программа Юный эколог
статья по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
Выполнила
педагог дополнительного образования
МКОУ СЮН «Станция юных натуралистов»
г.Дигора, Дигорский район РСО-Алания
Магкаева Элина Маирбековна,
Дигора-2018г
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.
Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности.
Оптимальной формой работы по формированию экологической культуры школьников является кружковая работа. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному расширению и углублению знаний о природе, развитию эмоциональной восприимчивости, формированию практических умений по оказанию помощи природе.
Пояснительная записка
Программа данного объединения является модифицированной. В ней учтены знания и умения по биологии и труду, которые необходимы при занятии в кружке.
Программа предполагает обучение в течение двух лет. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, во второй – 3 раза в неделю по 2 часа. Программа разработана для детей с 7 лет.
Программа первого года обучения направлена на изучение основ биологической экологии (связи живых организмов со средой и между собой), и прикладной экологии (охрана природы). Второй год предполагает углубление знаний, полученных в первый год, а также освещение вопросов экологической безопасности и здоровья и экологии Земли.
Таким образом, в содержании данной программы нашли отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Поскольку особый интерес у младших школьников и младших подростков вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого направления дает детям представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни, где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
В рамках данной программы обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Основная цель программы - развитие экологической культуры и экологического мышления детей, формирование навыков исследовательского подхода к познанию окружающего мира и выработка на этой основе активной жизненной позиции, установление гармоничных отношений детей с природой, обществом, самим собой и со всем живым как с главной ценностью на Земле.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление детей с объектами живой и неживой природы и способами работы с ее объектами в условиях их обитания и в лаборатории;
- ознакомление с основами способов проведения и оформления исследовательских работ;
- ознакомление с экологической обстановкой в мире.
2. Развивающие:
- формирование у детей умений и навыков исследовательской деятельности (умений выбора объекта и темы исследования, а также определения его целей и задач; формирование навыков планирования индивидуальной работы и умения делать выводы; развитие умения грамотного оформления своей исследовательской работы и ее защиты);
- развитие способности к формированию у детей системного подхода к изучению окружающей среды.
3. Воспитательные:
- формирование потребности бережного отношения к окружающему миру, его охране;
- выработка способности определять свое место в деле сохранения окружающей среды.
На занятиях в кружке работа ведется в групповой форме. Предусмотрено использование таких методов, как рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала, игры, викторины, конкурсы, исследовательская и проектная работа; экскурсии.
При разработке данной программы были учтены следующие педагогические принципы: принцип научности, принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип приемлемости, последовательности и систематичности, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности.
Предполагаемые результаты.
1-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности;
- Понятия «экология», «природа», «живая и неживая природа», «явлений природы», «природные круговороты», «компоненты природы», «гербарий»;
- Лекарственные растения;
- Виды комнатных растения;
- Особенности размножение комнатных растений;
- Особенности ухода за домашними животными;
- Значение воды в природе и жизни человека;
- Живая и неживая природа;
- Экологические связи живой и неживой природы;
- Роль ветра в жизни растений и животных;
- Дикорастущие растения луга, водоема и леса;
- Культурные растения поля, сада и огорода;
- Приспосабливание животных и растений к окружающей среде;
- Правила поведения в лесу;
- Виды грибов;
- Виды микроскопических организмов;
- Особенности составления гербария.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила техники безопасности;
- Сажать и пересаживать растения;
- Изготавливать поделки из бросового материала;
- Ухаживать за домашними животными;
- Собирать гербарий;
- Изготавливать кормушки и скворечники для птиц.
2-ой год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности;
- Солнце и солнечная система;
- Солнечная активность и ее влияние на здоровье человека;
- Планета Земля. Три слоя земли;
- Космический мусор;
- Космические орбитальные станции;
- Качество окружающей природы;
- Виды и особенности воздействия на природу человека;
- Источники загрязнения природы;
- Природные ресурсы, особенности их использования и охраны;
- Борьба с загрязнением окружающей среды;
- Природные колебания;
- Экологические катастрофы и кризисы;
- Экология и здоровье человека;
- Экологические цепочки;
- Экологическая система;
- Экологически чистые источники энергии;
- Состав и качество почвы;
- Атмосфера Земли;
- Состав и качество питьевой воды;
- Красные книги;
- Заповедники и другие охраняемые территории;
- Особенности экологии с. Дивеево.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила техники безопасности;
- Изучать состояния почвы, атмосферы, воды;
- Составлять карту природных объектов села, памятников природы;
- Разрабатывать проекты и проводить самостоятельные исследования;
- Грамотного оформлять свою исследовательскую работу и защищать ее.
Тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 14 | 6 | 8 |
2 | Мой дом за окном | 20 | 9 | 11 |
3 | Я и мое окружение | 22 | 10 | 12 |
4 | Вода, солнце и воздух – источники жизни | 14 | 8 | 6 |
5 | Живое и неживое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой и между неживой и живой природой | 58 | 17 | 41 |
6 | Подведение итогов | 16 | 3 | 13 |
Итого: | 144 | 53 | 91 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 14 | 6 | 8 |
Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. | 2 | 2 | - | |
Что такое экология? | 2 | 2 | - | |
Просмотр видеофильма «Планета Земля» | 2 | 2 | - | |
Подготовка к празднику цветов | 8 | - | 8 | |
2 | Мой дом за окном | 20 | 9 | 11 |
Дом, где мы живем | 2 | 1 | 1 | |
Уборка территории возле Дома детского творчества | 2 | - | 2 | |
Просмотр видеофильма «Календарь природы – осень» | 2 | 2 | - | |
Откуда берется и куда девается мусор? | 2 | 1 | 1 | |
Экскурсия в природу «Краски осени» | 2 | - | 2 | |
Деревья твоего двора | 2 | 1 | 1 | |
Птицы нашего двора | 2 | 1 | 1 | |
Безопасность на дорогах и улицах | 2 | 1 | 1 | |
Изготовление кормушек для птиц | 2 | 1 | 1 | |
Итоговое занятие. В гостях у природы (конкурсная программа). | 2 | 1 | 1 | |
3 | Я и мое окружение | 22 | 10 | 12 |
Мой дом – моя крепость | 2 | 1 | 1 | |
Моя малая родина. | 2 | 1 | 1 | |
Игровая программа «Семейное шоу» | 2 | - | 2 | |
Комнатные растения в квартире | 2 | 2 | - | |
Размножение комнатных растений (практическая работа) | 4 | 1 | 3 | |
Маленький огород на подоконнике (практическое занятие) | 2 | 1 | 1 | |
Животные в доме. Уход за домашними животными. | 2 | 1 | 1 | |
Эти забавные животные – кошки | 2 | 1 | 1 | |
Просмотр видеофильма «Тайная жизнь собак» | 2 | 2 | - | |
Итоговое занятие. Игра «Задай вопрос педагогу» | 2 | - | 2 | |
4 | Вода, солнце и воздух – источники жизни | 14 | 8 | 6 |
Вода в моем доме и природе | 2 | 1 | 1 | |
Просмотр видеофильма «Путешествие капли воды» | 2 | 2 | - | |
Экскурсия в природу «В гости к зиме» | 2 | 1 | 1 | |
Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды | 2 | 1 | 1 | |
Вода и здоровье человека | 2 | 1 | 1 | |
Воздух и здоровье человека | 2 | 1 | 1 | |
Итоговое занятие. Игровая программа «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья» | 2 | 1 | 1 | |
5 | Живое и неживое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой | 58 | 17 | 41 |
Живая и неживая природа | 2 | 1 | 1 | |
Экологические связи живой и неживой природы | 2 | 1 | 1 | |
Кто улетит, а кто останется. Викторина «Птицы» | 2 | 1 | 1 | |
Сбор корма для птиц. Операция «Хлебные крошки» | 2 | - | 2 | |
Воздух и вода. Роль ветра в жизни растений и животных | 2 | 1 | 1 | |
Приспособление растений к зимним условиям (лабораторная работа) | 2 | 1 | 1 | |
Растение живой организм | 2 | 1 | 1 | |
Просмотр видеофильма «Невидимая жизнь растений» | 2 | 2 | - | |
«Растения и животные» (экологическая игра) | 2 | - | 2 | |
В мире безмолвия (зоологическая викторина о рыбах, игра в Поле чудес) | 2 | - | 2 | |
Лес наш друг | 2 | 1 | 1 | |
Дикорастущие растения луга, водоема и леса (игра-путешествие) | 2 | 1 | 1 | |
Культурные растения поля, сада и огорода | 2 | 1 | 1 | |
Травы жизни и их искатели | 2 | 1 | 1 | |
Царство грибов | 2 | 1 | 1 | |
Микроскопические организмы | 2 | 1 | 1 | |
Просмотр видеофильма «Почему вирусы убивают» | 2 | 2 | - | |
Экскурсия на источник | 2 | - | 2 | |
Подготовка праздника «День птиц» | 10 | - | 10 | |
Природа (решение кроссворда) | 2 | - | 2 | |
Экологические памятки для взрослых и детей | 2 | 1 | 1 | |
Биологический турнир | 2 | - | 2 | |
Экскурсия «Весенние изменения в природе» | 2 | - | 2 | |
Уборка территории у здания ДДТ | 2 | - | 2 | |
Знатоки отчего края (брейн-ринг) | 2 | - | 2 | |
6 | Подведение итогов | 16 | 3 | 13 |
Подготовка праздника «Что такое экология?» | 10 | - | 10 | |
Поход в рощу | 2 | - | 2 | |
Сбор и составление гербария | 2 | 1 | 1 | |
Летнее экологическое задание | 2 | 2 | - | |
Итого: | 144 | 53 | 91 |
Содержание программы
1 год обучения
- «Введение» (14 ч.)
