Программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_biologiya_dlya_gos_1_2004.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
ГИМНАЗИЯ №12
(АОУ ГИМНАЗИЯ № 12)
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Цепляева К. В. «__________» 20__ г. |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
9 классы
Составитель: Бойкова А.А.,
учитель высшей категории
2016 год
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Авторская программа Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С. (Биология: 5 -9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012.).
Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )
Биология—наука о живом мире
Биология— наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей
Методы биологических исследований
Обобщение ранее изученного материала. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
Общие свойства живых организмов
Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды.
Многообразие форм жизни
Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы —неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни
Обобщение и систематизация знаний по теме 1
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Многообразие клеток
Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.
Лабораторная работа№ 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей углеводов, липидов, белков в клетке и организме Их функции в жизнедеятельности клетки
Строение клетки
Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями
Органоиды клетки и их функции
Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции
Обмен веществ —основа существования клетки
Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки —обеспечение её нормального функционирования
Биосинтез белка в живой клетке
Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков
Биосинтез углеводов —фотосинтез
Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение
Обеспечение клеток энергией.
Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании
Размножение клетки и её жизненный цикл
Размножение клетки путём деления —общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот— деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
Лабораторная работа № 2«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Обобщение и систематизация знаний по теме 2
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Организм — открытая живая система(биосистема)
Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы«организм». Регуляция процессов в биосистеме.
Бактерии и вирусы.
Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и не клеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе
Растительный организм и его особенности
Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей—корня и побега— в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластиди крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое
Многообразие растений и значение в природе
Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и
семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой
Организмы царства грибов и лишайников.
Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение
Животный организм и его особенности
Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор).Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные
Многообразие животных
Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые
Сравнение свойств организма человека иживотных
Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека
Размножение живых организмов
Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений— бесполого и полового — у животных и растений
Индивидуальное развитие организмов
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона:зигота, дробление, гаструла с дифференциациейклеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения
Образование половых клеток. Мейоз
Понятие и диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе
Изучение механизма наследственности
Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.
Основные закономерности наследственности организмов
Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме
Закономерности изменчивости
Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной(генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная
Лабораторная работа № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»
Ненаследственная изменчивость
Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных
Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
Основы селекции организмов
Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии
Обобщение и систематизация знаний по теме 3
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни
Современные представления о возникновении жизни на Земле
Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни
Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы
Этапы развития жизни на Земле
Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни
Идеи развития органического мира в биологии
Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина
Современные представления об эволюции органического мира
Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции
Вид, его критерии и структура
Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии.
Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида
Процессы образования видов
Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов
Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические
Основные направления эволюции
Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов
Примеры эволюционных преобразований живых организмов
Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований
Основные закономерности эволюции
Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, не программированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Человек — представитель животного мира
Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны
Эволюционное происхождение человека
Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека
Ранние этапы эволюции человека Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек
Поздние этапы эволюции человека
Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека
Человеческие расы, их родство и происхождение
Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас
Человек как житель биосферы и его
влияние на природу Земли
Человек —житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества
Обобщение и систематизация знаний по теме 4
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Условия жизни на Земле
Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные
Общие законы действия факторов среды на организмы
Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм
Приспособленность организмов к действию факторов среды
Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов
Биотические связи в природе
Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей
Взаимосвязи организмов в популяции
Популяция—особая над организменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность
Функционирование популяций в природе
Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции
Природное сообщество—биогеоценоз
Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера—глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты ,характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере
Развитие и смена биогеоценозов
Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены(сукцессии). Устойчивость биогеоценозов(экосистем). Значение знаний о смен еприродных сообществ
Многообразие биогеоценозов (экосистем)
Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы
Основные законы устойчивости живой природы
Цикличность процессов в экосистемах.
Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.
Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Обобщение и систематизация знаний по теме 5
Итоговый контроль усвоения материала курса биологии 9 класса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Наименование разделов, тем по программе и тем занятий | Кол-во часов | Срок план | Срок факт | |
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) | |||||
1 | Биология — наука о живом мире | 1 | 1.09 | ||
2 | Методы биологических исследований | 1 | 6.09 | ||
3 | Общие свойства живых организмов | 1 | 8.09 | ||
4 | Многообразие форм жизни | 1 | 13.09 | ||
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | 1 | 15.09 | ||
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) | |||||
6 | Многообразие клеток Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | 1 | 20.09 | ||
7 | Химические вещества в клетке | 1 | 22.09 | ||
8 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции | 1 | 27.09 | ||
9 | Обмен веществ — основа существования клетки | 1 | 29.09 | ||
10 | Биосинтез белка в живой клетке | 1 | 4.10 | ||
11 | Биосинтез углеводов — фотосинтез | 1 | 6.10 | ||
12 | Обеспечение клеток энергией | 1 | 11.10 | ||
13 | Размножение клетки и её жизненный цикл Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» б/о | 1 | 13.10 | ||
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» | 1 | 18.10 | ||
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) | |||||
15 | Организм — открытая живая система (биосистема) | 1 | 20.10 | ||
16 | Бактерии и вирусы | 1 | 25.10 | ||
17 | Растительный организм и его особенности | 1 | 27.10 | ||
18 | Многообразие растений и значение в природе | 1 | 8.11 | ||
19 | Организмы царства грибов и лишайников | 1 | 10.11 | ||
20 | Животный организм и его особенности | 1 | 15.11 | ||
21 | Многообразие животных | 1 | 17.11 | ||
22 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 | 22.11 | ||
23 | Размножение живых организмов | 1 | 24.11 | ||
24 | Индивидуальное развитие организмов | 1 | 29.11 | ||
25 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | 1.12 | ||
26 | Изучение механизма наследственности | 1 | 6.12 | ||
27 | Основные закономерности наследственности организмов | 1 | 8.12 | ||
28 | Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | 1 | 15.12 | ||
29 | Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 | 20.12 | ||
30 | Основы селекции организмов | 1 | 22.12 | ||
31 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» Проверочная работа « Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 | 27.12 | ||
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) | |||||
32 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | 12.01 | ||
33 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | 17.01 | ||
34 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | 12.01 | ||
35 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | 17.01 | ||
36 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 | 19.01 | ||
37 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | 1 | 24.01 | ||
38 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | 26.01 | ||
39 | Вид, его критерии и структура | 1 | 31.01 | ||
40 | Процессы образования видов | 1 | 2.02 | ||
41 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | 7.02 | ||
42 | Основные направления эволюции | 1 | 9.08 | ||
43 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 | 14.02 | ||
44 | Основные закономерности эволюции Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | 16.02 | ||
45 | Человек — представитель животного мира | 1 | 21.02 | ||
46 | Эволюционное происхождение человека | 1 | 28.02 | ||
47 | Ранние этапы эволюции человека | 1 | 2.03 | ||
48 | Поздние этапы эволюции человека | 1 | 7.03 | ||
49 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | 9.03 | ||
50 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | 14.03 | ||
51 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» Проверочная работа «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 | 16.03 | ||
52 | Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) | 1 | 28.03 | ||
53 | Условия жизни на Земле | 1 | 30.03 | ||
54 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 | 4.04 | ||
55 | Приспособленность организмов к действию факторов среды | 1 | 6.04 | ||
56 | Биотические связи в природе | 1 | 11.04 | ||
57 | Взаимосвязи организмов в популяции | 1 | 13.04 | ||
58 | Функционирование популяций в природе | 1 | 18.04 | ||
60 | Природное сообщество — биогеоценоз | 1 | 20.04 | ||
61 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | 25.04 | ||
62 | Развитие и смена природных сообществ | 1 | 27.04 | ||
63 | Многообразие биогеоценозов (экосистем) | 1 | 4.05 | ||
64 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | 11.05 | ||
65 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» | 1 | 16.05 | ||
66 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 | 18.05 | ||
67 | Итоговый контроль знаний курса биологии | 1 | 23.05 | ||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей ……….. от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ ……………. «__________» 2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...