Фестиваль педмастерства "Путь к успеху". Мастер класс МНГ
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)

В этой работе объясняется как нужно формулировать название исследовательской работы и создавать цели и задачи исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_pedmasterstva_put_k_uspehu_master_klass_mng.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогического мастерства  «Путь к успеху»

Секция «Мастер – класс»

Тема «Выбор  темы исследования

 и формулирование названия исследовательской работы».

Слайд 1.Титульный. «Выбор темы исследования и формулирование названия                  исследовательской работы»

Слайд 2. Значение исследовательской деятельности учащихся.

                В своем выступлении я не буду затрагивать методику организации исследовательского обучения на уроках, а остановлюсь на методике выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников.  

        Ученые считают, что исследовательская работа может быть организована даже  в детском саду и начальной школе, для развития познавательного интереса. В основной школе учащиеся уже смогут самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности, на основе применения элементов исследовательской деятельности. А в старшей школе развитие исследовательской компетентности как основы профильного обучения.

        Навыки исследования нужны работникам любой профессии для поиска эффективных путей ее выполнения. И даже в быту, в семье, в общении способность исследовать очень полезна.  Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те, или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата.

        Все это необходимо донести до сознания детей. Современная школа должна обеспечить выполнение разнообразных исследовательских работ – это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению                         образования в вузе и реализовать себя в жизни.

Слайд 3. Знания и умения, получаемые при реализации исследовательских задач. 

        Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью  научного метода. При реализации исследовательских задач учащиеся получают определенные знания и умения:

  1. Навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от постановки проблемного вопроса до представления результатов;
  2. Умение применять научные методики
  3. Навык организации эксперимента;
  4. Навык анализа информации и информационного поиска;
  5. Способность оценивать ход и результаты проведенного исследования, навык       работы в коллективе.

Слайд 4. Исследование и проект: в чем разница?

         Необходимо отличать понятия «исследование» и «проектирование». Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, а сосредоточивается на его познания. Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства и качество работ в двух этих видах, оценивается по разным критериям.

        

        

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего не существует (например, нового цветника, социальной помощи, компьютерной программы и т.д.) Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. В проекте те же этапы поэтому исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же  и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки – сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.

(Переформулируйте цель исследовательской работы, на цель проекта)

Для учителя учебное исследование учащихся является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо контролировать не только содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимися, при этом максимально реализуется эффект деятельности сотрудничества.

Слайд 5. Этапы исследовательской работы

        Научное исследование и похоже, и отличается от исследовательской деятельности учащихся. Сходны основные этапы исследования.

  1. Выявление и постановка проблемного вопроса;
  2. Изучение литературы;
  3. Формулировка гипотезы (необязательно);
  4. Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  5. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  6. Анализ полученных результатов, сравнение с гипотезой;
  7. Собственные выводы;
  8. Подготовка доклада и презентации.

Слайд 6. Различие результатов научного и учебного исследования

        В отличие от научного исследования новизна и практическая значимость не могут быть критериями   результативности   учебного исследования,         ими являются уровень освоения навыков  исследовательской  деятельности и новых         знаний в этой области. Учителям необходимо помнить от этом, и не опасаться широкого внедрения данного вида деятельности в программы.  Не секрет, что встречаются две крайности: либо учителя не хотят заниматься этим в массовом порядке, либо занимаются плагиатом, беря работы в интернете, и поощряют за это учащихся. Понятно, что организация исследовательской работы трудоемкий процесс, требует много времени, но сутью исследовательской деятельности является самостоятельная работа школьника с первоисточниками, самостоятельно добытыми экспериментальными данными. 

        В соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками, особенно в 10-11 классах.         А учить этому необходимо с младшего возраста. Большие возможности предоставляет, на мой взгляд, внеурочка.          Благодаря внеурочке  учителя могут  шире применять данную деятельность, развивать у детей         исследовательский тип мышления.

Слайд 7. Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы. 

        Самым трудным, на мой взгляд,  это определиться с темой исследования, и не только для ученика, но и  для учителя. Формулировку темы можно сравнить с точкой опоры, в высказывании известного философа «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Нередко мы, учителя просим список тем исследовательских работ, для выбора из него волнующих нас проблем. Но исследование получится только в том случае, если автор и руководитель сами увидят для себя актуальность и интерес в том или ином вопросе и сами сформулируют тему. В противном случае теряется главная мотивационная составляющая исследования – осознание личной причастности

ученика к самому первому этапу исследования, при этом теряется возможность сказать себе и другим: «Мне это интересно, поэтому я придумал…»

        Первое, необходимо определиться с областью исследования – предметом. Актуализацию потребностей учащихся провожу в форме дискуссий в малых группах на занятиях по внеурочке. Кружок называется «Юные исследователи природы», провожу  в 5, 6, 7 классах, темы подбираем в соответствии с предметом:  ботаника, микология, зоология и т.д.

        Второе, по теме нужно сформулировать проблемный вопрос для выполнения исследования. Так же использую обсуждение в малых группах. Область рассмотрения сужается, выводятся за его рамки лишние, подчас очень интересные аспекты. Ведь для того чтобы достичь конкретного материала, человеку всегда нужно выбрать узкую область, в которой он будет работать. В исследовательской деятельности школьников – нужно ограничить предмет работы до такой степени, чтобы ребенок мог сделать в ней что-то самостоятельно и получить собственные результаты. 

        Третье, сформулировать название исследовательской работы. Учитель оказывает         помощь. Примеры областей исследований и названий работ.

