Программа "Юный эколог"
рабочая программа по экологии на тему
Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Актуальность ее в том, что она направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.
Очень важно уже в младшем школьном возрасте сформировать понятие: что человек не царь природы, а всего лишь ее часть. И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого человека.
Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog_goloshchapova_l.a.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей детский эколого-биологический центр
Бугульминского муниципального района РТ
Программа «Юный эколог»
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор программы:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Голощапова Любовь Алексеевна
г. Бугульма -2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо-эейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Программа составлена на основании базовой программы по охране природы, сборник программ , Москва, просвещение,1983г.
Актуальность.
В условиях экологического кризиса усиливается значение экологического образования, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Очень важно уже в младшем школьном возрасте сформировать понятие: что человек не царь природы, а всего лишь ее часть. И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого человека.
Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.
Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование экологической компетенции.
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ориентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы, в ходе экологически ориентированной проектной деятельности.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы выстроено в рамках единой логики.
1 год обучения. Знакомство с основными экологическими проблемами. Здесь же рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья.
2 год обучения. Приобщение к практической природоохранной деятельности через выполнение различных творческих, исследовательских, природоохранных экологических проектов.
Программа направлена на формирование личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе.
Программа разработана для учащихся начальной школы (возраст 7-11 лет), срок реализации 2года, органически связанных друг с другом. Рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа гибка в выполнении. Ее можно углубить или сократить количество часов на изучаемый материал, учитывая пожелания детей.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу, экологические проекты.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эксцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в творческих выставках, в проведении Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении кабинета, являющегося местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Планируемые результаты
Личностные:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе.
- способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт;
- основные особенности и отличия каждого времени года;
- значение воздуха для жизни на Земле, источники его загрязнения и пути решения проблем, связанных с загрязнением воздуха;
- значение воды в природе и в жизни человека;
-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-работать с гербариями растения;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Метапредметные:
- интеллектуальные- способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции(сравнение, обобщение, анализ, доказательства идр.);
- регулятивные- владение способами организации, планирования различных видов деятельности( репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные- способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Виды универсальных учебных действий:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Результативность. Контроль знаний ведется в форме викторин, конкурсов, игр природоведческого характера, проводятся выставки рисунков, поделок из природного материала и бытовых отходов, сочинений, сообщений и составления гербария. Тесты, само и взаимопроверки, решения и составления кроссвордов, ребусов, биологические диктанты и работа с карточками-определителями также служат оценки полученных знаний.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные научно- практические конференции, конкурсы исследовательских проектов, тестирование.
Содержание программы « Юный эколог».
Содержание программы. 1 год обучения.
Введение. Дом, в котором мы живем (14).
Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы. Закон «Об охране окружающей среды». Правила поведения в природе. Времена года.
Практическая работа: Сбор семян цветковых растений. Оформление гербариев из листьев.
Экскурсии: « Разведка осенних примет», « Осенняя цветущая флора», « Наблюдение за поведением птиц осенью».
Природоохранная работа осенью ( 6 ).
Правила проведения фенологических наблюдений осенью.
Практическая работа: Фенологические наблюдения. Изумрудный подоконник.
Экскурсии: «Подготовка растений к зиме»
Охрана воздуха(14).
Значение воздуха, состав и свойства. Атмосфера временная среда обитания живых организмов Загрязнение атмосферы. Состояние воздушной среды в нашем городе.
Роль растений в оздоровлении воздуха.
Практическая работа: «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города», « Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города ».
Заглянем вглубь Земли(10).
Полезные ископаемые, их место среди других природных ресурсов. Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых. Охрана недр.
Экскурсия на предприятие, занимающееся переработкой полезных ископаемых..
Природоохранная деятельность зимой (8)
Характеристика зимнего сезона года. Народные приметы о погоде. Прогнозы долговременные и краткосрочные. Организация фенологических наблюдений зимой.
Встреча зимующих птиц.
Изготовление кормушек.
Практическая работа: Изготовление кормушек. Экопроект «Кормушка». Ведение календаря природы.
Творческая работа: «Выпуск листовок в защиту ели».
Охрана вод(16)
Значение воды для жизни на Земле. Река Бугульминка и ее обитатели. Родники города Бугульмы. Причина сокращения запасов пресной воды. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа: «Исследование состояния водных объектов».
Творческая работа: Операция « Капелька».
Охрана растений (8)
Жизнь растений зимой. Приспособления к перенесению неблагоприятного сезона года.
Практическая работа : « Определение пород деревьев по почкам». «Травянистые растения зимой».
Охрана птиц и млекопитающих(16)
Многообразие млекопитающих. Домашние питомцы. Птицы зимой. Значение птиц в природе и в жизни человека. Охрана птиц.
Практическая работа : «Следы на снегу». «Учет зимующих птиц».
Экскурсии: «Наши домашние питомцы»
Охрана амфибий и рептилий(4)
Значение амфибий и рептилий в природе и в жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и пресмыкающихся в природе. Важность их охраны.
Охрана насекомых и др. беспозвоночных(8)
Общая характеристика класса насекомых. Хозяйственное значение ос, шмелей, бабочек Насекомые друзья и враги.
Практическая работа с коллекцией полезных насекомых и вредителей.
Природоохранная деятельность весной(10).
Характеристика весеннего периода года. Фенологические наблюдения весной. Встреча пернатых гостей.
Практическая работа: « Чудо дом».
Экскурсия: « Весенние явления в природе»
Охрана здоровья человека(12).
