Рабочая программа по биологии,11 класс(профильный уровень)
рабочая программа по биологии (11 класс)

Шипилова Вера Михайловна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11  классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 11 классе на профильном уровне отводится 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю,34 учебные недели в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11_kl.docx74.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11  классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 11 классе на профильном уровне отводится 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю,34 учебные недели в год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета

«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение  экологических  объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.
  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование,   влияние   элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и Зиосфере, эволюция биосферы;
  • современную    биологическую    терминологию и символику;

уметь

•        объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические   теории,-   законы   и   правила;   взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов,   человека,   биосферы,   единства  человеческих рас,  устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать     взаимосвязи   движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать особей вида по морфологическому критерию,   экосистемы   и   агроэкосистемы   своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,  источники  мутагенов  в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравнивать  биологические  объекты  (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  человеческих рас,  глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять    самостоятельный    поиск биологической   информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,);
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук.
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 11 КЛАСС

(102 часа, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ  1

Учение об эволюции органического мира        (56 часов)

Глава 1. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина  (10ч)        

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

         ■  Лабораторные и практические работы

■  Демонстрация.     Биографии    ученых,     внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

  •  Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
  • Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического   видообразования.   Показ   живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности  организмов  к  среде  обитания  и  результаты видообразования.

          ■  Изучение изменчивости.

  • Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.
  • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Глава 2. Макроэволюция . Биологические последствия приобретения  приспособлений. (25ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

  • Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза.  Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.  Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
  • Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор  как  результат  борьбы  за  существование  в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
  • Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Глава 3. Развитие жизни на земле.  (10ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

■ Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Глава 4. Происхождение человека (8ч)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

  • Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
  • Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
  • Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными  объектами.  Давать  аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
  • Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.

Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ  I I

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (46 часов)

Глава 5. Биосфера, её структура и функции.  (4ч)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. (18ч)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Демонстрация.   Карты,   отражающие   геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

  • Демонстрация.   Примеры  симбиоза представителей различных царств живой природы.
  • Основные  понятия.   Биосфера.   Биомасса   Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
  • Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность

Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера.  (15ч)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

■        Демонстрация,  Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

Глава 8. Бионика (12ч)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

  • Демонстрация.  Примеры  структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
  • Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.  Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия.   Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Литература и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

          1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень Ч.

          2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2007;

а также методических пособий для учителя:

           1. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы.  Профильный уровень. Волгоград. Изд.

             «Учитель», 2009г.

          2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.

                  М. «Эксмо», 2009г.

          3.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11

              классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

Дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
  6. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Для учащихся:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;
  4. Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
  5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
  7. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2017
  • Лаборатория КЛЕТКА
  • Лаборатория ГЕНЕТИКА
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 11 КЛАСС.

Тема

Количество часов

В том числе

Демонстраций

Лабораторных работ

1.

Возникновение и развитие  эволюционной биологии  

10

2

2.

Механизмы эволюции  

25

4

3

3.

Возникновение и развитие жизни на Земле  

10

2

4.

Возникновение и развитие человека – антропогенез  

8

2

5.

  Биосфера, её структура и функции

4

1

6.

Жизнь в сообществах. Основы экологии 

18

1

7.

Биосфера и человек. Ноосфера 

15

1

8.

Бионика

12

1

9.

Итого

102

15

3

Календарно-тематическое планирование по биологии

11 класс, химико-биологический профиль

кол-во часов на год - 102, кол-во часов в неделю - 3

№ темы

№  урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды и формы контроля

Содержание урока

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт

Тема 1 Возникновение и развитие  эволюционной биологии  (10 часов)

1

1

Возникновение эволюционной биологии

1

Изучение нового материала

Текущий устный

 основные этапы в развитии эволюционной биологии, анализировать труды  К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

03.09.

2018

П.1.1

2

2

Жизнь и труды Ч.  Дарвина

1

комбинированный

Текущий устный

 основные принципы эволюционной теории Дарвина, этапы становления его как ученого

05.09

П.1.1.2

3

3

Теория эволюции Ч.  Дарвина

1

комбинированный

Текущий письменный (тест)

основные положения теории эволюции Ч. Дарвина

07.09.

