Рабочая программа "Биология" для 5 класса на 34 часа
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа Биология 5 класс, 34 ч. УМК Пасечник В.В. для универсального класса. Включает тематическое и поурочное планирование. При поурочном планировании учтено обучение детей 5 и 7 видов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Биология 5 класс | 40.75 КБ |
Календарно-тематическое планирование Биология 5 класс | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 1 от « ___»_________2018 рук.МО _________ Студеникина Т.Г. | СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете МАОУ СОШ № 50 Протокол № 1 От «___»______2018 | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 50 ______Доброволянская И.А. Приказ № ______ От «__» _________2018 |
Рабочая программа
Предмет: Биология
Класс 5_____
Профиль: базовый
Составлена на основе авторской программы
Биология: программы:5-9 классы
/ Г.М. Пальдяева
Всего часов на изучение программы:34
Количество часов в неделю:1
Составитель программы:
Учителя биологии:
Студеникина Т.Г.
2018 – 2019 уч. год
Рабочая программа курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
5 класс (ФГОС)
34 часа (1 час в неделю)
Общее число часов – 33 ч. Резерв учебного времени – 1 ч.
Цели курса:
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- овладение умениями применять биологические знаниядля объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использоватьприобретённые знания и умения в повседневной жизнидля ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются: следующиеумения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является
- формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
- Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- Планировать пути достижения целей.
- Планировать ресурсы для достижения цели.
- Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
- Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
- Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
- Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
- Давать определение понятиям.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
- Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУ Д :
- Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
- Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
- Способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующиеумения:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- рассмотрение биологических процессов в развитии;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- использование биологических знаний в быту;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения биологии;
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- находить черты усложнения растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни.
Содержание учебного курса Биология, 5 класс.
(34 час. 1-час в неделю)
Введение (5 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу,её охрана.
Лабораторные и практические работы
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные ипрактическиеработы
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные ипрактические работы
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
- Строение плесневого гриба мукора.
- Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (11 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
- Строение зелёных водорослей.
- Строение мха кукушкин лён.
- Строение спороносящего хвоща.
- Строение спороносящего папоротника.
- Строение хвои и шишек сосны обыкновенной.
- Строение цветкового растения.
Резерв времени – 1ч.
Тематический план
Учебный цикл | Всего учебных часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | ||
Введение | 5 | - | |
Клеточное строение организмов | 9 | 4 | 1 |
Царство Бактерии | 3 | - | |
Царство Грибы | 5 | 3 | 1 |
Царство Растения | 11 | 6 | 1 |
Итого: | 33ч + 1ч резерв | 13 | 3 |
Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в
соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от
обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
- ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования,
отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,
- развитие интереса;
- целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Обучающийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из
одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные издания
- Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по биологии 6 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- Примерная программа по биологии (базовый уровень);
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 5кл:Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
- Щербакова Ю. В. Козлова И. С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 – 9 классы. – М.: Глобус, 2010.
- Комплект таблиц по курсу биологии 6 класса.
- Определительные карточки для определения растений.
- Набор портретов ученых-биологов.
- Дидактические материалы: карточки с заданиями, тесты.
Технические средства обучения
- Аудиомагнитофон.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Комплект лабораторного оборудования.
- Микроскопы, лупы.
- Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (базовый).
- Разборная модель цветка Крестоцветных.
- Набор муляжей плодов различных культурных растений.
- Набор муляжей шляпочных грибов.
Натуральные объекты
- Комнатные растения.
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп.
- Коллекция семян растений.
- Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые».
- Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия - картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник и др.).
- Шишки голосеменных растений.
Список дополнительной литературы для учителя:
- Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
- Журнал «Биология в школе»
- Журнал «Биология»
Список дополнительной литературы для обучающихся:
- Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 2001
- Журнал «Биология для школьников».
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992.
- Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996.
- Красная книга Томской области. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2013.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000.
- Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год.
Мультимедийные пособия
- Лабораторный практикум. Биология..
- Биология. 5 – 9 классы.
- Репетитор. Биология. Весь школьный курс.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999.
