Права человека - глазами ребенка
творческая работа учащегося (9 класс) на тему

Данная работа отображает нравственные переживания ребенка, воспитываемого в неполной семье. Работа рекомендуется к прочтению с целью осознания подростками и их родителями важности сохранения семьи как одного из важнейших институтов социального общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_cheloveka_-_glazami_rebenka.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа победителя районного и лауреата областного конкурса  « Права человека- глазами ребенка»

ученицы 9в класса  Чернициной  Кристины.

Научный руководитель:  Усачева Вера Николаевна, учитель высшей категории, почетный работник общего образования Российской Федерации.

                           Вступление 
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
                                                                               
Василий Сухомлинский

Каждый ребёнок имеет право на жизнь, индивидуальность, дом и семью, и достойную счастливую жизнь. Право ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено в ст. 54 Семейного Кодекса РФ. Но почему- то, некоторые дети живут в неполноценных семьях, а некоторые и вовсе её лишены. В последнее время среди моих знакомых всё больше детей из неполных семей, или детей, у которых один из родителей неродной. Я и сама из неполной семьи.  И кто бы и чтобы не говорил, это очень тяжело, даже если на первый взгляд так не кажется. Есть, конечно, дети, которым и с одним родителем хорошо. Но я считаю, что  у каждого ребёнка хоть раз в жизни промелькнула мысль: «А как изменилась бы моя жизнь, если бы у меня были и папа и мама?»  Ещё дети считают несправедливым, когда у него, в отличие от его друзей, нет папы или мамы. Чтобы такого не случилось, надо восполнить семью, т.е. мама (давайте рассмотрим этот пример) может снова выйти замуж. Это хорошо, если в семье,  появится мужчина, особенно если ребёнок – мальчик. Но не всегда отчим и сын могут найти общий язык, особенно когда ребёнок не маленький (от 8 лет) и всё уже понимает. И если общий язык найти не удаётся, то о семейном счастье и мысли быть не может. Но всё же детям из неполных семей живётся лучше, чем сиротам. Из интернета я узнала, что сегодня в России сирот больше, чем в военные годы.  На 1 января
2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот, 2/3 из которых – социальные сироты (сироты при живых родителях). А неполные семьи составляют 7 миллионов (на 2002 г.). И с каждым годом их становится всё больше и больше.

Про мою жизнь
Как я уже сказала раннее, я из неполной семьи. Моей маме очень тяжело воспитывать меня одной. Она старается сделать всё, чтобы я не чувствовала отсутствие отца. Она много работает, чтобы обеспечить меня и очень старается вырастить из меня достойного человека. Сначала ей было очень тяжело. Поэтому за мной в детстве ухаживала бабушка, а мама всё время работала. Но потом уже работать стало легче, да и я повзрослела. Я это понимаю, поэтому вдобавок ко всему не нагружаю её своими проблемами.  Я и сама пытаюсь воспитать в себе хорошие качества. Я стараюсь хорошо учиться и беру пример со своей мамы. Я хочу в будущем получить достойную профессию. И чтобы не случилось в будущем, я обязательно устрою хорошее будущее своему ребёнку. Ведь сейчас очень мало семей, которые прожили бы вместе до конца своих дней. Мне, конечно же, не хватает отца. Всем детям из неполных семей не хватает отсутствующего родителя. Я часто думаю о том, как бы изменилась моя жизнь, если бы у меня он был. Но когда мой папа ушёл, я была совсем маленькой. Поэтому я не переживала и не так сильно нуждаюсь в отце, как те дети, которые лишились их в более позднее время. Из-за того, что с самого детства у меня нет папы, а мама много работала, я стала самостоятельной. Я всегда всё делала сама и сама решала свои проблемы. В интернете я прочитала статью про неполные семьи, и узнала, что такое не только у меня. Говорят, что у детей из неполных семей сильная воля и они самостоятельны. Но это не у всех. Ведь также говорят, что у детей из неполных семей плохая успеваемость в школе и неудачно складывается своя семейная жизнь. А мой одноклассник, например, отличник. Да и я сама не троечница. Так что, всё-таки, хоть некоторые и говорят что детям из неполной семьи хуже, чем из полной, не стоит использовать это как оправдание. Если человек захочет, он добьётся своего независимо от обстоятельств.

