Проект ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.
проект (8 класс) на тему
Для реализации проекта заложены следующие цели: формирование экологического сознания обучающихся на основе нравственно-
эстетического развития личности; создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников; формирование экологической культуры.
Результаты выполнения данных целей дали положительные результаты, что наглядно показано в приложенной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ. | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
ФОРМИРОВАНИЕ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.
Авторы:
Учитель ИЗО МОУ «СОШ№7» Шведова Г.М.
Педагог-психолог МОУ «СОШ№7» Пелагеина Г.И.
Учитель географии МОУ «СОШ№7» Швачко Н.В.
Саратов 2015
Целевая группа проекта: обучающиеся 8 «Б» класса МОУ «СОШ№7»
Цель проекта:
- формирование экологического сознания обучающихся на основе нравственно-
эстетического развития личности;
- создание условий для проявления самостоятельности и инициативы
школьников;
- формирование экологической культуры;
- передача опыта, знаний, умений и навыков.
Задачи проекта:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование нравственно-эстетического восприятия природы;
- привлечение обучающихся к поиску механизмов решения актуальных проблем
местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых
проектов;
- развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально
значимой деятельности;
- информационно – просветительская работа по пропаганде экологической
культуры обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- решение задач государственной политики в области экологического,
патриотического воспитания молодежи;
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной
среды;
- повышение мотивации в занятиях изобразительной деятельностью и
фотографией;
- развитие организаторских способностей обучающихся;
- повышение экологической культуры обучающихся;
- развитие эстетического восприятия природы;
- овладение художественными средствами выразительности (живопись,
фотография);
- пропаганда экологической культуры учащихся, проведение выставки
фотографий;
- создание фотоальбома «Времена года на Кумысной поляне»
Сроки реализации проекта - 01.09.2013 - 15.12.2014
Обоснование актуальности проекта
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понимания воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить и творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого нравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целей лучше всего использовать возможности каждой учебной деятельности, особенно: изобразительного искусства, фотографии.
Изобразительное искусство.
Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например, природными. Искусство своим присутствием усиливает, углубляет понимание природных явлений и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности. В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды.
Большое внимание необходимо уделять анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а также природных жанров искусства.
Значительное место в проекте уделено творчеству саратовских художников - мастеров природного пейзажа Фёдорова В.А. и Солдатенко А.П.
Эстетическая сущность фотографии.
Важность фотографии в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как она является его важным элементом. Особенность фотографии как средства восприятия заключается в том, что в фотографии "наглядно сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". В фотографиях различных видов люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". Фотография дает огромный материал для познания жизни. «В этом-то и заключается основная задача фотографии, что фотограф, подмечая основные тенденции развития жизни, быстро воплощает их в своих работах. Фотограф создает художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».
В процессе общения ребенка с явлениями фотографии, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Хорошая фотография вызывает наше ответное чувство. "И хотя сам по себе творческий процесс создания фото-произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за фотографом погружается в него всякий раз, когда воспринимает фотографическую картину. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "фотографом-художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".
Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
Проект интересен своим выходом в широкий мир и окружающую природу, а также элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотических чувств, любви к малой Родине.
Лесопарк «Кумысная поляна» - это уголок природы, который мы любим и хотим видеть его красивым, чистым, радующим нас прекрасными пейзажами, звенящими ручьями и чистым воздухом. Сохранение, бережливое отношение к этому уголку родной природы – дело каждого саратовца.
Проект поможет детям проявить себя в пропаганде экологической культуры, занять активную жизненную позицию в интересах родного края, развить эстетическое восприятие природы, научиться художественным средствам выразительности – пейзажу, фотографии, привлечь общественность в сохранении и сбережении лесопарка «Кумысная поляна»
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
План основных мероприятий проекта.
I этап – подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Организация творческих групп, работающих по теме проекта.
2 этап – информационно-просветительский:
1. Распространение в школьных СМИ информации о деятельности учащихся по
реализации проекта.
3 этап - реализация проекта:
1. Изобразительная деятельность – пейзажи лесопарка «Кумысная поляна»:
- создание презентации о творчестве саратовских художниках – пейзажистах;
- творческие работы обучающихся «Пейзажи лесопарка «Кумысная поляна».
2. Беседы «Психология восприятия»:
- что такое восприятие, виды, значение;
- развитие восприятия;
- восприятие природы.
3. Беседы и творческие работы «Фотография»:
- фотография как средство выразительности;
- цвет, свет в фотографии;
- анализ, обсуждение фоторабот;
- составление альбома «Календарь с пейзажами лесопарка «Кумысная поляна».
Заключение.
Формирование нравственно-эстетического отношения к природе действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Анализируя выполненную работу, мы сделали вывод, что фотография и изобразительная деятельность являются очень важными средствами, способствующими развитию эстетического восприятия. Исследование показало, что материал по фотографии природы и её изображению обладают большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности, экологического сознания.
Средства фотографии, используемые в учебно - воспитательном процессе, являются эффективным средством развития эстетического восприятия школьников.
Реализуя полноценное экологическое воспитание ребенка нравственно-эстетическими средствами, мы обеспечиваем в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"
Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
Нравственно- эстетическое воспитание
Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...
Воспитание нравственно-эстетического отношения у детей к окружающему миру средствами музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"
Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....
Воспитательные практики нравственно-эстетической направленности "В гармонии с природой" для учащихся с ОВЗ.
Данная статья была разработана мною, Котивец Светланой Витальевна, для публикации в сборнике "Воспитательные практики для детей-школьников с НОДА из опыта педагогов" под общ.ред.М.С.Якушкиной; А.И. См...