Общая характеристика грибов
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
грибы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
общая характеристика грибов | 56.2 КБ |
Общая характеристика грибов | 945.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская общеобразовательная школа
Открытый урок по биологии на тему:
Общая характеристика грибов
Учитель биологии: Куулар Б.Б.
2019
Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой грибов
Задачи:
Образовательные: познакомить с особенностями питания, строения, размножения грибов и о роли грибов в природе и жизни человека.
Развивающие: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений индивидуальной, парной и групповой работы, а также с текстом учебника; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; работать в группе; формировать бережное отношение к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Основные понятия урока: хитин, грибница (мицелий)
Деятельность учащихся: лепка из пластилина, работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса
Тип урока: комбинированный с использованием презентации
Формы работы: групповая, парная и индивидуальная
Методы: словесные, наглядные, поисковые
Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, карточки
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний урока
- Мотивация учебной деятельности учащихся
- Совместное открытие новых знаний (работа в группах)
- Физкультминутка
- Первичное усвоение учебного материала
- Осознание и осмысление учебного материала
- Закрепление
- Домашнее задание (инструктаж)
- Итоги. Рефлексия
Ход урока:
- Организационный момент 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони. Спасибо, ребята. Садитесь.
Символом сегодняшнего урока будет гриб. Я приготовила для Вас грибы. Каждый гриб означает этап нашего урока. Грибы поочередно крепятся на доске. Прикрепляем 1 гриб на доску.
Сейчас, послушав рассказ каждый представит себе гриб и быстренько вылепит его из пластилина. 3 мин.
Грибной праздник
Наступило лето. Дожди пошли часто, и грибы в лесу приподняли свои шляпки. Когда же, как не летом, можно встать в полный рост!
А один маленький грибок никак не хотел становится большим. И шляпку всё свою прятал. То ему солнышка мало, то ветерок недостаточно тёплый, то дождик слабый.
Но вот однажды..Собрались грибы на полянке. И в вечернюю прохладу устроили себе праздник – Праздник Грибного Лета. Пришли волнительные волнушки, грузные грузди, рыжие лисички, дружные опята, гладкие маслята, и даже крепыши-боровики пожаловали. Грибы сначала стояли подбоченясь, а потом подбрасывали кверху свои шляпки и кричали: «Ура! Лето!»
И тут наш старый знакомый, маленький грибок не выдержал (по секрету вам скажем, что это был подосиновик). Он тоже вышел на полянку и выше всех подбрасывал свою маленькую красную шляпку.
Правильно, когда ещё радоваться, как не летом?
Молодцы! Все справились с заданием, отложили его на край парты, он нам понадобится в конце урока.
- Актуализация опорных знаний урока. (Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала) 2 мин. Прикрепляем 2 гриб на доску.
Работа с карточками (разноуровневые задания в карточках) парная работа
Карточка 1
Карточка 2
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) прокариоты Г) эукариоты | 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Организмы, в клетках которых есть ядро 3) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 4) Бактерии, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света |
Ответ: А-4 Б-3 В-1 Г-2
Какие царства живой природы вы знаете?
- С каким царством мы познакомились на прошлом уроке ?
- Как будем называть бактерий, имеющие палочковидную форму? (бациллы)
- Шарообразную форму имеет (кокки), изогнутые в виде запятой (вибрионы), спиралевидную форму имеет (спириллы)
- Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин. (Мотивация учащихся к определению темы и постановке целей урока)
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы угадайте, о ком или о чем идет речь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то побольше.
Можно встретить под березкой,
На пеньке среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть –
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была? Догадались ли, вы ребята? Совершенно верно – это гриб. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Давайте правильно сформулируем тему. (Правильно, откроем тетради и запишем тему урока)
И, так добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную задачу. Что сегодня предстоит нам выяснить? (питание, строение, размножение и роль в природе и жизни человека).
Назовите названия известных вам грибов? (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, маслята, мухомор сыроежки, навозник…)
- Совместное открытие новых знаний 20 мин. Прикрепляем 3 гриб на доску!
Используя текст учебника на стр. 66 выполните следующие задания в группах. Идет обсуждение в группах.