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Значение физического труда и физкультуры на здоровье. Режим дня. Осанка. Наша пища. Гигиена питания. Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Здоровье и домашние животные.
Исследовательский проект: «Как сберечь здоровье».
Творческая работа: Составление памятки « Режим дня».
Природоохранная работа летом(6)
Характеристика летнего сезона года. Фенологические наблюдения летом. Экологическая профессия.
Практическая работа: Ведение календаря природы
Экскурсия: «Сезонные явления в жизни растений и животных»
Охрана памятников природы(6)
Экскурсия: Памятники природы. Охрана памятников природы Бугульминского района: Карабашская гора, Петровские сосны, Адонисовый лес,и др. Участие школьников в выявлении и охране памятников природы.
Творческая работа: Акция «Марш парков».
Итоговое занятие(2)
Подведение итогов работы объединения. Конкурс исследовательских проектов.
Тематический план 1 год обучения.
№ | Тема | Теор. часы | Практ. часы | Всего |
1. | Дом, в котором мы живем | 9 | 5 | 14 |
2. | Природоохранная деятельность осенью | 3 | 3 | 6 |
4. | Охрана воздуха | 9 | 5 | 14 |
6. | Заглянем вглубь Земли | 7 | 3 | 10 |
4. | Природоохранная деятельность зимой | 5 | 3 | 8 |
5. | Охрана вод | 11 | 5 | 16 |
6. | Охрана растений | 5 | 3 | 8 |
Охрана птиц и млекопитающих | 12 | 4 | 16 | |
7. | Охрана амфибий и рептилий | 3 | 1 | 4 |
8. | Охрана насекомых | 8 | 0 | 8 |
9. | Природоохранная деятельность весной | 5 | 5 | 10 |
10. | Охрана здоровья человека | 10 | 2 | 12 |
11. | Природоохранная деятельность летом | 4 | 2 | 6 |
12. | Охрана памятников природы | 5 | 1 | 6 |
13. | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 100 | 44 | 144 |
Рабочая программа. 1 год обучения.
№ | Дата | Тема | Теор. | Практ. | Всего часов | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия |
Дом в котором мы живем. | 9 | 5 | 14 | ||||
1 | 3 нед.сен. | 1.Экология - наука о доме. Природа и человек. Правила поведения в природе. | 2 | - | 2 | Личностные УУД -самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. - нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий. Познавательные УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - моделирование; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. -анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. - постановка и решение проблемы. Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Презентация «Планета в опасности» |
2 | 4нед.сен. | 2. Выставка рисунков « Природа – наш дом» | 1 | 1 | 2 | Карандаши, альбомы | |
3 | 4 нед.сен. | 3. Времена года. Осень. | 2 | - | 2 | ||
4 | 5 нед.сен. | 4. Разведка осенних примет. Экскурсия | 2 | - | 2 | Альбомы, карандаши, ручка, бинокль | |
5 | 1 нед.ок. | 5.Подготовка к экскурсии « Осенняя цветущая флора. | 2 | - | 2 | Презентация « Осень в природе», блокнот, карандаш | |
6 | 2 нед.ок. | 6. Экскурсия « Осенняя цветущая флора». Сбор семян цветочно- декоративных растений | - | 2 | 2 | Блокнот, карандаш, бумажные конверты для сбора семян. | |
7 | 2 нед.ок. | 7.Экскурсия в парк « Наблюдение за поведением птиц осенью» | - | 2 | 2 | Блокнот, карандаш, бинокль | |
Природоохранная работа осенью. | 3 | 3 | 6 | ||||
8 | 3 нед.ок. | 1.Правила проведения фенологических наблюдений и их оформление. | 1 | 1 | 2 | Блокнот, карандаш, оборудование для проведения фенологических наблюдений. | |
9 | 3 нед.ок. | 2.Работа по озеленению кабинета. | 1 | 1 | 2 | Презентация «Комнатные растения», горшки , почва, для посадки комнатных растений | |
10 | 4 нед.ок | 3. « Подготовка растений к зиме». Экскурсия | 1 | 1 | 2 | Блокнот, карандаши. | |
Охрана воздуха. | 9 | 5 | 14 | ||||
11 | 4 нед.ок | 1.Воздухом Земля одарена – оттого цветущая она. | 2 | - | 2 | Презентация « Значение воздуха». | |
12 | 5 нед.ок. | 2.Атмосфера – временная среда жизни растений и животных. | 2 | - | 2 | Презентация «Атмосфера - временная среда жизни растений и животных» | |
13 | 5 нед.ок | 3. Загрязнение воздуха. Источники загрязнения. | 1 | 1 | 2 | Презентация «Загрязнение воздуха» | |
14 | 6 нед.ок | 4. Определение степени запыленности воздуха. | 1 | 1 | 2 | Оборудование для проведения практической работы | |
15 | 1 нед.н. | 5. Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами. | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка, , оборудование экологической лаборатории. | |
16 | 2 нед.н. | 6.Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. | 1 | 1 | 2 | Альбомы, карандаши. | |
17 | 2 нед.н. | 7. Экологическая мельница. | 1 | 1 | 2 | Мультимедийная установка, презентация – викторина, ребусы, кроссворд. | |
Заглянем вглубь Земли. | 7 | 3 | 10 | ||||
18 | 3 нед.н. | 1.Сокровища недр - национальное достояние нашего края. | 2 | - | 2 | Презентация «Почва» | |
