Урок обобщающего повторения по биологии "Надкласс Рыбы".
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Шаронова Светлана Владимировна

Урок обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

Цели урока:

  • углубить и обобщить знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения;
  • выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
  • активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.

Ход урока

1. Oрганизационная часть

   Учитель: Здравствуйте, ребята!

 - Вспомните, какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? (Ответы обучающихся).

- Сегодня на уроке мы еще раз будем говорить о наших водных обитателях, о рыбах.

   Эпиграф урока: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

(русская пословица)

   Рыбы  настолько удивительные и восхитительные животные, которые не перестают удивлять и вдохновлять человека. Я думаю, каждого из вас восхищает их способность обитать в воде. Говоря об уверенном в себе человеке, мы всегда сравниваем его с рыбой и говорим «Чувствует себя как рыба в воде».

И на сегодняшнем уроке вы должны показать себя уверенными, чувствовать себя  «как рыба в воде».

2. Oбобщение и повторение изученного.

Конкурс «ТЕКСТОВЫЙ»

Вставить пропущенные слова  в текст, внизу есть слова для справок, которые вы должны вставить на место пропусков.

Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.

1.Рыбы - ……… животные, обитающие в воде.  2.Органами дыхания рыб служат …… . 3.Тело большинства рыб покрыто ……. 4.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……. . 5.Кровеносная система у рыб….. . 6. Сердце рыб состоит из …. камер. 7. Они имеют центральную нервную систему, которая состоит из….. и….. мозга. 8. Органами выделения  рыбы являются….. .

Ответы: (бесчерепные, позвоночные, почки, 3, нервов, головного, незамкнутая, боковая линия, замкнутая, 2, спинного, жабры, чешуёй, лёгкие).

Что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля.

Конкурс «ВЕРНО – НЕВЕРНО».

Оценка: 1 балл за каждый правильный признак.

ТЕСТ 1.

Какие утверждения верны:

1. Рыбы - теплокровные животные.

2. Имеют обтекаемую форму тела.

3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. Грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. Форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. Сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.

10. Лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.

Ответы:

  • ДА - 2, 4, 5, 7, 8.
  • НЕТ - 1, 3, 6, 9, 10.

Учитель комментирует правильность:

  1. холоднокровные (пойкилотермные).
  2. +
  3. неподвижное сочленение костей.
  4. +
  5. + ( слепая щука в аквариуме - черная; свет, попадая в зрачок, вызывает раздражение нервных окончаний, возбуждение передается в мозг, а затем к коже, что приводит к изменению пигментации).
  6. растворенным в воде кислородом с помощью жабр.
  7. +
  8. + ( у хищных - тело торпедообразное).
  9. нерест.
  10. заходят на нерест в реки.

Проверка (взаимопроверка) результата теста, максимальное число баллов -10.

Все эти приспособления позволили рыбам стать одним из многочисленных классов животных, населяющих планету Земля. (22000 видов).

Не только особенности внешнего, но и внутреннего строения отличают рыб от представителей других классов животных.

Конкурс «ТЕСТОВЫЙ»

Оценка: 1 балл за каждый правильный признак.

ТЕСТ для 1 команды.

Выбрать правильный ответ:

1. В состав пищеварительной системы рыб входит:

а) мочевой пузырь

б) кишечник

в) молоки

2. Сердце рыбы состоит из:

а) 2-х камер

б) 3-х камер

в) 4-х камер

3. Органом дыхания рыб служат:

а) легкие

б) плавательный пузырь

в) жабры

4. Спинной мозг рыб расположен :

а) над позвоночником

б) внутри позвоночника

в) под позвоночником

5. Рыбы - животные :

а) раздельнополые

б) гермафродиты

6. Этот орган чувств есть только у рыб :

а) зрение (глаза)

б) слух

в) боковая линия

7. Органом выделения у рыб является :

а) анальное отверстие

б) почки

в) печень

8) Самая крупная пресноводная рыба?

а) щука в) карась

б) белуга г) сазан

9) Среди пресноводных рыб России наиболее плодовитая?

а) лещь в) сазан

б) карп г) щука

Ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-б, 9- в.

Максимальное число баллов - 7.

ТЕСТ для 2 команды.

