"Мир растений глазами ребенка"
рабочая программа по биологии (6 класс)
Актуальность программы: Слово «Экология» дословно обозначает «науку о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – флору и фауну – помогает школьникам по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет научиться бережно относиться к окружающей среде.
Непосредственно в соприкосновении с природой у человека развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Ребёнок более тонко чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с интересом и любопытством. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением живой или неживой природы.
Программа «Мир растений глазами ребенка» общеинтеллектуальной направленности разработана для учащихся 6 класса. Она направлена на практическую деятельность познания мира растений.
В программу включены: темы занятий, формы итогового контроля, содержание работы, экологические проекты, опыты и практические работы, прогулки и экскурсии в природу, защита проектов, составление памяток и пр.
Содержание программы осуществляется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса реализуется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опыты.
Программа «Мир глазами ребенка» направлена на формирование ценностных ориентиров школьников, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Место внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «В мире растений глазами ребенка» в 6-м классе выделяется 1час в неделю - всего 35 ч.
Цели программы:
- формирование экологической культуры;
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, развитие интереса к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать опыт участия в деятельности по охране природы;
- сформировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к объектам окружающей среды, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, необходимость целесообразно относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждено
Заместитель директора по ВР Руководитель
____________/Сарбаева В.И./ МБОУ Среднедевятовской СОШ
___________/Жестковой А.П./
20.08.2018 Приказ №164
от «20»августа 2018г.
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Мир растений глазами ребенка»
для 6 класса
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Среднедевятовской средней общеобразовательной школы
Шкудова В.Н., первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «20»августа 2018г.
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря 2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006г. № 06-1844, Уставом МБОУ Среднедевятовская СОШ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Актуальность программы: Слово «Экология» дословно обозначает «науку о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – флору и фауну – помогает школьникам по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет научиться бережно относиться к окружающей среде.
Непосредственно в соприкосновении с природой у человека развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Ребёнок более тонко чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с интересом и любопытством. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением живой или неживой природы.
Программа «Мир растений глазами ребенка» общеинтеллектуальной направленности разработана для учащихся 6 класса. Она направлена на практическую деятельность познания мира растений.
В программу включены: темы занятий, формы итогового контроля, содержание работы, экологические проекты, опыты и практические работы, прогулки и экскурсии в природу, защита проектов, составление памяток и пр.
Содержание программы осуществляется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса реализуется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опыты.
Программа «Мир глазами ребенка» направлена на формирование ценностных ориентиров школьников, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Место внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «В мире растений глазами ребенка» в 6-м классе выделяется 1час в неделю - всего 35 ч.
Цели программы:
- формирование экологической культуры;
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, развитие интереса к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать опыт участия в деятельности по охране природы;
- сформировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к объектам окружающей среды, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, необходимость целесообразно относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Формы и методы организации деятельности детей:
- - групповая;
- - парная;
- - индивидуальная;
- исследовательские задания,
- игровые задания,
- опытническая работа
- создание экологических проектов
- практикумы,
- дидактические, игры,
- опыты,
- экологические акции,
- практические работы,
- экскурсии и прогулки в природу,
- гербаризация,
- составление памяток.
Занятия носят развивающий характер, проводятся с использованием фотографий, таблиц, опытов. Внеурочные занятия составляются с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся школьного возраста, поэтому учащиеся без труда усваивают сложные понятия из курса биологии 6 класса.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Метапредметные результаты:
Личностные:
- развитие интереса к познанию природы;
- осознание роли и места человека в биосфере;
- расширение сферы социально-нравственных представлений;
- мотивация на здоровый образ жизни и творческий труд.
- самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам охраны природы, здоровьесберегающее поведение;
- эстетические потребности, чувства;
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- - сохранять учебную задачу урока;
- - выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- - планировать самостоятельное высказывание;
- .
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Содержание программы
6 класс (35 ч)
1. Мой край (7 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, занесенными в Красную Книгу. Причины исчезновения растений и необходимость их защиты людьми. Красная книга Республики Татарстан.
2. Разнообразие растений. ( 6 часов.)
Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений.
3. Строение растений. (7 час.)
Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев. Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.
4. Размножение растений. (8 часов.)
Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.
