Программа "Юный эколог"
рабочая программа по экологии на тему

   Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Актуальность ее в том, что  она направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего об­раза жизни с окружающим социальным и природным миром.  Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий  позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.

  Очень важно уже в младшем школьном возрасте сформировать понятие: что человек  не царь природы, а всего лишь ее часть.  И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной  часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого человека. 
   Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент  направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды,  как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_ekolog_goloshchapova_l.a.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  

             образования детей детский эколого-биологический центр                                                                                                                                                                                        

                         Бугульминского муниципального района РТ

Программа «Юный эколог»

                                                                                       Возраст детей:  7-11 лет

                                                                                       Срок реализации:  2 года

                                                                                       Автор программы:

                                                                                       педагог дополнительного образования

                                                                                       первой квалификационной категории

                                                                                       Голощапова Любовь Алексеевна  

                                                                                     

                                                                                       

г. Бугульма -2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной         программы.

   Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо-эейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Программа составлена на основании базовой программы по охране природы, сборник программ , Москва, просвещение,1983г.

Актуальность.

     В условиях   экологического кризиса усиливается значение экологического образования,  как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

  Очень важно уже в младшем школьном возрасте сформировать понятие: что человек  не царь природы, а всего лишь ее часть.  И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной  часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого человека.  

   Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент  направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды,  как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней.

 Программа направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

  Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий  позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.

Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование экологической компетенции.
  2. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных  явлений,   единстве  неживой  и  живой  природы, о взаимодействии   и   взаимозависимости   природы,   общества и человека.
  3. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  4. Формирование    экологически   ценностных    ориентации в деятельности детей.
  5. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

         9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны  природного окружения.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ориентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы, в ходе экологически ориентированной проектной деятельности.

Отличительные особенности программы.

    Содержание программы выстроено в рамках единой  логики.

1 год обучения. Знакомство с основными экологическими проблемами. Здесь же рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья.

2 год обучения. Приобщение к практической природоохранной деятельности через выполнение различных творческих,  исследовательских, природоохранных  экологических проектов.

 Программа направлена на формирование личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется  диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе.

   Программа разработана для учащихся начальной школы (возраст 7-11 лет),  срок реализации  2года, органически связанных друг с другом.  Рассчитана на 144 часа в год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2  часа.

Программа гибка в выполнении. Ее можно углубить или сократить количество часов на изучаемый материал, учитывая пожелания детей.

Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная.

    Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу, экологические проекты.

  Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эксцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

  Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в творческих  выставках, в проведении  Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении кабинета, являющегося местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Планируемые результаты

Личностные:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-преобладание  мотивации  гармоничного  взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе.

- способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт;

- основные особенности и отличия каждого времени года;

- значение воздуха для жизни на Земле, источники его загрязнения и пути решения проблем, связанных с загрязнением воздуха;

- значение воды в природе и в жизни человека;

-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-работать с гербариями  растения;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

Метапредметные:

- интеллектуальные- способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции(сравнение, обобщение, анализ, доказательства идр.);

- регулятивные- владение способами организации, планирования различных видов деятельности( репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные- способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Виды универсальных учебных действий:

   Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы:
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Результативность.   Контроль знаний ведется в форме викторин, конкурсов, игр природоведческого характера, проводятся выставки рисунков, поделок из природного материала и бытовых отходов, сочинений, сообщений и составления гербария. Тесты, само и взаимопроверки, решения и составления кроссвордов, ребусов, биологические диктанты и работа с карточками-определителями также служат оценки полученных знаний.

 Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные научно- практические конференции, конкурсы исследовательских проектов, тестирование.

Содержание программы « Юный эколог».

Содержание программы.  1 год обучения.

Введение. Дом,  в котором мы живем (14).

Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы. Закон «Об охране окружающей среды».   Правила поведения в природе. Времена года.

Практическая работа: Сбор семян цветковых растений. Оформление гербариев из листьев.

Экскурсии: « Разведка осенних примет», « Осенняя цветущая флора», « Наблюдение за поведением птиц осенью».

Природоохранная работа осенью ( 6 ).

Правила проведения фенологических наблюдений осенью.

Практическая работа: Фенологические наблюдения. Изумрудный подоконник.

Экскурсии: «Подготовка растений к зиме»

Охрана воздуха(14).

 Значение воздуха, состав и свойства. Атмосфера временная среда обитания живых организмов Загрязнение атмосферы. Состояние воздушной среды в нашем городе.

Роль растений в оздоровлении воздуха.

Практическая работа: «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города», « Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города ».

Заглянем вглубь Земли(10).

 Полезные ископаемые, их место среди других природных ресурсов. Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых.   Охрана недр.

Экскурсия на предприятие, занимающееся переработкой полезных ископаемых..

Природоохранная деятельность зимой (8)

Характеристика зимнего сезона года. Народные приметы о погоде. Прогнозы долговременные и краткосрочные. Организация фенологических наблюдений зимой.

Встреча зимующих птиц.

Изготовление кормушек.

Практическая работа: Изготовление кормушек. Экопроект «Кормушка». Ведение календаря природы.

Творческая работа: «Выпуск листовок в защиту ели».

Охрана вод(16)

  Значение воды для жизни на Земле. Река Бугульминка и  ее обитатели. Родники города Бугульмы. Причина сокращения запасов пресной воды. Охрана  вод от загрязнения.    

