Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vokrug_nas_5_kl.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс

                     

                   

  Пояснительная записка  

          Программа  внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 5 классов и  направлена на развитие познавательной  деятельности учащихся.  Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа разработана для  учащихся 5 классов и учитывает их возрастные и психологические особенности школьника.

       Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.

Программа  имеет особое значение в формировании  у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

 Основная цель занятий:

 – формирование социального опыта школьника;

 осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

 воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у  школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы  строится на основе деятельного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания  школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у  школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу( 32 ча

                                            Содержание программы :

1 раздел «Окружающий мир» - 12ч.

  1. Природа вокруг нас -2 ч.
  2. Животные вокруг нас – 5 ч.
  3. Растения вокруг нас  -5 ч.

2раздел «Планета Земля»  -10  ч.

  1. Наша земля на глобусе и карте – 2ч.
  2. Формы поверхности земли и родного края. – 2ч.
  3. Водоёмы.- 2 ч. .
  4. Заочное путешествие по родной стране. 2ч.
  5.  – Планеты Солнечной системы 2 ч.

3 раздел «Человек и его место на Земле» 10 ч.

3.1  Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч. 

3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -2ч.

3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч.

3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 2ч.

3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч

                                       

                                                                     Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Цель и задачи

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1 раздел «Окружающий мир» - 12 ч

1

Природа вокруг нас

Расширить знания о разнообразии природы

Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным при-знакам.

 Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах

2

Конкурс рисунков

Расширят знания о разнообразии природы

Научатся  видеть и изображать красоту осенней природы

Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах

3-5

Животные вокруг нас

Расширить знания о многообразии животных

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Сбор, обработка и передача информации различными способами; определять общую цель и пути её достижения; осознание ответственности человека за общее благополучие

6-7

В мире  птиц

Познакомить детей с многообразием представителей пернатых,  развивать познавательный интерес

Научатся наблюдать за птицами,  различать их  по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие;

8-10

Растения вокруг нас  

Расширить знания детей о многообразии растительного мира

Рассказывать о роли растений  в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий

11-12

В мире удивительных растений

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений?  Выясняем, что такое экология.

Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что  общего у разных растений?  Выяснят, что такое экология.

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии  и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

2раздел «Планета Земля»  - 10 ч.

13-14

Наша земля на глобусе и карте

Научить детей работать с глобусом и картами

Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

15-16

Формы поверхности земли и родного края.

Познакомить с формами поверхности земли и родного края

Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Заочное путешествие по родной стране.

Расширить знания детей о родной стране и родном городе

Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте

Сбор, обработка и передача информации различными способами; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

17-22

Планеты Солнечной системы

Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес

Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии  и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч.

23-24

Изучаем экологические связи в живой природе

Дать  понятие  «прямые связи», «косвенные связи»; познакомить с сетью питания, или пищевой сетью, экологической  пирамидой.

Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что  защитные приспособления у растений и животных-  это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач

25-26

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Познакомить с исчезающими видами живой природы

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие

27-28

Изучаем способы охраны природы

Познакомить со способами охраны природы

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности);

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения;

моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формулировать и удерживать познавательную задачу; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;

29-30

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний  о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

31-32

 Мы в борьбе за чистоту на планете.

Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний  о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дизайн вокруг нас» 5,6,7 класс

Рабочая програма по внеурочной деятельности "Дизайн вокруг нас" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа способствует развитию творческих способностей, повышению интереса к пред...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для учащихся 5-7 классов.

Рабочая программа составлена для учащихся 5 класса на три года. Направление - социальное, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

рабочая программа по внеурочной деятельности Математика вокруг нас 5-6 класс

Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учеб...