5. Весенние работы (7 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами. Как правильно поливать культуры. Влияние влаги на всходы.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Количество часов | |
Аудиторные | Неаудиторных | ||
Мой край | 3 | 4 | |
1 | Экскурсия в парк «Осень в нашем селе» | 1 | |
2 | Флора и фауна Лаишевского района | 1 | |
3 | Основные экологические группы животных | 1 | |
4 | Основные экологические группы растений | 1 | |
5-6 | «Исчезающие растения и животные родного края» | 2 | |
7 | Экскурсии в зоологический музей | 1 | |
Разнообразие растений. | 5 | 1 | |
8-9 | Изготовление гербария | 1 | 1 |
10 | Самые древние растения. Водоросли | 1 | |
11 | Растения у тебя дома. Значение растений | 1 | |
12 | Ядовитые растения, нужны ли они? | 1 | |
13 | Определение растений в кабинете. Что я знаю о них. | 1 | |
Строение растений. | 6 | 1 | |
14 | Как устроено растение | 1 | |
15 | Оформление альбома «Строение растений» | 1 | |
16 | Виды листьев | 1 | |
18 | Отпечатки листьев | 1 | |
19 | Для чего нужны цветы? Цветочная викторина | 1 | |
20-21 | Хитрости цветов. Биологические часы. | 2 | |
Размножение растений. | 4 | 4 | |
22 | Вегетативное размножение растений. | 1 | 1 |
23-24 | Размножение семенами. Разнообразие семян | 1 | 1 |
25-26 | Как можно привить несколько растений на одном? «Чудо-растение» | 1 | 1 |
27 | Условия прорастания семян. | 1 | |
28 | Определение всхожести семян | 1 | |
Весенние работы | 7 | ||
29-30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | |
31-33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 3 | |
34-35 | Экологический десант по уборке школьной территории | 2 | |
Итого: 35 часа | |||
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
Мой край | ||||||
1 | «Осень в нашем поселке» | 1 | Экскурсия в осенний парк | |||
2 | Флора и фауна Лаишевского района | 1 | Лекция о многообразии живой природы. | |||
3 | Основные экологические группы животных | 1 | Беседа об экологических группах живых организмов. | |||
4 | Основные экологические группы растений | 1 | Игра «Узнай – кто Я?» | |||
5-6 | «Исчезающие растения и животные родного края» | 1 | Оформление буклетов. | |||
7 | Экскурсии в зоологический музей | 2 | Поездка в музей. | |||
Разнообразие растений. | ||||||
8-9 | Изготовление гербария | 1 | Практическая работа «Сбор растений для гербария» | |||
10 | Самые древние растения. Водоросли | 1 | Беседа о возникновении растений. | |||
11 | Растения у тебя дома. Значение растений | 1 | Презентация «Растения твоего дома» | |||
12 | Ядовитые растения, нужны ли они? | 1 | Мини-исследование | |||
13 | Определение растений в кабинете. Что я знаю о них. | 1 | Практическая работа «Составление брошюры о растениях класса» | |||
Строение растений. | ||||||
14 | Как устроено растение | 1 | Познавательное видео об устройстве растений. | |||
15 | «Строение растений» | 1 | Оформление тематического альбома | |||
16 | Виды листьев | 1 | Оформление дневников наблюдений | |||
18 | Отпечатки листьев | 1 | Практическая работа с листьями растений | |||
19 | Для чего нужны цветы? | 1 | Беседа о роли растений в жизни человека | |||
20-21 | Хитрости цветов. Биологические часы. | 1 | Составление «Страничка из личного опыта наблюдений за цветами» | |||
Размножение растений. | ||||||
22 | Вегетативное размножение растений. | 1 | Беседа о вегетативном размножении растений. Опыт. | |||
23-24 | Размножение семенами. Разнообразие семян | 1 | Прогулка в магазин семян. | |||
25-26 | Как можно привить несколько растений на одном? «Чудо-растение» | 2 | Творческий проект | |||
27 | Условия прорастания семян. | 1 | Мини-исследование | |||
28 | Определение всхожести семян | 1 | Практическая работа « В теплице» | |||
Весенние работы | ||||||
29-30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | Практическое занятие «Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов». | |||
31-33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 2 | Практическое занятие «Посадка семян на рассаду». | |||
34-35 | Экологический десант по уборке школьной территории | 2 | Уборка территории школы | |||
Итого: 35 часа |
Список литературы:
- Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
- Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
- Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
- В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
- И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права человека - глазами ребенка
Данная работа отображает нравственные переживания ребенка, воспитываемого в неполной семье. Работа рекомендуется к прочтению с целью осознания подростками и их родителями важности сохранения семьи как...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-62542-1673192082.jpg)
Анкета для учащихся "Семья и родители глазами ребенка"
Анкетирование учащихся 6 класса «Семья и родители глазами ребенка» позволяет выявить особенности отношений в семье учащегося, его отношение к родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226153-1363941110.jpg)
Классный час «Семья глазами ребенка»
Семья - это начало всех начал для ребенка. Зачастую ему нужно помочь сформировать добрые отношения с родными, потому что от семейного климата зависит его поведение и то, каким человеком он станет в бу...
Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»
В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика". Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-354435-1390930700.jpg)
Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Класс: 5 Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/21/picture-439813-1398067450.jpg)
Сценарий награждения победителей областного конкурса-выставки творчества дошкольников "Мир увлечений глазами ребенка"
Открытие выставки сопряжено с награждением участников, приславших лучшие работы на конкурс. На открытие прибыли участники дошкольного возраста, поэтому в ходе мероприятия были применены приемы активиз...