Рабочая программа биология 8кл
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»
«Согласовано» на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол №___от «__» августа2018 | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «Гимназия №80» |
/О.Н.Гуляева | /А.Н. Скрипникова | /А.А. Миронов |
Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка |
Дата «_____»______2018 | Дата «_____»________2018 Приказ №_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: биология
8 «А,Б,В,Г» класс основного общего образования
Срок реализации программы 2018/2019учебный год
Разработчик рабочей программы:
Новикова Наталья Михайловна,
учитель биологии
высшей категории
г. Барнаул, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования МБОУ «Гимназия №80», в соответствии с ФГОС ООО и Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г Швецов. // Биология.5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Учебно-методический комплекс:
1. Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2018. 2. И.А. Демичева, И.Н. Беляев Биология. Человек.8кл: методическое пособие к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа. 2018. 3. Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа. 2017.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов. Лабораторных работ 20, обязательно для проверки 1,2,4,6,11,13,14,15,19. остальные на усмотрение учителя проверяются выборочно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы наук, изучающих человека;
—основные этапы развития наук, изучающих человека.
—место человека в систематике;
—основные этапы эволюции человека;
—человеческие расы.
—общее строение организма человека;
—строение тканей организма человека;
—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека
—строение скелета и мышц, их функции.
—компоненты внутренней среды организма человека;
—защитные барьеры организма;
—правила переливания крови.
—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
—строение и функции органов дыхания;
—механизмы вдоха и выдоха;
—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
—строение и функции пищеварительной системы;
—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
—правила предупреждения желудочно -кишечных инфекций и гельминтозов.
—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
—роль ферментов в обмене веществ;
—классификацию витаминов;
—нормы и режим питания.
—наружные покровы тела человека;
—строение и функция кожи;
—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
—строение нервной системы;
—соматический и вегетативный отделы нервной системы.
—анализаторы и органы чувств, их значение.
—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
—особенности высшей нервной деятельности человека.
—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
—жизненные циклы организмов;
—мужскую и женскую половые системы;
Учащиеся должны уметь:
—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
—объяснять место и роль человека в природе;
—определять черты сходства и различия человека и животных;
—выделять существенные признаки организма человека,
особенности его биологической природы;
—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
—объяснять особенности строения скелета человека;
—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
—выявлять взаимосвязь между особенностями строения
клеток крови и их функциями;
—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах
—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
—измерять пульс и кровяное давление.
—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
—объяснять роль витаминов в организме человека;
—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
—выделять существенные особенности поведения и психики человека;
—объяснять роль обучения и воспитания в развитии
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
—выделять существенные признаки органов размножения человека;
—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником и дополнительной литературой
—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
—составлять сообщения на основе обобщения материала
учебника и дополнительной литературы;
—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать
выводы на основе сравнения;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника..
—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
-классифицировать витамины.
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
поведения и психики человека;
—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
—классифицировать типы и виды памяти.
—классифицировать железы в организме человека;
—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—соблюдать правила поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и общества;
—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное мнение;
—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
Содержание Программы
Биология.Человек
8класс
(70 часов, 2ч в неделю )
Раздел 1
Введение. Науки, изучающие организм человека( 2ч )
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 2
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация Модель «Происхождение человека». Моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 3
Строение организма ( 4ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация
Разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
Раздел 4
Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы первой помощи при травмах.
■ Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
■ Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемов остановки кровотечений.
■ Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7
Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация Модель гортани. Модель поясняющей механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерения жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8
Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация Торс человека.
■ Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Раздел 9
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
■ Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Раздел10
Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи».Модель почки. Рельефная таблица « Органы выделения».
Лабораторные и практические работы.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11
Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
■ Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Раздел 12
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
■ Лабораторные и практические работы
Опыты ,выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха.
Раздел 13
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация Безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
■ Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 15
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющих типы темпераментов.
Резервное время — 6 ч.
Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности
лабораторные работы, практические работы, семинары.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов или общих тем | Всего часов |
1 | Раздел 1.Введение | 2 |
2 | Раздел 2. Происхождение человека | 3 |
3 | Раздел 3. Строение организма | 4 |
4 | Раздел 4.Опорно-двигательная система. | 7 |
5 | Раздел 5. Внутренняя среда организма. | 3 |
6 | Раздел 6.Кровеносная и лимфатическая системы организма. | 6 |
7 | Раздел 7.Дыхательная система. | 4 |
8 | Раздел 8.Пищеварительная система. | 6 |
9 | Раздел 9.Обмен веществ и энергии. | 3 |
10 | Раздел 10.Покровные органы. Теплорегуляция.Выделение. | 4 |
11 | Раздел 11.Нервная система человека. | 5 |
12 | Раздел 12.Анализаторы. | 5 |
13 | Раздел 13.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 |
14 | Раздел 14.Железы внутренней секреции (эндокринная система). | 2 |
15 | Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. | 5 |
Резерв | 6 | |
Итого | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование раздела программы и тема урока | Дата проведения | Вид контроля |
Раздел 1. Введение. | |||
1 | Науки о человеке .Здоровье и его охрана Вводный ИТБ №87,79 | 8а-1.09 8б-1.09 8в-3.09 8г-3.09 | |
2 | Становление наук о человеке. | 8а-7.09 8б-6.09 8в-4.09 8г-6.09 | |
Раздел 2. Происхождение человека. | |||
3 | Систематическое положение человека. | 8а-8.09 8б-8.09 8в-10.09 8г-10.09 | |
4 | Историческое прошлое людей. | 8а-14.09 8б-13.09 8в-11.09 8г-13.09 | |
5 | Расы человека. Среда обитания. | 8а-15.09 8б-20.09 8в-17.09 8г-17.09 | |
Раздел 3.Строение организма. | |||
6 | Общий обзор организма человека. | 8а-21.09 8б-22.09 8в-18.09 8г-24.09 | |
7 | Клеточное строение организма. Л.р. № 1 "Рассматривание клеток и. тканей в оптический микроскоп. ИТБ №85 | 8а-22.09 8б-22.09 8в-24.09 8г-27.09 | * |
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Л.р. №2 « Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей» ИТБ №85 | 8а-28.09 8б-27.09 8в-25.09 8г-1.10 | * |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Л.р.№3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс». ИТБ №80 | 8а-29.09 8б-29.09 8в-1.10 8г-4.10 | * |
Раздел 4..Опорно-двигательная система. | |||
10 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей Л.р.№4«Микроскопическое строение кости». ИТБ №85 | 8а-5.10 8б-4.10 8в-2.10 8г-8.10 | * |
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 8а-6.10 8б-6.10 8в-8.10 8г-11.10 | |
12 | Соединение костей. | 8а-12.10 8б-11.10 8в-9.10 8г-15.10 | |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.№5 «Мышцы человеческого тела». ИТБ №80 | 8а-13.10 8б-13.10 8в-15.10 8г-18.10 | * |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р.№6 «Утомление при статической и динамической работе». ИТБ №80 | 8а-19.10 8б-18.10 8в-16.10 8г-22.10 | * |
15 | Нарушение опорно-двигательной системы Л.р №7«Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия». ИТБ №80 | 8а-20.10 8б-20.10 8в-22.10 8г-25.10 | * |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 8а-26.10 8б-25.10 8в-23.10 8г-8.11 | |
Раздел 5.Внутренняя среда организма. | |||
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№8«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». ИТБ №85 | 8а-27.10 8б-27.10 8в-6.11 8г-12.11 | * |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
19 | Иммунология на службе здоровья. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма. | |||
20 | Транспортные системы организма | 8а- 8б- 8в- 8г | |
21 | Круги кровообращения. Л.р.№9«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
22 | Строение и работа сердца. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.р. №10«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
24 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.№11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
25 | Первая помощь при кровотечениях | 8а 8б- 8в- 8г- | |
Раздел 7.Дыхательная система. | |||
26 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | 8а- 8б 8в- 8г- | |
27 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.р.№12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
Раздел 8.Пищеварительная система. | |||
30 | Питание и пищеварение. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
31 | Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №13 «Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании». ИТБ№86 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
33 | Всасывание. Барьерная роль печени. Функция толстого кишечника. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
34 | Регуляция пищеварения. | 8а- 8б- 8в- 8г | |
35 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 8а- 8б- 8в- 8г | |
Раздел 9.Обмен веществ и энергии. | |||
36 | Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
37 | Витамины. | 8а- 8б- 8в 8г- | |
38 | Энерготраты человека и пищевой рацион Л.р.№14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Л.р.№15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
Раздел 10.Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. | |||
39 | Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
40 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
41 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 8а- 8б- 8в 8г- | |
42 | Выделение. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
Раздел 11.Нервная система . | |||
43 | Значение нервной системы. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
44 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
45 | Строение головного мозга. Функция продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р.№16«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». Л.р.№17 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
46 | Функция переднего мозга. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
47 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
Раздел12. Анализаторы. | |||
48 | Анализаторы. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
49 | Зрительный анализатор. Л.р.№18«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
51 | Слуховой анализатор. Л.р.19 «Определение остроты слуха»ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
52 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
Раздел 13..Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | |||
53 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
54 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р.№20 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». ИТБ №80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
55 | Сон и сновидения. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
57 | Воля, эмоции, внимание. Л.р.№21«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом». ИТБ№80 | 8а- 8б- 8в- 8г- | * |
Раздел 14.Железы внутренней секреции (эндокринная система). | |||
58 | Роль эндокринной регуляции. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
59 | Функция желез внутренней секреции. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. | |||
60 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
61 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 8а- 8б- 8в 8г- | |
62 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
63 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
64 | Интересы, склонности, способности. | 8а- 8б- 8в- 8г- | |
65 | Повторение по теме «Внутренняя среда организма» (резерв) | 8а 8б 8в 8г | |
66 | Повторение по теме «Нервная система» (резерв) | 8а 8б 8в 8г | |
67 | Повторение по теме «Анализаторы»(резерв) | 8а 8б 8в 8г | |
68 | Повторение по теме «Высшая нервная деятельность» (резерв) | 8а 8б 8в 8г | |
69 | Повторение по теме «Железы внутренней секреции» (резерв) | 8а 8б 8в 8г | |
70 | Повторение по теме «Индивидуальное развитие организма» (резерв) | 8а 8б 8в 8г |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 8Аклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 8Бклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 8Вклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 8Гклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...
Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...
Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...