19 | 3 нед.н. | 2. Экскурсия в краеведческий музей «Горные породы Бугульминского района». | 2 | - | 2 | Блокнот, ручка. | |
20 | 4 нед.н. | 3.Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых. | 2 | - | 2 | Презентация « Охрана недр». | |
21 | 4 нед.н. | 4.Экскурсия на предприятие города, занимающееся переработкой полезных ископаемых. | 2 | 0 | 2 | Блокнот, ручка | |
22 | 5 нед.н. | 5. Составление отчета по экскурсии. | - | 2 | 2 | Альбом, карандаши. | |
Природоохранная деятельность зимой. | 5 | 3 | 8 | ||||
23 | 1 нед.дек. | 1.Характеристика зимнего сезона года. Народные приметы о погоде. | 2 | - | 2 | Презентация «Зима в природе» | |
24 | 2 нед.дек. | 2. Организация фенологических наблюдений. | 1 | 1 | 2 | Оборудование для проведения фенологических наблюдений | |
25 | 2 нед.дек. | 3. « Охрана и привлечение зимующих птиц. Изготовление кормушек. | 1 | 1 | 2 | Презентация « Правила изготовления кормушек», пластиковые бутылки, ножницы, скатч | |
26 | 3 нед.дек. | 4. Операция «Ель». | 1 | 1 | 2 | ||
Охрана вод. | 11 | 5 | 16 | ||||
27 | 3 нед.дек. | 1.Значение воды в природе. Что в морской глубине и на самом дне. | 2 | - | 2 | Презентация « Вода в природе». | |
28 | 4 нед.дек. | 2. Аквариумные рыбы. | 1 | 1 | 2 | Картинки, книги, альбомы, открытки о рыбах. | |
29 | 4 нед.дек. | 3.Оформление альбома « Рыбные богатства страны». | 1 | 1 | 2 | Клей, карандаши, ватман. | |
30 | 5 нед.дек. | 4. Река Бугульминка и ее обитатели. | 2 | - | 2 | Презентация» Река Бугульминка». | |
31 | 5 нед.дек. | 5. Родники г. Бугульмы. | 1 | 1 | 2 | Картинки» Родники города Бугульмы» | |
32 | 1 нед.янв. | 6. Исследование состояния водных объектов. | 1 | 1 | 2 | Экологическая лаборатория, пробы воды из родников города. | |
33 | 2 нед.янв. | 7. Причины сокращения запасов пресной воды | 2 | - | 2 | Тетрадь, ручка | |
34 | 2 нед.янв. | 8. Охрана водных источников. Операция «Капелька». | 1 | 1 | 2 | Презентация « Охрана вод» | |
Охрана растений и животных.
| 17 | 11 | 28 | ||||
35 | 3 нед янв. | 1.Экскурсия « Жизнь растений и животных зимой». | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка, бинокль | |
36 | 3 нед.янв. | 2. Зимние портреты деревьев | 2 | - | 2 | Презентация « Деревья зимой» | |
37 | 4 нед.янв. | 3. Хвойные деревья и кустарники | 2 | - | 2 | Презентация « Ель и сосна» | |
38 | 4 нед. янв. | 4. Определение пород деревьев по почкам. | - | 2 | 2 | Карточки – определители деревьев, побеги, рябины, липы, березы. | |
39 | 5 нед.янв. | 5. Травянистые растения зимой. Исследовательский проект. | - | 2 | 2 | Блокнот, ручка, лопатка , мерная лента. | |
40 | 1 нед.фев. | 6. Как зимуют звери. Искусство читать следы. Экскурсия. | - | 2 | 2 | Блокнот, карандаши. | |
Охрана птиц и млекопитающих | 12 | 4 | 16 | ||||
41 | 2 нед.фев. | 7. Наши домашние питомцы». Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ. | 1 | 1 | 2 | Блокнот, карандаш | |
42 | 2 нед.фев. | 8.»Эти забавные животные». Викторина. | 2 | - | 2 | Презентация- викторина « Экзотические домашние животные» | |
43 | 3 нед.фев. | 9.Птицы соседи. Экскурсия по городу. | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка. | |
44 | 3 нед.фев. | 10. Учет зимующих птиц. Подкормка птиц. | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка, корм для птиц. | |
45 | 4 нед.фев. | 11.Значение птиц в природе ив жизни человека. | 2 | - | 2 | Презентация « Значение птиц». | |
46 | 4 нед.фев. | 12. Оформление альбома «Крылатое чудо» | 1 | 1 | 2 | Альбомы, карандаши, клей, . | |
47 | 5 нед.фев. | 13. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц. Птицы Красной Книги РТ. | 2 | - | 2 | Презентация « Красная книга». | |
48 | 1 нед.март | 14.Игра « Экологический светофор». | 2 | - | 2 | Презентация – викторина, ребусы, кроссворд. | |
Охрана амфибий и рептилий. | 3 | 1 | 4 | ||||
49 | 2 нед.март. |
| 2 | - | 2 | Презентация « Многообразие земноводных и пресмыкающихся»,, оригами. | |
50 | 2 нед.март. |
и хозяйстве человека. | 1 | 1 | 2 | Презентация «Земноводные и пресмыкающиеся Красной книги». | |
Охрана насекомых и других беспозвоночных | 8 | - | 8 | ||||
51 | 3 нед.март. |
и жизни человека. | 2 | - | 2 | Электронная энциклопедия. | |
52 | 3 нед.март. | 2.Опылители растений. | 2 | - | 2 | Презентация « Опылители растений» | |
53 | 4 нед.март. | 3. Относительная приспособленность насекомых. Биологические методы борьбы с вредителями лесного и сельского хозяйства. | 2 | - | 2 | Презентация « Приспособленность в природе», кроссворд. | |
54 | 4 нед.март. | 4. Шмель жужжит о помощи. Красная книга Республики Татарстан. | 2 | - | 2 | Презентация « Насекомые Красной книги». | |
. | Природоохранная деятельность весной. | 5 | 5 | 10 | |||
55 | 5 нед.март | 1. Характеристика весеннего периода. | 2 | - | 2 | Презентация « Весна в природе», | |
