Методическая разработка по теме "Фотосинтез"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Создать условия для развития познавательной инициативы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фотосинтез разработка урока 6 класс | 287.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА
Тема | Фотосинтез. |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Форма урока | Урок-исследование |
Методы обучения | Проблемно-поисковые, практические, словесные. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская. |
Педагогическая цель | Создать условия для развития познавательной инициативы обучающихся. |
Планируемые результаты | Предметные: знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ; - развивают представления о значении фотосинтеза в природе и жизни человека; Личностные УУД: -формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых биологических объектов, процессов их жизнедеятельности; -формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений, особенностей их питания ; -формируется экологическая культура благодаря осознанию необходимости охраны растений и сохранения лесов. Метапредметные: регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение излагать свою точку зрения, умение работать в группе; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы. |
Ведущая технология | Технология критического мышления. |
Приёмы | Приём «Игра - догонялки», интеллектуальная разминка, приём «Корзинка идей», исследовательский проект, приём «Кластер». |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация – «Воздушное питание. Фотосинтез», мультимедийная презентация «Образование крахмала в листьях растений», аудиозапись басни И.А.Крылова «Листы и корни», интернет-ресурсы. |
Оборудование | Мультимедийная доска, проектор, компьютер, мини-лаборатории (стаканы, пипетки, раствор йода, салфетки), микроскопы, инструкции по проведению опытов, учебник Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений – 6 кл.: учебник /В. В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 207с., таблицы. |
Задачи: | обучающие: углубить и расширить представление о питании растений; установить условия протекания фотосинтеза с применением доказательств опытами; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов; учить воспринимать опыт как научное доказательство биологического явления. развивающие: развивать общеучебные умения и навыки (работы с учебником, обобщать), умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием, умение работать в коллективе, где развиваются чувства доброжелательности и товарищества; воспитательные: формировать условия для развития материалистического мировоззрения, расширять экологическую грамотность как одно из условий сохранения здоровья человека, формировать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу. |
Ход урока
- Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу. Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
- Проверка домашнего задания.( Фронтальный опрос в форме игры-догонялки)
На прошлом уроке мы говорили с вами о питании растений.
-Какой орган обеспечивает питание растения? (Корень)
-Как он это делает? ( Поглощает из почвы воду и минеральные соли)
-Какие минеральные вещества необходимы растениям? ( Азот, фосфор, калий)
-Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Пересаженное растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Почему?
-Какая из зон корня принимает участие в почвенном питании растения? (Зона всасывания)
-Чем покрыта зона всасывания? ( Корневыми волосками)
-Что представляет из себя корневой волосок? (Вытянутая клетка)
-Благодаря чему поглощенные из почвы вещества поднимаются вверх?( Благодаря корневому давлению)
-Что такое почва? ( Верхний плодородный слой земли)
-Как повысить плодородие почвы? (Внести удобрения)
-Виды удобрений? ( Органические и минеральные)
-Влияние минеральных удобрений на растения? (Азотные -ускоряют рост стеблей и листьев. Фосфорные -ускоряют созревание плодов. Калийные -влияют на рост корней и клубней.)
Подводятся итоги проверки домашнего задания.
- Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.
Учитель: Все вы ,наверное, слышали следующие поговорки
- Волка ноги кормят;
- Сытый голодному не товарищ;
- Голод не тетка.
Учитель: Слышали? Что они означают? (Ответы учащихся)
Значит, какой признак живого мы начнем сегодня изучать? (Питание)
Учитель: Вот вы сказали, что из почвы растение получает неорганические вещества и на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием, где главный орган –корень. Но растению нужны и органические вещества. А откуда они их берут? (ответы учащихся)
Итак, наша тема сегодня «Воздушное питание. Фотосинтез»
Что мы нового должны сегодня узнать? Какие задачи стоят перед нами?
Ответы учащихся.
Изучение нового материала.
Учитель: Иван Андреевич Крылов любил сочинять басни. Говорят, одну басню он сочинил ,когда неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Сюда не доносился шум большого города, стояла тишина, а ветерок, тянувший с Невы, был свеж и располагал к сочинительству. Дойдя до конца аллеи, Иван Андреевич остановился перед высокой липой. Взглянул на черный ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне. Подивился множеству листьев. Подумал: «Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен….» Постоял минуту-другую, загадочно смотря ввысь, и вдруг произнес вслух: «А что, если….» В тот же вечер Крылов сочинил басню «Листы и корни».
