроке, вы познакомились с классом птицы. Повторите, эту тему.
Проверка домашнего задания - 7 минут
Итак, начнем с проверки домашнего задания. Отвечая на мои вопросы и выполняя определенные задания в течении урока, вы получаете квадраты за каждый правильный ответ. Оценивать я буду по количеству набранных квадратов.
1.Дайте определение птиц? (теплокровные животные, тело которых покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья)
2.На какие отделы подразделяются тело птицы? (голова, туловище, конечности, хвост)
3.Каково строение пера?(имеет ствол, опахало, очин)
4.Из скольких камер состоит тело птицы? (из четырех камер)
5.Чем дышат птицы? (легкими)
6.Какие органы чувств развиты у птиц? (зрение и слух)
7.Как размножаются птицы? (откладывает яйца)
8.Назовите признаки характерные для птиц. (есть киль, цевки, зоб, тело покрыто перьями)
Изучение нового материала – 20 минут
Сегодня, ребята, мы продолжим наше путешествие в мир птиц. В тетрадях запишите число и тему урока.
Тема урока: «Отряды птиц»
Пингвины
Страусообразные
Нандуобразные
Казуарообразные
Гусеобразные
Перейдем к отряду Пингвины. Ребята, внимательно посмотрите на данный слайд, что вы можете сказать о внешнем строении этих птиц. Итак, давайте с вами запишем эти признаки:
- Отсутствие способности к полету.
- Задние конечности с перепонками, передние конечности превращены в пласты.
- Перья легкие, жесткие, налегающие друг на друга.
- Быстро плавают.
- Самец и самка занимаются воспитанием птенцов.
Перейдем к следующему отряду – Страусообразные.
Все страусообразные имеют.
Длинные ноги и шею, чтобы осматривать местность
Крылья слабые, используются как рули при быстром беге (до 70 км/ч)
Всеядны (растения, насекомые, ящерицы)
Африканский страус – самая крупная птица высота до 3 м, масса до 100 кг, яйцо массой 1,5 кг.
Все страусы ведут кочующий образ жизни . Питаются ящерицами , грызунами. Откройте тетради и запишите эти признаки себе в тетрадь.
1.Отсутствие способности летать.
2. Развиты ноги, и недоразвиты крылья.
3. Цвет оперения: самцы -черный, самки -серовато-белый.
4.Ведут кочующий образ жизни.
5. Самец воспитывает птенцов
Следующий отряд- Нандуобразные.
Посмотрите, внимательно, ребята на данный слайд. На этом слайде изображены нанду обыкновенный и нанду длинноклювый.
Нанду обыкновенный – живет в степных просторах Бразилии и Аргентины. Ведет стадный образ жизни , самец насиживает яйца в течении 40 суток.
Нанду длинноклювый- гнездится в горных степях Анд и Патагонии. В отличии от нанду обыкновенного меньше его по величине.
Давайте, ребята запишем признаки характерные для этого отряда.
1. Отсутствие способности к полету.
2.Оперение серого цвета.
3.Ведут стадный образ жизни.
4.Самец выводит и занимается воспитанием птенцов.
Следующий отряд- Казуарообразные.
Ребята, откройте стр. 142 и прочитайте этот отряд. Какие признаки характерные для этого отряда?
1.Крылья недоразвиты и почти незаметны.
2.Цвет туловища черный, голова окрашена в разные цвета и имеет хрящевой вырост.
3.Обитатели открытых мест.
4.Самец занимается воспитанием птенцов.
Запишите эти признаки в тетрадь.
Самый многочисленный отряд – это отряд Гусеобразные.
К отряду гусеобразные относятся водоплавающие птицы, способные к полету, ребята посмотрите на этот слайд, что вы можете сказать о внешнем строении этих птиц.
1.Ведут перелетный образ жизни.
2.Перья у них жесткие плотно прилегающие друг к другу.
3.Три пальца направлены вперед, а четвертый назад.