1) Сколько камер в сердце рыб? (2)

а) четыре в) одна

б) две г) три

2) Покров рыб? (чешуйчатый)

а) черешчатый в) черепицеобразный

б) чешуйчатый г) гладкий

3) Органы дыхания? (жабры)

а) жабры в) трахея

б) лёгкие г) поверхность тела

4) Среда обитания рыб? (водная)

а) почвенная в) организменная

б) наземно-воздушная г) водная

5) Орган обоняния рыбы? (ноздри)

а) кожа в) боковая линия

б) жабры г) ноздри

6) Самая маленькая акула? (нянька)

а) белая в) молот

б) кошачья г) нянька

7) Сколько отделов включает скелет рыб? (три)

а) два в) четыре

б) три г) пять.

ТЕСТ для 3 команды.

1) Личиночная стадия рыбы? (малёк)

а) зародыш в) малёк

б) линёк г) филёк

2) Форма тела рыбы? (обтекаемая)

а) шарообразная в) обтекаемая

б) продолговатая г) прямая

3) Где находиться орган слуха ? (в черепе)

а) в черепе в) сзади черепа

б) по бокам черепа г) спереди черепа

4) Самая крупная акула? (китовая)

а) белая в) китовая

б) синяя г) кошачья

5) Промысловая рыба с вкусным мясом и деликатной чёрной икрой? (осётр)

а) нерка в) осётр

б) лосось г) кета

6) Роль руля у рыбы выполняет? (хвостовой плавник)

а) хвостовой в) анальный

б) спинной г) грудной

7) Лентовидные органы выделения у рыб? (почки)

а) лёгкие в) плавательный пузырь

б) кожа г) почки

 «ЗАГАДОЧНЫЙ КОНКУРС»

Условия: команды по очереди отгадывают загадки, если отвечающая команда даёт неправильный ответ, команды противников могут дать свой вариант ответа и заработать дополнительные баллы.

Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.

Загадки для 1 команды:

  1. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (сом)
  2. Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей, перья есть, да не летает, в холоде не зябнет и жары не боится. (рыба)
  3. С зубастой трёхметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой. (акула)

Загадки для 2 команды:

  1. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, а дом в окошки ушёл. (рыба и сеть)
  2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине и щука не проглотит. (ёрш)
  3. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)

Загадки для 3 команды:

  1. Закованный в бронзу с боков, он плыл в темноте колеи,
    Мигая в лесах тростников копейками чешуи. 
    (
    карп)
  2. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (рыбы)
  3. У неё во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (щука)

Конкурс «ФИЛВОРД 16 РЫБ»

Задание: за 5 минут найти спрятанные в филворде 16 названий рыб.

Оценка: 1 балл за каждое название.

О

Б

Е

С

А

К

С

Е

Р

Т

М

С

Ь

Л

А

Ф

Е

К

С

М

О

Е

Е

Р

Л

О

С

О

С

Ь

Й

Т

Н

Т

О

И

К

Б

Е

О

В

Л

И

Г

Р

К

О

Л

Л

О

А

В

В

Е

А

Р

У

Б

Ь

Е

А

К

Н

Д

А

В

И

Н

Д

А

Л

Ш

У

Н

Я

Ь

Ь

Г

Ь

К

А

С

Е

Л

Н

Н

С

Р

Л

Т

Б

А

А

Н

А

А

А

Ь

Е

А

М

З

Г

О

Л

Р

Р

Р

Р

Б

А

А

О

Х

И

А

А

В

О

У

К

Н

И

К

М

Т

К

А

Ф

З

ОТВЕТЫ: 1 - акула; 2 - мойва; 3 - налим; 4 - окунь; 5 - осётр; 6 - сазан; 7 - судак; 8 - карась; 9 - кефаль; 10 - лосось; 11 - сельдь; 12 - тарань; 13 - треска; 14 - форель; 15 - зубатка; 16 - камбала.

Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»

Задание: распределить представителей по систематическим группам.

«Пойманной» считается рыба, систематическое положение которой определено правильно.

Оценка: за каждую пойманную рыбу 1 балл.

Систематические группы:

А) Хрящевые:

Б) Костно-хрящевые:

В) Двоякодышащие:

Г) Кистепёрые:

Д) Костистые:

Представители:

1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Ответы: А) 3; 9. Б)10. В)1; 5. Г)7. Д)2; 4; 6; 8.

Конкурс «КРОССВОРД»

Задание:  команда в группе разгадывает и заполняет кроссворд.

Оценка: за каждое название 1 балл.

Задание для 1 команды:

http://festival.1september.ru/articles/609398/full_image002.jpg

Ответы: килька; карась; камбала; колюшка

Задание для 2 команды:

http://festival.1september.ru/articles/609398/full_image004.jpg

Ответы: скат; сазан; сельдь; севрюга

Задание для 3 команды:

http://festival.1september.ru/articles/609398/full_image006.jpg

Ответы: сазан; сельдь; севрюга; ставрида;

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу.