Неполные семьи
Сейчас огромное количество неполных семей или семей, в которых один из родителей неродной. И это не удивительно, учитывая какой образ жизни сейчас ведёт большинство людей. В основном семьи распадаются из-за пьянства одного из родителей, измен, всяких мелких ссор, которые происходят очень часто и многого другого. Этот факт легче переносится совсем маленьким ребёнком, который ничего не понимает. Благодаря этому, он не так сильно страдает из-за отсутствия отца или матери в будущем. Но это не значит, что отсутствие отца или матери никак на него не повлияет. Например, из-за отсутствия отца, мальчик не может наблюдать особенности мужского поведения. А девочки не будут знать, какую роль в семье выполняет муж. А если нет матери, то наоборот. Девочки не смогут наблюдать особенности женского поведения, а мальчики не будут знать, какую роль в семье выполняет жена. Также, я выяснила, что девочкам, из-за отсутствия в семье отца, трудно общаться с противоположным полом. Когда у девочки есть отец, она, общаясь с ним, учится общению с мужчинами и знает к ним подход. А когда отца нет, возникают некоторые трудности в принятии особенностей поведения и характера мужчин. Девочки из неполных семей чаще всего грезят мечтами о принце на белом коне. Опять же, возвращаемся к незнанию того, как ведёт себя муж в семье. Из-за этого они считают, что мужья их будут такие, как в книжках или в телесериале. Вследствие чего таким девушкам трудно потом принять неидеальный образ юноши. Теперь вернёмся к распаду семьи при взрослом ребёнке. Дети или подростки, которые уже всё осознают, трудно переносят развод родителей. Они привыкли, что папа и мама всегда вместе и вдруг такой удар. Некоторых детей это может привести к психологическим травмам, агрессии, депрессии и другим психологическим заблуждениям и травмам. Я провела опрос среди своих одноклассников и знакомых. Большинство из них тяжело переживали развод родителей на протяжении нескольких месяцев.

Сироты

В нашей стране очень много сирот. На 2007 г. было насчитано 748 тысяч детей-сирот. Основную часть сирот составляют социальные сироты – сироты при живых родителях. Я решила узнать об этом подробнее и я узнала, что когда родители не по каким-либо причинам отказываются от своих детей (нет средств для содержания, по-молодости и т.д.), оба родителя погибают или их лишают родительских прав, то ребёнка не сразу отправляют в детский дом. Сначала ребёнок подлежит передаче на воспитание в семью: на усыновление, под опеку или в приемную семью. Но не всегда находятся такие добрые люди, готовые принять в свою семью, любить и заботиться о чужом ребёнке. Я очень уважаю таких людей, которые отважились пойти на такой шаг. А вот если такой возможности нет - в учреждения для детей-сирот. Но детский дом никогда не заменит настоящую семью. Ведь всему дети учатся у родителей. А самое главное – жизни. А если родителей нет, то у кого учиться? Ведь в детских домах все дети сами по себе. Сироты не смогут понять, что такое семейный очаг, любовь и забота. В будущем им будет трудно создать семью. У них те же проблемы, как и у детей из неполных семей. Но во втором случае есть хотя бы один родитель, на которого можно ровняться и у которого можно учиться. А у сирот нет никого. Их некому будет поддержать, никто не подскажет им правильного пути. Им всё нужно будет делать самим. Конечно, они будут самостоятельны, но… Из-за неумения создать семью, в будущем семейный очаг может рухнуть. Ведь кто бы и чтобы не говорил, человек всегда будет воспитывать своего ребёнка так, как его воспитывали родители. Потому что он просто не умеет по-другому. И даже если родители были строги со своим ребёнком и этот ребёнок их не понимал, то с возрастом он поймёт, что его родители хотели как лучше. По крайней мере, так считаю я. Как я уже сказала ранее, основную часть сирот составляют социальные сироты. Я, конечно, не могу обвинять тех, кто отказывается от своих детей. Ведь чтобы понять, что заставило их так поступить – это нужно пережить. А я ещё не достигла взрослого возраста и не попадала в такую ситуацию. И я стараюсь вести правильную и ответственную жизнь. Поэтому мне кажутся безответственными девочки и девушки, которые хотят «поразвлечься» и не думают о последствиях. А потом делают аборты, из-за чего могут стать бесплодными  (что приводит к сокращению численности населения), либо сразу после рождения ребёнка, отказываются от него. Также родители или один родитель отказывается от ребёнка, если не может его содержать. Из Библии известно, что «Бог даёт ребёнка, но Бог даёт и на ребёнка». Бросить своего ребёнка не выход. В России, в отличие от других стран, больше всего сирот. Наша страна, как известно, самая многонациональная. В основном русские заводят по одному ребёнку или не заводят детей вообще. Они объясняют это тем, что с ними много проблем. А вот почему-то народы Кавказа не задумываются об этом и у них как минимум двое детей. Моя школа тоже многонациональна. Я провела опрос и выяснила, что у детей кавказской национальности по два или больше братьев и сестёр. А им что, живётся легче? Но больше всего меня удивляет то, что иностранцы приезжают к нам и усыновляют детей, а граждане Российской Федерации так не поступают. Конечно, есть такие люди, но их не много. Те же обеспеченные люди. У них же есть такая возможность. Но некоторые не только не хотят подарить свою любовь и заботу брошенному ребёнку, но и своих детей заводить не хотят. Я, конечно, могу быть не права, но жить только ради себя или карьеры я считаю бессмысленным. Ведь основная задача женщины – родить ребёнка. Да, в наше время это трудно. Нужно сначала получить достойное образование, найти хорошую работу, а потом заводить семью. Но совсем не заводить семью – это зря прожитая жизнь. Вот заработаешь ты много денег и что? Куда их дальше девать? Хотя, у каждого на этот счёт своё мнение.

