Урок биологии в 9 классе.Закономерности наследования признаков.Моногибридное скрещивание.
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Урок используется при подготовке выпускников к ГИА
Скачать:
Предварительный просмотр:
Халько З.А.учитель химии и биологии
МБОУ «Сосново-Озерская СОШ№2»
Урок биологии в 9 классе.
Тема урока «Закономерности наследования признаков.
Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г. Менделя».
Цели:
образовательные:
- изучить законы Г.Менделя и выявить их цитологическую основу,
- познакомить с генетической символикой,
- научить записывать схемы скрещивания.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение сопоставлять, анализировать,
- развивать познавательный интерес к науке.
Воспитательные:
- повышать мотивацию к достижению хороших результатов в обучении через изучение личностных качеств ученых- генетиков,
- воспитывать умение работать в парах, элементы коммуникативного общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: проблемный, частично – поисковый.
Оборудование: презентация; учебник; тетради; лист самооценки;
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мотивация.
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье-это множество возможностей
А нежеланье-множество причин.
Э.Асадов.
2. Совместная формулировка темы и цели урока.
Учитель задает вопросы учащимся, с целью формулировки темы урока:
-Что мы рассматривали на прошлом уроке?
- Какого ученого считают основоположником генетики?
- Какой вклад внес Г. Мендель в развитие генетики?
- Давайте сформулируем тему урока, исходя из этого.
Учащиеся формулируют тему урока «Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание».
Учитель:
-Исходя из темы урока, давайте определим цели, которых мы должны достичь в ходе изучения данной темы.
Учащиеся формулируют цели урока
- выявить основные закономерности наследования признаков, изучив 1 и 2 законы Г.Менделя, изучив их цитологическую основу;
- продолжить работу с генетической символикой, основными понятиями генетики;
- сформировать первичные навыки решения генетических задач.
У вас на столах лежат технологические карты, с которыми вы будете работать самостоятельно, по этим картам вы сможете отследить свои результаты усвоения темы.
3.Входной контроль. Генетическое лото.
У вас на столах есть карточки 2 –х видов: на одних написаны термины, на других – формулировка терминов. Вы должны правильно составить пары, т.е. найти соответствие. После выполнения задания группами – проверка.
4. Изложение нового материала.
Человека всегда волновал вопрос «Как передаются наследственные признаки?». Многие ученые объяснить передачу наследственных признаков не могли.
Еще с глубокой древности человек начал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомках сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах «От худого семени не жди доброго племени». Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались тайной. Среди ученых в середине XIX века прочно утвердилось мнение: «Что закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».
Давайте немного подробнее узнаем о жизни Г. Менделя из сообщения, которое нам подготовила Рогозина Алина. На слайде показывается портрет ученого.
Как вы помните из наших прошлых бесед Мендель ставил свои опыты на растении горох огородный. А почему именно горох? И что сделало горох таким удачным объектом?
1. самоопыляемое растение, т.е. цветок закрыт, следовательно, исключается попадание чужой пыльцы.
2. дает много семян, Мендель был математиком и зная теорию вероятности понимал, что для достоверных результатов нужно большое количество материала.
3. легко выращивать
Закономерности наследования признаков, выделенные Менделем принято формулировать в виде законов, носящих его имя. Их три, с двумя из которых мы сейчас познакомимся.
5.Физминутка.
Для иллюстрации первого закона Менделя давайте воспроизведем ход рассуждений ученого. Он брал горох гомозиготный по генотипу.
Данное скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, называется моногибридным скрещиванием.
При таком скрещивании прослеживается наследование только двух вариантов одного признака, развитие которого обусловлено парой аллельных генов.
Мендель рассмотрел признак цвета семян, причем взаимоисключающие варианты желтый и зеленый. Все остальные признаки во внимание не принимал.
Составим схему скрещивания:
желт зел
Р: ♀АА × ♂аа
G:
F1: Аа
желт.
Т.е. из схемы мы видим, что если скрестить растения гороха с зелеными и желтыми семенами, то у всех полученных потомков (гибридов) семена будет желтыми. Значит, из каждой пары наследуемых признаков проявляется только один. Второй признак как бы исчезает и не развивается.
Преобладание у гибрида признака одного из родителей Мендель назвал доминированием, а признак доминантным, а противоположный, т.е. подавляемый- рецессивным.
Назовите доминантный признак (желтый), а рецессивный (зеленый).
Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование.
Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение будет единообразным и нести признак одного из родителе.
Если потомков первого поколения, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определенном числовом соотношении.
желт зел
F1: ♀АА × ♂аа
G: расщепление по генотипу: 1:2:1
расщепление по фенотипу: 3:1
F2: АА Аа Аа аа
желт. желт. желт. зел.
Мы с вами видим, что наблюдается расщепление. т.е. часть потомства несет доминантный признак (3/4 особей), а часть потомства рецессивный (1/4 особей).
Второй закон Менделя можно сформулировать следующим образом: гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются. Наблюдается расщепление по фенотипу 1:3, по генотипу 1:2:1.
На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ: Гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.
Это было названо правилом «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары.
6. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала давайте сначала вместе решим задачи на законы Менделя.
Карточки.
1 блок | 2 блок | 3 блок |
1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) ВВ б) Вв в) вв 2. У человека карий цвет глаз К доминирует над голубым. Какой цвет глаз у людей, имеющих следующие генотипы: а) Кк б) кК в) КК г) кК | У крупного рогатого скота черная масть доминирует над красной. Каким будет потомство у гомозиготной коровы и красного быка? | При скрещивании растения, выросшего из черного семени с белосеменным получены черные семена. Можно ли определить генотип материнского растения? |
4 блок | 5 блок | 6 блок |
Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? | У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью? | У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными реницами. |
7. Подведение итогов.
Сегодня на уроке достигли мы поставленных задач и целей?
8. Домашнее задание.
Изучить п.19. Придумать и решить задачи на 1 и 2 законы Менделя.
9. Рефлексия.
Учащимся предлагаются высказывания великих людей:
Аристотель: «Познание начинается с удивления»;
Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта- это путь самый горький»;
Мольер: «Как приятно знать, что ты что- то узнал»;
Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Предлагается выбрать для себя одно из высказываний в качестве девиза прошедшего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)
Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».
Технологическая карта к уроку № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...
Конспект урока биологии "Сцепленное с полом наследование"
Конспект урока с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологий по общей биологии по тем "Сцепленное с полом наследование". Содержит презентацию по теме, примеры решения генетических задач, прове...
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков.Моногибридное скрещивание.Первый и второй законы Менделя".
урок с презентацией...
Урок в 9 классе "Закономерности изменчивости"
Данный материал изучается в разделе "наследственность и изменчивость"...