П.1.3

4

4

Синтетическая теория эволюции

1

Изучение нового материала

Текущий устный

основные положения синтетической теории эволюции

10.09.

П.1.3.1

5

5

Палеонтологические свидетельства эволюции

1

комбинированный

Текущий устный

 приводить примеры палеонтологических доказательств эволюции

12.09.

П.1.2.1

6

6

Биогеографические свидетельства эволюции

1

комбинированный

Текущий устный

 приводить примеры палеонтологических доказательств эволюции

14.09.

П.1.3.1

7

7

Сравнительно-анатомические  свидетельства эволюции  

1

комбинированный

Текущий устный

приводить примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции

17.09.

П.1.3.2

8

8

Эмбриологические свидетельства эволюции

1

комбинированный

Текущий устный

 приводить примеры эмбриологических доказательств эволюции

19.09.

П.1.3.2

9

9

Молекулярные свидетельства эволюции

1

комбинированный

Текущий

письменный  (тестирование)

приводить примеры молекулярных доказательств эволюции

21.09.

П.1.3.2

10

10

Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии»

1

Применение знаний и умений

Тематический устный и письменный

основные этапы в развитии эволюционной биологии, основные положения синтетической теории эволюции, доказательства эволюции,

24.09.

Тема 2 Механизмы эволюции  25 ч

26.09.2018

1

11

Изменчивость природных популяций

1

Изучение нового материала

Текущий устный

популяция   элементарная единица эволюции

28.09.

П.1.4.1

2

12

Генетическая структура популяций

1

Изучение нового материала

Текущий устный

 сущность закона  Харди-Вайнберга, уметь применять уравнение Харди-Вайнберга  для  решения задач

01.10.

П.1.4.1

3

13

Генетическая структура популяций

1

Применение знаний

Текущий устный

решение задач по уравнению Харди-Вайнберга

03.10.

П.1.4.2

4

14

Мутации - источник генетической изменчивости популяций

1

Изучение нового материала

Текущий устный  

Определять мутации как фактор эволюции, объяснять их влияние на генофонд популяции

05.10.

П.1.4.3

5

15

Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов

1

Изучение нового материала

Текущий устный

Определять дрейф генов как элементарный фактор эволюции

08.10.

П.1.4.3

6

16

Дрейф генов как фактор эволюции

1

комбинированный

Текущий устный

Знать о влиянии популяционных волн на дрейф генов

10.10

П.1.4.3

7

17

Борьба за существование

1

комбинированный

Текущий устный

Знать сущность борьбы за существование, её формы, приводить примеры борьбы за существование из мира растений и животных

12.10.

П.1.4.4

8

18

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

1

комбинированный

Текущий письменный (тестирование)

Знать сущность естественного отбора как направляющего фактора эволюции, сравнивать искусственный и естественный отбор

15.10.

П.1.4.4

9

19

Формы естественного отбора

1

комбинированный

Текущий устный

Знать сущность форм естественного отбора (стабилизирующего, дизруптивного, движущего), приводить примеры действия разных форм отбора в природе

17.10.

П.1.4.5

10

20

Половой отбор

1

комбинированный

Текущий устный

Знать понятие половой диморфизм  и приводить примеры полового диморфизма у животных

19.10

П.1.4.6

11

21

Возникновение адаптаций  в  результате естественного отбора

1

комбинированный

Текущий устный

Знать сущность формирования приспособленности к среде обитания, выявлять приспособления организмов к среде обитания

22.10.

П.1.4.6

12

22

Миграции как фактор эволюции

1

комбинированный

Текущий письменный (проверочная работа)

Знать о влиянии миграций на обмен генами между популяциями

24.10.

П.1.4.6

13

23

Биологические виды

1

комбинированный

Текущий устный

Знать основные критерии вида, определять критерий по описанию

26.10.

П.1.4.6

14

24

Изоляция и видообразование.

1

комбинированный

Текущий устный

Знать о сущности способов видообразования, приводить примеры аллопатрического и симпатрического способов видообразования

07.11.

П.1.4.7

15

25

Аллопатрическое и симпатрическое  видообразование

1

комбинированный

Текущий устный

приводить примеры аллопатрического и симпатрического способов видообразования

09.11

П.1.4.7

16

26

Механизмы макроэволюции

1

комбинированный

Текущий устный

Уметь сравнивать микро- и макроэволюцию

12.11.

