Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_nas_5_kl.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 5 классов и направлена на развитие познавательной деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа разработана для учащихся 5 классов и учитывает их возрастные и психологические особенности школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
– формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу( 32 ча
Содержание программы :
1 раздел «Окружающий мир» - 12ч.
- Природа вокруг нас -2 ч.
- Животные вокруг нас – 5 ч.
- Растения вокруг нас -5 ч.
2раздел «Планета Земля» -10 ч.
- Наша земля на глобусе и карте – 2ч.
- Формы поверхности земли и родного края. – 2ч.
- Водоёмы.- 2 ч. .
- Заочное путешествие по родной стране. 2ч.
- – Планеты Солнечной системы 2 ч.
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10 ч.
3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч.
3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -2ч.
3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч.
3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 2ч.
3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель и задачи | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата по факту |
1 раздел «Окружающий мир» - 12 ч | ||||||
1 | Природа вокруг нас | Расширить знания о разнообразии природы | Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным при-знакам. | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | ||
2 | Конкурс рисунков | Расширят знания о разнообразии природы | Научатся видеть и изображать красоту осенней природы | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | ||
3-5 | Животные вокруг нас | Расширить знания о многообразии животных | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Сбор, обработка и передача информации различными способами; определять общую цель и пути её достижения; осознание ответственности человека за общее благополучие | ||
6-7 | В мире птиц | Познакомить детей с многообразием представителей пернатых, развивать познавательный интерес | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие; | ||
8-10 | Растения вокруг нас | Расширить знания детей о многообразии растительного мира | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий | ||
11-12 | В мире удивительных растений | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология. | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | ||
2раздел «Планета Земля» - 10 ч. | ||||||
13-14 | Наша земля на глобусе и карте | Научить детей работать с глобусом и картами | Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач; | ||
15-16 | Формы поверхности земли и родного края. | Познакомить с формами поверхности земли и родного края | Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | ||
Заочное путешествие по родной стране. | Расширить знания детей о родной стране и родном городе | Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте | Сбор, обработка и передача информации различными способами; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | |||
17-22 | Планеты Солнечной системы | Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес | Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | ||
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч. | ||||||
23-24 | Изучаем экологические связи в живой природе | Дать понятие «прямые связи», «косвенные связи»; познакомить с сетью питания, или пищевой сетью, экологической пирамидой. | Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | ||
25-26 | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | Познакомить с исчезающими видами живой природы | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие | ||
27-28 | Изучаем способы охраны природы | Познакомить со способами охраны природы | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности); извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения; моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; | ||
29-30 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |||
31-32 | Мы в борьбе за чистоту на планете. | Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дизайн вокруг нас» 5,6,7 класс
Рабочая програма по внеурочной деятельности "Дизайн вокруг нас" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа способствует развитию творческих способностей, повышению интереса к пред...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для учащихся 5-7 классов.
Рабочая программа составлена для учащихся 5 класса на три года. Направление - социальное, 2 часа в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса
Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения. ...
рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...