Практическая работа: «Исследование состояния водных объектов».

Творческая работа: Операция « Капелька».

Охрана растений (8)

Жизнь растений  зимой.  Приспособления к перенесению неблагоприятного сезона года.  

Практическая работа : « Определение пород деревьев по почкам».  «Травянистые растения зимой».

Охрана птиц и млекопитающих(16)

Многообразие млекопитающих. Домашние питомцы. Птицы зимой. Значение птиц в природе и в жизни человека. Охрана птиц.  

Практическая работа : «Следы на снегу». «Учет зимующих птиц».  

Экскурсии:  «Наши домашние питомцы»

Охрана амфибий и рептилий(4)

  Значение амфибий  и рептилий в природе и в жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и пресмыкающихся в природе. Важность их охраны.

Охрана насекомых и др. беспозвоночных(8)

Общая характеристика класса насекомых.  Хозяйственное значение ос, шмелей, бабочек                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Насекомые друзья и враги.

 Практическая работа с коллекцией полезных насекомых и вредителей.

Природоохранная деятельность весной(10).

Характеристика весеннего периода года. Фенологические наблюдения весной. Встреча пернатых гостей.

Практическая работа: « Чудо дом».

Экскурсия: « Весенние явления в природе»

Охрана здоровья человека(12).

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Значение физического труда и физкультуры на здоровье. Режим дня. Осанка. Наша пища. Гигиена питания. Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Здоровье и домашние животные.

Исследовательский проект: «Как сберечь здоровье».

Творческая работа:  Составление памятки « Режим дня».

Природоохранная работа летом(6)

Характеристика летнего сезона года. Фенологические наблюдения летом. Экологическая профессия.

Практическая работа:  Ведение календаря природы

Экскурсия: «Сезонные явления в жизни растений и животных» 

Охрана памятников природы(6)

Экскурсия: Памятники природы. Охрана памятников природы Бугульминского района: Карабашская гора, Петровские сосны, Адонисовый лес,и др. Участие школьников в выявлении и охране памятников природы.

 Творческая работа: Акция «Марш парков».

Итоговое занятие(2)

Подведение итогов работы объединения. Конкурс исследовательских проектов.

Тематический план 1 год обучения.

Тема

Теор. часы

Практ. часы

Всего

1.

 Дом, в котором мы живем

9

5

14

2.

Природоохранная деятельность осенью

3

3

6

4.

Охрана воздуха

9

5

14

6.

Заглянем вглубь Земли

7

3

10

4.

Природоохранная деятельность зимой

5

3

8

5.

Охрана вод

11

5

16

6.

Охрана растений

5

3

8

Охрана птиц и млекопитающих

12

4

16

7.

Охрана амфибий и рептилий

3

1

4

8.

Охрана насекомых

8

0

8

9.

Природоохранная деятельность весной

5

5

10

10.

Охрана здоровья человека

10

2

12

11.

 Природоохранная деятельность летом

4

2

6

12.

Охрана памятников природы

5

1

6

13.

Итоговое занятие

2

0

2

Итого:

100

44

144

Рабочая  программа.   1 год обучения.

Дата

               Тема

Теор.

Практ.

Всего

часов

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия

Дом в котором  мы живем.

9

5

14

1

3 нед.сен.

1.Экология - наука о доме. Природа и человек. Правила поведения в природе.

2

-

2

Личностные УУД

-самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

- нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий.

Познавательные УУД

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- моделирование;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

-анализ;

- синтез;

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Презентация «Планета в опасности»

2

4нед.сен.

2. Выставка рисунков « Природа – наш дом»

1

1

2

Карандаши, альбомы

3

4 нед.сен.

3. Времена года. Осень.

2

-

2

4

5 нед.сен.

4. Разведка осенних примет. Экскурсия

2

-

2

Альбомы, карандаши, ручка, бинокль

5

1 нед.ок.

5.Подготовка к экскурсии « Осенняя цветущая

флора.

2

-

2

Презентация « Осень в природе»,

блокнот, карандаш

6

2 нед.ок.

6. Экскурсия « Осенняя цветущая флора». Сбор

 семян цветочно- декоративных растений

-

2

2

Блокнот, карандаш, бумажные конверты для сбора семян.

7

2 нед.ок.

7.Экскурсия в парк « Наблюдение за поведением

птиц осенью»

-

2

2

Блокнот, карандаш, бинокль

Природоохранная работа осенью.

3

3

6

8

3 нед.ок.

1.Правила проведения фенологических

наблюдений и их оформление.

1

1

2

Блокнот, карандаш, оборудование для проведения фенологических наблюдений.

9

3 нед.ок.

2.Работа по озеленению кабинета.

1

1

2

Презентация «Комнатные растения», горшки , почва,  для посадки  комнатных растений

10

4 нед.ок

3. « Подготовка растений к зиме». Экскурсия

1

1

2

Блокнот, карандаши.

Охрана воздуха.

9

5

14

11

4 нед.ок

1.Воздухом Земля одарена – оттого цветущая

 она.

2

-

2

Презентация « Значение воздуха».

12

5 нед.ок.

2.Атмосфера – временная среда жизни растений

и животных.

2

-

2

Презентация «Атмосфера - временная среда жизни растений и животных»

13

5 нед.ок

3. Загрязнение воздуха. Источники загрязнения.