Оценка: 1 балл за каждую шифровку.

Шифровки для 1 команды:

Т А П В О Л (плотва)
С Е К Р А Т 
(треска)
Д У К С А 
(судак)
Д Ь С Т Р Е Я Л 
(стерлядь)

Шифровки для 2 команды:

З Н А А С (сазан)
Т О Р Е С 
(осётр)
М Л И Н А 
(налим)
Л А Т И М Е Р И Я 
(латимерия)

Шифровки для 3 команды:

Т А М Н И Й (минтай)
Р Ф Ь Л Е О 
(форель)
А Е У Г Л Б 
(белуга)
У Б О Р Г А Ш 
(горбуша)

Конкурс «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

Вопросы для 1 команды:

  1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (тело покрыто слизью)
  2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (за счёт боковой линии)
  3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (в печени находится запас жира)
  4. Горчак, тиляпия, колюшка, пинагор. Что всех этих рыб объединяет? (забота о потомстве)
  5. Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему? (по чешуе можно определить возраст и состояние здоровья рыбы)
  6. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? (за счёт боковой линии)
  7. Почему зимой может происходить замор рыбы? (недостаток кислорода)
  8. У налима «всё наоборот» - говорят бывалые рыбаки. Почему? (нерестится зимой)

Вопросы для 2 команды:

  1. Ответная реакция организма на раздражение. (рефлекс)
  2. Где накапливается желчь у рыб? (в желчном пузыре)
  3. Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек)
  4. Какая кровь в сердце рыбы? (венозная)
  5. Какая из пресноводных рыб самая большая? (сом)
  6. Где расположены глаза у камбалы? (на спине)
  7.  В какое время года рыбы мечут икру? (весной)
  8. Эта рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (морской конёк)

Вопросы для 3 команды:

  1. Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена)
  2. Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие)
  3. Чем прикрыты жабры рыбы снаружи? (жаберными крышками)
  4. Какие рыбы называются проходными? (которые совершают в период нереста миграции)
  5. Какая известная рыба меняет окраску под цвет дна? (камбала)
  6. Различают ли рыбы цвета? (да)
  7. Какие рыбы называются живородящими? (рождающие живых детёнышей)
  8. Эта рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны (сом)
  9. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)
  10.  Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя – моряк из знаменитой песни (кефаль)
  1. В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место (рыбы)
  2. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку (невод).

3.Подведение итогов урока и выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок-игра по теме: "КЛАСС РЫБЫ"

Слайд 2

Цели урока: углубить и обобщить знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; выявить уровень ЗУН учащихся по теме; активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.

Слайд 3

Эпиграф урока: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». (русская пословица)

Слайд 4

Конкурс «ТЕКСТОВЫЙ» 1.Рыбы - ……… животные, обитающие в воде. 2.Органами дыхания рыб служат …… . 3.Тело большинства рыб покрыто ……. 4.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……. . 5.Кровеносная система у рыб….. . 6. Сердце рыб состоит из …. камер. 7. Они имеют центральную нервную систему, которая состоит из….. и….. мозга. 8. Органами выделения рыбы являются….. . Ответы: (бесчерепные, позвоночные, почки, 3, нервов, головного, незамкнутая, боковая линия, замкнутая, 2, спинного, жабры, чешуёй, лёгкие).

Слайд 5

Конкурс «ВЕРНО – НЕВЕРНО». Какие утверждения верны: 1. Рыбы - теплокровные животные. 2. Имеют обтекаемую форму тела. 3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево. 4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью. 5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. 6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких. 7. Грудные и брюшные плавники рыб парные. 8. Форма тела рыбы зависит от способа питания. 9. Сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием. 10. Лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.

Слайд 6

Ответы: ДА - 2, 4, 5, 7, 8. НЕТ - 1, 3, 6, 9, 10.

