РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ООО В УЧЕБНИКЕ БИОЛОГИИ 8 КЛ. УМК "ЛИНИЯ ЖИЗНИ"
статья по биологии (8 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Статья посвящена актуальному вопросу, связанному с использованием УМК «Линия жизни» в  массовой общеобразовательной школе. В ней раскрыт опыт работы учителя биологии по предлагаемому УМК в восьмых классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_liniya_zhizni_haybulina_k.v.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано в сборнике Международной научной конференции  

 «Актуальные проблемы биологической и химической экологии» 

 «Московский государственный областной университет»

4-5 декабря 2014 года

г. Москва

Реализация ФГОС в учебнике биологии 8 класса УМК «Линия жизни»

Ключевые слова:

учебно-методический комплект (УМК), методическое пособие, учебник, УМК «Линия жизни», индивидуально-групповая методика.

Аннотация статьи:

статья посвящена актуальному вопросу, связанному с использованием УМК «Линия жизни» в  массовой общеобразовательной школе. В ней раскрыт опыт работы учителя биологии по предлагаемому УМК в восьмых классах. Автор статьи рассматривает содержание и анализирует элементы, составляющие параграф учебника УМК,  вопросы, связанные с возможностями и реализацией комплекта «Линия жизни» в процесс обучения биологии при внедрении нового ФГОС.

Keywords:

teaching-methodological complex (TMC), methodological study aids, textbooks,  (TMC) «Lifeline», individually-group technique.

Annotation to the article:

the article is devoted to the topical issue connected with use of  (TMC) «Lifeline» at a mass comprehensive scool. From the experience of teacher of biology who has tested and summarized (TMC). The author of the article talks in detail about considerations and using analyzes elements and components (TMC), questions are connected to opportunities and realization of a complex from «Lifeline», in the process training of biology in tne introduction of the new ФГОС.

В настоящее время в системе школьного образования осуществляется процесс реформирования. В период перехода на федеральный государственный  образовательный стандарт перед учителями возникает ряд проблем, связанных с научно-методическим обеспечением образовательного процесса и выбором для реализации ФГОС методической системы обучения и пр. С введением нового образовательного стандарта появляются новые  УМК, способные отразить требования ФГОС. Важным компонентом УМК является школьный учебник, он всегда находится в центре внимания методистов-предметников, учителей, педагогов, психологов, книгоиздателей, учеников и родителей.

Для реализации требования ФГОС на практике массовая общеобразовательная школа нуждается в учебниках, в которых содержится не только информация для изучения, но и грамотная методика его применения в учебном процессе. Известно, что на сегодняшний день учебник является одним из элементов достижения планируемых результатов и приобретает функцию организатора учебной деятельности.  Проявляется это через содержание, систему заданий и аппарат ориентировки учебников.

Опыт работы в школе показывает, что на сегодняшний день отдельного внимания заслуживают учебники УМК по биологии, выпущенные издательством «Просвещение» авторским коллективом  под редакцией В.В. Пасечника «Линия жизни». Учебники этой линии отличаются от других учебников объемом материала, структурой, методическим аппаратом и оформлением.

Проведенный анализ школьных учебников биологии восьмого класса  УМК «Линия жизни» издательства «Просвещение» показал, что в учебниках наблюдается единый подход к организации материала, и это прослеживается на протяжении всего изучаемого курса. Такая система способствует тому, что у учеников появляется определенный подход к изучению курса, раздела, главы и параграфа по изучаемому предмету.

Следует отметить, что в учебниках восьмого класса УМК «Линия жизни» в структурном плане нет особых отличий от привычных для всех учебников. Особое внимание уделяется практической направленности этого курса, и формирование санитарно-гигиенических правил, связанных со здоровым образом жизни учащихся.  В  учебниках восьмого класса, кроме системно-деятельностного, прослеживается практико-ориентированный подход с актуализацией жизненного опыта. Это очень важно, особенно при использовании компетентностного подхода. Новые технологии в области полиграфии способствовали улучшенному оформлению учебника и дали возможность преподнести традиционное содержание в более современной форме.

В учебниках линии вы увидите большое количество заданий, связанных с развитием познавательной самостоятельности учащихся. Задания направлены на организацию самостоятельных работ школьников. Методический аппарат учебников построен таким образом, чтобы у учителя была возможность включить учеников в активный познавательный процесс. Каждый учебник традиционно начинается с ориентирующего предисловия, которое позволяет школьникам разобраться с особенностями работы по учебной книге.

Важно заметить, что в учебниках серии «Линия жизни» особое внимание уделено организации собственной и коллективной деятельности учащихся, которая реализуется в методической системе на основе индивидуально-групповой методики.