4.Воспитанием птенцов занимается самка и самец.
Молодцы, ребята, правильно. Откройте ваши тетради и запишите эти признаки к себе в тетрадь. Посмотрите на этот слайд, на этом слайде изображены лебеди.
Лебеди - это красивые водоплавающие птицы. Самый красивый из лебедей – это лебедь черный. Природа его наделила изогнутой S образной шеей. Лебеди держатся парами. Эти пары сохраняются на всю жизнь.
Какой же вывод мы можем сделать исходя из этой темы?
На этом уроке мы познакомились с несколькими отрядами класса птиц, показали особенности внешнего строения представителей этих отрядов, сравнили черты сходства и различие в строении тела и образа жизни, выявили приспособленность птиц к разным условиям среды.
- Д/з и подведение итогов – 1минута
Сосчитайте ваши квадраты у кого больше?
Назовите ваши фамилии.
Откройте ваши дневники и запишите д/з § 27(с 136-138),§ 28 , подготовить сообщение о значении птиц в природе и в жизни человека.
Подписи к слайдам:
Отряд страусообразные Страусообразные Длинные ноги и шея, чтобы осматривать местностьКрылья слабые, используются как рули при быстром беге (до 70 км/час).Всеядны (растения, насекомые, ящерицы).Африканский страус – самая крупная птица высота до 3м, масса до 100кг, яйцо массой 1,5кг Отряд страусообразные Отсутствие способности летатьРазвиты ноги, но недоразвиты крыльяЦвет оперения: самцы – чёрный, самки – серовато-белыйВедут кочующий образ жизниСамец воспитывает птенцов Длинноклювый нанду Обыкновенный нанду Отряд нандуобразные Отсутствие способности к полётуОперение серого цветаВедут стадный образ жизниСамец выводит и занимается воспитанием птенцов Казуар обыкновенный
Отряд казуарообразные Отряд казуарообразные Крылья недоразвиты и почти незаметныЦвет туловища чёрный, голова окрашена в разные цвета и имеет хрящевой выростОбитатели открытых местСамец занимается воспитанием птенцов Лебедь-шипун
Кряква
Отряд гусеобразные Отряд Гусеобразные Кряква обыкновенная (селезень)
Кряква обыкновенная
Гага
Утка-серая
Серая утка Лебедь чёрный
Лебедь черношейный
Отряд Гусеобразные
Гуси, лебеди, утки, гаги.Всего 200 видовДлинная шея, короткие ноги (4пальца-3вперед соединены плавательной перепонкой);Клюв короткий ,широкий, по краям располагаются поперечные роговые пластинки, образующие цедильный аппарат.Перья жесткие плотно прилегают друг к другу (смазывает жироподобным веществом из копчиковой железы). Под покровными перьями идут пуховые.Размножаются весной, вначале лета, в кладке 20 яиц. Отряд гусеобразных Водоплавающие, но способны к полётуВедут перелётный образ жизниТри пальца направлены вперёд, а четвёртый назадПерья жесткие, плотно прилегающие друг к другуСамец и самка занимаются воспитанием птенцов Выводы Познакомились с несколькими отрядами класса ПтицПоказали особенности внешнего строения представителей этих отрядовСравнили черты сходства и различия в строении тела и образа жизниВыявили приспособленность птиц к разным условиям среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».
Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...
Конспект урока по биологии по теме "Отряды млекопитающих"
Конспект урока можно использовать на уроках биологии в 7 классе.Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов млекопитающих на основе выявления сущ...
Конспект урока по биологии по теме "Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые"
Урок по теме «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые» с использованием мультимедийной презентации можно использовать на уроках биологии в 7 классе. Цель данного урока: изу...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"
Класс Птицы. Общая характеристика класса....
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"...
Урок биологии "Отряды птиц: Куриные и Совы"
Урок биологии в 7 классе в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" по теме "Отряды птиц Куриные и Совы". Представлена технологическая карта урока....