Слайд 7

Конкурс «ТЕСТОВЫЙ» 1. В состав пищеварительной системы рыб входит: а) мочевой пузырь б) кишечник в) молоки 2. Сердце рыбы состоит из: а) 2-х камер б) 3-х камер в) 4-х камер 3. Органом дыхания рыб служат: а) легкие б) плавательный пузырь в) жабры 4. Спинной мозг рыб расположен : а) над позвоночником б) внутри позвоночника в) под позвоночником 5. Рыбы - животные : а) раздельнополые б) гермафродиты 6. Этот орган чувств есть только у рыб : а) зрение (глаза) б) слух в) боковая линия 7. Органом выделения у рыб является : а) анальное отверстие б) почки в) печень 8) Самая крупная пресноводная рыба? а) щука в) карась б) белуга г) сазан 9) Среди пресноводных рыб России наиболее плодовитая? а) лещь в) сазан б) карп г) щука 1) Сколько камер в сердце рыб? а) четыре в) одна б) две г) три 2) Покров рыб? а) черешчатый в) черепицеобразный б) чешуйчатый г) гладкий 3) Органы дыхания? а) жабры в) трахея б) лёгкие г) поверхность тела 4) Среда обитания рыб? а) почвенная в) организменная б) наземно-воздушная г) водная 5) Орган обоняния рыбы? а) кожа в) боковая линия б) жабры г) ноздри 6) Самая маленькая акула? а) белая в) молот б) кошачья г) нянька 7) Сколько отделов включает скелет рыб? а) два в) четыре б) три г) пять.

Слайд 8

Конкурс «ТЕСТОВЫЙ» 1) Личиночная стадия рыбы? а) зародыш в) малёк б) линёк г) филёк 2) Форма тела рыбы? а) шарообразная в) обтекаемая б) продолговатая г) прямая 3) Где находиться орган слуха ? а) в черепе в) сзади черепа б) по бокам черепа г) спереди черепа 4) Самая крупная акула? а) белая в) китовая б) синяя г) кошачья 5) Промысловая рыба с вкусным мясом и деликатной чёрной икрой? а) нерка в) осётр б) лосось г) кета 6) Роль руля у рыбы выполняет? а) хвостовой в) анальный б) спинной г) грудной 7) Лентовидные органы выделения у рыб? а) лёгкие в) плавательный пузырь б) кожа г) почки

Слайд 9

«ЗАГАДОЧНЫЙ КОНКУРС» 1)Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. сом 2)Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей, перья есть, да не летает, в холоде не зябнет и жары не боится. рыба 3)С зубастой трёхметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой. акула

Слайд 10

1)Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, а дом в окошки ушёл. рыба и сеть 2)Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине и щука не проглотит. ёрш 3)Не человек, не зверь, а с усами. сом

Слайд 11

1)Закованный в бронзу с боков, он плыл в темноте колеи, мигая в лесах тростников копейками чешуи. карп 2)У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. рыбы 3)У неё во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. щука

Слайд 12

Конкурс «ФИЛВОРД 16 РЫБ» Задание: за 5 минут найти спрятанные в филворде 16 названий рыб. О Б Е С А К С Е Р Т М С Ь Л А Ф Е К С М О Е Е Р Л О С О С Ь Й Т Н Т О И К Б Е О В Л И Г Р К О Л Л О А В В Е А Р У Б Ь Е А К Н Д А В И Н Д А Л Ш У Н Я Ь Ь Г Ь К А С Е Л Н Н С Р Л Т Б А А Н А А А Ь Е А М З Г О Л Р Р Р Р Б А А О Х И А А В О У К Н И К М Т К А Ф З

Слайд 13

Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ» Задание: распределить представителей по систематическим группам. Систематические группы: А) Хрящевые: Б) Костно-хрящевые: В) Двоякодышащие: Г) Кистепёрые: Д) Костистые: Представители: 1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Слайд 14

Ответы: А) 3; 9. Б)10. В)1; 5. Г)7. Д)2; 4; 6; 8.

Слайд 15

Конкурс «КРОССВОРД» Задание: команда в группе разгадывает и заполняет кроссворд.

Слайд 18

Конкурс «ШИФРОВКА» Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу. Шифровки для 1 команды: Т А П В О Л С Е К Р А Т Д У К С А Д Ь С Т Р Е Я Л Шифровки для 2 команды: З Н А А С Т О Р Е С М Л И Н А Л А М Е Т И Р И Я Шифровки для 3 команды: Т А М Н И Й Р Ф Ь Л Е О А Е У Г Л Б У Б О Р Г А Ш

Слайд 19

Конкурс «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Слайд 20

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист                          _________________2017 год

Ф.И. ученика ___________________________________________

Конкурс «ТЕКСТОВЫЙ»

1.Рыбы - ………………………. животные, обитающие в воде.  2.Органами дыхания рыб служат ………………… . 3.Тело большинства рыб покрыто …………………….. 4.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……………………………….. . 5.Кровеносная система у рыб………………………. . 6. Сердце рыб состоит из …. камер. 7. Они имеют центральную нервную систему, которая состоит из……………………….. и…………………. мозга. 8. Органами выделения  рыбы являются…………... .