Интернет-ресурсы
Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока, дата | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Требования к уровню подготовки учеников V и VΙΙ вида | |
Метапредметные | Предметные | |||||
Введение (5) | ||||||
1. | Биология — наука о живой природе | УОНЗ | Знакомство со структурой учебника. Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы». | Знать: характеристику биологии как науки, методы исследования в ней; разнообразие живых организмов в природе; особенности сред обитания и их экологическое состояние. Уметь: анализировать полученные знания и делать выводы исходя из них; раскрывать смысл терминов; определять метод исследования; применять правила техники безопасности в кабинете биологии; распределять живые объекты на царства; находить приспособление организмов к среде обитания; анализировать влияние человека на природу. |
2. | Методы исследования в биологии | УОНЗ | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Иметь представление о многообразии живой природы; царствах живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии. Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием. | |
3. | Разнообразие живой природы. | УОНЗ | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Анализировать признаки живого. Отличать живые организмы от неживых. | |
4. | Среды обитания живых организмов | УОНЗ | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Заполняют таблицу. | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Характеризовать среды обитания организмов. | |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | УПЗиУ | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы». Характеризовать экологические факторы, влияние деятельности человека на природу. | |
Клеточное строение организмов (8) | ||||||
6. | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | УОНЗ | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Владеть навыками работы с лупой и микроскопом. Иметь представление об истории открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки. | Знать: строение увеличительных приборов; историю развития представлений о клетках; особенности строение клеток и их компонентов; процессы жизнедеятельности и особенности деления клеток; характерные особенности разных видов тканей. Уметь: работать с увеличительными приборами и лабораторным оборудованием; готовить микропрепараты; различать органоиды клетки; работать с текстом учебника, составлять простые схемы, отвечать на вопросы; применять полученные знания в повседневной жизни. |
7. | Строение клетки | УОНЗ | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Определять понятия, связанные со строением клетки, функции основных частей клетки. | |
8. | Строение клетки Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | УПЗиУ | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Владеть навыками работы с микроскопом. Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Различать органоиды клетки и объяснять их особенности. | |
9. | Пластиды. Лаборатор-ная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках растений». | УПЗиУ | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Владеть навыками работы с микроскопом. Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Различать органоиды клетки и объяснять их особенности. | |
10. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | УОНЗ | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», особенности химического состава клетки. Доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | |
11. | Жизнедеятельность клетки | УОНЗ | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Определять основные процессы жизнедеятельности клетки. Объяснять отличия молодой клетки от старой. Доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | |
12. | Деление клетки | УОНЗ | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Определять понятия, связанные со строением клетки, основные процессы жизнедеятельности клетки. Доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | |
13. | Ткани | УОНЗ | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Различают растительные ткани на рисунках. Заполняют таблицу. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Определять понятия «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань». Находить отличительные особенности тканей. Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. | |
Царство Бактерии (3) | ||||||
14. | Строение и жизнедеятельность бактерий | УОНЗ | Выделяют существенные признаки бактерий | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Владеть знаниями о строении, основных процессах жизнедеятельности бактерий, их разнообразии и распространении. Давать общую характеристику бактериям. Отличать бактерии от других живых организмов. | Знать: особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий, их роль в природе и жизни человека. Уметь: отличать бактерии от других живых организмов; выявлять их роль и влияние на живые организмы. |
15. | Роль бактерий в природе. | УПЗиУ | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз». Объясняют роль бактерий в природе | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Давать общую характеристику бактериям. Отличать бактерии от других живых организмов. Объяснять роль бактерий в природе. | |
16. | Роль бактерий в жизни человека | УПЗиУ | Определяют понятие «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Давать общую характеристику бактерий. Отличать бактерии от других живых организмов. Объяснять роль бактерий в жизни человека. | |
Царство Грибы (5) | ||||||
17. | Общая характеристика грибов | УОНЗ | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Владеть знаниями о строении, основных процессах жизнедеятельности грибов, их разнообразии и распространении. Давать общую характеристику грибам. Отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов; значение грибов в природе и жизни человека; виды грибов и особенности их строения; характеристику грибов-паразитов. Уметь: различать разные виды грибов между собой и от других живых организмов; пользоваться лабораторным оборудованием; работать с текстом учебника, составлять простые схемы, отвечать на вопросы; применять полученные знания в повседневной жизни. |
18. | Шляпочные грибы. Лабораторная работа № 4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | УПЗиУ | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Владеть знаниями о признаках шляпочных грибов, их разнообразии и распространении, роли в природе и жизни человека. Отличать съедобные грибы от ядовитых. | |