П.1.4.7

17

27

Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм

1

комбинированный

Текущий письменный (тестирование)

Характеризовать и  приводить примеры направлений эволюции (дивергенция, конвергенция и параллелизм)

14.11.

П.2.1

18

28

Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации

1

комбинированный

Текущий устный

Выявлять ароморфозы, идиоадаптации у растений и животных, сравнивать пути эволюции

16.11.

П.2.1.2

19

29

Единое  древо жизни

1

комбинированный

Текущий письменный(тестирование)

Объяснять родство живых организмов

19.11.

П.2.1.3

20

30

Лабораторная работа №1 «Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек»

1

Применение знаний и умений

Письменный отчет по результатам лабораторной работы

Описывать представителей одного  вида  по морфологическому критерию

21.11.

Оформление работы.

21

31

Лабораторная работа №2 «Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию (гербарии,  коллекции насекомых)»

1

Применение знаний и умений

Письменный отчет по результатам лабораторной работы

Описывать представителей разных видов по морфологическому критерию

23.11.

Оформление работы.

22

32

Лабораторная работа №3 « Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.)»

1

Применение знаний и умений

Письменный отчет по результатам лабораторной работы

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

26.11.

Оформление работы.

23

33

Экскурсия  «Изменчивость организмов ( виртуальный краеведческий  музей)»

1

экскурсия

Письменный отчет по результатам экскурсии

28.11.

Оформление работы.

24

34

Обобщение знаний по темам «Возникновение и развитие эволюционной биологии»,

 « Механизмы эволюции»

1

Применение знаний и умений

Тематический устный

Знать и уметь характеризовать основные механизмы эволюции

30.11.

25

35

Зачет по темам «Возникновение и развитие эволюционной биологии»,

 « Механизмы эволюции»

1

Контроль знаний

Тематический письменный  (тестирование)

Знать и уметь характеризовать основные механизмы эволюции

03.12.

Тема 3 Возникновение и развитие жизни на Земле   10ч

05.12.2018

1

36

Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле.

1

Изучение нового материала

Текущий устный

Знать гипотезы сущности и происхождения жизни, анализировать разные гипотезы происхождения жизни

07.12.

С.98-106.

2

37

Различные гипотезы возникновения жизни на Земле

1

Изучение нового материала

Текущий устный

анализировать разные гипотезы происхождения жизни

10.12.

С.98-106.

3

38

Образование биологических мономеров и полимеров. Формирование и эволюция  пробионтов

1

комбинированный

Текущий устный

Характеризовать начальные этапы происхождения жизни

12.12.

П.3.1

4

39

Формирование и эволюция  пробионтов

1

комбинированный

Текущий устный

Характеризовать начальные этапы происхождения жизни

14.12.

П.3.2

5

40

Изучение истории Земли. Палеонтология

1

комбинированный

Текущий устный

Отметить роль Ч. Лайеля в становлении палеонтологии, знать основные геохронологические этапы в развитии Земли

17.12.

П.3.3

6

41

Развитие жизни в криптозое

1

комбинированный

Текущий устный

Знать и называть основные ароморфозы криптозоя

19.12.

П.3.4

7

42

Развитие жизни в криптозое

1

комбинированный

Текущий устный

Знать и называть основные ароморфозы криптозоя

21.12.

П.3.4

8

43

Развитие жизни на Земле в  фанерозое

1

комбинированный

Текущий устный

Знать и называть основные ароморфозы  фанерозоя

24.12.

П.3.4

9

44

Развитие жизни на Земле в  фанерозое

1

комбинированный

Текущий устный

Знать и называть основные ароморфозы  фанерозоя

26.12.

П.3.4

10

45

Обобщение знаний по теме

 « Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

Применение знаний и умений

Тематический письменный (тестирование)

Знать гипотезы сущности и происхождения жизни, анализировать разные гипотезы происхождения жизни, знать и называть основные ароморфозы в развитии жизни на Земле

28.12.