Ответы: (бесчерепные, позвоночные, почки, 3, нервов, головного, незамкнутая, боковая линия, замкнутая, 2, спинного, жабры, чешуёй, лёгкие).

Конкурс «ВЕРНО – НЕВЕРНО».

ТЕСТ 1.

Какие утверждения верны:

1. Рыбы - теплокровные животные.

2. Имеют обтекаемую форму тела.

3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. Грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. Форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. Сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.

10. Лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.

Да ________________________________________

Нет _______________________________________

Конкурс «ТЕСТОВЫЙ»

Выбрать правильный ответ:

1. В состав пищеварительной системы рыб входит:

а) мочевой пузырь     б) кишечник     в) молоки

2. Сердце рыбы состоит из:

а) 2-х камер     б) 3-х камер     в) 4-х камер

3. Органом дыхания рыб служат:

а) легкие     б) плавательный пузырь     в) жабры

4. Спинной мозг рыб расположен :

а) над позвоночником     б) внутри позвоночника     в) под позвоночником

5. Рыбы - животные :

а) раздельнополые     б) гермафродиты

6. Этот орган чувств есть только у рыб :

а) зрение (глаза)     б) слух     в) боковая линия

7. Органом выделения у рыб является :

а) анальное отверстие      б) почки     в) печень

8) Самая крупная пресноводная рыба?

а) щука     в) карась     б) белуга     г) сазан

9) Среди пресноводных рыб России наиболее плодовитая?

а) лещь     в) сазан     б) карп     г) щука.

Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»

Задание: распределить представителей по систематическим группам.

Систематические группы:

А) Хрящевые: _____________________

Б) Костно-хрящевые: _______________

В) Двоякодышащие: _______________

Г) Кистепёрые: ____________________

Д) Костистые: _____________________

Представители:

1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Конкурс «ФИЛВОРД 16 РЫБ»

Задание: за 5 минут найти спрятанные в филворде 16 названий рыб.

О

Б

Е

С

А

К

С

Е

Р

Т

М

С

Ь

Л

А

Ф

Е

К

С

М

О

Е

Е

Р

Л

О

С

О

С

Ь

Й

Т

Н

Т

О

И

К

Б

Е

О

В

Л

И

Г

Р

К

О

Л

Л

О

А

В

В

Е

А

Р

У

Б

Ь

Е

А

К

Н

Д

А

В

И

Н

Д

А

Л

Ш

У

Н

Я

Ь

Ь

Г

Ь

К

А

С

Е

Л

Н

Н

С

Р

Л

Т

Б

А

А

Н

А

А

А

Ь

Е

А

М

З

Г

О

Л

Р

Р

Р

Р

Б

А

А

О

Х

И

А

А

В

О

У

К

Н

И

К

М

Т

К

А

Ф

З

Маршрутный лист                          _________________2017 год

Ф.И. ученика ___________________________________________

Конкурс «ТЕКСТОВЫЙ»

1.Рыбы - ………………………. животные, обитающие в воде.  2.Органами дыхания рыб служат ………………… . 3.Тело большинства рыб покрыто …………………….. 4.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……………………………….. . 5.Кровеносная система у рыб………………………. . 6. Сердце рыб состоит из …. камер. 7. Они имеют центральную нервную систему, которая состоит из……………………….. и…………………. мозга. 8. Органами выделения  рыбы являются…………... .

Ответы: (бесчерепные, позвоночные, почки, 3, нервов, головного, незамкнутая, боковая линия, замкнутая, 2, спинного, жабры, чешуёй, лёгкие).

Конкурс «ВЕРНО – НЕВЕРНО».

ТЕСТ 1.

Какие утверждения верны:

1. Рыбы - теплокровные животные.

2. Имеют обтекаемую форму тела.

3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. Грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. Форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. Сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.

10. Лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.

Да ________________________________________

Нет _______________________________________

Конкурс «ТЕСТОВЫЙ»

Выбрать правильный ответ:

1) Сколько камер в сердце рыб?

а) четыре     в) одна     б) две     г) три

2) Покров рыб?

а) черешчатый     в) черепицеобразный     б) чешуйчатый     г) гладкий

3) Органы дыхания?

а) жабры     в) трахея     б) лёгкие     г) поверхность тела

4) Среда обитания рыб?