В настоящее время среди педагогов вызывает интерес индивидуально-групповая методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая основывается на самостоятельной работе в гетерогенных группах. Данная методика совместима с любыми средствами обучения, в том числе возможно ее применение с любым УМК. Изучение учебной темы по индивидуально-групповой методике проходит в четыре этапа: вводная беседа или лекция, самостоятельная работа учащихся, коррекция и систематизация знаний и контрольно-обобщающий урок. Данная методика позволяет реализовать основные требования нового государственного стандарта. Хочется отметить, что успешность индивидуально-групповой методики во многом определена особенностями самих учебников биологии, их общей структурой и структурой каждого параграфа в частности.

В процессе проведенного нами педагогического эксперимента было установлено, что при организации учебно-познавательной деятельности в процессе  обучения по индивидуально-групповой методике учебник УМК «Линия жизни» позволяет мотивировать учащихся на изучение новой темы. Достигается это  при помощи своеобразной системы вступления в тему, снабженной заголовком, рисунком, кратким аннотированным текстом и рубрикой «Вы узнаете» и «Вы научитесь». В этих рубриках предлагается не только мотивация учащихся, но  и показан планируемый результат. Кроме того, в учебнике содержится блок актуализирующий знания, так называемая рубрика «Вспомните», которая способствует взаимосвязи ранее изученной темы и мотивирует учащихся на изучение нового материала. Это позволяет учителю правильно организовать первый этап методики - инструктаж, вводная беседа или лекция на вводном уроке при изучении нового материала.

Следует отметить важность информационного блока, который  используется учителем для объяснения новой темы и составления инструкций,  по которым  консультант осуществляет самостоятельную работу в группах гетерогенного состава. В информационном блоке, основу которого составляет текст параграфа, содержатся различные иллюстрации, таблицы, диаграммы, рисунки и пр. Текст параграфа в учебниках серии «Линия жизни» написан доступным для школьников языком, в котором четко изложен изучаемый материал, соответствующий современному уровню биологии. Большое значения для восприятия текста учениками имеет шрифт, который с легкостью воспринимается школьниками для обдумывания, осмысливания и запоминания текста параграфа.

В учебнике имеется деятельностный блок, представленный рубриками «Ключевые слова», в котором предлагаются четко выделенные понятия и термины. Они формируются в процессе изучения содержания параграфа на уроке и необходимы для запоминания, а также возможен вариант использования их в информационно-поисковых системах. Кроме того, в блоке содержатся задания репродуктивного характера, которые позволяют лучше усвоить содержание текста.

Рубрика «Подумайте» содержит вопросы аналитического характера, что нацеливает учеников на активный и продуктивный  поиск ответов. Известно, что задания такого  характера могут выполнить не все ученики. Следовательно, здесь учитель может выбрать индивидуальную траекторию для каждого учащегося, то есть реализовать вариативный подход в обучении биологии.

Для организации учебно-познавательной деятельности школьников в учебнике присутствует рубрика «Моя лаборатория». Здесь приводятся различные задания для размышления творческого характера, дополнительные сведения, четко расписаны лабораторные и практические работы, опыты, которые могут быть проведены непосредственно на уроке, и даны инструкции по их выполнению.

В организации индивидуально-групповой методики содержание каждого параграфа используется при составлении инструкций  для изучения новой темы и карточки для опроса учащихся консультантом на этапе:  инструктаж, вводная беседа или лекция, самостоятельная работа школьников, систематизация и коррекция знаний.

Инструкция составляется пошагово диффиринцируя задания представленные в деятельностном блоке, рубрике «Подумайте» и «Моя лаборатория» отностительно изучаемого текста параграфа.

На этапе обобщении и оценка знаний учащихся используются вопросы и задания из деятельностного блока и рубрики «Подумайте», способствующие возникновению дискуссии внутри группы при коллективном поиске ответа на определенный вопрос учителя. Кроме того, следует отметить, что каждая тема  в учебнике имеет логическое завершение, это позволяет наиболее эффективно реализовать познавательную деятельность учащихся и легче проводить контрольно-обобщающие уроки.

Аппарат ориентировки учебников помогает учащимся ориентироваться в содержании книги и обеспечивает поддержку интереса к изучаемому предмету. Все это работает на учебную деятельность учащихся.

Наши наблюдения нашли свое подтверждение в исследовании, для которого  были отобраны учебники восьмого класса издательства «Дрофа»  авторского  коллектива

 Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев и издательства «Просвещение» УМК «Линия жизни» авторы В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. Исследование показало, что учебники УМК «Линия жизни» издательства «Просвещение» наиболее эффективны, особенно при организации индивидуально-групповой деятельности учащихся.

В завершении хочется отметить, что учебник восьмого класса УМК «Линия жизни» является средством обучения, способствующим успешной реализации нового федерального государственного стандарта.

Список литературы:

1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология.8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2011. С. 332.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология.8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2011. С. 255.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / - М.: Просвещение, 2011. С. 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...

Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).

Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих ме­сто в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...