Разработка урока Птицы
план-конспект по биологии

Разработка урока по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Птицы91 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Птицы»

Оборудование: таблицы по зоологии; репродукции картин П.Кончаловского, А.Рылова, Н.Ярошенко, Н.Репина, А.Саврасова, К.Васильева с изображением птиц; плакаты; итоговая таблица; эмблемы команд; инструктивные карточки и карточки с ребусами; открытки с изображением птиц; записи голосов птиц.

Урок проходит в виде нескольких конкурсов. Для участия в них формируются 3 команды по 5 человек, остальные учащиеся – болельщики.

Представление команд

1. Команда «Колибри», девиз: «Птичка мала, да очень умна».

2. Команда «Орлы», девиз: «С орлиным взором и умом мы быстро всех вас обойдем».

3. Команда «Пеликан», девиз: «За пояс мигом вас заткнем – в мешок все баллы соберем».

Первый конкурс

проводится по правилам телеигры «Угадай мелодию»

Выставляемые баллы

Этап

Вопрос

1

2

3

I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX

10
5
10
15
30
20
5
30
50

20
15
20
20
25
35
20
30
50

20
50
15
10
15
20
40
50
50

I. По странам и континентам

1. Назовите континенты, на которых обитают пингвины, страусы и рябчики. (Антарктида, Африка, Евразия.)

2. Назовите самую маленькую птичку в мире и в нашей стране. (Колибри-шмель, обитающий на о. Куба, королек и крапивник в наших лесах.)

3. Назовите самую крупную птицу в мире и в нашей стране. (Африканский страус – высота до 2,75 м, вес до 90 кг, дрофа – степи нашей страны, ее вес может превышать 20 кг.)

II. По одежке встречают

1. Как называется часть пера, погруженная в кожу? (Очин.)

2. Какие железы расположены в коже птиц и каково их значение? (Кожа птиц тонкая и сухая, имеется лишь одна железа – копчиковая, ее выделениями птица смазывает перьевой покров.)

3. Перечислите признаки внешнего строения птиц. (Туловище обтекаемой формы; шея тонкая и гибкая; клюв, состоящий из надклювья и подклювья; передние конечности – крылья; перьевой покров.)

III. Опора и движение

1. Расскажите об особенностях строения скелета птиц, связанных с полетом. (Скелет легкий и прочный, в трубчатых костях имеются полости, многие кости сросшиеся; беззубые челюсти; сросшиеся кости черепа, большие глазницы.)

2. Перечислите кости образующие пояс передних конечностей птиц. (Лопатки; ключицы, сросшиеся в вилочку; воронья кость.)

3. Королек, голубь, аист, страус – у какой из этих птиц отсутствует киль? (Страус.)

IV. Жуй, глотай, вари

1. Где у птицы происходит временное накопление пищи? (В зобе – расширении пищевода.)

2. Перечислите железы птиц, которые принимают участие в процессе переваривания пищи. (Слюнные, печень, поджелудочная железа.)

3. Назовите особенности строения желудка птиц. (Два отдела – железистый и мускулистый, в котором могут присутствовать специально проглоченные камешки.)

V. Бейся, сердце!

1. Перечислите особенности строения кровеносной системы птиц. (Замкнутая; два круга кровообращения; четырехкамерное сердце.)

2. Как называется самый крупный кровеносный сосуд, выходящий из левого желудочка и несущий в себе артериальную кровь? (Аорта.)

3. Какая кровь – артериальная или венозная – находится в левом предсердии? (Артериальная.)

VI. Нерв – всему голова

1. Какие отделы головного мозга птиц развиты наиболее сильно по сравнению с представителями других изученных ранее классов позвоночных? (Большие полушария, зрительные бугры среднего мозга, мозжечок.)

2. У каких птиц особенно развито зрение? Почему? (У тех, кто разыскивает пищу в полете, – у орлов, ястребов, коршунов, соколов, грифов.)

3. Какие органы чувств для птиц наиболее значимы и лучше развиты? (Зрение, слух. Утка-кряква воспринимает запахи за 1,5 м.)

VII. Без них нельзя на свете жить

1. Какова особенность дыхательной системы птиц? (Наличие воздушных мешков.)

