Рабочая программа учебного курса "Биология", 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Киреева Надежда Григорьевна

Рабочая  программа  линии  УМК  «Биология - Сферы»  (5–9  классы) для общеобразовательных учреждений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhorukova_l.n._ktp_biologiya_5_kl.docx72.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА

Рассмотрено на заседании  МО

Протокол от   31.08.2018 № 1

Руководитель:

Елисеева В.И._________

 

Согласовано.

2018

Зам. директора по УВР

Цымбалова Е.И._________

Утверждаю.

Приказ от ____2018№

Директор МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска

Сафенкова Е.Н. _______

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

КУРСА БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рабочая  программа  линии  УМК  «Биология - Сферы»  (5–9  классы) для общеобразовательных учреждений

УЧИТЕЛЬ: КИРЕЕВА Н.Г.

 Поронайск, 2018

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения  содержания  предметных  программ.

Глобальные  цели  биологического  образования  являются  общи- ми для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации раз- вития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей раз- вития  современных  подростков).  Наиболее  продуктивными  с  точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная  и интеллектуальная  взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас- смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально  значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического  образования  являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных  отношений,  обеспечивающая  включение  учащихся  в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической  науки.

Помимо  этого, биологическое  образование  призвано  обеспечить:

  • ориентацию  в  системе  моральных  норм  и  ценностей:  признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование  ценностного  отношения  к живой  природе;
  • развитие  познавательных   мотивов,  направленных   на  получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием  интеллектуальных   и практических  умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной,  ценностно-смысловой,  коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой  в процессе  познавательной  деятельности,  и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения  к объектам  живой  природы.

Общая характеристика предмета биологии

Биология  как учебная  дисциплина  предметной  области  «Естественно-научные  предметы»  обеспечивает:

  • формирование  системы  биологических  знаний  как  компонента целостной  научной  картины  мира;
  • овладение  научным  подходом  к решению  различных  задач;
  • овладение  умениями  формулировать  гипотезы,  конструировать,
  • проводить  эксперименты,  оценивать  полученные  результаты;
  • овладение  умением  сопоставлять  экспериментальные  и теоретические  знания  с объективными  реалиями  жизни;
  • воспитание  ответственного  и бережного  отношения  к окружающей среде, осознание  значимости  концепции  устойчивого  развития;
  • формирование  умений  безопасного  и эффективного  использования  лабораторного  оборудования,  проведения  точных  измерений и  адекватной  оценки  полученных  результатов,  представления  научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного  анализа  учебных  задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,  сохранения   окружающей   среды  и  собственного   здоровья, для  повседневной  жизни  и  практической  деятельности.  Рабочая программа по биологии строится с учётом следующих содержательных  линий:

— многообразие  и эволюция  органического  мира;

— биологическая  природа  и социальная  сущность  человека;

— уровневая  организация  живой  природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».  В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья»,  «Живые  системы  и экосистемы».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных  признаках  живых  организмов,  их  разнообразии,  системе  органического  мира,  растениях,  животных,  грибах,  бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального  подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности  к среде  обитания,  роли  в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма,  процессах  жизнедеятельности,  особенностях  психических процессов,  социальной  сущности,  роли  в окружающей  среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии  в основной  школе;  во-вторых,  знакомству  школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного  блока или включаться в содержание  других  разделов;  оно не должно  механически  дублировать  содержание  курса  «Общая  биология»  для  10–11  классов.

Место курса биологии в учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 278, из них 34 ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах, по 70 ч (2ч в неделю) в 7, 8 классах и 68 ч в 9 классе. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения курса биологии

Требования  к  результатам  освоения  основных  образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,  общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные  и предметные  результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному  самоопределению,   сформированность   их  мотивации  к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность  ставить  цели и строить  жизненные  планы.