(Давайте прослушаем басню.)
Учитель: О чем говорится в басне? (ответы учащихся)
Учитель: Верно. В ней говорится о том, как возгордились листья, считая себя самыми важными частями дерева. И как корни напомнили зазнайкам, что именно от них, от корней, зависит жизнь дерева, потому что они питают его. А от листьев никакой пользы нет.
Проблемный вопрос: А как вы думаете, что важнее корни или листы?
Учитель: На это вопрос мы постараемся ответить в конце урока, после того как выясним значение и роль листьев в жизни растений.
Учитель: Да, природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного? Какое значение имеет корень, мы знаем. А какое значение имеет лист для растения? Ученые 400 лет изучают процессы в нем происходящие, но до сих пор не все понятно. Листья называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора». Люди пытались понять, почему листья тянутся к солнцу, а когда их обрывали, растение погибало.
За счет чего живет человек?- за счет потребляемой пищи.
То есть все организмы по типу питания подразделяются - на автотрофы и гетеротрофы.
А как растение получает органические вещества? (ответы учащихся)
Учитель: Это ваши предположения, а теперь давайте поработаем с текстом.
Работа с текстом. (Приложение 1)
- у вас на партах находится дополнительный материал. Прочитайте и давайте ответим на следующие вопросы:
1.- Что является органом воздушного питания? (зеленые листья)
2. Как углекислый газ воздуха попадает в лист? (через устьице)
3. Что такое хлорофилл? (зеленый пигмент хлоропласта)
4. Какую роль выполняет хлорофилл? (улавливает солнечную энергию)
5.Что происходит с водой, углекислым газом и солнечной энергией в зеленых хлоропластах листа? ( из простых неорганических веществ образуются органические)
6. Как называется данный процесс? (фотосинтез)
Учитель: Молодцы, теперь перед вами слайд, на котором изображен процесс фотосинтеза. Давайте попробуем дать определение процесса фотосинтеза и запишем его в тетрадь. Ответы учащихся: Учитель: Фотосинтез-это процесс, протекающий в зеленых листьях растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуется органические вещества и кислород (от греч. «фото»- свет, «синтез»-образование)- запись в тетрадь.
Учитель: Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - и он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется смешным человеку, беспрепятственно совершается в зеленых растениях».
Учитель: Итак, мы выяснили, что основной орган, принимающий участие в воздушном питании- лист.
Рассмотрим его строение и функции подробно и составим схему.
Вспомним, какие ткани образуют этот орган-(механическая, проводящая, основная, покровная)
Учитель: Но в фотосинтезе непосредственное участие принимают клетки основной ткани, так называемые столбчатые. Почему? Потому что особенность строения этих клеток в том, что среди их клеточных структур есть особый органоид Какой? -хлоропласт. И вещество , которое входит в его состав -пигмент- хлорофилл.
Учитель: какие еще клетки, отмечены в листе (рис.в учебнике)
Учитель: Значит, наша схема воздушного питания, как будет выглядеть? Кто пойдет к доске и изобразит схему? (выход ученика)
Тип питания воздушное (фотосинтез)
Орган лист
Ткань основная
Клетки столбчатые
Структуры хлоропласты
вещества органические
Учитель: По схеме составим рассказ о процессе воздушного питания.
Физкультминутка.
Вопрос: Можем ли мы сказать, что листья - это уникальные лаборатории? (ответы учащихся) Учитель: Да, наверное, можем. Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле. Сахар и крахмал – образуются ГДЕ? - в листьях.
Учитель: А как можем мы с вами проверить и обнаружить в листьях крахмал?(ответы учащихся)
Учитель: Верно. С помощью раствора йода. Давайте нанесём раствор йода на лист герани.
Ученики выполняют опыт ( пипетка и йод на столе, салфетка).
Учитель: Что должно произойти с раствором йода? Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?(вспомним картофель)
Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?
Какие изменения произошли? ( посмотреть под микроскопом)
Ученик: Никаких.
Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ? (ответы учащихся)
Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.
Вопросы классу:
-Чем обусловлена зеленая окраска листа? ( хлорофиллом)
- Где в клетке содержится хлорофилл? ( в хлоропластах)
Учитель: А если удалить хлорофилл и обработать лист йодом.
Ученики 6 класса на внеурочной деятельности заранее провели эксперимент.
Результаты эксперимента Алексей сейчас нам представит (Приложение 2)
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется. (Демонстрация презентации)
Учитель: Органические вещества , которые вырабатываются в процессе фотосинтеза нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа будет получать растение, тем больше органических веществ оно будет образовывать
Учитель: Итак, что нужно чтобы фотосинтез проходил? (ответы учащихся)
-место протекания -хлоропласты столбчатой ткани листа
-условия протекания - солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл
-результат процесса - образование органических веществ из неорганических, путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света.
Учитель: Наступило время ответить на наш вопрос, который прозвучал в начале урока:
Что важнее корни или листы? (ответы учащихся)
Учитель: А теперь с помощью биологических задач, попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема урока и смогли ли мы достичь поставленных задач.
Закрепление:
Биологические задачи:
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки, допущенные автором письма? Исправьте ошибки.(работа в группах)
«Здравствуйте, юные биологи! Пишет вам Вася Иванов. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.»
Учитель: Теперь обменяйтесь и проверьте своих товарищей. Все ли ошибки они нашли.
Рефлексия.
Домашнее задание: § 16, рабочая тетрадь №66-68 + любое творческое задание
- Составление синквейна.
-Написать сочинение от имени листа «Какой я важный?». Закончить наш урок хотелось бы словами К.А. Тимирязева
« Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать на хлорофилловое зерно.
Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч Солнца согревает нас, он приводит нас в движение. Быть может в эту минуту он играет в нашем мозгу.»
Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!
Приложение 1.
Растение поглощает свет при помощи зеленого вещества, которое называется хлорофилл. Хлорофилл содержится в хлоропластах, которые находятся в стеблях или плодах. Особенно большое их количество в листьях, потому что из-за своей очень плоской структуры листок может притянуть много света, соответственно, получить намного больше энергии для процесса фотосинтеза. После поглощения хлорофилл находится в возбужденном состоянии и передает энергию другим молекулам организма растения, особенно, тем, которые непосредственно участвуют в фотосинтезе.
Второй этап процесса фотосинтеза проходит уже без обязательного участия света и состоит в получении химической связи с участием углекислого газа, получаемого из воздуха и воды, растениями через устьица. На данной стадии синтезируются разные очень полезные для жизнедеятельности вещества, такие как крахмал и глюкоза. Эти органические вещества используют сами растения для питания разных его частей, а также для поддержания нормальной жизнедеятельности. Кроме того, эти вещества также получают и животные, питаясь растениями. Люди тоже получают эти вещества, употребляя в пищу продукты животного и растительного происхождения.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Что является органом воздушного питания?
2. Как углекислый газ воздуха попадает в лист?
3. Что такое хлорофилл?
4. Какую роль выполняет хлорофилл?
5.Что происходит с водой, углекислым газом и солнечной энергией в зеленых хлоропластах листа?
6. Как называется данный процесс?
Приложение 2.
Проект “ Обнаружение крахмала в листьях растений как конечного продукта фотосинтеза”
Гипотеза: глюкоза, образованная в процессе фотосинтеза в хлоропластах, сразу полимеризуется в «первичный » крахмал.
Цель эксперимента: обнаружить «первичный» крахмал в листьях растения непосредственно в месте его синтеза.
Для этого мы взяли растение герани и поставила комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев.
Вырезали на конверте из черной бумаги слово «свет». Через трое суток растение достали из шкафа и поместили в этот конверт один из листьев. Затем поставили герань на солнечный свет на 8 часов.
Через 8 часов лист срезали.
Лист растения поместили сначала в горячую воду ( при этом разрушилась покровная и основная ткань листа), лист стал мягким, после этого поместили его в кипящий спирт.( При этом лист обесцветился , а спирт стал ярко зелёным от хлорофилла)
Затем обработали слабым раствором йода – и вот наш результат.
Вывод: в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...