а) почвенная     в) организменная     б) наземно-воздушная     г) водная

5) Орган обоняния рыбы?

а) кожа     в) боковая линия     б) жабры     г) ноздри

6) Самая маленькая акула?

а) белая     в) молот     б) кошачья     г) нянька

7) Сколько отделов включает скелет рыб?

а) два     в) четыре     б) три     г) пять.

Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»

Задание: распределить представителей по систематическим группам.

Систематические группы:

А) Хрящевые: _____________________

Б) Костно-хрящевые: _______________

В) Двоякодышащие: _______________

Г) Кистепёрые: ____________________

Д) Костистые: _____________________

Представители:

1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Маршрутный лист                          _________________2017 год

Ф.И. ученика ___________________________________________

Конкурс «ТЕКСТОВЫЙ»

1.Рыбы - ………………………. животные, обитающие в воде.  2.Органами дыхания рыб служат ………………… . 3.Тело большинства рыб покрыто …………………….. 4.Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……………………………….. . 5.Кровеносная система у рыб………………………. . 6. Сердце рыб состоит из …. камер. 7. Они имеют центральную нервную систему, которая состоит из……………………….. и…………………. мозга. 8. Органами выделения  рыбы являются…………... .

Ответы: (бесчерепные, позвоночные, почки, 3, нервов, головного, незамкнутая, боковая линия, замкнутая, 2, спинного, жабры, чешуёй, лёгкие).

Конкурс «ВЕРНО – НЕВЕРНО».

ТЕСТ 1.

Какие утверждения верны:

1. Рыбы - теплокровные животные.

2. Имеют обтекаемую форму тела.

3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. Грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. Форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. Сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.

10. Лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.

Да ________________________________________

Нет _______________________________________

Конкурс «ТЕСТОВЫЙ»

Выбрать правильный ответ:

1) Личиночная стадия рыбы?

а) зародыш     в) малёк     б) линёк     г) филёк

2) Форма тела рыбы?

а) шарообразная      в) обтекаемая     б) продолговатая     г) прямая

3) Где находиться орган слуха?

а) в черепе     в) сзади черепа     б) по бокам черепа     г) спереди черепа

4) Самая крупная акула?

а) белая     в) китовая     б) синяя     г) кошачья

5) Промысловая рыба с вкусным мясом и деликатной чёрной икрой?

а) нерка     в) осётр     б) лосось     г) кета

6) Роль руля у рыбы выполняет?

а) хвостовой     в) анальный     б) спинной     г) грудной

7) Лентовидные органы выделения у рыб?

а) лёгкие      в) плавательный пузырь     б) кожа     г) почки

Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»

Задание: распределить представителей по систематическим группам.

Систематические группы:

А) Хрящевые: _____________________

Б) Костно-хрящевые: _______________

В) Двоякодышащие: _______________

Г) Кистепёрые: ____________________

Д) Костистые: _____________________

Представители:

1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Конкурс «КРОССВОРД»

Задание:  команда в группе разгадывает и заполняет кроссворд.

Задание для 1 команды:

http://festival.1september.ru/articles/609398/full_image002.jpg

Конкурс «КРОССВОРД»

Задание:  команда в группе разгадывает и заполняет кроссворд.

Задание для 2 команды:

http://festival.1september.ru/articles/609398/full_image004.jpg

Конкурс «КРОССВОРД»

Задание:  команда в группе разгадывает и заполняет кроссворд.

Задание для 3 команды:

http://festival.1september.ru/articles/609398/full_image006.jpg

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу.

Оценка: 1 балл за каждую шифровку.

Шифровки для 1 команды:

Т А П В О Л ___________________
С Е К Р А Т  ___________________
Д У К С А  ____________________
Д Ь С Т Р Е Я Л  ________________

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу.

Оценка: 1 балл за каждую шифровку.

Шифровки для 2 команды:

З Н А А С  ___________________
Т О Р Е С 
 ___________________
М Л И Н А 
__________________
Л А М Е Т И Р И Я 
_______________________

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу.

Оценка: 1 балл за каждую шифровку.

Шифровки для 3 команды:

Т А М Н И Й _____________________
Р Ф Ь Л Е О 
______________________
А Е У Г Л Б 
______________________
У Б О Р Г А Ш 
___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс

Нестандартные урок -  игра "Покорение вершины"  позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Урок обобщающего повторения по биологии "Тип Членистоногие".

Урок разработан по теме "Тип Членистоногие" 7 класс....

Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии

методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...

Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"

На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках, приспособлениях к жизни в воде....