Семья с отчимом или мачехой 
Рано или поздно, может наступить переломный момент и семья распадается. Остаётся какая-то пустота. Эту пустоту можно заполнить новым членом семьи. Если, например, из семьи ушёл отец, мама снова может выйти замуж. Это хорошо, если в доме появляется мужчина, который будет следить за порядком в доме, помогать маме и заботиться о её ребёнке. Но отчим не всегда может подружиться с этим ребёнком. Когда ребёнок маленький, он не особо понимает, что вокруг него происходит и легко может свыкнуться с появлением в семье нового человека. А вот взрослому ребёнку, который уже всё осознаёт и имеет собственное мнение и суждения, трудно с этим свыкнуться. Ведь всегда были он и мама. А тут приходит какой-то незнакомый ему человек, со своими взглядами, привычками, установками, и вносит в привычный уклад  семьи свой домашний порядок и уют. Из анкет моих сверстников можно выделить основные моменты, влияющие на отношения отчим-ребёнок:

  • отчим хочет внести свои порядки, отрицая при этом уже установленные
  • теперь всё внимание матери достаётся не только ребёнку, но и новому члену семьи
  • отчим пытается запретить ребёнку делать то, что до этого ему всегда разрешала мама
    Конечно, ребёнок может свыкнуться с отчимом ради мамы, но это не поможет создать в семье искренние отношения. Поэтому, я считаю, что взрослый человек должен показывать пример, проявляя мудрость, такт и терпение, т.к. он имеет больший жизненный опыт, да и  он уже был ребенком и легко понимает проблемы этого периода жизни. Поэтому, я считаю, что не стоит сразу начинать  устанавливать свои «законы», что-то капитально менять и  если что беспомощно разводить руками: «это бесполезно, мы никогда не сможем понять друг друга». Ведь легче сказать что не получается, чем попробовать. Нужно сначала пообщаться, узнать друг друга лучше. А уже потом, потихоньку пытаться что-то менять, показывая достойный пример семьянина. Ну и, конечно же, найти общие интересы с приёмными детьми и постараться стать друзьями.