56 | 5 нед.март | 2. Фенологические наблюдения весной. | 1 | 1 | 2 | Оборудование для проведения фенологических наблюдений. | |
57 | 1 нед.апр. | 3. Экскурсия «Весенние явления в природе». | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка | |
58 | 1нед.апр. | 4. Изготовление искусственных гнездовий. | 1 | 1 | 2 | Презентация, фанера, гвозди, молоток. | |
59 | 2 нед.апр. | 5. «Развешивание гнездовий в парке».Проект. | - | 2 | 2 | Лестница, веревка | |
Охрана здоровья человека. | 10 | 2 | 12 | ||||
60 | 2 нед.апр. | Здоровье- главное богатство человека. Всемирный день здоровья. | 2 | - | 2 | Презентация « Здоровье человека» | |
61 | 3нед.апр. | Режим дня. | 1 | 1 | 2 | Режим дня | |
62 | 3 нед.апр. | Осанка и здоровье. Значение физического труда и физкультуры для человека. | 2 | - | 2 | Презентация « Как сохранить красивую осанку» | |
63 | 4 нед.апр. | Исследовательский проект « Как сберечь здоровье?» | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка. | |
64 | 4нед.апр | Суд над вредными привычками. | 2 | - | 2 | Мультимедиа. | |
65 | 5 нед.апр. | Игра « Путешествие на поезде « Здоровье». | 2 | - | 2 | Презентация – викторина. | |
Природоохранная работа летом. | 4 | 2 | 6 | ||||
66 | 1 нед.мая | 1. Характеристика летнего сезона. Фенологические наблюдения летом. | 1 | 1 | 2 | Оборудование для проведения фенологических наблюдений. | |
67 | 1 нед.мая | 2.Экскурсия в природу « Сезонные явления в жизни растений и животных». | 1 | 1 | 2 | Блокнот, ручка | |
68 | 2 нед.мая | 3. Экологическая профессия. | 2 | - | 2 | Презентация « Экологическая профессия» | |
Охрана памятников природы. | 5 | 1 | 6 | ||||
69 | 2 нед.мая | 1.Экскурсия «Знакомство с памятниками природы Бугульминского района». | 1 | 1 | 2 | Презентация « Памятники природы Бугульминского района». | |
70 | 3 нед.мая | 2. Природа горько плачет. Фотовыставка в рамках акции « Марш парков». | 2 | - | 2 | Фотовыставка. | |
71 | 3 нед.мая | 3. Экологический турнир « Знатоки природы». | 2 | - | 2 | Презентация- викторина. | |
Итоговое занятие | 2 | - | 2 | ||||
72 | 4нед.мая | 1.Итоговое занятие. Конкурс исследовательских проектов «Природа родного края». | 2 | - | 2 | Мультимедиа. | |
Итого: | 100 | 44 | 144 |
Содержание 2 год обучения .
Вводное занятие.
Что такое проект. Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Защита проектов. Экологический календарь. Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Правила техники безопасности.
Экологический проект «Сделаем мир чище».
Теория: Природа –наш дом.» Спасем Землю!»(проблема бытовых отходов).
Проблемы экологии родного города. Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии.
Экологический урок « Человек и город», экологический спектакль «Жила – была мусорная куча».
Конкурс презентаций « Человек и окружающая среда»
Практика: экологический проект « Город опасный и безопасный», природоохранный проект « Мы друзья природы».
Творческий проект: «Умелые руки не знают скуки» ( поделки из бытовых отходов)
Экологический проект « Живой мир ждет твоей помощи»
Теория: Всемирный день защиты животных. Дикие и домашние животные. Как дикие животные готовятся к зиме. Эти забавные домашние животные.
Экскурсия: Животные живого уголка
Праздник « Мой друг»
Практика: коллективное творческое дело « Мы в ответе за тех, кого приручили» ( конкурс
листовок в защиту бездомных животных, развешивание листовок).
Природоохранный орнитологический проект « Наша забота птицам»
Теория: Обитатели воздушного пространства. Птицы кочующие, оседлые, перелетные.
Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу. Охрана и привлечение птиц. Правила изготовления и развешивания кормушек, скворечников.
Практика:
Международные Дни наблюдения птиц . Всероссийская акция по подкормке птиц зимой « Наши пернатые гости» (конкурс на лучшую кормушку).
Всероссийская акция « Птица года» (конкурс рисунков, прикладных работ).
конкурс « Лучший птичий домик»; акция «Развешивание скворечников».
Праздник: Встреча зимующих птиц»
Праздник « День птиц»
Исследовательский проект «Влияние конструкции кормушки на посещение ее птицами»
Экологический проект « Сохраним леса России»
Теория: Леса родного края. Значение лесов в природе и для человека. Роль леса в экологии города. Всемирная экологическая акция « Сохраним леса России». Международный день биологического биоразнообразия. Международный день леса.
Викторина « Зеленый мир вокруг нас»
Творческие проекты: « Елочка своими руками», « Краснокнижный мир глазами детей»
Проект по пропаганде здорового образа жизни « Наше здоровье в наших руках»
Теория: Физическое здоровье и окружающая среда. Гигиена тела и души. Заповеди здорового питания. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Здоровый образ жизни в традициях народов РТ
Праздник « День здоровья»
Творческий проект: « Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»( конкурс рисунков».
Природоохранный проект « Берегите воду»
Вода вокруг нас. Вода – бесценное вещество. Вода- среда обитания. Загрязнение вод. Охрана вод от загрязнения.
Праздник « Всемирный день воды».
Экологический проект « Давайте беречь воду вместе».
Экологический проект «Край родной открываем, храним, изучаем» в рамках Всемирной Хартии Земли и Республиканского экологического месячника.
Теория. Охраняемые территории родного края. Красная книга Татарстана. Экологический мониторинг состояния окружающей среды. Экологическая карта своего микрорайона. Интегрированное мероприятие « Люби, цени, оберегай свой край родной».
Праздники: «Международный день Земли», «Первоцветы».
Экологическая природоохранная акция « Марш парков».
Операция « Муравейник», « Белая береза».
Исследовательский проект «Определение состояния атмосферы».
Тематический план. 2 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Что такое экологический проект. | 2 | 2 | 0 |
2. | Экологический проект « Сделаем мир чище» | 22 | 15 | 7 |
3. | Экологический проект» Живой мир ждет твоей помощи» | 16 | 12 | 4 |
4. | Природоохранный орнитологический проект «Наша забота птицам» | 26 | 14 | 12 |
5. | Экологический проект « Сохраним леса России» | 14 | 12 | 2 |
6. | Проект по пропаганде здорового образа жизни « наше здоровье в наших руках» | 10 | 9 | 1 |
7. | Природоохранный проект « Берегите воду». | 20 | 13 | 7 |
8. | Экологический проект «Край родной открываем, храним, изучаем» в рамках Всемирной Хартии Земли и Республиканского экологического месячника. | 30 | 18 | 12 |
9. | Итоговое занятие. Познавательная игра « Эрудит». Конкурс проектов | 4 | 4 | 0 |
Итого | 144 | 99 | 45 |
Рабочая программа. 3 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Виды учебной деятельности | Оснащение урока |
1. | Что такое экологический проект. Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Защита проектов. Экологический календарь. Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Знакомство с экологической лабораторией. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | 0 | Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера; - осознанное построение речевого высказывания; - выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.; - анализ объектов с целью выделения признаков; - установление причинно- следственных связей. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; - внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата и его реального продукта Личностные: - стремление к получению новых знаний, проявление активность в совместной учебной деятельности; - нравственно- эстетическое оценивание усваиваемого содержания,; - стремление слушать и слышать педагога , другого ученика, понимать инструкцию; -строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; -сотрудничать под руководством педагога. Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством педагога; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Презентация» Экологический календарь», плакат-схема «Этапы выполнения проекта». |
2. | Природа – наш дом | 2 | 2 | 0 | Презентация «Планета в опасности» | |
3. | Экологические проблемы окружающей среды. | 2 | 2 | 0 | Видеофильм « Берегите планету». | |
4. | 10 заповедей экологии. | 2 | 2 | 0 | Памятки « Правила друзей природы» | |
5. | Экологический урок « Человек и город», | 2 | 1 | 1 | Презентация « Мы за чистоту окружающей среды»2 | |
6. | Конкурс презентаций « Человек и окружающая среда» | 2 | 1 | 1 | Презентации. | |
7. | Экологический проект « Город опасный и безопасный», | 4 | 2 | 2 | Фотоаппарат, блокнот, карандаш, карта микрорайона | |
8. | Экологический спектакль «Жила – была мусорная куча». | 4 | 4 | 0 | Реквизиты к спектаклю. Мультимед. установка | |
9. | Творческий проект: «Умелые руки не знают скуки» ( поделки из бытовых отходов) | 2 | 0 | 2 | Бытовые отходы, цветная бумага, краски, клей и т. д. | |
10. | Природоохранный проект « Мы друзья природы». | 2 | 1 | 1 | Колышки, веревка, мусорные мешки и т. д. | |
12. | Всемирный день защиты животных | 2 | 1 | 1 | Презентация « Всемирный день защиты животных» | |
13. | Дикие и домашние животные | 2 | 2 | 0 | Презентация « Животные - чемпионы» | |
14 | Как дикие животные готовятся к зиме. | 2 | 2 | 0 | Карточки- инструкции для наблюдения в природе . | |
15. | Эти забавные домашние животные. | 2 | 2 | 0 | Презентация « Животные рядом». | |
16 | Экскурсия: Животные живого уголка | 2 | 1 | 1 | Блокнот, ручка, угощения для домашних животных. | |
17. | Исследовательский проект» « Наши домашние любимцы». | 2 | 1 | 1 | Инструктивные карточки для выполнения проекта, анкеты. | |
18. | Коллективное творческое дело « Мы в ответе за тех, кого приручили» ( конкурс листовок в защиту бездомных животных, развешивание листовок). | 2 | 1 | 1 | Альбомы, краски, карандаши. | |
19. | Праздник « ЗОО - вернисаж» | 2 | 2 | 0 | ||
20. | Обитатели воздушного пространства. | 2 | 2 | 0 | Видеофильм | |
21. | Птицы кочующие, оседлые, перелетные. | 2 | 2 | 0 | Презентация « Птицы соседи. Птицы гости». | |
22. | Международные Дни наблюдения птиц. | 2 | 0 | 2 | Блокнот. Ручка | |
23. | Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу | 2 | 2 | 0 | Презентация « Редкие и исчезающие птицы нашего края» | |
24. | Охрана и привлечение птиц. Правила изготовления и развешивания кормушек. | 2 | 1 | 1 | Презентация « Правила изготовления кормушек». | |
25. | Всероссийская акция по подкормке птиц зимой « Наши пернатые гости» (конкурс на лучшую кормушку). | 2 | 0 | 2 | Пластиковая бутылка, ножницы, веревка, скотч, корм для птиц: семена, крошки белого хлеба | |