1

1

2

Презентация «Загрязнение воздуха»

14

6 нед.ок

4. Определение степени запыленности воздуха.

1

1

2

Оборудование для проведения практической работы

15

1 нед.н.

5. Определение степени загрязнения воздуха

выхлопными газами.

1

1

2

Блокнот, ручка, , оборудование экологической лаборатории.

16

2 нед.н.

6.Роль растительности в охране и оздоровлении

атмосферного воздуха.

1

1

2

Альбомы, карандаши.

17

2 нед.н.

7. Экологическая мельница.

1

1

2

Мультимедийная установка, презентация – викторина, ребусы, кроссворд.

Заглянем вглубь Земли.

7

3

10

18

3 нед.н.

1.Сокровища недр - национальное достояние

нашего края.

2

-

2

Презентация «Почва»

19

3 нед.н.

2. Экскурсия в краеведческий музей

 «Горные породы Бугульминского  района».

2

-

2

Блокнот, ручка.

20

4 нед.н.

3.Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых.

2

-

2

Презентация « Охрана недр».

21

4 нед.н.

4.Экскурсия на предприятие города, занимающееся переработкой полезных ископаемых.

2

0

2

Блокнот, ручка

22

5 нед.н.

5. Составление отчета по экскурсии.

-

2

2

Альбом, карандаши.

Природоохранная деятельность зимой.

5

3

8

23

1 нед.дек.

1.Характеристика зимнего сезона года.

 Народные приметы о погоде.

2

-

2

Презентация «Зима в природе»

24

2 нед.дек.

2. Организация фенологических наблюдений.

1

1

2

Оборудование для проведения фенологических наблюдений

25

2 нед.дек.

3. « Охрана и привлечение зимующих птиц. Изготовление кормушек.

1

1

2

Презентация « Правила изготовления кормушек», пластиковые бутылки, ножницы, скатч

26

3 нед.дек.

4. Операция «Ель».

1

1

2

Охрана вод.

11

5

16

27

3 нед.дек.

1.Значение воды в природе. Что в морской

 глубине и на самом дне.

2

-

2

Презентация « Вода в природе».

28

4 нед.дек.

2. Аквариумные рыбы.

1

1

2

Картинки, книги, альбомы, открытки о рыбах.

29

4 нед.дек.

3.Оформление альбома « Рыбные богатства

страны».

1

1

2

Клей, карандаши, ватман.

30

5 нед.дек.

4. Река Бугульминка и ее обитатели.

2

-

2

Презентация» Река Бугульминка».

31

5 нед.дек.

5. Родники г. Бугульмы.

1

1

2

Картинки» Родники города Бугульмы»

32

1 нед.янв.

6. Исследование состояния водных объектов.

1

1

2

Экологическая лаборатория, пробы воды из родников города.

33

2 нед.янв.

7. Причины сокращения запасов пресной воды

2

-

2

Тетрадь, ручка

34

2 нед.янв.

8. Охрана водных источников.

Операция  «Капелька».

1

1

2

Презентация « Охрана вод»

Охрана растений и животных.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

17

11

28

35

3 нед янв.

1.Экскурсия « Жизнь растений и животных

зимой».

1

1

2

Блокнот, ручка, бинокль

36

3 нед.янв.

2. Зимние портреты деревьев

2

-

2

Презентация « Деревья зимой»

37

4 нед.янв.

3. Хвойные деревья и кустарники

2

-

2

Презентация « Ель и сосна»

38

4 нед. янв.

4. Определение пород деревьев по почкам.

-

2

2

Карточки – определители деревьев, побеги, рябины, липы, березы.

39

5 нед.янв.

5. Травянистые растения зимой.

Исследовательский проект.

-

2

2

Блокнот, ручка,  лопатка ,  мерная лента.

40

1 нед.фев.

6. Как зимуют звери. Искусство читать следы. Экскурсия.

-

2

2

Блокнот, карандаши.

Охрана птиц и млекопитающих

12

4

16

41

2 нед.фев.

7. Наши домашние питомцы».

Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ.

1

1

2

Блокнот, карандаш

42

2 нед.фев.

8.»Эти забавные животные». Викторина.

2

-

2

Презентация- викторина « Экзотические домашние животные»

43

3 нед.фев.

9.Птицы соседи. Экскурсия по городу.

1

1

2

Блокнот, ручка.

44

3 нед.фев.

10. Учет зимующих птиц. Подкормка птиц.

1

1

2

Блокнот, ручка, корм для птиц.

45

4 нед.фев.

11.Значение птиц в природе ив жизни человека.

2

-

2

Презентация « Значение птиц».

46

4 нед.фев.

12. Оформление альбома «Крылатое чудо»

1

1

2

Альбомы, карандаши, клей, .

47

5 нед.фев.

13. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц.

Птицы Красной Книги РТ.

2

-

2

Презентация « Красная книга».

48

1 нед.март

14.Игра « Экологический светофор».

2

-

2

Презентация – викторина, ребусы, кроссворд.

Охрана амфибий и рептилий.

3

1

4

49

2 нед.март.

  1. Амфибии и рептилии нашего края и их охрана.

2

-

2

Презентация « Многообразие земноводных и пресмыкающихся»,, оригами.

50

2 нед.март.

  1. Значение амфибий и рептилий в природе

и хозяйстве человека.

1

1

2

Презентация «Земноводные и пресмыкающиеся Красной книги».

Охрана насекомых и других беспозвоночных

8

-

8

51

3 нед.март.