«Полная семья»
Даже если ребёнок находится в полной семье, его не всегда ждёт радость и забота. Я выявила 4 вида «полных семей»:

  • Первый вид «полной семьи» - когда  родители считают, что детям не нужна излишняя  забота родителей. Из-за заботы и излишней опеки ребёнок портится. И нужно, чтобы ребёнок рос самостоятельным и не зависел от родителей. С одной стороны это хорошо. Но с другой стороны, такой  ребёнок, ни чем не отличается от сироты. Пусть родители и обеспечивают его, и платят за его образование, но не это важно для него. Если ребёнок чувствует, что родители безучастны к его увлечениям, проблемам, интересам, то это место будет занято друзьями, а  в выборе друзей нужно тоже не ошибиться. Так что воспитывать самостоятельность очень мудрое дело, и, может быть требует большой любви и интуиции.
  • Второй вид «полной семьи» - это когда не только нет взаимопонимания между родителями  и детьми, но они ещё и всячески их наказывают за малейшую оплошность. Из-за такого отношения у ребёнка могут быть частые депрессии. В настоящее время это не редкость и появился термин жестокое обращение с детьми.
  • Третий вид «полной семьи» - это когда родители уже не хотят быть вместе, но сохраняют семью  из-за ребёнка. Они часто ругаются, что действует на психику ребёнка. Он может считать себя виновным в том, что его родители постоянно конфликтуют, это особенно травмирует его, так как он одинаково любит обоих родителей.
  • Ну и четвёртый вид «полной семьи» - это когда у ребёнка родители алкоголики/наркоманы. Эта страшная бездна, в которой пропадает все лучшее, что создавалось многие тысячелетия, лишает ребенка быть счастливой личностью. Когда родителям думать о детях, если их главная забота – их недуг. По наблюдениям за семьями, в которых родители злоупотребляют спиртным, дети выполняют роль спасительной соломинки, за которую держатся пьющие мамы, реже папы.

Мои исследования
Я также провела некоторые исследования в моей школе. (Приложение №1) Я выяснила, что в моей школе из 420 учеников 152 проживают в полных семьях. У 54 человек один из родителей неродной. 126 учеников из неполных семей. 4 ученика находятся под опекой и 2 в приёмной семье. Я хотела поговорить с детьми из приёмных семей и с детьми, находящимися под опекой. Но потом решила, что им может быть неприятно, если я их буду об этом расспрашивать. Также в Люберецком районе, в Томилино, есть детский дом и детская деревня SOS. Мне очень понравилась задумка детской деревни SOS. Там есть одиннадцать домиков, в которых живут по семь детей с одной SOS-мамой. Мне кажется, что жить в такой SOS-деревне намного лучше. Я считаю, что люди такой профессии настоящее достояние нашего общества. Они живут для детей, которых оставили родители. И никакие деньги не удержат чёрствых людей в этой профессии.

  Я провела опрос среди учеников начальной школы. (Приложение №2) Из этого опроса я выяснила, с кем дети отдыхают во время каникул, выходных и новогодних каникул. (Приложение №3) В опросе приняло участие 100 человек. Большинство из них Новый год и выходные дни проводят с мамой и папой. А летние каникулы с мамой и папой, либо с бабушкой и дедушкой. На  вопрос: « сколько времени дети проводят именно с папой?». Оказалось, что отцы в жизни детей принимают мало участия Ведь если ребёнку будет не хватать внимания отца, то он может подумать что папа его не любит. Это может плохо отразиться на их дальнейших отношениях. Так постепенно отдаляются друг от друга самые близкие родные,  а в случае недоразумений начинают винить друг друга, т.к. говорить и слышать разучились. Ещё один немаловажный вопрос, который был задан: «что вы желаете своей семье в новом году?». Дети в основном пожелали счастья, здоровья и любви.( как-то о деньгах никто и не вспомнил, дети  о главном говорят). А что ещё дети могут пожелать своим любимым родителям, как не три основы семейного благополучия – здоровья, счастья и любви.

Анкетирование

Я в своей школе провела анкетирование среди 9-10 классов. (Приложение №4) Моя анкета состоит из 4 вопросов. В первом нужно указать один из вариантов ответа, а на остальные 3 нужно ответить своими словами. В моём анкетировании приняло участие 37 человек. После просмотра всех заполненных анкет, я пришла к выводу, что у каждого класса своё определённое мнение. (Приложение №5) Я анализировала ответы сначала по классам. Сравнивала ответы учеников и делала общий вывод для этого класса. А потом уже сделала общий вывод среди 9-10 классов. (Приложение №6) На 1-ый вопрос (Много ли среди вашего круга общения детей из неполных семей?) у всех в основном меньше 5-ти.

