Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс 1 час
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс)
Календарно-тематическое планирование и программа по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_1_chas.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2016 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/____________/ ФИО
«___» ___________2016 г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Очур-оол Саяна Сергеевна
Учитель биологии высшей категории
2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
«____» _____________2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 10
Учитель Очур-оол Саяна Сергеевна
Количество часов:
Всего 35 часов;
в неделю 1 час;
Плановых контрольных уроков 4
Количество контрольных уроков 4
Тестовых работ после каждого раздела
Практических и лабораторных работ 3; 1
Планирование составлено на основе рабочей программы учителей биологии
для общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии
Очур-оол С.С. Протокол №_____ от « » ___________ 2016 г
Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общая биология. Базовый уровень. 10 класс (35 ч. 1 ч в неделю)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Д/З | К-во часов | Дата | |
план | факт | |||||||
Введение (4 ч) | ||||||||
1 | Краткая история развития биологии | Биология как наука. Развитие биологии как науки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «классическая биология», «эволюционная биология», «физико-химическая биология». Приводят примеры практического применения достижений биологии. Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии | § 1 | 1 | |||
2 | Методы исследования в биологии | Наука как сфера человеческой деятельности. Методы исследования в биологии | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: :наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования. | §2 | 1 | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого | Жизнь. Сущность жизни. Свойства живого | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением «жизнь». Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы. | §3 | 1 | |||
4 | Уровни организации живой материи | Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный | Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. | §4 | 1 | |||
Раздел 1. Основы | цитологии (14 ч) | |||||||
5 | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки | Цитология. Методы цитологии. Клеточная теория. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «центрифугирование», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники | § 5 | 1 | |||
6 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке | Роль воды в клетке. Свойства воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Минеральные вещества клетки. Буферная система | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гидрофильные и гидрофобные вещества», «буферная система» Характеризуют роль воды в клетке. Объясняют структурные и физико-химические свойства воды | § 7-8 | 1 | |||
7 | Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки | Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. Липиды. Виска. Фосфолипиды | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы или сахариды». Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Липиды. Жиры. Гормоны Характеризуют состав и строение молекул углеводов и липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов, липидов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов и липидов, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | § 9-10 | 1 | |||
8 | Строение и функции белков | Белки и их строение. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков. Дают характеристику состава и строения молекул белков. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. Приводят примеры денатурации белков. | § 11 | 1 | |||
9 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: нуклеиновая кислота. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности) Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | § 12-13 | 1 | |||
10 | Химическая организация клетки (обобщающий урок) | Знать основные понятия Уметь: обобщить знания о химической организации клетки для выполнения теста. | 1 | |||||
11 | Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы | Цитоплазматическая мембрана. Эндоцитоз. Экзоцитоз. Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип Рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, жгутики, реснички. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». «рибосомы», «клеточный центр» Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника. | § 14-15 | 1 | |||
12 | Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения | ЭПС: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма. Органоиды движения | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазмотическая сеть», «комплек Гольджи», «лизосомы», «клеточные включения», «пластиды», «органоиды движения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника. | § 16-17 | 1 | |||
13 | Сходства и различия в строении прокариотичеких и эукариотических клеток. Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов | Прокариоты. Эукариоты. Сходство и различия в строении | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток с целью выявления сходства и различий. | § 18-19 | 1 | |||
14 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов. | § 20 | 1 | |||
15 | Клетка – структурная единица живого (обобщающий урок) | Знать основные понятия Уметь: обобщить знания о клеточных структурах для выполнения теста. | 1 | |||||
16 | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке | Гомеостаз. Метаболизм. Диссимиляция. Этапы энергетического обмена | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм», «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания. | § 21-22 | 1 | |||
17 | Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез | Питание клетки. Способы питания. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. | § 23-25 | 1 | |||
18 | Пластический обмен. Биосинтез белков | Генетическая информация. Генетический код. Транскрипция. Трансляция Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода. | § 26-27 | 1 | |||
Раздел 2. Размножение и индивидуальное | развитие организмов (5 ч) | |||||||
19 | Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. амитоз | Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Митоз. Амитоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи межу продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки. | §28-29 | 1 | |||
20 | Способы деления клетки. Мейоз | Мейоз. Механизм мейоза | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения. | §30 | 1 | |||