1 группа: Питание грибов
По характеру питания
Чем питаются грибы? ________________________________________
Способ поглощения пищи - __________________________________
2 группа: Строение грибов
Строение грибов по количеству клеток
Хитин – это ___________________________________________________
Грибница (мицелий) - это __________________________________________
3 группа: Размножение грибов
Виды размножения грибов
4 группа: Роль грибов в природе и жизни человека
Роль грибов | |||
в природе | в жизни человека | ||
+ | - | + | - |
- Физкультминутка 1 мин. Прикрепляем 4 гриб на доску
В лес пойдем мы за грибами,
Соберем с тобой их сами.
Раз – грибок, два – грибок,
Вот уж целый кузовок!
Дождь закапал ой-ой-ой!
Побежим скорей домой!
- Первичное усвоение учебного материала 5 мин. Прикрепляем 5 гриб на доску. Работа с терминами.
Микология - (от греч. микес - "гриб", логос - "учение") наука, изучающая грибы.
Хитин – это органическое вещество, характерное для клеток животных.
Грибница (мицелий) – тонкие белые нити (гифы), образующие тело гриба
- Осознание и осмысление учебного материала 3 мин.
Возвращаемся проблемному вопросу. Почему грибы относят к отдельному царству?
- Сочетают в себе признаки и растений, и животных
- Имеют особенное строение тела (грибница (мицелий))
- Закрепление (взаимопроверка) 5 мин. Прикрепляем 6 гриб на доску.
Карточка 3
Выбрать правильные утверждения
1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
2. Гифы - это корни.
3. Все грибы растут в лесах.
4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).
5. Все грибы - это многоклеточные организмы.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).
7. Все грибы – паразиты.
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.
9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
- Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
- Домашнее задание 1 мин. (инструктаж)
Прочитать параграф 13 с. 66 нарисовать рис. 38 Мицелий гриба под микроскопом
Для желающих: найти загадки о грибах
- Рефлексия 1 мин.
Закончите предложения:
- Я узнал на уроке…
- Мне понравилось на уроке..
- Я научился на уроке…
А сейчас вернемся к вашим грибочкам из пластилина и мы создадим грибочную поляну. Прикрепите свой гриб к тому этапу урока, какой этап вам больше всего понравился.
Приложение 1
Карточка 1
Карточка 1
Карточка 2 Приложение 2
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) прокариоты Г) эукариоты | 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Организмы, в клетках которых есть ядро 3) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 4) Бактерии, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света |
Карточка 2
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) прокариоты Г) эукариоты | 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Организмы, в клетках которых есть ядро 3) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 4) Бактерии, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света |
По характеру питания
Чем питаются грибы? ________________________________________
Способ поглощения пищи - ____________________________________
Строение грибов по количеству клеток
Хитин – это ___________________________________________________
Грибница (мицелий) - это __________________________________________
Виды размножения грибов
Роль грибов | |||
в природе | в жизни человека | ||
+ | - | + | - |
Карточка 3
Выбрать правильные утверждения
1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
2. Гифы - это корни.
3. Все грибы растут в лесах.
4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).
5. Все грибы - это многоклеточные организмы.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).
7. Все грибы – паразиты.
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.
9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
Карточка 3
Выбрать правильные утверждения
1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
2. Гифы - это корни.
3. Все грибы растут в лесах.
4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).
5. Все грибы - это многоклеточные организмы.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).
7. Все грибы – паразиты.
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.
9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема:??? Факт 1 Факт 2 Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
Работа в группах 1 группа: Питание грибов 2 группа: Строение грибов 3 группа: Размножение грибов 4 группа: Роль грибов в природе и жизни человека
Питание грибов Сапротрофы Паразиты
мукор дрожжи Одноклеточные Многоклеточные шляпочные пеницилл трутовики Строение грибов
Размножение грибов Половое слияние специализированных клеток спорами вегетативно частями грибницы почкование Бесполое
Роль грибов В природе В жизни человека + - + - Симбиоз с деревьями Вызывают болезни Получение лекарств Вызывают болезни Участвуют в круговороте веществ пища Портят продукты питания, жилые постройки
Проверь себя Правильные ответы: 1,4,6,8,9,10 Все верно или одна ошибка - 5 Две-три ошибки - 4 Четыре-пять ошибок -3 Больше пяти – 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
урок по биологии...
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...
Царство Грибов. Общая характеристика грибов
Урок с использованием ЭОР....
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Цели урока:...
Урок по биологии в 5 классе. Тема "Царство Грибы. Общая характеристика грибов"
Урок соответствует ФГОС ООО....
Грибы. Общая характеристика грибов
Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...