 На 2-ой вопрос (Как вы считаете, что могло бы сделать государство,  для предотвращения появления в обществе социальных сирот (социальные сироты – сироты, при живых родителях)

  • 43% опрашиваемых ответили, что государство ничего не может сделать,
  • 35% что государство должно помогать молодым или необеспеченным семьям и
  •  22% что государство должно ввести кое-какие запреты.

На 3-ий вопрос (Как вы считаете, какими знаниями и качествами не может обладать сирота, в отличие от детей из полных семей?)

  • 57% опрашиваемых ответили, что сироты ничем не отличаются от детей из полных семей, а
  •  43% что сироты не знают, что такое семья, любовь, забота, беззаботное детство.

И на последний вопрос (Как вы готовите себя, какие шаги предпринимаете для создания в будущем полноценной семьи?)

  • 59% опрашиваемых ответили, что ещё не задумываются об этом
  •  41%что стараются вести здоровый образ жизни, хорошо учиться и берут пример с родителей.

Мне не только самой  интересно было исследовать эту тему, но и важно было вовлечь моих сверстников задуматься о своей роли в создании комфорта, уюта, понимания в своей семье. Хотела бы высказаться в защиту моего поколения прекрасными словами: « … не надо нам другого образца, когда в глазах пример отца!»

                                                           Вывод
Мне очень понравилось делать проект. Это было по-настоящему интересно. Я открыла для себя много нового. Тут не просто нужно было сделать сообщение, а раскрыть тему, исследовать её. Я также вовлекла в этот проект мою семью, друзей и одноклассников. После этого они тоже начали задумываться над этой проблемой. Ведь чтобы создать полноценную семью, нужно преодолеть множество препятствий и серьёзно относиться к жизненным ситуациям. Иначе за ошибки взрослых, приходится расплачиваться детям. Сирот становится больше. Алкоголизм, наркомания, бедность, ранняя беременность – основные причины увеличения количества сирот. Всё это происходит из-за деградации населения. Необходимо изменить ориентиры нашей жизни:

  • стараться следить за своим здоровьем
  • думать о будущем
  • прилагать все усилия к достижению своей цели
  • совершенствоваться

Отдельные слои молодёжи не ценят своё здоровье и ни к чему не стремятся. Они много хотят, но прилагают минимум усилий. И в итоге из этого ничего не получается. Если с молодости относиться ко всему поверхностно, лениво, безучастно, то пожинать будет нечего. А уж тем более это касается создания семьи. В последние годы государственная политика направлена на создание условий для увеличения рождаемости. И как мы слышали из СМИ, да и можем наблюдать, растёт количество новорожденных. На душе становится приятно, когда видишь гуляющих малышей, мам с колясками или мам, ожидающих ребёнка. Школы пополняются первоклассниками. Но это начало большого дела, хорошо, если программа сохранения нации будет одобрена гражданами и достойно реализована.

Нам выпало жить  в  нынешнее время, сложное и ответственное!
Какое оно? Высокоразвитое, интересное, переменчивое!
Какие мы? Разные!
Но, как известно, времена не выбирают, в них живут и умирают.  Я уверена, каждый желает жить в духе современного времени: счастливо, успешно и благополучно! Святые отцы учат «… хочешь рая? Будь им!». Какая великая мудрость и ценный совет! А  ценность человеческой жизни, важные качества человека и гражданина (долг, ответственность, трудолюбие), необходимые чувства (любовь, сочувствие, доброта) должны воспитываться с самого рождения.   С раннего детства ребёнок должен чувствовать, что он любим, он нужен: семье, обществу, Родине!

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека. Права ребенка

Права человека. Права ребенка...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

О Московском областном конкурсе творческих работ обучающихся «Права человека – глазами ребенка»

О Московском областном конкурсе творческих работ обучающихся «Права человека – глазами ребенка»...

Основы прав человека и ребенка

Доклад на педагогическом совете...

Права ребенка- права человека!

Социально-правовая информация для детей...