19. | Плесневые грибы и дрожжи Лаборатор-ная работа№ 5 «Строение плесневого гриба мукора». Лаборатор-ная работа № 6 «Строение дрожжей». | УПЗиУ | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Владеть информацией об особенностях строения, основных процессах жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, их разнообразии и распространении, роли в природе и жизни человека. Отличать данные грибы от других грибов. | |
20. | Грибы-паразиты | УОНЗ | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Владеть знаниями о признаках строения, основных процессах жизнедеятельности грибов-паразитов, их разнообразии и распространении, предупреждении грибковых заболеваний. | |
21. | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | Урок рефлексии | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные УУД : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Давать общую характеристику грибам. Отличать грибы от других живых организмов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | |
Царство Растения () | ||||||
22. | Разнообразие, распространение растений | УОНЗ | Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят сообщение «Роль растений в природе». Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Владеть знаниями о признаках строения, разнообразии и распространении основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); роли растений в биосфере и жизни человека. Давать общую характеристику растительного царства. | Знать: что изучает наука ботаника; особенности строения и жизнедеятельности; основные групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); связь строения растения и его место обитания; роль разных групп растений в природе и жизни человека; особенности происхождения растений. Уметь: анализировать и обобщать полученные знания; пользоваться лабораторным оборудованием и делать микропрепараты; выявлять основные характерные признаки растений и их отличие от других организмов; определять роль растений в природе и жизни человека. |
23. | Водоросли Лабо-раторная работа № 7 «Строение зелёных водорослей». | УОНЗ | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | Давать характеристику группе растений Водоросли (особенности строения, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение). | |
24. | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | УПЗиУ | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп и выступать перед аудиторией | Объяснять роль водорослей в биосфере, жизни человека. Давать характеристику основным группам водорослей. | |
25. | Лишайники | УОНЗ | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Давать характеристику группе растений Лишайники (особенности строения, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение, роль в природе и жизни человека). | |
26. | Мхи Лабораторная работа №8 «Строение мха». | УОНЗ | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. | Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Познавательные УУД:Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Давать характеристику группе растений Мхи (особенности строения, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение, роль в природе и жизни человека). | |
27. | Плауны, хвощи, папоротники. Лабора-торная работа №9 «Строение споро-носящего хвоща» Лабораторная работа №10 «Строение споро-носящего папоротника» | УОНЗ | Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. | Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Познавательные УУД:Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Давать характеристику группам растений Плауны, Хвощи, Папоротники (особенности строения, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение, роль в природе и жизни человека). Иметь представление о жизненных циклах данных растений. | |
28. | Голосеменные растения. Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек сосны обыкновенной». | УОНЗ | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа Познавательные УУД:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Давать характеристику группе растений Голосеменные (особенности строения, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение). | |
29. | Роль голосеменных растений в природе и жизни человека | УПЗиУ | Объясняют роль Голосеменных растений в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны Голосеменных растений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Объяснять роль Голосеменных растений в биосфере, жизни человека. Давать характеристику Голосеменным растениям. | |
30. | Промежуточная аттестация по темам курса биологии 5 класса | УКЗ | Систематизация и обобщение понятий курса биологии 5 класса. Контроль знаний и умений. | Познавательные УУД умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Давать характеристику группам организмов, знать признаки строения, разнообразия и распространения; роль организмов в биосфере и жизни человека. | |
31. | Покрытосеменные растения. Лаборатор-ная работа № 12 «Строение цветкового растения». | УОНЗ | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространённые растения, опасные для человека. Описывают представителей покрыто-семенных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Регулятивные УУД: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. Познавательные УУД: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. Коммуникативные УУД: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Давать характеристику группе растений Покрытосеменные (особенности строения, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение, роль в природе и жизни человека). | |
32. | Происхождение растений. | УОНЗ | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Регулятивные УУД: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды. Познавательные УУД: умение обобщать информацию, находить способы решения экологических задач. Коммуникативные УУД: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Владеть знаниями об основных методах изучения растений, особенностях происхождения растений и основных этапах развития растительного мира. Объяснять происхождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира. | |
33. | Обобщающий урок по теме «Царство Растения» | УОиСЗ | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Владеть знаниями об основных группах растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строении и многообразии, роли растений в биосфере и жизни человека. Давать общую характеристику растительного царства. | |
Итого: | 33ч + 1ч резерв |
Тип урока:
УПЗиУ – урок применения знаний и умений; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УКЗ – урок контроля знаний; УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"
Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....
рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян
1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...