2018

П.3.1-3.4

Тема 4 Возникновение и развитие человека – антропогенез  8ч

1

46

Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные

1

комбинированный

Текущий устный

Знать основные положения теории антропогенеза, сущность гипотезы происхождения человека

29.12

С.129

2

47

Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития

1

комбинированный

Текущий устный

Объяснять  сущность гипотезы происхождения человека

П.4.1

3

48

Происхождение человека. Палеонтологические данные

1

комбинированный

Текущий устный

Знать основные этапы эволюции приматов, характеризовать их биологические особенности

П.4.2

4

49

Первые представители рода  Homo

1

комбинированный

Текущий письменный (тестирование)

Характеризовать первых представителей рода человек: человека умелого и человека прямоходящего

П.4.3

5

50

Появление человека разумного. Факторы эволюции человека

1

комбинированный

Текущий устный

Анализировать и оценивать биологические и социальные особенности неандертальца и кроманьонца. Объяснять эволюцию человека, сравнивать действие биологических и социальных факторов  в эволюции человека

П.4.4

6

51

Человеческие расы

1

семинар

Текущий устный

Знать о единстве и различиях человеческих рас

Презентация

7

52

Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие человека – антропогенез»

1

Применение знаний и умений

Тематический устный

Анализировать и оценивать разные гипотезы происхождения человека

П.4.1-4.4

8

53

Зачет по темам «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Возникновение и развитие человека – антропогенез»

1

Контроль знаний

Тематический письменный (тестирование) и устный

Знать материал  темы «Возникновение и развитие человека – антропогенез»

Тема 5 Биосфера, её структура и функции 4ч

1

54

Структура биосферы. Косное вещество биосферы.

1

комбинированный

Текущий устный

Знать о биосфере, как экосистеме, состоящей из разных биомов. Знать биомы своей местности

П.5.1.1

2

55

Живые организмы.Биосфера и человек.

1

комбинированный

Текущий устный

Анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

П.5.1.2

3

56

Круговорот веществ в природе

1

комбинированный

Текущий устный

Знать сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере

П.5.2

4

57

Обобщающий урок  по теме «Биосфера,ее структура и функции»  

1

Применение знаний и умений

Тематический устный и письменный

Уметь использовать изученный материал темы

Тема 6 Жизнь в сообществах. Основы экологии 18ч

1

58

Сообщества и экосистемы. История формирования сообществ живых организмов.

1

комбинированный

Текущий устный

Знать понятия биогеоценоз, биоценоз, биотоп, экосистема, называть их отличия

П.6.1

2

59

Биогеография. Основные биомы суши.

1

комбинированный

Текущий устный

Знать основные биомы суши

П.6.2

3

60

Неарктическая область

1

комбинированный

Текущий устный

Знать биомы неарктической области

П.6.2.1

4

61

Палеарктическая область

1

комбинированный

Текущий устный

Знать биомы палеарктической области

П.6.2.2

5

62

Восточная область.

Неотропическая область.

1

комбинированный

Текущий письменный (проверочная работа)

Знать биомы неотропической области

П.6.2.3-6.2.4

6

63

Эфиопская область.

Австралийская область

1

комбинированный

Текущий устный

Знать биомы эфиопской и австралийской области

П.6.2.5-6.2.6

7

64

Взаимоотношения организма и среды

1

комбинированный

Текущий устный

Знать об источниках формирования сообществ, уметь оценивать возможные последствия исчезновения видов

П.6.3-6.3.1

8-9

65-66

Абиотические факторы среды

2

комбинированный

Текущий устный

Знать абиотические факторы среды,приспособления у растений и животных к абиотическим факторам среды.

П.6.3.2

10

67

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор

1

комбинированный

Текущий устный

Знать ограничивающее действие фактора среды.

П.6.3.3

11

68

Биотические факторы среды.

1

комбинированный

Текущий устный

Знать об энергетических связях и трофических сетях в сообществах, уметь составлять пирамиды биомассы, продукции.

П.6.3.4

12

69

Смена биоценозов

1

комбинированный

Текущий устный

Знать и уметь выявлять причины смены биоценозов.

П.6.3.5

13

70

Взаимодействия между организмами. Позитивное отношения -симбиоз.

1

комбинированный

Текущий устный

Уметь определять основные формы взаимодействий организмов.

П.6.4.1

14

71

Антибиотические отношения.

1

комбинированный

Текущий устный

Уметь определять основные формы взаимодействий организмов.

П.6.4.2

15

72

Паразитизм.

