методическая разработка по биологии по теме"Половая система"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polovaya_sistema.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Половая система человека. Оплодотворение и развитие зародыша» (открытый урок)
Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого.
Задачи:
1. Познакомиться с особенностями полового размножения человека;
2. Изучить строение половых желез и половых клеток;
3. Сформировать представление о оплодотворении человека.
Изучая растения и животных, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражительностью, ростом и развитием есть еще один признак, который свойственен всем живым организмам. Что это за признак? (Размножение)
Итак, открываем тетради, записываем тему урока.
Сегодня мы вспомним о способах размножения в природе; поговорим об особенностях полового размножения человека, строении половых клеток.
Эпиграфом нашего урока будет высказывание английского писателя Уолта Уитмена
«Еще, еще и еще. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они не схожи, но равны. Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола, вечно ткань из различий и тождеств, и вечно «Зарождение жизни»
- Что же такое размножение? (способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений)
- Какие типы размножения вам известны? (бесполое и половое)
- Какие формы бесполого размножения вам известны?)
- Какой способ размножения наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных? (Половой)
- Почему именно половой способ размножения более прогрессивен в
органической мире? Чтобы ответить на этот вопрос давайте вместе
заполним таблицу.
«Половое и бесполое размножение организмов»
Признаки | Половое размножение | Бесполое размножение |
|
|
|
Вывод: в органическом мире боле прогрессивным является половой способ размножения, так как при нем потомство генетически отличается от каждого из родителей и может сочетать признаки обоих родителей в различных комбинациях.
Смена поколений людей связана с размножением, которое свойственно всему живому, однако в отличии от представителей животного мира, люди обладают высокоразвитым сознанием и стараются строить свои семьи на основе взаимной любви и воспитывать своих детей.
При половом размножении каждое следующее поколение возникает в результате слияния двух специализированных клеток – гамет. Гаметы образуются в специализированных органах – половых железах.
Половое размножение – это тип размножения, в котором принимают участие 2 организма, отличающиеся друг от друга внешними признаками, строением половых органов, разными половыми клетками.
Половое размножение по сравнению с бесполым обеспечивает
появление наследственно более разнообразного потомства.
Мы сказали, что принимает участие 2 особи – мужская и женская, у которых развиваются половые клетки – гаметы: сперматозоиды и яйцеклетки. (сообщение Вика, если нет, то учебник стр. 218-219).
В клетках тела содержится 46 хромосом (22 пары одинаковы у мужчин и у женщин, это аутосомы, а 23-ая пары – это половые хромосомы).
У женщин Х, у мужчин У.
Парные хромосомы, одинаковые по форме и размеру, которые несут одинаковые гены, называются гомологичными.
Хромосомный набор, представленный парными хромосомами, называют
диплоидным, так как, половые клетки содержат одинарный, или гаплоидный набор
хромосом.
Мужская половая система включает в себя:
- яички - придатки яичка - семенные пузырьки
- семявыносящие протоки -уретра
Мужские половые клетки – сперматозоиды образуются в яичках. Эти клетки имеют головку с крупным ядром, шейку и длинный хвостик.
Мужские половые гормоны влияют на возникновение вторичных половых признаков, характерных для мужского организма, это: рост волос на лице, низкий голос.
Женская половая система состоит из:
- яичников - маточных труб - матки - влагалища
Женские половые клетки (яйцеклетки) образуются в яичниках.
Женские половые гормоны способствуют формированию вторичных
половых признаков, свойственных женскому организму: увеличение молочных желез, распределение жировых тканей на определённых участках тела, которые создают специфические формы женского тела.
Довольно широко распространённой разновидностью полового размножения является партеногенез – развитие нового организма из неоплодотворённой яйцеклетки.
Теперь давайте с вами поговорим про оплодотворение.
Оплодотворение – это слияние мужской половой клетки с женской, приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму.
Зигота многократно делится – образуется зародыш. По мере роста зародыша, из окружающих его оболочек и сосудов слизистой оболочки матки образуется плацента, через которую осуществляется питание зародыша. Связь плаценты с организмом зародыша происходит через пупочный канатик.
Развитие зародыша продолжается 40 недель и происходит в теле матери. Это состояние женщин, от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребёнка, называется беременностью.
В результате объединения хромосомных наборов яйцеклетки и сперматозоида в новом организме соединяются наследственные признаки обоих родителей.
- Из сотен миллионов сперматозоидов только один оплодотворяет яйцеклетку. После проникновения единственного сперматозоида в яйцеклетку ее поверхностная оболочка становится непроницаемой для других сперматозоидов. Затем ядра обеих гамет сливаются в одно. С этого момента яйцеклетка становится оплодотворенной.
Домашнее задание: страница 212 – 219
Тест:
1. Яичники - это органы:
А) мужской половой системы; Б) женской половой системы; В) выделительной
2. Где образуются сперматозоиды: А) в семенниках Б) в яичниках В) в кишечнике
3. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:
А) одинаковые Б) неодинаковые - яйцеклетка значительно крупнее сперматозоидов
В) неодинаковые - сперматозоид больше яйцеклетки
4. Оплодотворение- это процесс:
А) деления зиготы Б) слияние сперматозоида и яйцеклетки В) развития зародыша
5. Зигота: А) зародышевая клетка Б) женская половая клетка В) мужская половая клетка
6. Какой вид размножения у человека А) половое Б) бесполое В) вегетативное
7. Семенники - это органы:
А) мужской половой системы Б) женской половой системы В) выделительной
8. Где образуется яйцеклетка: А) в семенниках Б) в яичниках В) в матке
9. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:
А) 23 хромосомы матери Б) 23 хромосомы отца
В) 46 хромосом, из которых 23 матери и 23 отца
10. Где происходит оплодотворение: А) в матке Б) в маточной трубе В) во влагалище
11. Что происходит с зиготой: А) перемещается в матку Б) делится В) исчезает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
Представлена методическая разработка урока с приложениями "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"
Методическая разработка урока биологии на тему «Воздушное питание растений». Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Методическая разработка по информатике на тему "Информация. Системы счисления"
В данном пособии представлены разработки уроков раздела «Информация. Кодирование информации», темы которого входят в состав обязательного минимума содержания образования по информатике.В рамках ...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс
Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....