разработка урока: "Среда обитания и внешнее строение птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок по биологии для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по биологии в 7 классе | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Среда обитания и внешнее строение птиц»
Цель урока:
Образовательные: познакомить с особенностями внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полётом.
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, умений анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить, на примере презентаций показать возможность использования ИКТ.
Воспитательные: развивать любовь и интерес к изучению природы, экологическое воспитание и образование; развивать коммуникативные качества, формирование положительных эмоций.
Оборудование: чучела птиц, фильм: «Нефтяная история», инструктивные карточки к лабораторным работам, презентации: Исчезнувшие птицы», «Природа-исследователь».
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Учитель: Сегодня вы увидите, новое услышите необычное и почувствуете, что это вам пригодиться в дальнейшей учёбе. Планета Земля – огромный человеческий дом, но в этом доме человек живёт не один. Его окружают множество живых организмов.
Мы изучили три класса Типа Хордовые: Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.
Давайте вспомним основные морфологические особенности этих классов:
(данные задания встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе)
- К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке?
- Установите соответствие между признаком организма и классом, для которого он характерен:
- Класс Хрящевые рыбы
- А) в сердце содержится только венозная кровь
- Б) сердце состоит из четырёх камер
- В) имеются два круга кровообращения
- Г) в сердце содержится венозная и артериальная кровь
- Д) венозная кровь из сердца поступает к жабрам
- Е) сердце состоит из двух камер
3.К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке?
4.Жабы в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоёма. Чем это можно объяснить?
А) они размножаются на суше
Б) у них лучше развиты лёгкие и более сухая кожа
В) они питаются наземными беспозвоночными животными
5.К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке?
6. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся,
А) внутреннее оплодотворение
Б) температура тела постоянная
В) развитие зародыша происходит в яйце
Г) кожа влажная
Д) прямое постэмбриональное развитие
Е) родители заботятся о потомстве.
7. Какая цепь питания составлена правильно?
А) кузнечик-растение-лягушка-змея-хищная птица
Б) растение- кузнечик-лягушка-змея-хищная птица
В) лягушка- растение- кузнечик-змея-хищная птица
8. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:
Царство животные:
А) растут в течение всей жизни
Б) активно перемещаются в пространстве
В) питаются готовыми органическими веществами
Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
Д) имеют органы чувств
Е) являются основным источником кислорода на Земле
9. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки обыкновенной в воде?
А) донные водоросли;
Б) плотва;
В) окуни;
Г) растворённые в воде газы.
10. Какая биотическая связь характерна для щук и окуней, живущих в одном водоёме?
А) хищнечиство
Б) паразитизм
В) симбиоз
Г) конкуренция
11. Творческая задача «Спи, моя радость, усни».
Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лёг спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было приподняться, но почувствовал, что на груди что-то лежит, Это оказалась степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог снял её с себя, и она уползла. Почему змеи ползут к спящим людям?
Ответ: У змей температура тела зависит от температуры окружающей среды. С помощью специальных органов - термолокаторов - змеи улавливают тепло и ползут в его направлении. Источник тепла может быть тело человека.
12. К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке? (Птицы)
Видеозапись №1
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым Классом Типа Хордовых Классом Птицы
Это высшие позвоночные животные , приспособившиеся к полёту. Чудо полёта - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым. Но полёт это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.
Тема урока: «Среда обитания и внешнее строение птиц»
Цель урока:
1.Познакомимся с особенностями внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полётом.
Запись темы в тетрадях.
Сегодня на уроке мы должны выявить черты внешнего строения птиц, позволяющие им летать.
Выполнение лабораторной работы № 1 по инструктивной карточке. «Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Работаем с учебником рисунок 156, 157, 158.
Ответы учащихся Внешнее строение птицы, строение перьев.
(муз. Видео)
Учитель: Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они пытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек , поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринуждённо взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от Земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.
Какие приспособления к полёту есть у птиц? Об этом вы узнаете при выполнении следующего задания. Запишите в тетрадях.
Из рассказа «Птица в полёте» вы должны найти приспособления птиц к полёту.
Ответы учащихся.
Физминутка: под музыку. Закройте все на секунду глаза, расслабьтесь, представьте себя птицами, вы парите над Землёй высоко в небесах, легко и непринуждённо парите над просторами воды и суши. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок. Открываем глаза, продолжаем заниматься.
Творческая задача Тоже шуба.
В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы ,стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?
Как использует человек приспособление птиц к полёту, мы с вами узнаем из сообщения Тани. Презентация .
Численность птиц на планете сокращается и одна из причин сокращения –деятельность человека.
Перечислите причины сокращения птиц.
Ещё одна – это нефть. Каким образом?
Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке № 2
Рассказ учащихся
Просмотр видеофильма.
Многие птицы уже исчезли, но многие нуждаются в охране.
Сообщение Зульфии.
Презентация.
Закрепление.
- Какие приспособления есть у птиц к полёту?
- Творческая задача Божественная комедия.
Руководствуясь тем, что вы сегодня узнали о приспособлениях птиц к полёту, попытайтесь объяснить , как выглядит ангел с точки зрения науки биологии.
3.Какие особенности внешнего строения наблюдаются у земноводных, пресмыкающихся, птиц?
4. Сравнивая три класса, выполните задание.
Выпишите цифры, соответствующие классам: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы.
- Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками. пр
- Животные имеют перьевой покров. пц
- Кожа влажная, выделяется слизь, проницаема для воды, и газов.з
- Конические зубы срослись с зубами.пр
- Челюсти одеты роговым чехлом, образуют клюв.пц
- Челюсти без зубов, длинный липкий язык.з
- Передние и задние конечности имеют одинаковое количество пальцев.пр
- Передние конечности четырёх палые, задние пятипалые с перепонкой.з
- Верхние и нижние конечности неодинаковы, пальцы, кисти и стопа видоизменены.пц
- Дыхание кожное и лёгочное.з
- Скелет лёгкий, прочный, кости сросшиеся, внутри их имеются воздушные полости.пц
- Животные способны заглатывать большую добычу, благодаря эластичным связкам, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.пр
- Животные питаются редко.пр
- Температура тела постоянная.пц
- Температура тела зависит от окружающей среды.з пр
- Дыхание лёгочное.пр
- Воздушные мешки заполняют всё пространство между внутренними органами.пц
- Способны к регенерации органов.пр
Домашнее задание № Найти интересную информацию из жизни птиц.
Комментарий оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
среда обитания и внешнее строение птиц
презентация к уроку...
среда обитания и внешнее строение птиц
презентация к уроку...
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Места обитания и особенности внешнего строения птиц.
Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....
Среда обитания и внешнее строение птиц
Методическая разработка урока биологии в 7 классе...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».
Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...