1

комбинированный

Текущий устный

Уметь определять основные формы взаимодействий организмов.

П.6.4.2

16

73

Конкуренция.Нейтрализм.

1

комбинированный

Текущий устный

Уметь определять основные формы взаимодействий организмов.

П.6.4.2

17-18

74-75

Урок – обобщение «Жизнь в сообществах.Основы экологии»

2

Контроль знаний

Тематический письменный(тестирование) и устный

Знать материал темы «Жизнь в сообществах.Основы экологии».

Тема 7 Биосфера и человек. Ноосфера 15ч

1

76

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

1

Изучение нового материала

Текущий устный

Знать о биосфере как экосистеме, состоящей из разных биомов, называть биомы  своей местности

П.7.1

2

77

Природные ресурсы и их использование. Неисчерпаемые ресурсы.

1

комбинированный

Текущий устный

Знать сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере

П.7.2-7.2.1

3

78

Природные ресурсы и их использование.    Исчерпаемые  ресурсы.

1

комбинированный

Текущий устный и письменный (тестирование)

Называть примеры влияния человека на современные биологические круговороты

П.7.2.2

4

79

Загрязнение воздуха.

1

комбинированный

Текущий устный

Анализировать  и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

П.7.3

5

80

Загрязнение пресных вод и Мирового океана.

1

дискуссия

Текущий устный

Анализировать  и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

П.7.3.2-7.3.3

6

81

Антропогенные изменения в почве.

1

комбинированный

Текущий устный

Анализировать  и оценивать глобальные антропогенные изменения в почве

П.7.3.4

7

82

Влияние человека на растительный и животный мир.

1

комбинированный

Текущий устный

Анализировать  и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

П.7.3.5

8

83

Радиоактивное загрязнение биосферы.

1

комбинированный

Текущий устный

Анализировать  и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

П.7.3.6

9

84

 Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

комбинированный

комбинированный

Текущий устный

Анализировать и оценивать перспективы рационального природопользвания

П.7.4

10

85

Практикум по решению экологических задач.

1

Применение знаний и умений

Текущий письменный

Уметь решать задачи экологического содержания

Презентация

11

86

Решение экологических задач.

1

Применение знаний и умений

Текущий письменный

Уметь решать задачи экологического содержания

Решение задач.

12

87

Описание экосистем своей местности

1

Применение знаний и умений

Текущий письменный

Уметь описывать экосистемы своей местности

Оформление работы.

13-14

88-89

Экскурсия: «Многообразие видов. Естественные и искусственные экосистемы»

2

Экскурсия

Уметь описывать видовое разнообразие своей местности ,изменения, характерные для разных сезонов

Оформление работы.

15

90

Урок –обобщение « Биосфера и человек.»

1

Контроль знаний

Тематический письменный (тестирование)

Знать основные понятия темы «Биосфера и человек»

Тема 8 Бионика 12 ч

1-2

91-92

Бионика.Сохранение и поддержание биологического разнообразия на  популяционно – видовом,

генетическом и экосистемном  уровне

2

комбинированный

Текущий устный

Объяснять необходимость сохранения многообразия видов для сохранения жизни на Земле

С.259-261

3

93

Природоохранные территории РТ

1

семинар

Текущий устный

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках

С.261-268

4

94

Биологический мониторинг и  биоиндикация

1

Изучение нового материала

Текущий устный

Объяснять понятия биологический мониторинг и  биоиндикация

Презентация

5

95

Мониторинг природной среды в РТ и РФ

1

семинар

Текущий устный

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках

6

96

Обобщение знаний по темам  «Бионика»

1

Применение знаний и умений

Тематический устный

Знать учение В.И. Вернадского о биосфере, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере, объяснять эволюцию биосферы, анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

С.259-268

7,8,9

97,98,99

Повторение знаний по курсу

3

Применение знаний и умений

Тематический устный

Знать  и объяснять основные понятия курса

10-11

100-101

Обобщение знаний по курсу

2

Применение знаний и умений

Тематический устный

Знать  и объяснять основные понятия курса

12

102

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний

письменный

Знать и пользоваться основными понятиями курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа для 11 класса (профильная) по учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

   Важнейшая задача школы, в том числе и преподавания физики, - формировать личность, способную ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования....

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....