Биология, 8 класс, "Введение в анатомию"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Тема урока: «Науки об организме человека».
Цель урока: ознакомить с наукой – анатомией, рассмотреть методы анатомии, физиологии, а так же ознакомить с разделом медицины – гигиеной и ее методами. Ввести понятие ПДК (предельно допустимая концентрация веществ). Способствовать пониманию роли этих наук в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Введение в анатомию для 8 класса" | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока:
Тема урока: «Науки об организме человека».
Цель урока: ознакомить с наукой – анатомией, рассмотреть методы анатомии, физиологии, а так же ознакомить с разделом медицины – гигиеной и ее методами. Ввести понятие ПДК (предельно допустимая концентрация веществ). Способствовать пониманию роли этих наук в мире.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с наукой анатомией, сформировать представление о методах анатомии и физиологии, выделить особенности гигиены, как раздела медицины и ее основных методов.
Развивающие: продолжить развитие основных приемов мышления (анализ материала, сравнение групп, процессов), совершенствовать умение учащихся работать с материалом, взаимодействовать между собой, развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, ответственности, бережного отношения к организму человека и собственному здоровью.
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный).
Оборудование: презентация, учебник, видеофильм.
Планируемые результаты:
Предметные:
Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Знать особенности гигиены, как раздела медицины.
Метапредметные:
Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, видеть учебную проблему, структурировать учебный материал.
Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Планировать результат учебной деятельности.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в группах, парах, умение строить диалог, вести беседу, дискуссию.
Личностные:
Развитие познавательного интереса к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки. Формирование навыков исследовательской деятельности.
Структурный план урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты)
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (5 минут)
- Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (22 минуты)
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минуты)
- Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута)
Основные этапы урока | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Беседа | Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя. Проверка посещаемости. Добрый день! Присаживайтесь! Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого. Поэтому давайте начнем изучение себя самого и изучение интересного раздела биологии – анатомии. | Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации. | |
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (5 минуты) | Беседа с учащимися | Прежде чем перейти к обсуждению темы сегодняшнего урока, давайте подумаем над следующими вопросами:
На самом деле, все очень просто. Но для того, чтобы быстро и без проблем дать ответы на эти вопросы, необходимо изучать анатомию и понимать процессы и закономерности, по которым работает наш организм. | Учащиеся отвечают на вопросы, используя уже имеющиеся знания. При ответе на некоторые вопросы испытывают затруднения. | |
Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) | Беседа | Давайте определимся с целью сегодняшнего урока: на доске записаны ключевые слова, которые помогут определить цель: Познакомиться с ….. Изучить….. Рассмотреть…. Закрепить…. Учащиеся предлагают формулировку цели, с помощью учителя. Формулируют цель и переходят к изучению материала урока. | Познакомиться с анатомией, физиологией как науками, изучающих строение и особенности живых организмов. Изучить методы, используемые в анатомии и физиологии, а так же, методы гигиены. Рассмотреть особенности наук и применение. Закрепить полученные знания. | |
Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (22 минуты) | Рассказ учителя, сопровождение презентацией. | В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах. Какие науки, изучающие организм человека вам знакомы? Может быть названия вы уже встречали ранее? (Перечисляют известные науки) На самом деле, в настоящее время существует множество наук, изучающих организм человека. Для того, чтобы познакомиться с этими науками, давайте запишем тему урока: «Науки об организме человека». И первая наука, которую мы рассмотрим – анатомия. Давайте запишем определение Анатомия человека (гр. анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов. Давайте обратимся к учебнику на стр. 7, найдите рисунок 1. Рембрандт изобразил урок анатомии. Как вы думаете, почему художник решил запечатлеть такой момент? Дело в том, что в древности было запрещено вскрывать и изучать человека. Поэтому такую возможность ученые получили только в эпоху Возрождения. И на изображении доктор показывает работу мышц, сгибающих пальцы рук. В наше время существует множество способов изучить человеческих организм без вмешательства во внутреннюю среду. Знаете ли вы такие способы? (Перечисляют способы). Помимо анатомии существует не менее нужная человеку наука – физиология. Давайте так же, запишем определение. Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме. Строение и функции органов находятся в тесной взаимосвязи. Обратите внимание на руку. Напротив каждого сустава пальцев, на тыльной стороне находится складка кожи. Сожмите руку в кулак и обратите внимание, что складки кожи расправляются. Для чего это нужно и с чем связано? Если бы не было складок кожи, мы бы не смогли сжать пальцы в кулак. Вот простой пример взаимодействия строения органа и его функций. В настоящее время известно много фактов о работе сердца, печени, почек, и других органов. Но не всегда человек имел эти знания. Все что имеет сейчас современная наука было открыто методом эксперимента. Найдите в учебнике на стр. 8 определение эксперимента и прочтите его. Запишите данное определение. Достаточно давно ученые сделали вывод о том, что устройство многих органов человека и животных – схоже. Поэтому эксперименты, по большей части, проводились на животных. Благодаря лягушкам, собакам, обезьянам, наука получила колоссальные знания в области анатомии и физиологии. Во многих городах и даже странах устанавливают памятники животным, пострадавшим во имя медицины. Эксперименты, изначально, проводились на выделенных из тела органах. Но позже, эксперименты стали называться хроническими. При этом животное не умерщвлялось. Например: в желудке и коже животного делались отверстия для получения содержимого желудка. В настоящее время изобретены методы, которые совершенно безвредно для животного помогают исследовать организм. Например для проверки работы сердца человека используют ЭКГ, или УЗИ работы сердца. Здоровье человека иногда требует помощи и поддержки. Для того, что бы укрепить и сохранить здоровье существует раздел медицины – гигиена. Запишите определение. Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Методы исследования, которые использует гигиена это:
Оформите в тетрадях схему методов гигиены. Можете подойти к выполнению задания творчески. Гигиенисты устанавливают понятие ПДК. ПДК – предельно допустимая концентрация веществ в воздухе, воде, продуктах, почве. Пример ПДК для организмов можно увидеть на слайде. Для проверки ПДК и других показателей в городах создаются санитарные службы, которые контролируют показатели. При нарушении санитарных норм назначается административная ответственность. | Анатомия, генетика, психология. Учащиеся записывают тему урока. Записывают определение. Учащиеся выдвигают предположения. Рентген, ультразвуковое исследование, методы томографии. Записывают определение. Записывают определение эксперимента. Записывают определение гигиены. Записывают схему в тетрадь.
|
|
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минут) | Беседа, опрос |
| Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока.
|
|
Подведение итогов урока. (2 минуты) | Сегодня мы узнали много нового. Достигли мы цели сегодняшнего урока? Ответили на возникшие вопросы? Молодцы! | Учащиеся подводят итоги урока. | ||
Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) | Записи на доске | С. 7- 10 § 1. Выпишите в тетрадь науки, изучающие организм человека, которые покажутся вам наиболее интересными. | Учащиеся записывают задание учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по биологии"Знаешь ли ты анатомию?"
Данное мероприятие по биологии направлено на проверку знаний учащихся по самым важным темам курса анатомии. Форма проведения в виде игры позволяет проводить его как на уроке, так и как полноценное вне...
Пропедевтический курс в 5 классе "Введение в биологию и экологию"
Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 кла...
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Презентация к уроку в 9 классе "Введение в биологию"
Презентация используется для объяснения материала на первом уроке биологии в 9 классе....
Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные и практические работ...
технологическая карта урока биологии в 5 классе. Введение в биологию.
Технологическая карта содержит все разделы урока по обновленным ФГОС....