Слайд 8. Алгоритм действия

        Сформулируйте название исследовательской работы в той области, которая вас интересует, последовательно конкретизируя ее по данному алгоритму. (Хорошее тренировочное задание для отработки структуры исследовательской работы)

  1. Область  знания, которая вас интересует.
  2. Цель работы.
  3. Задачи работы.
  4. Объект.
  5. Предмет.
  6. Гипотеза.
  7. Метод.
  8. Что получилось

  1. Область знания

Продукты питания

Растения

Животные

  1. Цель работы.

Определить качество изготовляемого в Туране хлеба

Исследовать всхожесть семян.

Изучить и описать особенности питания кошек

  1. Задачи работы.

1.Выяснить, какие есть хлебопекарни

2.Какие сорта хлеба выпекаются

3.Выяснить свойства изделий

1.Выяснить, как влияют разные условия на всхожесть семян

2.Как  повысить всхожесть семян

1.Выяснить, какую пищу кошка предпочитает

2.Количество потребляемой пищи.

  1. Объект

Хлеб

Семена фасоли

Кошка Муся

  1. Предмет

Вес, срок хранения, вкус, полезность

Влияние соленого раствора, кока-колы, сладкого сиропа

Виды корма: мясо, рыба, овощи, молоко, хлеб

  1. Гипотеза

Качество зависит от производителя, рецептуры.

Для всхожести нужна чистая вода, возможно,  все растворы понизят всхожесть.

Кошка как хищник предпочитает мясо и рыбу.

  1. Метод

Сравнения, дегустации, интервьюирование, измерения.

Эксперимент, сравнение

Наблюдение, эксперимент, сравнение

  1. Что получилось

«Название темы»

Исследование продуктов питания, изготавливаемых в Туране на примере оценки качества хлеба, определяемых аналитическими методами

Исследование всхожести семян на примере семян фасоли, при воздействии на них разными растворами.

Исследование пристрастий в еде домашнего животного на примере кошки Муси, определяемых экспериментально

Слайд 9. Сформулируйте по теме; прием  «КУБ»

По теме исследовательской работы сформулируйте:

1.цель, 2. объект, 3. предмет, 4. метод исследования.

  1. Сравнительный анализ почвогрунтов для выращивания томатов.
  2. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых с домашними животными в г. Туране.
  3. Изучение культуры общения учащихся моего класса.
  1. Область знания

Растения

Взаимоотношения людей и животных

Взаимоотношения между людьми

  1. Цель работы.

Определить, на какой почве лучше выращивать помидоры

Определить, существуют ли проблемы взаимоотношений м/у

Исследовать, как общаются учащиеся класса между собой

  1. Задачи работы.

1.Выяснить, какие почвогрунты плодороднее.

2.Зависит ли качество томатов от вида почвы.

1. Выяснить, как относятся дети к животным

2. Выяснить, как относятся взрослые к животным. 3.Встречаются ли случаи агрессии со стороны животных.

1.Выяснить, употребляют ли ругательные слова.

 2. Могут ли предотвратить конфликт.

3. Зависит ли культура общения от окружения.

  1. Объект

Помидоры

Животные и люди

Люди

  1. Предмет

Урожайность, качество

Проблемы взаимоотношений

Культура общения

  1. Метод

Эксперимент, сравнения, дегустации, измерения.

Наблюдение, интервьюирование

Наблюдение, тестирование

Слайд 10. Спасибо за внимание.

        Уважаемые коллеги! Крепкого вам здоровья! Благополучия! Успехов,     вдохновения, неиссякаемого  творчества! Активных, понимающих учеников!

Приложение

  1. Область знания

Продукты питания

  1. Цель работы.

Определить качество изготовляемого в Туране хлеба

  1. Задачи работы.

1.Выяснить, какие есть хлебопекарни

2.Какие сорта хлеба выпекаются

3.Выяснить свойства изделий

 

  1. Объект

Хлеб

  1. Предмет

Вес, срок хранения, вкус, полезность

  1. Гипотеза

Качество зависит от производителя, рецептуры.

  1. Метод

Сравнения, дегустации, интервьюирование, измерения.

  1. Что получилось

«Название темы»

Исследование продуктов питания, изготавливаемых в Туране на примере оценки качества хлеба, определяемых аналитическими методами

  1. «Название темы»

Сравнительный анализ почвогрунтов для выращивания томатов.

Проблемы взаимоотношений детей и взрослых с дом. животными в г. Туране.

Изучение культуры общения учащихся моего класса.

  1. Цель работы.

  1. Задачи работы.

  1. Объект

  1. Предмет

  1. Метод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "УСПЕХ, УСПЕШНОСТЬ, УСПЕШНЫЙ..."

Методическая разработка мастер-класса по теме: "Успех, успешность, успешный..."  с мультимедийной презентацией. Цель: формирование мотивации достижения успеха, а так же создание возможност...

Мастер-класс "Путь к успеху" (для педагогов)

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте сегодня поговорим о такой важной составляющей современного человека и педагога в том числе, как успешность. Тема мастер-класса «Путь к успеху»....

Сценарий торжественного закрытия педагогического фестиваля « Шаг к успеху ».

Сценарий преднозначен для проведения фестиваля педагогических идей и находок...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

IV Межмуниципальный фестиваль «Мастер-класс от мастера» «12 цветов года»

(Слайд 2) Итак, урок иностранного языка имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает не только как...