Теоретический компонент. Знакомство с планом работы. Инструкция по технике безопасности. Беседа «Что такое экология».
Практический компонент. Просмотр видеофильма «Планета Земля», подготовка к празднику цветов.
2. «Мой дом за окном» (20 ч.)
Теоретический компонент. Дом, где мы живем, откуда берется и куда девается мусор, деревья твоего двора, птицы нашего двора, безопасность на дорогах и улицах.
Практический компонент. Уборка территории возле Дома детского творчества, просмотр видеофильма «Календарь природы – осень», изготовление поделок из бросового материала, изготовление кормушек для птиц, конкурсная программа «В гостях у природы», экскурсия в природу.
3. «Я и мое окружение» (22 ч.)
Теоретический компонент. Мой дом – моя крепость. Моя малая родина. Комнатные растения в квартире. Размножение комнатных растений. Маленький огород на подоконнике. Животные в доме. Уход за домашними животными. Эти забавные животные – кошки.
Практический компонент. Конкурс рисунков «Россия – Родина моя». Практическая работа «Размножение комнатных растений». Практическая работа «Маленький огород на подоконнике». Просмотр видеофильма «Тайная жизнь собак». Игра «Задай вопрос педагогу».
4. «Вода, солнце и воздух – источники жизни» (14 ч.)
Теоретический компонент. Вода в моем доме и природе. Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды. Вода и здоровье человека. Воздух и здоровье человека
Практический компонент. Просмотр видеофильма «Путешествие капли воды». Экскурсия в природу «В гости к зиме». Игровая программа «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».
5. «Живое и неживое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой» (8 ч.)
Теоретический компонент. Живая и неживая природа. Экологические связи живой и неживой природы. Воздух и вода. Роль ветра в жизни растений и животных. Приспособление растений к зимним условиям. Растение живой организм. Лес наш друг. Дикорастущие растения луга, водоема и леса. Культурные растения поля, сада и огорода. Травы жизни и их искатели. Царство грибов. Микроскопические организмы.
Практический компонент. Проведение экскурсий, составление экологических связей, проведение викторины «Птицы», экологической игры «Растения и животные», зоологической викторины о рыбах, биологического турнира, брейн-ринга «Знатоки отчего края», организация операции «Хлебные крошки», просмотр видеофильмов, подготовка праздника «День птиц», решение кроссвордов, составление экологических памяток, уборка территории у здания Дома детского творчества.
6. «Подведение итогов» (16 ч.)
Теоретический компонент. Понятие «гербарий». Особенности составления гербария.
Практический компонент. Подготовка к празднику «Что такое экология?», поход в рощу, сбор и составление гербария.