2. Что является органами выделения у птиц? Где они располагаются? (Почки, расположены в углублениях тазовых костей.)

3. Перечислите органы, входящие в состав мочевыделительной системы птиц. (Почки, мочеточники, клоака.)

VIII. Не исчезнуть с лица земли

1. Какое строение имеет яйцо птицы? (Скорлупа, подскорлуповая оболочка, белок, желток, зародышевый диск, халазы (канатики), воздушная камера.)

2. На какие группы делятся птицы в зависимости от степени развития и поведения вылупляющихся из яиц птенцов? (Гнездовые, или птенцовые, – воробей, дятел, грач, синица; выводковые – тетерев, утка, рябчик, гусь.)

3. В Красную книгу РФ (1989 г.) внесено 247 видов животных, из них 39 видов птиц*. Назовите птиц нашего края, занесенных в Красную книгу России. (В Амурской области – дальневосточный аист; японский журавль; даурский журавль; черный аист; орлан белохвост; дикуша; скопа; беркут; гусь-сухонос; мандаринка).

IX. Знаете ли вы?

1. Когда температура тела воробья выше – зимой или летом? (У птиц температура тела постоянная.)

2. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок.)

3. Какая птица достает пищу, ныряя под лед? (Оляпка.)

Команда, набравшая меньшее количество очков, покидает игру и присоединяется к болельщикам. В следующем конкурсе соревнуются две команды.

Второй конкурс

Состоит из 5 этапов, в каждом из которых принимают участие по одному игроку от команды

I. Угадай загадку

1. Только солнце луч покажет,
Он уже стоит на страже, 
Песню звонкую поет, 
Утро в гости к нам зовет. (
Петух.)

2. Небольшая птичка в небесах порхает, 
Гнездышко-кувшинчик сверху охраняет. 
Если ж она низко у земли летает, 
Это, значит, птичка дождик предвещает. (
Ласточка.)

3. Лишь только вечер на землю спустился, 
Все стихло вокруг, стоит тишина, 
Ее нарушает песнь маленькой птахи, 
От звуков которой пылает душа. (
Соловей.)

4. Озеро, как зеркало, на солнышке блестит, 
На самой серединочке красавица сидит. 
Крылышки вспушенные, хвостик приподнят,
Шея величавая откинута назад. (
Лебедь.)

5. Я – птица самая большая,
В степях, пустынях я живу 
На самом жарком континенте. 
Летать я вовсе не могу 
Но если хищника увижу, 
Спасаюсь бегом (как экспресс), 
Вблизи – ногами защищаюсь, 
Смотри, ко мне ты, враг, не лезь. (
Страус.)

6. Живу в лесу я очень тихо, 
Днем вряд ли встретишь ты меня, 
Но если ночью ты заглянешь в лесную чащу, 
Вот тогда я вдруг блесну, 
Сверкну очами, скажу: «Ух-ух!» 
И сразу ты узнаешь хищника 
Ночного, тайком слетевшего с сосны. (
Филин)

II. Узнай картину

Указать имя художника, название картины, птицу, изображенную на картине, и отряд, к которому она принадлежит.

1. П.Кончаловский. «Натюрморт. Тетерева». (Отряд куриные.)

2. А.Рылов. «В голубом просторе». (Лебеди, отряд гусеобразные.)

3. Н.Ярошенко. «Всюду жизнь». (Голуби, отряд голубеобразные.)

4. П.Рерих. «Заморские гости». (Чайки, отряд ржанкообразные.)

5. А.Саврасов. «Грачи прилетели» (Отряд воробьиные.)

6. К.Васильев. «Человек с филином» (Отряд совы.)

III. О братьях наших меньших

Назовите автора стихотворения

1. ...Пчела за данью полевой 
Летит из кельи восковой. 
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей...

(А.С. Пушкин)

2. Вот уж снег последний в поле тает, 
Теплый пар восходит от земли, 
И кувшинчик синий расцветает, 
И зовут друг друга журавли.

(А.Толстой)

3. Несется клич со всех концов, 
Несется клич во все концы: 
– Весна пришла! Даешь скворцов! 
Добро пожаловать скворцы!

(В.Маяковский)

4. Мимо курица бежала 
И посуду увидала: 
«Куд-куда! Куд-куда! 
Вы откуда и куда?»