  1. Роль беспозвоночных животных в природе

и   жизни человека.

2

-

2

Электронная энциклопедия.

52

3 нед.март.

2.Опылители растений.

2

-

2

Презентация « Опылители растений»

53

4 нед.март.

3. Относительная приспособленность насекомых. Биологические методы борьбы с вредителями

лесного и сельского хозяйства.

2

-

2

Презентация « Приспособленность в природе», кроссворд.

54

4 нед.март.

4. Шмель жужжит о помощи. Красная книга Республики Татарстан.

2

-

2

Презентация « Насекомые Красной книги».

.

Природоохранная деятельность весной.

5

5

10

55

5 нед.март

1. Характеристика весеннего периода.

2

-

2

Презентация « Весна в природе»,

56

5 нед.март

2. Фенологические наблюдения весной.

1

1

2

Оборудование для проведения фенологических наблюдений.

57

1 нед.апр.

3. Экскурсия «Весенние явления в природе».

1

1

2

Блокнот, ручка

58

1нед.апр.

4. Изготовление искусственных гнездовий.

1

1

2

Презентация, фанера, гвозди, молоток.

59

2 нед.апр.

5. «Развешивание гнездовий в парке».Проект.

-

2

2

Лестница,  веревка

Охрана здоровья человека.

10

2

12

60

2 нед.апр.

Здоровье- главное богатство человека.

 Всемирный день здоровья.

2

-

2

Презентация « Здоровье человека»

61

3нед.апр.

Режим дня.

1

1

2

Режим дня

62

3 нед.апр.

Осанка и здоровье. Значение физического труда

 и физкультуры для человека.

2

-

2

Презентация « Как сохранить красивую осанку»

63

4 нед.апр.

Исследовательский проект « Как сберечь

 здоровье?»

1

1

2

Блокнот, ручка.

64

4нед.апр

Суд над вредными привычками.

2

-

2

Мультимедиа.

65

5 нед.апр.

Игра « Путешествие на поезде « Здоровье».

2

-

2

Презентация – викторина.

Природоохранная работа летом.

4

2

6

66

1 нед.мая

1. Характеристика летнего сезона.

 Фенологические наблюдения летом.

1

1

2

Оборудование для проведения фенологических наблюдений.

67

1 нед.мая

2.Экскурсия в природу « Сезонные явления

в жизни растений и животных».

1

1

2

Блокнот, ручка

68

2 нед.мая

3.  Экологическая профессия.

2

-

2

Презентация « Экологическая профессия»

Охрана памятников природы.

5

1

6

69

2 нед.мая

1.Экскурсия «Знакомство с памятниками

природы Бугульминского района».

1

1

2

Презентация « Памятники природы Бугульминского района».

70

3 нед.мая

2. Природа горько плачет. Фотовыставка в

рамках акции « Марш парков».

2

-

2

Фотовыставка.

71

3 нед.мая

3. Экологический турнир « Знатоки природы».

2

-

2

Презентация- викторина.

Итоговое занятие

2

-

2

72

4нед.мая

1.Итоговое занятие. Конкурс исследовательских проектов «Природа родного края».

2

-

2

Мультимедиа.

    Итого:                                    

100

44

144

Содержание 2 год обучения .

Вводное занятие.

Что такое проект. Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Защита проектов. Экологический календарь. Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Правила техники безопасности.

Экологический проект «Сделаем мир чище».

Теория: Природа –наш дом.» Спасем Землю!»(проблема бытовых отходов).

 Проблемы экологии родного города. Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии.

Экологический урок « Человек и город»,  экологический спектакль «Жила – была мусорная куча».

 Конкурс презентаций « Человек и окружающая среда»

Практика: экологический проект « Город опасный и безопасный», природоохранный  проект « Мы друзья природы».

Творческий проект: «Умелые руки не знают скуки» ( поделки из бытовых отходов)

Экологический проект « Живой мир ждет твоей помощи»

Теория: Всемирный день защиты животных. Дикие и домашние животные. Как  дикие  животные готовятся к зиме. Эти забавные домашние животные.

Экскурсия: Животные живого уголка

Праздник « Мой друг»

Практика: коллективное творческое дело « Мы в ответе за тех, кого приручили» ( конкурс

листовок в защиту бездомных животных, развешивание листовок).

Природоохранный орнитологический проект « Наша забота птицам»

Теория: Обитатели воздушного пространства. Птицы кочующие, оседлые, перелетные.

Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу. Охрана и привлечение птиц. Правила изготовления  и развешивания кормушек, скворечников.

Практика:

Международные Дни наблюдения птиц . Всероссийская акция по подкормке птиц зимой « Наши пернатые гости» (конкурс на лучшую кормушку).

Всероссийская акция « Птица года» (конкурс рисунков, прикладных работ).

 конкурс « Лучший птичий домик»; акция «Развешивание скворечников».

Праздник: Встреча зимующих птиц»

Праздник « День птиц»

Исследовательский проект «Влияние конструкции кормушки на посещение ее птицами»

Экологический проект « Сохраним леса России»

Теория: Леса родного края. Значение лесов в природе и для человека. Роль леса в экологии города. Всемирная экологическая акция « Сохраним леса России». Международный день биологического биоразнообразия.  Международный день леса.

