Рабочая программа биология 8кл
рабочая программа по биологии (8 класс)

Новикова Наталья Михайловна

УМК Пасечник В.В. 2ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl_2.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» августа2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н. Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: биология

8 «А,Б,В,Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 2018/2019учебный год

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                          Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                        высшей категории

г. Барнаул, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования МБОУ «Гимназия №80», в соответствии с ФГОС ООО  и  Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы.  Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г Швецов. // Биология.5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

 

Учебно-методический комплекс:

1. Колесов Д.В.,  Биология. Человек.8кл: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2018.                                                                                           2. И.А. Демичева, И.Н. Беляев  Биология. Человек.8кл:  методическое пособие к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.  - М.: Дрофа. 2018.                                                                                                                  3. Колесов Д.В.,  Биология. Человек.8кл:  рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.  - М.: Дрофа. 2017.                                                                                                                                                  

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов. Лабораторных работ 20, обязательно для проверки 1,2,4,6,11,13,14,15,19. остальные на усмотрение учителя проверяются выборочно.

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—методы наук, изучающих человека;

—основные этапы развития наук, изучающих человека.

—место человека в систематике;

—основные этапы эволюции человека;

—человеческие расы.

—общее строение организма человека;

—строение тканей организма человека;

—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека

—строение скелета и мышц, их функции.

—компоненты внутренней среды организма человека;

—защитные барьеры организма;

—правила переливания крови.

—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

—строение и функции органов дыхания;

—механизмы вдоха и выдоха;

—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

—строение и функции пищеварительной системы;

—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

—правила предупреждения желудочно -кишечных инфекций и гельминтозов.

—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

—роль ферментов в обмене веществ;

—классификацию витаминов;

—нормы и режим питания.

—наружные покровы тела человека;

—строение и функция кожи;

—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

—строение нервной системы;

—соматический и вегетативный отделы нервной системы.

—анализаторы и органы чувств, их значение.

—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

—особенности высшей нервной деятельности человека.

—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

—жизненные циклы организмов;

—мужскую и женскую половые системы;

Учащиеся должны уметь:

—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

—объяснять место и роль человека в природе;

—определять черты сходства и различия человека и животных;

—выделять существенные признаки организма человека,

особенности его биологической природы;

—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

—объяснять особенности строения скелета человека;

—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

—выявлять взаимосвязь между особенностями строения

клеток крови и их функциями;

—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах

—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

—измерять пульс и кровяное давление.

—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной  системы.

—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

—объяснять роль витаминов в организме человека;

—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

—выделять существенные особенности поведения и психики человека;

—объяснять роль обучения и воспитания в развитии

—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

—выделять существенные признаки органов размножения человека;

—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать с учебником и дополнительной литературой

—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

—составлять сообщения на основе обобщения материала

учебника и дополнительной литературы;

—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать

выводы на основе сравнения;

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника..

—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

-классифицировать витамины.

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

поведения и психики человека;

—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

—классифицировать типы и виды памяти.

—классифицировать железы в организме человека;

—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—соблюдать правила поведения в природе;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—осознание значения семьи в жизни человека и общества;

—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—признание права каждого на собственное мнение;

—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так

и для опровержения существующего мнения.

Содержание Программы

Биология.Человек

8класс

(70 часов, 2ч в неделю )

Раздел 1

Введение. Науки, изучающие организм человека( 2ч )

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 2

Происхождение человека (3 часа)

 Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация  Модель «Происхождение человека». Моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 3

Строение  организма ( 4ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Демонстрация

 Разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

   Лабораторные и практические  работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.

Раздел 4

 Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация  Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы первой помощи при травмах.

■    Лабораторные и практические  работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Раздел 5

 Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).  Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■    Лабораторные и практические работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Раздел 6

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация  Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемов остановки кровотечений.

■    Лабораторные и практические работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раздел 7

 Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

           Демонстрация Модель гортани. Модель поясняющей механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерения жизненной емкости легких. Приемы искусственного  дыхания.

■    Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Раздел 8

 Пищеварение (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация Торс человека.

■    Лабораторные и практические работы

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Раздел 9

 Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

■    Лабораторные  и практические работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Раздел10

 Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация

Рельефная таблица «Строение кожи».Модель почки. Рельефная таблица « Органы выделения».

Лабораторные и практические работы.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Раздел 11

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация

Модель головного мозга человека.

■    Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Раздел 12

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

 Модели глаза и уха. Опыты,  выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

■    Лабораторные и практические работы

Опыты ,выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха.

Раздел 13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация Безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■    Лабораторные и практические работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Раздел 14

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 15

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация

 Тесты, определяющих типы темпераментов.

Резервное время — 6 ч.

Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности

лабораторные работы,  практические работы, семинары.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов или общих тем

Всего часов

1

Раздел 1.Введение

2

2

Раздел 2. Происхождение человека

3

3

Раздел 3. Строение организма

4

4

Раздел 4.Опорно-двигательная система.

7

5

Раздел 5. Внутренняя среда организма.

3

6

Раздел 6.Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

7

Раздел 7.Дыхательная система.

4

8

Раздел 8.Пищеварительная система.

6

9

Раздел 9.Обмен веществ и энергии.

3

10

Раздел 10.Покровные органы. Теплорегуляция.Выделение.

4

11

Раздел 11.Нервная система человека.

5

12

Раздел 12.Анализаторы.

5

13

Раздел 13.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

14

Раздел 14.Железы внутренней секреции (эндокринная система).

2

15

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма.

5

Резерв

6

Итого

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата проведения

Вид контроля

Раздел 1. Введение.

1

Науки о человеке .Здоровье и его охрана Вводный ИТБ №87,79

8а-1.09

8б-1.09

8в-3.09

8г-3.09

2

Становление наук о человеке.

8а-7.09

8б-6.09

8в-4.09

8г-6.09

Раздел 2. Происхождение человека.

3

Систематическое положение человека.

8а-8.09

8б-8.09

8в-10.09

8г-10.09

4

Историческое прошлое людей.

8а-14.09

8б-13.09

8в-11.09

8г-13.09

5

Расы человека. Среда обитания.

8а-15.09

8б-20.09

8в-17.09

8г-17.09

Раздел 3.Строение организма. 

6

Общий обзор организма человека.

8а-21.09

8б-22.09

8в-18.09

8г-24.09

7

Клеточное строение организма. Л.р. № 1 "Рассматривание клеток и. тканей в оптический микроскоп. ИТБ №85

8а-22.09

8б-22.09

8в-24.09

8г-27.09

*

8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Л.р. №2 « Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей» ИТБ №85

8а-28.09

8б-27.09

8в-25.09

8г-1.10

*

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.  Л.р.№3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс». ИТБ №80

8а-29.09

8б-29.09

8в-1.10

8г-4.10

*

Раздел 4..Опорно-двигательная система.

10

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей Л.р.№4«Микроскопическое строение кости». ИТБ №85

8а-5.10

8б-4.10

8в-2.10

8г-8.10

*

11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

8а-6.10

8б-6.10

8в-8.10

8г-11.10

12

Соединение костей.

8а-12.10

8б-11.10

8в-9.10

8г-15.10

13

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.№5 «Мышцы человеческого тела». ИТБ №80

8а-13.10

8б-13.10

8в-15.10

8г-18.10

*

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р.№6 «Утомление при статической и динамической работе». ИТБ №80

8а-19.10

8б-18.10

8в-16.10

8г-22.10

*

15

Нарушение опорно-двигательной системы  Л.р №7«Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия». ИТБ №80

8а-20.10

8б-20.10

8в-22.10

8г-25.10

*

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

8а-26.10

8б-25.10

8в-23.10

8г-8.11

Раздел 5.Внутренняя среда организма.

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№8«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». ИТБ №85

8а-27.10

8б-27.10

8в-6.11

8г-12.11

*

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

8а-

8б-

8в-

8г-

19

Иммунология на службе здоровья.

8а-

8б-

8в-

8г-

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

20

Транспортные системы организма

8а-

8б-

8в-

21

Круги кровообращения. Л.р.№9«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

22

Строение и работа сердца.

8а-

8б-

8в-

8г-

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.р. №10«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.№11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

25

Первая помощь при кровотечениях

8б-

8в-

8г-

Раздел 7.Дыхательная система.

26

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

8а-

8в-

8г-

27

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

8а-

8б-

8в-

8г-

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

8а-

8б-

8в-

8г-

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.р.№12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

Раздел 8.Пищеварительная система.

30

 Питание и пищеварение.

8а-

8б-

8в-

8г-

31

 Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №13 «Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании». ИТБ№86

8а-

8б-

8в-

8г-

*

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

8а-

8б-

8в-

8г-

33

 Всасывание. Барьерная роль печени. Функция толстого кишечника.

8а-

8б-

8в-

8г-

34

Регуляция пищеварения.

8а-

8б-

8в-

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

8а-

8б-

8в-

Раздел 9.Обмен веществ и энергии.

36

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

8а-

8б-

8в-

8г-

37

Витамины.

8а-

8б-

8г-

38

Энерготраты человека и пищевой рацион Л.р.№14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Л.р.№15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

Раздел 10.Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение.

39

Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган.

8а-

8б-

8в-

8г-

40

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

8а-

8б-

8в-

8г-

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

8а-

8б-

8г-

42

Выделение.

8а-

8б-

8в-

8г-

Раздел 11.Нервная система .

43

Значение нервной системы.

8а-

8б-

8в-

8г-

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

8а-

8б-

8в-

8г-

45

Строение головного мозга. Функция продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р.№16«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». Л.р.№17 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

46

Функция переднего мозга.

8а-

8б-

8в-

8г-

47

Соматический и автономный отделы нервной системы.

8а-

8б-

8в-

8г-

Раздел12. Анализаторы.

48

Анализаторы.

8а-

8б-

8в-

8г-

49

Зрительный анализатор. Л.р.№18«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

8а-

8б-

8в-

8г-

51

Слуховой анализатор. Л.р.19 «Определение остроты слуха»ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

8а-

8б-

8в-

8г-

Раздел 13..Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

53

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

8а-

8б-

8в-

8г-

54

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р.№20 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». ИТБ №80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

55

Сон и сновидения.

8а-

8б-

8в-

8г-

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

8а-

8б-

8в-

8г-

57

Воля, эмоции, внимание. Л.р.№21«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды  при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом». ИТБ№80

8а-

8б-

8в-

8г-

*

Раздел 14.Железы внутренней секреции (эндокринная система).

58

Роль эндокринной регуляции.

8а-

8б-

8в-

8г-

59

Функция желез внутренней секреции.

8а-

8б-

8в-

8г-

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма.

60

Жизненные циклы. Размножение. Половая система.

8а-

8б-

8в-

8г-

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

8а-

8б-

8г-

62

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

8а-

8б-

8в-

8г-

63

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

8а-

8б-

8в-

8г-

64

 Интересы, склонности, способности.

8а-

8б-

8в-

8г-

65

Повторение по теме «Внутренняя среда организма» (резерв)

66

Повторение по теме «Нервная система» (резерв)

67

Повторение по теме «Анализаторы»(резерв)

68

Повторение по теме «Высшая нервная деятельность» (резерв)

69

Повторение по теме «Железы внутренней секреции» (резерв)

70

Повторение по теме «Индивидуальное развитие организма» (резерв)


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель   Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...

Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...

Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)

                   Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...