методическая разработка по биологии по теме"Половая система"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Волкова Юлия Александровна
Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого. Задачи: 1. Познакомиться с особенностями полового размножения человека; 2. Изучить строение половых желез и половых клеток; 3. Сформировать представление о оплодотворении человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polovaya_sistema.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Половая система человека. Оплодотворение и развитие зародыша» (открытый урок)

Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого.

Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями полового размножения человека;

2. Изучить строение половых желез и половых клеток;

3. Сформировать представление о оплодотворении человека.

Изучая растения и животных, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражительностью, ростом и развитием есть еще один признак, который свойственен всем живым организмам. Что это за признак? (Размножение)

Итак,  открываем тетради, записываем тему урока.

 Сегодня мы вспомним о способах размножения в природе; поговорим об особенностях полового размножения человека, строении половых клеток.

Эпиграфом нашего урока будет высказывание английского писателя Уолта Уитмена

«Еще, еще и еще. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они не схожи, но равны. Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола, вечно ткань из различий и тождеств, и вечно «Зарождение жизни»

- Что же такое размножение? (способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений)

- Какие типы размножения вам известны? (бесполое и половое)

- Какие формы бесполого размножения вам известны?)

- Какой способ размножения наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных? (Половой)

- Почему именно половой способ размножения более прогрессивен  в

органической мире? Чтобы ответить на этот вопрос давайте вместе

заполним таблицу.

«Половое и бесполое размножение организмов»

Признаки

Половое размножение

Бесполое размножение

  1. Число особей, участвующих в размножении
  2. Характеристика особей, участвующих в размножении (только материнская или материнская и отцовская)
  3. Характеристика потомства (содержат признаки одного или двух родителей)

 

 

 

Вывод: в органическом мире боле прогрессивным является половой способ размножения, так как при нем потомство генетически отличается от каждого из родителей и может сочетать признаки обоих родителей в различных комбинациях.

Смена поколений людей связана с размножением, которое свойственно всему живому, однако в отличии от представителей животного мира, люди обладают высокоразвитым сознанием и стараются строить свои семьи на основе взаимной любви и воспитывать своих детей.

При половом размножении каждое следующее поколение возникает в результате слияния двух специализированных клеток – гамет. Гаметы образуются в специализированных органах – половых железах.

Половое размножение – это тип размножения, в котором принимают участие 2 организма, отличающиеся друг от друга внешними признаками, строением половых органов, разными половыми клетками.

Половое размножение по сравнению с бесполым обеспечивает

появление наследственно более разнообразного потомства.

Мы сказали, что принимает участие 2 особи – мужская и женская, у которых развиваются половые клетки – гаметы: сперматозоиды и яйцеклетки. (сообщение Вика, если нет, то учебник стр. 218-219).

В клетках тела содержится 46 хромосом (22 пары одинаковы у мужчин и у женщин, это аутосомы, а 23-ая пары – это половые хромосомы).

У женщин Х, у мужчин У.

Парные хромосомы, одинаковые по форме и размеру, которые несут одинаковые гены, называются гомологичными.

Хромосомный набор, представленный парными хромосомами, называют

диплоидным, так как, половые клетки содержат одинарный, или гаплоидный набор

хромосом.

Мужская половая система включает в себя:

- яички     - придатки яичка    - семенные пузырьки

- семявыносящие протоки     -уретра

Мужские половые клетки – сперматозоиды образуются в яичках. Эти клетки имеют головку с крупным ядром, шейку и длинный хвостик.

Мужские половые гормоны влияют на возникновение вторичных половых признаков, характерных для мужского организма, это: рост волос на лице, низкий голос.

Женская половая система состоит из:

- яичников   - маточных труб    - матки     - влагалища

Женские половые клетки (яйцеклетки) образуются в яичниках.

Женские половые гормоны способствуют формированию вторичных

половых признаков, свойственных женскому организму: увеличение молочных желез, распределение жировых тканей на определённых участках тела, которые создают специфические формы женского тела.

Довольно широко распространённой разновидностью полового размножения является партеногенез – развитие нового организма из неоплодотворённой яйцеклетки.

Теперь давайте с вами поговорим про оплодотворение.

Оплодотворение – это слияние мужской половой клетки с женской, приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму.

Зигота многократно делится – образуется зародыш. По мере роста зародыша, из окружающих его оболочек и сосудов слизистой оболочки матки образуется плацента, через которую осуществляется питание зародыша. Связь плаценты с организмом зародыша происходит через пупочный канатик.

Развитие зародыша продолжается 40 недель и происходит в теле матери. Это состояние женщин, от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребёнка, называется беременностью.

В результате объединения хромосомных наборов яйцеклетки и сперматозоида в новом организме соединяются наследственные признаки обоих родителей.

- Из сотен миллионов сперматозоидов только один оплодотворяет яйцеклетку. После проникновения единственного сперматозоида в яйцеклетку ее поверхностная оболочка становится непроницаемой для других сперматозоидов. Затем ядра обеих гамет сливаются в одно. С этого момента яйцеклетка становится оплодотворенной.

 Домашнее задание: страница 212 – 219

Тест:

1. Яичники - это органы:  

 А) мужской половой системы; Б) женской половой системы;   В) выделительной

2. Где образуются сперматозоиды:     А) в семенниках Б) в яичниках  В) в кишечнике

3. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:

 А) одинаковые  Б) неодинаковые - яйцеклетка значительно крупнее сперматозоидов

 В) неодинаковые - сперматозоид больше яйцеклетки

4. Оплодотворение- это процесс:

 А) деления зиготы Б) слияние сперматозоида и яйцеклетки  В) развития зародыша

5. Зигота:     А) зародышевая клетка Б) женская половая клетка  В) мужская половая клетка

6. Какой вид размножения у человека      А) половое  Б) бесполое  В) вегетативное

7. Семенники - это органы:  

А) мужской половой системы Б) женской половой системы В) выделительной

8.  Где образуется яйцеклетка:      А) в семенниках Б) в яичниках  В) в матке

9. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:

 А) 23 хромосомы матери Б) 23 хромосомы отца

В) 46 хромосом, из которых 23 матери и 23 отца

10. Где происходит оплодотворение:      А) в матке Б) в маточной трубе  В) во влагалище

11. Что происходит с зиготой:     А) перемещается в матку  Б) делится  В) исчезает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"

Методическая разработка  урока биологии на тему «Воздушное питание растений».  Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Методическая разработка по информатике на тему "Информация. Системы счисления"

В данном пособии представлены  разработки уроков раздела «Информация. Кодирование информации», темы которого входят в состав обязательного минимума содержания образования по информатике.В рамках ...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....