Викторина « Зеленый мир вокруг нас»

Творческие проекты: « Елочка своими руками», « Краснокнижный мир глазами детей»

Проект по пропаганде здорового образа жизни « Наше здоровье в наших руках»

Теория: Физическое здоровье и окружающая среда.  Гигиена тела и души. Заповеди здорового питания. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Здоровый  образ жизни в традициях народов РТ

Праздник « День здоровья»

Творческий проект: « Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»( конкурс рисунков».

Природоохранный проект « Берегите воду»

Вода вокруг нас. Вода – бесценное вещество. Вода- среда обитания. Загрязнение вод. Охрана вод от загрязнения.

Праздник « Всемирный день воды».

Экологический проект « Давайте беречь воду вместе».

Экологический проект «Край родной открываем, храним, изучаем» в рамках Всемирной Хартии Земли и Республиканского экологического месячника.

Теория. Охраняемые территории родного края.  Красная книга Татарстана.  Экологический мониторинг состояния окружающей среды. Экологическая карта своего микрорайона. Интегрированное мероприятие « Люби, цени, оберегай свой край родной».

Праздники:  «Международный день Земли»,  «Первоцветы».

Экологическая природоохранная акция « Марш парков».

Операция « Муравейник», « Белая береза».

Исследовательский проект  «Определение состояния атмосферы».

 Тематический план.  2 год обучения.

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Что такое экологический  проект.

2

2

0

2.

Экологический проект « Сделаем  мир чище»

22

15

7

3.

Экологический проект» Живой мир ждет твоей помощи»

16

12

4

4.

Природоохранный орнитологический проект «Наша забота птицам»

26

14

12

5.

Экологический проект « Сохраним леса России»

14

12

2

6.

Проект по пропаганде здорового образа жизни « наше здоровье в наших руках»

10

9

1

7.

Природоохранный проект « Берегите воду».

20

13

7

8.

Экологический проект «Край родной открываем, храним, изучаем» в рамках Всемирной Хартии Земли и Республиканского экологического месячника.

30

18

12

9.

Итоговое занятие. Познавательная игра « Эрудит». Конкурс проектов

4

4

0

Итого

144

99

45

Рабочая программа.  3 год обучения.

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Виды учебной деятельности

Оснащение урока

1.

Что такое экологический  проект. Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Защита проектов. Экологический календарь. Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Знакомство с экологической лабораторией. Правила техники безопасности.

2

2

0

Познавательные: 

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

 - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- осознанное построение речевого высказывания;

- выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.;

- анализ объектов  с целью выделения признаков;

- установление причинно- следственных связей.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата и его реального продукта

Личностные: - стремление  к получению новых знаний,  проявление активность в совместной учебной деятельности;

- нравственно- эстетическое оценивание усваиваемого содержания,;

- стремление слушать и слышать педагога , другого ученика, понимать инструкцию;

-строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию;

-сотрудничать под руководством педагога.

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством педагога;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Презентация» Экологический календарь», плакат-схема «Этапы выполнения проекта».

2.

Природа – наш дом

2

2

0

Презентация «Планета в опасности»

3.

Экологические проблемы  окружающей среды.

2

2

0

Видеофильм « Берегите планету».

4.

10 заповедей экологии.

2

2

0

Памятки « Правила друзей природы»

5.

Экологический урок « Человек и город»,  

2

1

1

Презентация « Мы за чистоту окружающей среды»2

6.

Конкурс презентаций « Человек и окружающая среда»

2

1

1

 Презентации.

7.

Экологический проект « Город опасный и безопасный»,

4

2

2

Фотоаппарат, блокнот, карандаш, карта микрорайона

8.

Экологический спектакль «Жила – была мусорная куча».

4

4

0

Реквизиты к спектаклю. Мультимед. установка

9.

Творческий проект: «Умелые руки не знают скуки» ( поделки из бытовых отходов)

2

0

2

Бытовые отходы, цветная бумага, краски, клей и т. д.

10.

Природоохранный  проект « Мы друзья природы».

2

1

1

Колышки, веревка, мусорные мешки и т. д.

12.

Всемирный день защиты животных

2

1

1

Презентация « Всемирный день защиты животных»

13.

Дикие и домашние животные

2

2

0

Презентация « Животные - чемпионы»

14

Как  дикие  животные готовятся к зиме.

2

2

0

Карточки- инструкции для наблюдения в природе .

15.

 Эти забавные домашние животные.

2

2

0

Презентация « Животные рядом».

16

Экскурсия: Животные живого уголка

2

1

1

Блокнот, ручка, угощения для домашних животных.

17.

Исследовательский проект»  « Наши домашние любимцы».

2

1

1

Инструктивные карточки для выполнения проекта, анкеты.

18.

Коллективное творческое дело « Мы в ответе за тех, кого приручили» ( конкурс

листовок в защиту бездомных животных, развешивание листовок).

2

1

1

Альбомы, краски, карандаши.

19.

Праздник « ЗОО - вернисаж»

2

2

0

20.

Обитатели воздушного пространства.

2

2

0

Видеофильм

21.

Птицы кочующие, оседлые, перелетные.

2

2

0

Презентация « Птицы соседи. Птицы гости».

22.

Международные Дни наблюдения птиц.

2

0

2

Блокнот. Ручка

23.

Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу

2

2

0

Презентация « Редкие и исчезающие птицы нашего края»

24.

Охрана и привлечение птиц. Правила изготовления  и развешивания кормушек.

2

1

1

Презентация « Правила изготовления кормушек».