26. | Подкормка птиц. | 4 | 0 | 4 | Корм для птиц | |
27. | Исследовательский проект «Влияние конструкции кормушки на посещение ее птицами» | 2 | 1 | 1 | Блокнот, ручка. | |
28. | Праздник: Встреча зимующих птиц» Праздник « День птиц» | 2 | 2 | 0 | Презентация «Здравствуйте, пернатые друзья», запись голосов птиц, | |
29. | Всероссийская акция « Птица года» (конкурс рисунков, прикладных работ). | 2 | 1 | 1 | Альбом, клей, семена, краски, карандаши. | |
30. | Конкурс « Лучший птичий домик»; акция «Развешивание скворечников». | 2 | 1 | 1 | Презентация « Правила изготовления птичьего домика» | |
31. | Обобщающее занятие. Викторина «Птичий час» | 2 | 2 | 0 | Кроссворды, загадки, ребусы. | |
32. | Путешествие в удивительный лес | 2 | 2 | 0 | Презентация « Путешествие в удивительный лес» | |
33. | Значение лесов в природе и для человека. | 2 | 2 | 0 | Презентация « Значение леса» | |
34. | Роль леса в экологии города. | 2 | 2 | 0 | Видеозагадки. | |
35 | Всемирная экологическая акция « Сохраним леса России». Творческий проект: « Елочка своими руками | 2 | 1 | 1 | Материалы для изготовления искусственной елочки. | |
36. | Международный день биологического биоразнообразия. Творческий проект: Краснокнижный мир глазами детей» | 2 | 2 | 0 | Альбом, краски. | |
37. | Международный день леса. Конкурс интерактивного плаката «Берегите лес» | 2 | 1 | 1 | Видеоматериалы. | |
38. | Викторина « Зеленый мир вокруг нас» | 2 | 2 | 0 | Презентация – викторина « Зеленый мир вокруг нас». | |
39. | Физическое здоровье и окружающая среда. Гигиена тела и души | 2 | 2 | 0 | Презентация « Друзья здоровья» | |
40. | Заповеди здорового питания. | 2 | 1 | 1 | Презентация « Секреты здорового питания» | |
41. | Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. Закаливание. | 2 | 2 | 0 | Презентация» Закаливание» | |
42. | Здоровый образ жизни в традициях народов РТ. Творческий проект: « Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»( конкурс рисунков». | 2 | 2 | 0 | Альбомы, краски. | |
43. | Праздник « День здоровья» | 2 | 2 | 0 | Мультимед. установка, кроссворд, ребус, загадки. | |
44. | Вода вокруг нас. Вода – бесценное вещество. | 2 | 2 | 0 | « Презентация «Вода- вокруг нас» | |
45. | Реки и озера РТ | 2 | 2 | 0 | Карта РТ. | |
46. | Родники города Бугульмы. | 2 | 1 | 1 | Презентация « Родники Бугульмы» | |
47. | Экологический мониторинг состояния родников г.Бугульмы. | 4 | 0 | 2 | Оборудование для экологического мониторинга. | |
48. | Вода- среда обитания. Обитатели водоемовРТ. | 2 | 2 | 0 | Презентация « Обитатели водоемов». | |
49. | Загрязнение вод. | 2 | 2 | 0 | Презентация « Источники загрязнения водоемов» | |
50. | Охрана вод от загрязнения | 2 | 2 | 0 | Видеовикторина « Экологический светофор». | |
51. | Экологический проект « Давайте беречь воду вместе». | 2 | 0 | 2 | Карточки- инструкции для выполнения проекта. | |
52. | Праздник « Всемирный день воды». | 2 | 2 | 0 | Презентация « Вода-это жизнь» | |
53. | Охраняемые территории родного края. | 2 | 2 | 0 | Презентация « ООПТ РТ | |
54 | Составление картосхемы « Охраняемые территории Бугульминского района РТ» | 2 | 1 | 1 | Карта Бугульминского района | |
55. | Экологический мониторинг состояния окружающей среды. | 2 | 0 | 2 | Инструкции по работе с экологической лабораторией. | |
56. | Исследовательский проект «Определение состояния атмосферы». | 2 | 0 | 2 | Оборудование экологической лаборатории | |
57. | Экологическая карта своего микрорайона. | 2 | 1 | 1 | Карта своего микрорайона. | |
58. | Викторина « Экологическая мельница» | 2 | 2 | 0 | Видео викторина « Дом, где мы живем. | |
59. | Экологический месячник. Международный день Земли. Экологическое мероприятие «Войди в природу другом!» | 2 | 2 | 0 | Презентация «День Земли». | |
60. | Экологический праздник «Первоцветы» | 2 | 2 | 0 | Презентация « Первоцветы» | |
61. | Подготовка к акции « Марш парков». Конкурс литературных работ «Цветущая планета» | 2 | 1 | 1 | Презентация « Цветущая планета» | |
62 | Конкурс рисунков «Сохраним лес а от пожаров». | 2 | 1 | 1 | Презентация « Защитим лес!» | |
63 | Экообъектив « Острова дикой природы» | 2 | 1 | 1 | Фотоальбомы « Острова дикой природы» | |
64. | Составление малой Красной книги Бугульминского района | 2 | 1 | 1 | Карта Бугульминского района. | |
65. | Операция « Цветочные дорожки» | 2 | 1 | 1 | Веревка, колышки, листовки с обращением к жителям. | |
66. | Акция « Живи, родник». Трудовой десант | 2 | 1 | 1 | Мусорные мешки, лопата. | |
67. | Интегрированное мероприятие « Люби, цени, оберегай свой край родной» | 2 | 2 | 0 | Презентация « Берегите Землю». | |
68. | Итоговая игра «Эрудит» | 2 | 2 | 0 | Кроссворды, ребусы, выставка рисунков «Эко - вернисаж». | |
Итого: | 144 | 99 | 45 |
Методическое обеспечение:
Разработки мероприятий:
Праздник « Птицы-гости»,
Праздник « Встречай с любовью стаи птиц..»,
Экологическая конференция « Берегите Землю» в рамках Всемирного дня Земли,
Праздник «Давайте сохраним» в рамках акции « Марш парков»
Методические рекомендации по проведению:
Экскурсий:
- «Разведка осенних примет»,
- «Осенняя цветущая флора»,
- «Краски лесных плодов»,
- «Подготовка растений к зиме»,
- «Организация фенологических наблюдений зимой»,
- « Наши маленькие друзья( в живой уголок ДЭБЦ)
- « Животные нашего края»,
- «Горные породы Бугульминского района»,
- «Экологическая тропа»( Бугульминский заказник),
- «Наблюдение за поведением птиц осенью»
- «Весенние явления в жизни растений и животных».