21 | Формы размножения организмов. бесполое размножение. Половое размножение | Бесполое. Вегетативное. Половое размножение | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | §31-32 | 1 | |||
22 | Развитие половых клеток. Оплодотворение | Развитие половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Описывают процесс двойного оплодотворения | §33-34 | 1 | |||
23 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития | Онтогенез. Типы онтогенеза. Периоды онтогенеза. Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием. | § 35-37 | 1 | |||
Раздел 3. Основы генетики | (9 ч) | |||||||
24 | История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования | История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены»; признаки биологических объектов-генов и хромосом. Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание. | § 38-39 | 1 | |||
25 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание | Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Генофонд | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание» «генотип», «фенотип», «множественные аллели». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | §40 | 1 | |||
26 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание. | § 41 | 1 | |||
27 | Практическая работа Решение генетических задач | закономерности наследования признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании. | Решают задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание. | 1 | ||||
28 | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов | Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер. Хромосомные карты. Взаимодействие неаллельных генов | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: | § 42-43 | 1 | |||
29 | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола | Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие хромосомной и нехромосомной наследственности. Теория наследования пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутасомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. | § 44-45 | 1 | |||
30 | Изменчивость | Изменчивость. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции», «наследственная изменчивость», Характеризуют закономерности модификационной и наследственной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. сравнивают модификации и мутации. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов. | § 46 | 1 | |||
31 | Виды мутаций. Причины мутаций | Виды мутаций. Мутагенные факторы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «мутация», «мутагенные факторы». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов. | § 47-48 | 1 | |||
32 | Основы генетики (обобщающий урок) | Знают основные понятия Обобщают знания по генетике | 1 | |||||
Раздел 4. Генетика | человека (3 ч) | |||||||
33 | Методы исследования генетики человека | Методы исследования генетики человека | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют методы исследования генетики человека. Приводят примеры. Обсуждают проблемы возникновений наследственных заболеваний организмов. | § 49 | 1 | |||
34 | Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности | Генные заболевания. Хромосомные болезни. Почему близкородственные браки нежелательны | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные заболевания», «хромосомные болезни». Характеризуют генные болезни организмов. Приводят примеры генных заболеваний каждого типа у организмов. Сравнивают генные и хромосомные болезни. Обсуждают проблемы генетической безопасности | § 50-51 | 1 | |||
35 | Повторение и обобщение изученного материала | Знают основные понятия Обобщают знания по пройденным материалам | 1 |
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в старшей школе..
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику А.А.Каменский, Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник или учебником авторов В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Биология. Общая биология», 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Дрофа», 2009 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, обеспечивающие реализацию программы; перечень нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, виды и формы контроля; информационно – методическое обеспечение; учебно-тематический план; содержание курса; календарно-тематическое планирование;
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базой, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе направлено на достижение определенных целей. В первую очередь это освоение необходимой суммы знаний и представлений о биологических системах, об истории развития современных представлений о живой природе, о методах научного познания. Ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 35 часов (1 час в неделю)
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении,
многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований; решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценки, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Результаты обучения.
В результате изучения биологии учащиеся должны знать, понимать:
Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, оплодотворения, наследственности и изменчивости, генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.
Основные положения биологических теорий, сущность законов.
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Уметь:
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Выделять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы, гомозиготы и гетерозиготы; гомогаметы и гетерогаметы; биологические объекты; организмы, представителей отдельных систематических групп); естественные и искусственные экосистемы; естественный и искусственный отбор; географическое и экологическое видообразование; макроэволюцию и микроэволюцию; делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных заболеваний и простудных заболеваний;
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии: клонирование, искусственное оплодотворение.
Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса;
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме тестирования, по опросному листу;
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования по опросному листу, творческой работы.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЭГЕ, с использованием:
1. Тесты по биологии 6-11 классы. – М.Олимп 2001
2. Биология. Задания и упражнения. Т.Л.Богданова Москва «Высшая школа» 1991
3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся.
Литература:
Основная литература:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 6-11 классы – М.Дрофа, 2001.