Тематический план
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Практика | Теория | ||
1 | Вводное занятие | 10 | 4 | 6 |
2 | Экология и космос | 28 | 4 | 24 |
3 | Экология планеты земля | 88 | 26 | 62 |
4 | Будь природе другом | 82 | 40 | 42 |
5 | Подведение итогов | 8 | 7 | 1 |
Итого: | 216 | 79 | 137 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 10 | 4 | 6 |
- Знакомство с планом работы. Инструкция по технике безопасности - Беседа «Что такое экология» - Работа по очистке территории у здания ДДТ. Сбор семян цветов - Экскурсия в природу «Здравствуй, осень!» - Игровая программа «Конкурс любителей природы» | 2 2 2 2 2 | 2 2 - - - | - - 2 2 2 | |
2 | Экология и космос | 28 | 28 | 0 |
- Солнце и солнечная система - Солнечная активность - Влияние солнечной активности на здоровье человека - Просмотр видеофильма «Земля – планета круглая» - Три слоя земли - Космический мусор - Космические орбитальные станции - Викторина «Экология и космос» | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | - - - - - - - - | |
3 | Экология планеты Земля | 88 | 56 | 32 |
- Экскурсия в природу - Качество окружающей природы - Виды и особенности воздействия на природу человека - Источники загрязнения природы - Ядовитые химические вещества - Влияние ядохимикатов на состояние окружающей среды - Кислотный дождь - Радиация - Сельскохозяйственные вредители - Озоновые дыры - Бытовые и промышленные отходы - Что делать с мусором? - Влияние аэрозоли на озоновый слой - Просмотр видеофильма «Глобальное потепление» - Природные ресурсы - Особенности использования и охраны исчерпаемых природных ресурсов - Борьба с загрязнением окружающей среды - Экологическая игра «Пирамида» - Природные колебания - Влияние изменений погоды на растения - Влияние изменений погоды на животных - Викторина «Живые предсказатели погоды» - Экологические катастрофы и кризисы - Опасность ядерных катастроф - Чернобыльская катастрофа - Фосфорная катастрофа под Львовом - Гибель Аральского моря - Экологическая игра «Ботанический поезд» - Конкурс рисунков «Наша планета Земля»» - «Легкие планеты» - Проект «Чистая планета» - Разгадывание кроссвордов - Экологический словарь от А до Я | 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 4 6 | - 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 - 2 2 4 2 2 - 2 1 1 1 2 2 2 2 2 - - 2 2 - 1 | 2 - - - - - - - - - - 2 - - - - 2 2 - 1 1 1 - - - - - 2 2 - 8 4 5 | |
4 | Будь природе другом | 82 | 28 | 54 |
- Экологические цепочки - Экологическая система - Жизнь в гармонии с природой - Экологически чистые источники энергии - Использование воды как экологически чистого источника энергии - Использование ветра как экологически чистого источника энергии - Использование солнца как экологически чистого источника энергии - Викторина «Я эколог» - Состав и качество почвы - Изучение состояния почвы - Атмосфера Земли - Изучение состояния атмосферы - Состав и качество питьевой воды - Изучение состояния воды - Работа по проекту «Давайте сохраним планету» - Красные книги - Заповедники и другие охраняемые территории - Заповедники и заказники Нижегородской области - Составление карты природных объектов села, памятников природы - Проект «Экология с. Дивеево» - Экскурсия в природу - Игра поле чудес «Экология» | 4 4 4 2 2 2 2 2 2 4 4 6 2 4 6 4 4 6 6 6 2 2 | 2 4 2 2 2 2 2 - 2 2 4 - 2 - - - - 2 - - - - | 2 - 2 - - - - 2 - 2 - 6 - 4 6 4 4 4 6 6 2 2 | |
5 | Подведение итогов | 8 | 1 | 7 |
- Экология с. Дивеево. Экологическая тропа. - Конкурсная программа «Цветик-семицветик» - Викторина «Мир природы» | 4 2 2 | 1 - - | 3 2 2 | |
Итого: | 216 | 117 | 99 |
Содержание программы
- год обучения
1. «Вводное занятие» (10 ч.)
Теоретический компонент. Знакомство с планом работы. Инструкция по технике безопасности. Беседа «Что такое экология».
Практический компонент. Работа по очистке территории у здания ДДТ. Сбор семян цветов. Экскурсия в природу «Здравствуй, осень!».
2. «Экология и космос» (28 ч.)
Теоретический компонент. Солнце и солнечная система. Солнечная активность. Влияние солнечной активности на здоровье человека. Земля – планета круглая. Три слоя земли. Космический мусор. Космические орбитальные станции
Практический компонент. Беседа «Что я знаю об экологии». Игровая программа «Конкурс любителей природы». Викторина «Экология и космос»
3. «Экология планеты Земля» (88 ч.)