Практических работ:
- « Ведение календаря природы»,
- « Создание Малой Красной книги Бугульминского района»,
- « Изучение загрязнения воздуха методом биоиндикации»,
- «Определение запыленности воздуха»,
- « Изучение качества воды родников г. Бугульмы»,
- «Сбор семян цветковых растений»,
- «Оформление гербариев из листьев»,
- «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города Бугульмы»,
- «Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города Бугульмы»,
- « Определение пород деревьев по почкам»,
- « Следы на снегу»,
- « Учет зимующих птиц».
Экологических проектов:
- « Окно радости»,
- «Птичья столовая»,
- «Чудо дом»,
- « Лес благодарит и сердится»,
- «Экологическая неотложка»,
- « Сохраним леса России»,
- «Капелька»,
- Животные в истории моей семьи».
Методические пособия по полевой экологии:
- Методика сбора гербария.
- Методика описания лишайниковых сообществ.
- Методы учетов численности птиц: точечные учеты.
- Простейшая методика учета численности птиц.
- Программа организации и проведения зимних учетов птиц.
- Методы сбора и учетов численности насекомых.
- Исследовательский проект "Фенология птиц".
- Программа комплексного экологического обследования территории.
- Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
- Методы геоботанических исследований.
- Простейшая методика геоботанического описания леса.
- Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
- Методы гидрологических измерений и описание рек.
- Методы гидрологических измерений и описание озер.
- Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
- Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды.
- Методы исследований пресноводного зоопланктона.
- Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем.
- Физико-химические методы изучения качества природных вод.
- Методы метеорологических наблюдений.
- Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.
- Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.
- фотографическая съемка биологических объектов.
- Методика рекогносцировочного обследования водоемов.
- Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.
- Наблюдения за территориальным и кормовым поведением синичьих стай.
- Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.
- Простейшая методика описания почв.
- Методы статистической обработки результатов экологических исследований.
Учебно-методические видеофильмы "Комплексные исследования экосистем".
Это 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень-зима-весна-лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников - от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада.
Рекомендации по выполнению исследовательских работ и опытов:
- «Травянистые растения зимой»
- «Свойства воздуха»,
- « Способы размножения комнатных растений»,
- « Определение механического состава почвы»
Презентации к занятиям:
- Аквариумные рыбки
- Бабочки, белка, божьи коровки
- Диалоги о животных, домашние животные
- Интересные факты о животных
- Жители планеты
- Комары, кошки, Красная книга, Кто живет в аквариуме
- Лев
- Медуза, В мире животных, Моллюски, Муравей
- Насекомые
- Пингвины, Птицы весной, правила поведения в природе
- Ракообразные
- Собаки
- Удивительные животные
- Черепахи, членистоногие, черви
- Эти забавные животные
Образцы (тексты) детских исследовательских работ-проектов, т.е. статьи, подготовленные школьниками по итогам проведения полевых исследований (проектных работ) в различных организациях и в рамках различных образовательных программ.
Интернет – ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/534630/ Дудник Д. Ю. Программа творческого объединения «Друзья природы» для младших школьников (2008 / 2009 учебный год)
http://cor.edu.27.ru/dlrstore/5001d3f8-396c-4621-8132-1c8114e07657/str9.htm Эколого – информационный проект «Экологическая газета – рупор общественности». Разработка анкеты и проведение социологического опроса
http://sch113.minsk.edu.by/main.aspx?uid=128989 Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого - педагогической деятельности. ГУО "Гимназия № 19" г. Минска, Беларусь
http://www.4stupeni.ru/lirika/2693-programma-yekologicheskoe-vospitanie-detej-v.html Программа «Экологическое воспитание детей в условиях детского дома»
Используемае сайты:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
http://www.tatedu.ru
Образовательный портал Республики Татарстан
http://edu.ksu.ru
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральные образовательные ресурсы.
http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.it-n.ru. – Сеть творческих учителей.
http://new.teacher.fio.ru. – Учитель.
http://ict.edu.ru. – Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
http://ege.edu.ru. – Портал поддержки ЕГЭ.
http://www.ug.ru. – Сайт Учительской газеты.
http://www.ecosystema.ru. – Экологическое образование.
www.standart.edu.ru. – Стандарт нового поколения.
www.fipi.ru. – Федеральный институт педагогических измерений.