2. Рабочие программы Биология 5-9 классы – М.: «Дрофа», 2013
3. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник – М.: «Дрофа», 2009
4. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общая биология» 10 -11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Дрофа», 2004 г
5. Общая биология. 10-11 классы /под ред. акад. Д.К.Беляева, проф. Г.М.Дымшица и проф. А.О.Рувинского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
6. Общая биология / под ред. акад. В.К.Шумного, проф. Г.М.Дымшица и проф. А.О.Рувинского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
Дополнительная литература:
1.Айла, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика: в 3 т. – М.: Мир, 1987.
2.Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
3. Воронцов, Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): учебное пособие для 10-11 классов средней школы, 2-е изд. – М.: Наука, 1996.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: 3 т. – М.: Мир, 1990.
5. Инге-Вечтомов, С.Г.Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.
6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1998.
7. Мамонтов С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.
8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. – М.: Просвещение, 1992.
9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. –М.: Просвещение, 1994.
10. Одум Ю. Экология. – М.: Мир, 1986.
11. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.
Научно-популярная литература.
1.Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери) – М.: Мысль, 1988.
2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные) – М.: Мысль, 1992.
3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные) – М.: Мысль, 1993.
4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. – М.: Мысль, 1985.
5. Ауэрбах Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 1966.
6. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. – М.: Мир, 1990.
7. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. – М.: Мир, 1984.
8. Эттенборо Д. Живая планета. –М.: Мир, 1988.
Методическая литература.
1..Методическое пособие «Биология. Задания и упражнения» Т.Л.Богданова –М.Высшая школа 1991.
2.Тесты по биологии 6-11 классы. – М.Олимп 2001
3.Самостоятельные работы учащихся по общей биологии Л.П.Анастасова.-М. просвещение 1991г.
4.Учебно-тренировачные материалы для подготовки учащихся.
5.Биология в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. А.Ю.Ионцева, А.В. Торгалов. -М. Эксмо 2010
6.Богданова Д.К. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей. – Киев, 1986.
7.Козлова Т.А. Методические рекомендации и тематическое планирование к учебнику № Общая биология» для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Дрофа, 2004.
Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии. 10 класс. – М., 1984.
Информационные ресурсы:
1.Лабораторный практикум. Биология 6-11
2.Биология 10-11 класс. Общая биология. Мультимедийное приложение к учебнику.
3. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы.
4. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
5. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учетом школьной учебной программы по предмету «Биология».
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://ebio.ru/ - электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
10. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
11. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске «Открытая биология». Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
Учебно-тематический план
Название разделов | К-во часов | К/р | Л/р п/р |
| 4 | ||
| 14 | 1 | 1 |
| 5 | 1 | 1 |
| 9 | 1 | 1 |
| 3 | 1 | |
Итоговый урок | 1 | ||
Итого | 35 | 4 | 3 |
Содержание
Введение. Биология как наука (4 ч)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Связь биологических дисциплин с другими науками. Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы; молекулярный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотичекий и биосферный уровни организации живого. Единство химического состава живой материи. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Основные свойства живого.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
- Основы цитологии (14 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Репликация ДНК, передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Обмен веществ и превращение энергии к клетке. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Демонстрация модели структурной организации биологических полимеров: белков, нуклеиновых кислот.
Прокариотические клетки; форма и строение. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организма.
Вирусы и бактериофаги.
Демонстрация модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных, одноклеточных грибов.
Лабораторная работа
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
- Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)
Размножение организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития дорепродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.
Биогенетический закон.
- Наследственность и изменчивость организмов (9 ч)
Закономерности наследования признаков
Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание, третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики.
Демонстрация таблица и динамическое пособие.
Лабораторная работа
Решение генетических задач
Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутация. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехналогии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационная кривая, вариационный ряд.
Демонстрация таблица и динамическое пособие.
Лабораторная работа
Изучение изменчивости организмов. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)
- Генетика человека (3 ч)
Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и генетические карты человека. Генеалогический метод и анализ родословных. Составление схем родословных. Близнецовый метод исследования в генетике человека. Наследственные болезни человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа
Решение генетических задач на наследование резус-фактора у человека.
Заключение (1 ч)
Обобщение и повторение пройденного за курс общей биологии в 10-м классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...