Основные  личностные  результаты  обучения  биологии:

1)   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических  и традиционных ценностей многонационального российского  общества;  воспитание  чувства  ответственности  и дол- га перед  Родиной;

2)    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию  на  основе  мотивации  к  обучению  и  познанию,  осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной траектории  образования  на  базе  ориентировки  в  мире  профессий и профессиональных  предпочтений, с учётом устойчивых познавательных  интересов;

3)     знание  основных  принципов  и  правил  отношения  к  живой  природе,  основ  здорового  образа  жизни  и  здоровьесберегающих  технологий;

4) сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений  (доказывать,   строить  рассуждения,   анализировать,   делать  выводы);  эстетического  отношения  к живым  объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре,  национальным  особенностям,  традициям  и образу жизни  других  народов;  толерантности  и миролюбия;

7)     освоение   социальных   норм,  правил  поведения,   ролей  и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,  социальных, экологических  и экономических  особенностей;

8)     развитие  морального  сознания  и  компетентности   в  решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного  и ответственного  отношения  к собственным  поступкам;

9)     формирование   коммуникативной   компетентности   в  общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,  общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой  и других видов деятельности;

10) формирование  ценности  здорового  и безопасного  образа жизни; усвоение правил индивидуального  и коллективного без- опасного поведения  в чрезвычайных  ситуациях,  угрожающих  жизни и здоровью  людей, правил поведения  на транспорте  и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания  ценности  жизни  во  всех  её  проявлениях  и  необходимости  ответственного,  бережного  отношения  к окружающей  среде и рационального  природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение  к членам  своей  семьи.

Метапредметные  результаты  обучения  в основной  школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной  и  социальной  практике,  самостоятельности   планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества   с  педагогами  и  сверстниками,   к  проектированию и построению  индивидуальной  образовательной  траектории.

Основные  метапредметные  результаты  обучения  биологии:

1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;

2)     овладение   составляющими   исследовательской   и  проект- ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,  защищать  свои  идеи;

3)   умение работать с разными источниками биологической информации:   находить   биологическую   информацию   в  различных  источниках  (тексте  учебника,  научно-популярной  литературе,   биологических    словарях   и   справочниках),    анализировать и оценивать  информацию;

4)     умение  самостоятельно   планировать  пути  достижения  целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные  способы  решения  учебных  и познавательных  задач;

5)   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,   осуществлять   контроль  своей  деятельности   в  процессе достижения результата, определять способы действий в рамках   предложенных   условий   и  требований,   корректировать свои  действия  в соответствии  с изменяющейся  ситуацией;

6)   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности;

7)     способность  выбирать  целевые  и  смысловые  установки  в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью  своему  и окружающих;

8)   умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9)     умение осознанно  использовать  речевые средства для дискуссии  и  аргументации  своей  позиции,  сравнивать  разные  точки  зрения, аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать  и отстаивать  своё  мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее  ИКТ-компетенции).

Предметные  результаты  обучения  в  основной  школе  включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,  типах  и  видах  отношений,  владение  научной  терминологией,  ключевыми  понятиями,  методами  и приёмами.

Основные  предметные  результаты  обучения  биологии:

1)    усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях  её развития  для формирования  естественно-научной  картины  мира;

2) формирование  первоначальных  систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной  организации  жизни,  о  взаимосвязи  всего  живого  в  биосфере,  о  наследственности   и  изменчивости;   овладение  понятийным  аппаратом  биологии;

3)     приобретение   опыта  использования   методов  биологической  науки  и  проведения  несложных  биологических  экспериментов  для  изучения  живых  организмов;

4)     понимание  возрастающей  роли  естественных  наук  и  научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5)     формирование  основ  экологической  грамотности:  способности  оценивать  последствия  деятельности  человека  в природе,  влияние  факторов  риска  на  здоровье  человека;  умение  выбирать  целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание  необходимости   сохранения  биоразнообразия   и  природных местообитаний;

6)     объяснение  роли биологии  в практической  деятельности  людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции  растений  и животных;

7)   овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических  экспериментов  и объяснение  их результатов;

8)     формирование  представлений  о значении  биологических  наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости  рационального  природопользования;

9)   освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных  растений  и домашних  животных,  ухода за ними.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Введение. Биология — наука о живых организмах. Условия жизни организмов. Осенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия «Осенние явления в жизни родного края»

Тема1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Царства живой природы: Растения. Животные. Грибы. Бактерии. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы Вода как среда жизни.