Биология и экология
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
http://bio.1september.ru
Биология в Открытом колледже
http://www.college.ru/biology
Herba: ботанический сервер Московского университета (на английском языке)
http://www.herba.msu.ru
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
http://www.biodat.ru
FlorAnimal: портал о растениях и животных
http://www.floranimal.ru
Forest.ru: все о росийских лесах
http://www.forest.ru
БиоДан — Тропинка в загадочный мир
http://www.biodan.narod.ru
Государственный Дарвиновский музей
http://www.darwin.museum.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
http://www.livt.net
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://plant.geoman.ru
Изучаем биологию. Интернет сайты
http://learnbiology.narod.ru
Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
http://nrc.edu.ru/est/
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас
http://med.claw.ru
Мир животных
http://animal.geoman.ru
Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт
http://www.skeletos.zharko.ru
Проблемы эволюции
http://www.macroevolution.narod.ru
Редкие и исчезающие животные России
http://www.nature.ok.ru
Теория эволюции как она есть
http://evolution.powernet.ru
Чарлз Дарвин: биография и книги
http://charles-darwin.narod.ru
Экологическое образование детей и изучение природы России
http://www.ecosystema.ru
Природа: национальный портал
База знаний по биологии человека;
Рекомендуемая литература для педагога:
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие.-М.:АГАР,2000.-385 с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО МДС, 1996.-192 с.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004
- Виноградова А.М. Давайте охранять природу вместе с детьми. Книжка-подсказка. – Саратов: изд-во «Научная книга», 2005. – 32 с.
- Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. - М.: ФОРУМ, 2009. - 64 с., ил.
- Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
- Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.
- Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
- Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- СПб.:Крисмас+,2003.-176 с.:ил.
- Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание.-М.: ФЦДЮТК, 216 с., ил.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.: Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008. -255 с.
- Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьнов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.: ил.
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 4 кл.; 2-4 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 72 с..
для обучающихся:
- Акимушкин И. И. Занимательная биология. — М.: Молодая гвардия, 1967.
- Барков А.В. «На ранней зорьке», М., «Детская литература», 1992.
- Барышникова Г.Б. «Наша зеленая планета», Ярославль, Академия развития, 2007.
- Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983;
- Благосклонов К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. И доп.—М.: Колос, 1984.
- Бушуев Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. — Смоленск: Русич, 2000.
- Верзилин II. М Лечебница в лесу. — Л.: детская литература, 1951.
- Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Художественная литература, 1995
- Грехова Л. И. В союзе с природой. — М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
- Дмитриев Ю , Пожарицкая Н. « Моя первая книга о животных», Издательский дом «Дрофа», 1995.
- Детская энциклопедия « Я познаю мир» т.Животные, т.Экология, т.Поведение животных, М., «АСТ», 1997. 12. «Мир животных» Санкт-Петербург, МиМ – Экспресс, 1995.
- Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
- Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.
- Михеев А.В. «Биология птиц. Определитель птичьих гнезд», Москва, издательство « Цитадель», 1996.
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.
- Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.
- Пашканга К. В. Охрана природы (для учащихся). — М.: Просвещение, 1.990.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-7 лет. - Ярославль:Академия, Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
- Радзиевская С. «Круглый год», Татарское книжное издательство, Казань, 1985.
- Симонова Л.П. «Ключи от природы или этические беседы о экологии », М., «Агар», 1998.
- Сладков, Н И Азбука леса, — Л.: Детская литература, 1986.
- Тарабарина Т.И. И «Учеба, и игра: природоведение», Ярославль, Академия развития, 1997.
- Теремов А., Рохлов В., «Занимательная зоология», М., «АСТ-ПРЕСС» 1999.
- Универсальная энциклопедия школьника, т. Биология, Минск, «ТОО ХАРВЕСТ» , 1995.
- Элдертон Д., «Всемирная энциклопедия птиц», Москва,издательство « Эксмо», 2007.
Примерные КИМы для итоговой аттестации обучающихся по программе
« Юный эколог»
Задание 1. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Экология - это наука о:
а) веществах и их превращениях;
б) живых организмах;
в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.
Задание 2. Отметь знаком “+” верное высказывание.
У какой группы растений семена созревают в шишках?
а) у хвойных растений;
б) у цветковых растений;
в) у лиственных растений;
г) у папоротников.
Задание 3. Отметь знаком “+” верное высказывание.
У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
а) для защиты от врагов;
б) для добывания корма;
в) для борьбы с соперниками.
Задание 4. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Как служат почве дождевые черви?
а) уничтожают вредителей;
б) перерабатывают опавшие листья;
в) роют подземные ходы.
Задания 5. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…
а) для уничтожения следов деятельности человека;
б) для сохранения экологических цепей питания;
в) для украшения людьми своих жилищ;
г) для питания домашних животных.
Задание 6. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?
__________________________________________________________
Задание 7. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 8. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?
__________________________________________________________
Задание 9. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?
__________________________________________________________
Задание 10. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.
Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.
__________________________________________________________
Задание 11. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.
__________________________________________________________
Задание 12 Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.
Задание 13. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.
Воскресенье в лесу
Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 14. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?
Задание 15. Перечислите основные источники загрязнения водоемов. _________________________________________________________
Задание 16. . Назовите основные пути охраны воздуха от загрязнения .________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 17. Что могут сделать школьники для охраны природы?
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...