25.

Всероссийская акция по подкормке птиц зимой « Наши пернатые гости» (конкурс на лучшую кормушку).

2

0

2

 Пластиковая бутылка, ножницы, веревка, скотч, корм для птиц: семена, крошки белого хлеба

26.

Подкормка птиц.

4

0

4

Корм для птиц

27.

Исследовательский проект «Влияние конструкции кормушки на посещение ее птицами»

2

1

1

Блокнот, ручка.

28.

Праздник: Встреча зимующих птиц»

Праздник « День птиц»

2

2

0

Презентация «Здравствуйте, пернатые друзья», запись голосов птиц,

29.

Всероссийская акция « Птица года» (конкурс рисунков, прикладных работ).

2

1

1

Альбом, клей, семена, краски, карандаши.

30.

Конкурс « Лучший птичий домик»; акция «Развешивание скворечников».

2

1

1

Презентация « Правила изготовления птичьего домика»

31.

Обобщающее занятие. Викторина «Птичий час»

2

2

0

Кроссворды, загадки, ребусы.

32.

Путешествие в удивительный лес

2

2

0

Презентация « Путешествие в удивительный лес»

33.

Значение лесов в природе и для человека.

2

2

0

Презентация « Значение леса»

34.

Роль леса в экологии города.

2

2

0

Видеозагадки.

35

Всемирная экологическая акция « Сохраним леса России». Творческий проект: « Елочка своими руками

2

1

1

Материалы для изготовления искусственной елочки.

36.

Международный день биологического биоразнообразия.  Творческий проект: Краснокнижный мир глазами детей»

2

2

0

Альбом, краски.

37.

Международный день леса. Конкурс интерактивного плаката «Берегите лес»

2

1

1

Видеоматериалы.

38.

Викторина « Зеленый мир вокруг нас»

2

2

0

Презентация – викторина « Зеленый мир вокруг нас».

39.

Физическое здоровье и окружающая среда.   Гигиена тела и души

2

2

0

Презентация « Друзья здоровья»

40.

Заповеди здорового питания.

2

1

1

Презентация « Секреты здорового питания»

41.

Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. Закаливание.

2

2

0

Презентация» Закаливание»

42.

Здоровый  образ жизни в традициях народов РТ. Творческий проект: « Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»( конкурс рисунков».

2

2

0

Альбомы, краски.

43.

Праздник « День здоровья»

2

2

0

Мультимед. установка, кроссворд, ребус, загадки.

44.

Вода вокруг нас. Вода – бесценное вещество.

2

2

0

« Презентация «Вода- вокруг нас»

45.

Реки и озера РТ

2

2

0

Карта РТ.

46.

Родники города Бугульмы.

2

1

1

Презентация « Родники Бугульмы»

47.

Экологический мониторинг состояния родников г.Бугульмы.

4

0

2

Оборудование для экологического мониторинга.

48.

 Вода- среда обитания. Обитатели водоемовРТ.

2

2

0

Презентация « Обитатели водоемов».

49.

Загрязнение вод.

2

2

0

Презентация « Источники загрязнения водоемов»

50.

Охрана вод от загрязнения

2

2

0

Видеовикторина « Экологический светофор».

51.

Экологический проект « Давайте беречь воду вместе».

2

0

2

Карточки- инструкции для выполнения  проекта.

52.

Праздник « Всемирный день воды».

2

2

0

Презентация « Вода-это жизнь»

53.

Охраняемые территории родного края.  

2

2

0

Презентация « ООПТ РТ

54

Составление картосхемы « Охраняемые территории Бугульминского района РТ»

2

1

1

Карта Бугульминского района

55.

Экологический мониторинг состояния окружающей среды.

2

0

2

Инструкции по работе с экологической лабораторией.

56.

Исследовательский проект  «Определение состояния атмосферы».

2

0

2

Оборудование экологической лаборатории

57.

Экологическая карта своего микрорайона.

2

1

1

Карта своего микрорайона.

58.

Викторина « Экологическая мельница»

2

2

0

Видео викторина « Дом, где мы живем.

59.

Экологический месячник. Международный день Земли. Экологическое мероприятие «Войди в природу другом!»

2

2

0

Презентация «День Земли».

60.

Экологический праздник «Первоцветы»

2

2

0

Презентация « Первоцветы»

61.

Подготовка к акции « Марш парков».  Конкурс литературных работ «Цветущая планета»

2

1

1

Презентация « Цветущая планета»

62

Конкурс рисунков «Сохраним лес а от пожаров».

2

1

1

Презентация « Защитим лес!»

63

Экообъектив « Острова дикой природы»

2

1

1

Фотоальбомы « Острова дикой природы»

64.

Составление малой Красной книги Бугульминского района

2

1

1

Карта Бугульминского района.

65.

Операция « Цветочные дорожки»

2

1

1

Веревка, колышки, листовки с обращением к жителям.

66.

Акция « Живи, родник». Трудовой десант

2

1

1

Мусорные мешки, лопата.

67.

Интегрированное мероприятие « Люби, цени, оберегай свой край родной»

2

2

0

Презентация « Берегите Землю».

68.

Итоговая игра «Эрудит»

2

2

0

Кроссворды, ребусы, выставка рисунков «Эко - вернисаж».