Наземно-воздушная среда жизни Свет в жизни растений и животных. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Роль грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Тема 2. Клеточное строение живых организмов. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Состав и строение клеток. Строение бактериальной клетки. Строение растительной, животной и грибной клеток. Строение клетки. Образование новых клеток. Одноклеточные растения, животные и грибы.

Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных.

Тема 3. Ткани живых организмов. Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений. Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Живой  организм.  5 класс  (34  ч)

(1 час в неделю)

Раздел программы.

Тема

Примерное содержание.

Образовательные результаты:

предметные, метапредметные

и личностные,

выраженные в действиях

1

2

3

Введение  (3ч)

Биология - наука о живых организмах-1 ч.

Предмет  изучения  биологии.  Разнооб- разие  биологических  наук,  изучающих живой   организм:   морфология,   анато- мия, физиология,  экология.  Эстетичес- кое,  культурно-историческое,  практи- ческое значение  живых  организмов.

Называют основные направления биологии и предметы их изучения.  Определяют понятия по теме урока.  Воспроизводят учебную информацию о ценности и истории накопления биологических знаний. Объясняют пути развития биологии. Умеют работать с основными рубриками учебника и другими компонентами УМК.

Условия жизни организмов-1 ч.

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды - основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека

Называют условия жизни организмов, основные оболочки Земли. Определяют понятия по теме урока.  Описывают состав атмосферы, гидросферы, литосферы, особенности распространения в них организмов. Объясняют значение озонового экрана, сохранение стабильности параметров биосферы для жизни на Земле.

Осенние явления в жизни растений родного края-1ч.

Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение.

Называют древесные, кустарниковые, листопадные, вечнозеленые растения родного края. Определяют понятия по теме урока.   Описывают основные изменения, происходящие у растений в осенний период.

Раздел 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

Царства  живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии-1 ч.

Разнообразие  живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, Их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значения в биосфере.

Называют царства живой природы, иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Описывают основные признаки живых организмов. Раскрывают характерные черты представителей царства живой природы. Распознают представителей царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Деление царств на группы-1 ч.

 Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».

Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называют основные систематические группы растений и животных и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Описывают характерные особенности представителей отделов растений, типов животных и распознают их на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Среда обитания. Экологические факторы-1 ч.

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.

Называют среды жизни, группы экологических факторов и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Описывают влияние экологических факторов на организмы.

Вода как среда жизни-1 ч.

Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.

Называют основные свойства водной среды жизни. Определяют понятия по теме урока. Описывают черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде. Умеют работать с различными источниками информации: рисунками, таблицами, дополнительной литературой, ресурсами электронного приложения.

Наземно-воздушная среда жизни-1 ч. 

Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называют основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде, группы растений и животных по отношению к водному режиму и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Распознают растения и животных разных групп по отношению к водному режиму на таблицах, рисунках, фотографиях и другом демонстрационном материале. Сравнивают особенности водной и наземно-воздушной сред обитания., растений и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и условиями их обитания.

Свет в жизни растений и животных-1 ч.

Свет - важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.

Называют группы растений и животных по отношению к свету и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Распознают растения и животных разных групп по отношению к свету на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивают особенности строения организмов разных групп. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения и условиями среды на примере наземных организмов.

Почва как среда жизни-1 ч. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.

Называют структурные компоненты почвы. Определяют понятия по теме урока. Описывают  особенности почвенной среды жизни. Анализируют и сравнивают внешнее строение животных - обитателей почвы. Объясняют роль живых организмов в образовании почв и обеспечении её плодородия.  Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения организмов и средой их жизни на примере обитателей почвы. Прогнозируют последствия нарушения почвенного покрова.

Организменная среда жизни-1 ч.

Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.

Называют особенности организменной среды жизни. Определяют понятия по теме урока. Описывают приспособления к обитанию в организме хозяина. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения организмов и условиями их обитания на примере организменной среды жизни. Умеют использовать разнообразные источники информации.

Сообщество живых организмов1-ч.

Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные–падальщики.

Называют жизненные формы растений и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Распознают жизненные формы растений. Описывают особенности естественных и искусственных растительных сообществ. Сравнивают растения разных жизненных форм. Объясняют необходимость ухода за культурными растениями. Умеют работать с различными источниками информации.

Роль животных, грибов и бактерий в сообществе-1 ч.

Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.

Называют ярусы в сообществах. Определяют понятия по теме урока. Описывают и сравнивают роли, выполняемые растениями, животными, бактериями, грибами в сообществе. Объясняют значение круговорота веществ.

Типы взаимоотношений организмов в сообществе-1 ч.

Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.

Называют типы взаимоотношений организмов в сообществе. Определяют понятия по теме урока. Описывают особенности разных типов взаимоотношений организмов в сообществе при рассмотрении разнообразных примеров. Объясняют значение разных типов взаимоотношений для природного сообщества.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»- 1ч.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Называют царства живой природы, отделы растений и типы животных, среды жизни, группы экологических факторов, группы растений и животных.

Раздел 2. Клеточное строение живых организмов     (8 часов)

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов-1 ч.

Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) - доказательство родства и единства живой природы.

Называют увеличительные приборы, основные даты в истории становления учения о клетке. Определяют понятия по теме урока. Формулируют основные положения клеточной теории. Описывают вклад Р.Гука, А. Левенгука и других ученых в развитие клеточной теории.

Устройство увеличительных приборов-1 ч.

Лабораторная работа №3 "Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука"

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называют части лупы и микроскопа. Определяют понятия по теме урока. Описывают основные этапы и правила работы с микроскопом, правила приготовления микропрепаратов.

Состав и строение клеток-1 ч.

Лабораторная работа №4 «Состав клеток растений»

Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называют вещества клетки, основные компоненты клетки. Описывают общие черты строения клеток всех организмов. Объясняют значение органических и неорганических веществ для клетки и организма в целом. Умеют работать с лабораторным оборудованием, наблюдают, фиксируют результаты наблюдений и делают выводы на их основе.

Строение бактериальной клетки- 1 ч.

Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе.

Называют компоненты бактериальной клетки, выделяют основную особенность бактериальной клетки - отсутствие оформленного ядра. Описывают строение бактериальной клетки. Устанавливают взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы-1 ч.

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток.

Называют органоиды клеток эукариот. Распознают изучаемые объекты на таблицах, рисунках, микропрепаратах, других источниках информации и описывают их. Сравнивают клетки растений, животных, грибов, делают выводы о причинах сходства и различий.

Строение клетки-1 ч. 

Лабораторная работа №5 «Строение клетки листа элодеи»

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называют основные компоненты растительной, грибной, животной клеток. Описывают и распознают клетки растений, грибов и животных на микропрепаратах, таблицах, другом иллюстрационном материале. Умеют работать с микроскопом, микропрепаратами. Наблюдают и фиксируют результаты наблюдений, делают выводы на этой основе.

Образование новых клеток-1 ч.

Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.

Описывают сущность процесса деления клетки. Распознают стадии деления клетки на таблицах, рисунках. Устанавливают последовательность процессов при описании клеточного деления. Объясняют значение хромосом в клетке. Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки. Умеют работать с различными информационными источниками.

Одноклеточные организмы-1 ч.

Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки»

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называют общие черты одноклеточных организмов, приводят примеры одноклеточных организмов. Распознают изучаемые  объекты на таблицах, рисунках, микропрепаратах. Описывают особенности строения одноклеточных растений, животных, грибов. Устанавливают признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами. Умеют работать с различными информационными ресурсами, в том числе микропрепаратами. Соблюдают правила работы с лабораторным оборудованием.

Раздел 3. Ткани живых организмов (11 часов)

Покровные ткани растений и животных-1 ч.

Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей.

Распознают покровные ткани растений и животных на таблицах, рисунках, другом иллюстративном материале. Сравнивают покровные ткани. Делают выводы о причинах их сходства и различий. Устанавливают взаимосвязь строения тканей с их функциями. Прогнозируют последствия повреждения покровных тканей.

Строение покровной ткани листа-1 ч.

Лабораторная работа №7" «Строение покровной ткани растений»

Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы

Устанавливают взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Умеют работать с микроскопом, приготавливать микропрепарат, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, соблюдают правила поведения в кабинете биологии.

Механические и проводящие ткани растений-1 ч. 

Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани - древесина и луб, их расположение, строение, функции.

Приводят примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливают связь между строением и выполняемыми функциями.

Основные и образовательные ткани растений-1 ч.

Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений»

Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы

Называют изучаемые ткани растений. Описывают характерные особенности изучаемых типов тканей. Устанавливают взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.

Соединительные ткани животных-1 ч.

 Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных»

Общие признаки соединительных тканей животных. Кровь - особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы .

Называют соединительные ткани животных. Определяют понятия по теме урока. Определять изучаемые ткани  на микропрепаратах, таблицах, рисунках учебника, описывают их особенности. Устанавливают взаимосвязь строения  и функций тканей. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Фиксируют результаты наблюдений в ходе лабораторной работы.

Мышечная и нервная ткани животных-1 ч.

 Лабораторная работа№10 " «Строение мышечной  и нервной ткани животных»

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы

Определяют понятия по теме урока. Знают особенности строения клеток нервной ткани. Описывают и сравнивают строение мышечной тканей. Устанавливают зависимость строения тканей с их функциями.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение и, ткани живых организмов»-1 ч.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности  основных видов учебной деятельности

Определяют клетки и ткани на микропрепаратах, рисунках и другом иллюстративном  материале. Сравнивают клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.  Классифицируют клетки и ткани. Устанавливают взаимосвязь строения клеток и тканей в связи с выполняемыми функциями.

Итоговый контроль по курсу биологии пятого класса-1 ч. Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Знают химический состав живых организмов.  Описывают природные сообщества своей местности. Объясняют роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере. Устанавливают черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.

Весенние явления в жизни растений родного края-1 ч. Растения природного сообщества (леса, степи). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.

Знают самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Высказывают свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края»-1 ч.

Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. «Весенние явления в жизни растений родного края».

Характеризуют сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Умеют работать в группе. Соблюдают правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека-1 ч.

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии пятого класса.

Знают особенности животных их повадки, приспособления к среде жизни. Знают этапы проекта.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.

  • Биология. Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Просвещение, любое издание после 2012 г
  • Сухорукова JI.H., Кучменко B.C. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Сухорукова JI.H., Кучменко B.C., Власова Е.А. Тетрадь- практикум. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова JI.H., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.
  • Сухорукова JI.H., Кучменко B.C., Матюшенко Е.Е. Тетрадь- тренажёр. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова JI.H., Кучменко B.C., Ошмарин А.П. Тетрадь- экзаменатор. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Васина Н.А. Тетрадь - практикум. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Власова Е.А. Тетрадь- тренажёр. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Тетрадь - тренажёр. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Ефремова М.А. Тетрадь- экзаменатор. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Котляр О.Г. Тетрадь- тренажёр. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Тимошенко И.В. Тетрадь- практикум. Пособие для учащихся.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко Л.Н.  Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - Москва: Просвещение, 2011.
  • Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C.,  Электронное приложение к учебнику Колесниковой И.Я.
  • Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C., Методические рекомендации. Пособие для учителей.
  • Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А., Электронное приложение к учебнику
  • Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C., Электронное приложение к учебнику
  • Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C.,Электронное приложение к учебнику Сухоруковой JI.H., Кучменко B.C.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, модульная система экспериментов, планшет, цифровой микроскоп, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...