(К.Чуковский)

5. От вороны карапуз убежал заохав. 
Мальчик этот просто трус. 
Это очень плохо.

(В.Маяковский)

6. И все засуетилось,
Все нудит зиму вон –
И жаворонки в небе 
Уж подняли трезвон. 
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит, 
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

(Ф.Тютчев)

IV. Следствие ведут знатоки

Участники получают инструктивные карточки (образец – рис. 1), на которых изображены различные птицы. За 3 мин нужно назвать птицу, указать отряд, к которому она относится, рассказать об условиях обитания и образе жизни.

Инструктивная карта

Определите:

1. Тип.
2. Класс
3. Отряд

 

 

 

 

Поясните характерные особенности данного вида в связи с образом жизни.

Рис. 1

V. Угадай сказку или басню

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г.X. Андерсен. «Гадкий утенок»)

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла небратца Аленушки. («Гуси-лебеди».)

3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости хитрой рыжей плутовки. (И.А. Крылов. «Ворона и лисица».)

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом. («Курочка-ряба».)

5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя. (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)

6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения. (И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».)

После подведения итогов второго конкурса остается одна команда. Ее участникам предлагается сыграть финальную игру.

Финал

1. Когда у птиц бывает зуб? (Яйцевой зуб у птенцов для пробивания скорлупы.)

2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание? (Кукушонок.)

3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, рябчик, куропатка.)

4. Что внутри птичьих костей? (Воздух.)

5. У какой лесной птицы глаза сдвинуты к затылку и почему? (Вальдшнеп достает пищу, втыкая клюв глубоко в землю.)

6. Здесь нарисованы ноги трех разных птиц, одна из которых живет на деревьях, другая – на земле, а третья – на воде. Кто где?

http://bio.1september.ru/2000/09/3.gif

Задания для болельщиков

1. Отгадать ребусы и рассказать о значении зашифрованных в них понятий. (рис. 2 – «перьевой покров»; рис. 3 – «железистый желудок»; рис. 4 – «воздушные мешки».)

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

2. Криптограмма (рис. 5). Ответьте на вопросы. Замените числа в клетках соответствующими буквами и прочтите зашифрованную надпись.

Рис. 5

Рис. 5

  • Как называется перо с коротеньким стержнем и пучком бородок на вершине в виде кисточки? (1, 2, 3)
  • Как называется жидкое вещество в яйце, окружающее желток? (4, 5, 6, 7, 8)
  • Как называется птица с узкими и короткими ластообразными крыльями, не пригодными для полета? (1, 9, 10, 11, 12, 9, 10)
  • Как называется кость задней конечности, состоящая из сросшихся мелких косточек стопы, характерная только для птиц? (13, 5, 12, 8, 14)
  • Как называется отдел желудка с толстыми стенками и находящимися в нем мелкими камешками для перетирания пищи? (15, 2, 16, 8, 2, 6, 16, 10, 17, 18)
  • Как называется перо с узким, твердым стволом и широким мягким опахалом? (8, 7, 10, 19, 2, 20. 10, 7, 5)
  • Как называется один из отделов тела птицы? (21, 5, 22)

(Надпись: «Берегите птиц – друзей наших меньших!»)

Подведение итогов

Выявить команду-победителя и наградить ее участников призами. Лучшего и самого активного болельщиков наградить медалями «Лучший болельщик», «Активный болельщик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии для 7 класса "Многообразие птиц. Их значение и охрана."

На  данном  уроке  целесообразно отойти  от  традиционного  изложения  материала , сделать  его ярким  ,  запоминающимся .  Для этого  можно...

Разработка урока и Презентация по теме "Особенности размножения птиц"

Урок с применением технологии критического мышления. Содержит красочную презентацию и Индивидуальный рабочий лист ....

Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....

разработка урока: "Среда обитания и внешнее строение птиц"

Урок по биологии для учащихся 7 класса....

Разработка урока по биологии "Птицы нашего края"

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе на тему: " Птицы нашего края"...

Разработка урока «Голубь – символ мира на Земле (рисуем птицу)»

Знакомство с анималистическим жанром искусстваСовершенствование своего умения рисовать птицуУглубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положенииПознакомить...