Теоретический компонент. Качество окружающей природы. Виды и особенности воздействия на природу человека. Источники загрязнения природы. Ядовитые химические вещества. Влияние ядохимикатов на состояние окружающей среды. Кислотный дождь. Радиация. Сельскохозяйственные вредители. Озоновые дыры. Бытовые и промышленные отходы. Что делать с мусором? Влияние аэрозоли на озоновый слой. Глобальное потепление. Природные ресурсы. Особенности использования и охраны исчерпаемых природных ресурсов. Борьба с загрязнением окружающей среды. Природные колебания. Влияние изменений погоды на растения. Влияние изменений погоды на животных. Экологические катастрофы и кризисы. Опасность ядерных катастроф. Чернобыльская катастрофа. Фосфорная катастрофа под Львовом. Гибель Аральского моря. «Легкие планеты». Экология и здоровье человека
Практический компонент. Экскурсия в природу. Экологическая игра «Пирамида». Викторина «Живые предсказатели погоды». Экологическая игра «Ботанический поезд». Конкурс рисунков «Наша планета Земля». Проект «Чистая планета». Разгадывание кроссвордов. Экологический словарь от А до Я.
4. «Будь природе другом» (82 ч.)
Теоретический компонент. Экологические цепочки. Экологическая система. Жизнь в гармонии с природой. Экологически чистые источники энергии. Использование воды как экологически чистого источника энергии. Использование ветра как экологически чистого источника энергии. Использование солнца как экологически чистого источника энергии. Состав и качество почвы. Атмосфера Земли. Состав и качество питьевой воды. Красные книги. Заповедники и другие охраняемые территории. Заповедники и заказники Нижегородской области
Практический компонент. Викторина «Я эколог». Изучение состояния почвы. Изучение состояния атмосферы. Изучение состояния воды. Работа по проекту «Давайте сохраним планету». Составление карты природных объектов села, памятников природы. Проект «Экология с. Дивеево». Экскурсия в природу. Игра поле чудес «Экология».
5. «Подведение итогов» (8 ч.)
Теоретический компонент. Экология с. Дивеево.
Практический компонент. Экологическая тропа. Конкурсная программа «Цветик-семицветик». Викторина «Мир природы».
Условия реализации программы
Работа в кружке юный эколог осуществляется в соответствии с разработанной программой, которая включает 2 года обучения. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, во второй - по 3 раза в неделю по 2 часа.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима Дома детского творчества, а также возрастных особенностей детей. Группы комплектуются по интересу.
Для успешного функционирования объединения необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психологическим нормам.
- учебно-наглядные пособия (плакаты, карты, журналы, книги на экологическую тематику);
- материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ: бумага, тетради, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, цветная бумага и картон, клей, ножницы и др.
Важным условием реализации программы является соблюдение детьми правил техники безопасности, поведения и посещения учреждения. Для этого педагог с первых занятий знакомит ребят с этими правилами и отслеживает их выполнение в течение всего учебного года.
Занятия проводятся в групповой форме.
Критерии оценки знаний
Важным моментом работы по данной программе является оценка результативности обучения.
Для оценки знаний об экологии в начале года проводится анкета «Что я знаю об экологии?»
В процессе работы по программе предусмотрено применение следующих видов контроля знаний:
- Беседа в форме «вопрос- ответ»;
- Викторина;
- Конкурсы и игровые познавательные программы;
- Проектная работа;
- Участие в районных и областных конкурсах;
- Письменные и устные опросы.
Данные виды контроля помогают выявить знания в области биологической экологии, прикладной экологии, экологической безопасности и здоровья человека и экологии Земли, а также умения и навыки исследовательской деятельности, грамотного ее оформления и защиты своей работы.
Список используемой литературы
- Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.- сост. В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.;
- Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт. Сост. Т.Н. Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.;
- Журналы «Эколог и я»;
- Журналы «Педсовет»;
- Журналы «Последний звонок»;
- Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт. – сост. Ю.Н. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 331 с.;
- Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.М. Вавилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...
Образовательная программа « Юный Эколог»
Программа адаптирована, составлена Ивановой Н.К., учителем биологии на основе образовательной программы "Исследователи природы» Москва, «Просвещение»...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
Предлагаю программа дополнительного образования эколого-биологического направления для учащихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа "Юный эколог"
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный эколог" имеет естественнонауную направленность. предназначена для учащихся 7-11 лет.Курс включает основные содержательные линии экологического ...
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог»
Воспитание экологической культуры современных школьников - это веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поко...
Программа "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Актуальность ее в том, что она нап...
Рабочая программа «Юный эколог»
Цель данной программы: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентац...