Подготовка и объяснение пояснительной записки к проекту по технологии
статья по технологии на тему
Работа над проектом, как всякое творчество, требует определённой степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_i_obyasnenie_poyasnitelnoy_zapiski_k_proektu_po_tekhnologii.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка и объяснение пояснительной записки к проекту по технологии
Сальникова Ирина Витальевна
г. Зима. Иркутская область
МБОУ «СОШ № 7»
Проект-это самостоятельная творческая завершённая работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступает конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а те6оретической является последняя записка. Ниже приводятся рекомендации по её составлению. Разумеется, при их использовании необходимо использовать возрастные особенности учащегося и в этом смысле пояснительная записка к проекту пятиклассника по содержанию будет существенно отличаться по содержанию от выполненной старшеклассником.
По содержанию пояснительная записка включает:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение.
- Главы основной части.
- Заключение.
- Библиографический список использованной литературы.
- Приложения.
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определённым правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем даётся название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»).
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчинённости нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют с отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе. В нём обосновывается актуальность выбранной темы. Цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чём состоит его новизна. Во введении также даётся характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование её включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и.т.п.).
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определённых критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой – это сравнительно большой лист бумаги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи выделенные цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». В результате определяются одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчёт затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчёта должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта, сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Пояснительная записка завершается заключением. В нём последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, даётся самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретных задач, которые предстоит при этом решать.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включённый в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведённые материалы. Не следует включать в библиографическиё список работы, которые фактически не были использованы.
Приложение. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Нумерация страниц, на которых даётся приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см), заключаемым с шифром в круглые скобки.
Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А 4 (210-297) через два-полтора межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учётом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее - не менее 15 мм; нижнее - не менее 20 мм.
Заголовки структурных частей работы: «Оглавление», «Введение», «Глава», «Выводы», «Самооценка», «Список использованной литературы», «Приложения» печатаются прописными буквами симметрично тексту. Заголовки разделов печатаются строчными буквами, (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.
Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа. Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определённого общего замысла по тщательно продуманному плану, что поможет предупредить неоправданные пропуски иллюстраций и избавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т. е. через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т.д.).
Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать её содержанию и основному тексту.
Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:
- наименование графического сюжета, обозначаемого сокращённым словом «Рис»;
- порядковый номер, который указывается без знака номера арабской цифрой;
- тематический заголовок, содержащий текст с краткой характеристикой изображаемого;
- экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая текстом.
Чертёж – основной вид иллюстраций в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертёж в пояснительной записке - прежде всего это иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для главного – понимания конструкций объекта либо характера его действия или устройства. Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.
Фотография – достоверное средство наглядной передачи действительности. Она используется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ
Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого - либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.
Работа над проектом, как всякое творчество, требует определённой степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к проекту по краеведению "Памятные места Хомутовского района Курской области"
...
Пример оформления пояснительной записки к проекту для учащихся 5-6 классов
Предложенный материал поможет при подготовке и проведении уроков по проектной деятельности всем участникам образовательного процесса....
Пример оформления пояснительной записки к проекту
Предложен вариант оформления пояснительной записки по проекту для учащихся 7-8 классов....
Пояснительная записка творческого проекта (образец)
Содержит главы пояснительной записки творческого проекта....
Рекомендации к написанию пояснительной записки к проекту
Содержит рекомендации кнаписанию пояснительной записки к проекту....
Пример оформления пояснительной записки к проекту по кулинарии
Предложен материал для демонстрации на уроках и самостоятельного изучения....
«Сборник методических рекомендаций по оформлению пояснительной записки творческого проекта предметного цикла «Технология» 5-11 классах»
Сборник содержит конкретные рекомендации к оформлению и выполнению творческого проекта, при обучении на уроках технологии. Рекомендации предназначены для учителей и учащихся 5-11 классов. В нем рассмо...