Итого:

144

99

45

Методическое обеспечение:

Разработки мероприятий:

Праздник « Птицы-гости»,

Праздник « Встречай с любовью стаи птиц..»,

Экологическая конференция « Берегите Землю» в рамках Всемирного дня Земли,

Праздник «Давайте сохраним» в рамках акции « Марш парков»

Методические рекомендации по проведению:

Экскурсий:

  • «Разведка осенних примет»,
  • «Осенняя цветущая флора»,
  • «Краски лесных плодов»,
  • «Подготовка растений к зиме»,
  • «Организация фенологических наблюдений зимой»,
  • « Наши маленькие друзья( в живой уголок ДЭБЦ)
  • « Животные нашего края»,
  • «Горные породы Бугульминского района»,
  • «Экологическая тропа»( Бугульминский заказник),
  • «Наблюдение за поведением птиц осенью»
  • «Весенние явления в жизни растений и животных».

Практических работ:

  • « Ведение календаря природы»,
  • « Создание Малой Красной книги Бугульминского района»,
  • « Изучение загрязнения воздуха методом биоиндикации»,
  • «Определение запыленности воздуха»,
  • « Изучение качества воды родников г. Бугульмы»,
  • «Сбор семян цветковых растений»,
  • «Оформление гербариев из листьев»,
  • «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города Бугульмы»,
  • «Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города Бугульмы»,
  • « Определение пород деревьев по почкам»,
  •  « Следы на снегу»,
  • « Учет зимующих птиц».

Экологических проектов:

  • « Окно радости»,
  • «Птичья столовая»,
  • «Чудо дом»,
  • « Лес благодарит и сердится»,
  • «Экологическая неотложка»,
  • « Сохраним леса России»,
  • «Капелька»,
  • Животные в истории моей семьи».

Методические пособия по полевой экологии:

  1. Методика сбора гербария.
  2. Методика описания лишайниковых сообществ.
  3. Методы учетов численности птиц: точечные учеты.
  4. Простейшая методика учета численности птиц.
  5. Программа организации и проведения зимних учетов птиц.
  6. Методы сбора и учетов численности насекомых.
  7. Исследовательский проект "Фенология птиц".
  8. Программа комплексного экологического обследования территории.
  9. Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
  10. Методы геоботанических исследований.
  11. Простейшая методика геоботанического описания леса.
  12. Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
  13. Методы гидрологических измерений и описание рек.
  14. Методы гидрологических измерений и описание озер.
  15. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
  16. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды.
  17. Методы исследований пресноводного зоопланктона.
  18. Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем.
  19. Физико-химические методы изучения качества природных вод.
  20. Методы метеорологических наблюдений.
  21. Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.
  22. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.
  23. фотографическая съемка биологических объектов.
  24. Методика рекогносцировочного обследования водоемов.
  25. Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.
  26. Наблюдения за территориальным и кормовым поведением синичьих стай.
  27. Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.
  28. Простейшая методика описания почв.
  29. Методы статистической обработки результатов экологических исследований.

Учебно-методические видеофильмы "Комплексные исследования экосистем".
Это 40 методических видеофильмов  по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень-зима-весна-лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников - от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада.

Рекомендации по выполнению исследовательских работ и опытов:

  • «Травянистые растения зимой»
  • «Свойства воздуха»,
  • « Способы размножения комнатных растений»,
  • « Определение механического состава почвы»

Презентации к занятиям:

  • Аквариумные рыбки
  • Бабочки, белка, божьи коровки
  • Диалоги о  животных, домашние животные
  • Интересные факты о животных
  • Жители  планеты
  • Комары, кошки, Красная книга, Кто живет в аквариуме
  • Лев
  • Медуза, В мире животных, Моллюски,  Муравей
  • Насекомые
  • Пингвины, Птицы весной, правила поведения в природе
  • Ракообразные
  • Собаки
  • Удивительные животные
  • Черепахи, членистоногие,  черви
  • Эти забавные  животные

 Образцы (тексты) детских исследовательских работ-проектов, т.е. статьи, подготовленные школьниками по итогам проведения полевых исследований (проектных работ) в различных организациях и в рамках различных образовательных программ.

Интернет – ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/534630/ Дудник Д. Ю. Программа творческого объединения «Друзья природы» для младших школьников (2008 / 2009 учебный год)

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/5001d3f8-396c-4621-8132-1c8114e07657/str9.htm  Эколого – информационный проект «Экологическая газета – рупор общественности». Разработка анкеты и проведение социологического опроса

http://sch113.minsk.edu.by/main.aspx?uid=128989  Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого - педагогической деятельности. ГУО "Гимназия № 19" г. Минска, Беларусь

http://www.4stupeni.ru/lirika/2693-programma-yekologicheskoe-vospitanie-detej-v.html  Программа «Экологическое воспитание детей в условиях детского дома»

Используемае сайты:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

http://www.tatedu.ru

Образовательный портал Республики Татарстан

http://edu.ksu.ru

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральные образовательные ресурсы.

http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.it-n.ru. – Сеть творческих учителей.

http://new.teacher.fio.ru. – Учитель.

http://ict.edu.ru. – Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

http://ege.edu.ru. – Портал поддержки ЕГЭ.

http://www.ug.ru. – Сайт Учительской газеты.

http://www.ecosystema.ru. – Экологическое образование.

www.standart.edu.ru. – Стандарт нового поколения.

www.fipi.ru. – Федеральный институт педагогических измерений.

 Биология и экология

Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

http://bio.1september.ru

Биология в Открытом колледже

http://www.college.ru/biology

Herba: ботанический сервер Московского университета (на английском языке)

http://www.herba.msu.ru

BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии

http://www.biodat.ru

FlorAnimal: портал о растениях и животных

http://www.floranimal.ru

Forest.ru: все о росийских лесах

http://www.forest.ru

БиоДан — Тропинка в загадочный мир

http://www.biodan.narod.ru

Государственный Дарвиновский музей

http://www.darwin.museum.ru

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.livt.net

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

http://plant.geoman.ru

Изучаем биологию. Интернет сайты

http://learnbiology.narod.ru

Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие

http://nrc.edu.ru/est/

Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас

http://med.claw.ru

Мир животных

http://animal.geoman.ru

Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт

http://www.skeletos.zharko.ru

Проблемы эволюции

http://www.macroevolution.narod.ru

Редкие и исчезающие животные России

http://www.nature.ok.ru

Теория эволюции как она есть

http://evolution.powernet.ru

Чарлз Дарвин: биография и книги

http://charles-darwin.narod.ru

Экологическое образование детей и изучение природы России

http://www.ecosystema.ru

Природа: национальный портал 

http://www.priroda.ru

База знаний по биологии человека;    

Рекомендуемая  литература для педагога:

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое        пособие.-М.:АГАР,2000.-385 с.
  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО МДС, 1996.-192 с.
  3. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
  4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004
  5. Виноградова А.М. Давайте охранять природу вместе с детьми. Книжка-подсказка. – Саратов: изд-во «Научная книга», 2005. – 32 с.
  6. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. - М.: ФОРУМ, 2009. - 64 с., ил.
  7. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
  8. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.
  9. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
  10. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
  11. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- СПб.:Крисмас+,2003.-176 с.:ил.
  12. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание.-М.: ФЦДЮТК, 216 с., ил.
  13. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.: Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008. -255 с.
  14. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьнов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.: ил.
  15. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 4 кл.; 2-4 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 72 с..

 для обучающихся:

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. — М.: Молодая гвардия, 1967.
  2. Барков А.В. «На ранней зорьке», М., «Детская литература», 1992.
  3. Барышникова Г.Б. «Наша зеленая планета», Ярославль, Академия развития, 2007.
  4. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник  «Программы для  внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983;
  5. Благосклонов К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. И доп.—М.: Колос, 1984.
  6. Бушуев Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. — Смоленск: Русич, 2000.
  7. Верзилин II. М Лечебница в лесу. — Л.: детская литература, 1951.
  8. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Художественная литература, 1995
  9. Грехова Л. И. В союзе с природой. — М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
  10. Дмитриев Ю , Пожарицкая Н. « Моя первая книга о животных», Издательский дом «Дрофа», 1995.
  11. Детская энциклопедия « Я познаю мир» т.Животные, т.Экология, т.Поведение животных, М., «АСТ», 1997. 12. «Мир животных» Санкт-Петербург, МиМ – Экспресс, 1995.
  12. Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
  13. Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.
  14. Михеев А.В. «Биология птиц. Определитель птичьих гнезд», Москва, издательство « Цитадель», 1996.
  15. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.
  16. Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.
  17. Пашканга К. В. Охрана природы (для учащихся). — М.: Просвещение, 1.990.
  18. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-7 лет. - Ярославль:Академия, Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
  19. Радзиевская С. «Круглый год», Татарское книжное издательство, Казань, 1985.
  20. Симонова Л.П. «Ключи от природы или этические беседы о экологии », М., «Агар», 1998.
  21. Сладков, Н И Азбука леса, — Л.: Детская литература, 1986.
  22. Тарабарина Т.И. И «Учеба, и игра: природоведение», Ярославль, Академия развития, 1997.
  23. Теремов А., Рохлов В., «Занимательная зоология», М., «АСТ-ПРЕСС» 1999.
  24. Универсальная энциклопедия школьника, т. Биология, Минск, «ТОО ХАРВЕСТ» , 1995.
  25. Элдертон Д., «Всемирная энциклопедия птиц», Москва,издательство « Эксмо», 2007.

Примерные КИМы для итоговой аттестации обучающихся по программе

 « Юный эколог»

Задание 1. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Экология - это наука о:

а) веществах и их превращениях;

б) живых организмах;

в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.

Задание 2. Отметь знаком “+” верное высказывание.

У какой группы растений семена созревают в шишках?

а) у хвойных растений;

б) у цветковых растений;

в) у лиственных растений;

г) у папоротников.

Задание 3. Отметь знаком “+” верное высказывание.

У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

а) для защиты от врагов;

б) для добывания корма;

в) для борьбы с соперниками.

Задание 4. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

Задания 5. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…

а) для уничтожения следов деятельности человека;

б) для сохранения экологических цепей питания;

в) для украшения людьми своих жилищ;

г) для питания домашних животных.

Задание 6. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?

__________________________________________________________

Задание 7. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 8. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?

__________________________________________________________ 

Задание 9. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?

__________________________________________________________ 

Задание 10. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.

Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.

__________________________________________________________

Задание 11. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.

__________________________________________________________

Задание 12 Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.

Задание 13. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.

Воскресенье в лесу

Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 14. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?

 Задание 15. Перечислите основные источники загрязнения водоемов. _________________________________________________________

Задание 16. . Назовите основные пути охраны воздуха от загрязнения .________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Задание 17. Что могут сделать школьники для охраны природы?

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...