урок по теме сем.Паслёновые 6 кл
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Класс двудольные семейство паслёновые»
Цели: создать условия, в которых ученик сможет:
1.продолжить формировать представление о многообразии растений;
2.закрепить знания уч-ся об отличительных особенностях растений класса однодольные и класса двудольные
3.исследовать характерные признаки растений семейства паслёновые;
4.умение составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растений
5.осознать практическую значимость изучаемого материала
6.развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, структурировать материал, ставить цели и планировать свою деятельность.
7.задуматься о ценностях; ответственности за коллектив и своё здоровье.
Оборудование:
1.таблицы «Семейство Паслёновые»
2.гербарий растений данного семейств
3.муляжи
4.натуральные объекты
5.наглядный материал
Ход урока.
1.Орг.момент
Добрый день, ребята! У нас сегодня на уроке гости. Давайте, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Я приглашаю вас к сотрудничеству. На уроке мы будем работать в команде, я и вы, предлагаю в качестве девиза взять следующие слова: «Интересный урок-это наше общее дело» Я желаю нам всем приятного общения и интересных открытий.
Если хочешь ты скрытые тайны узнать,
Если хочешь проникнуть в ничто,
Ароматы цветов пусть расскажут тебе
О начале миров и вещей.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное сказочное путешествие, поможем с помощью наших знаний многим лесным жителям, преодолеем много препятствий на своём пути и к концу урока вернёмся в школу. Ну что в путь?
А в дорогу мы возьмём багаж
Учебник, ручку, карандаш
Тетрадь и знаний саквояж.
2.Проверка домашнего задания
(на доске появляются гербарные экземпляры растений семейства Розоцветные)
Ребята ,мы с вами пришли на аллею окаменевших растений. Это часть заколдованного леса, где живут давно отмершие растения. Большую часть суток они неподвижны, но от заката до рассвета оживают и никого не пропускают из тех кто появится на аллее. Они просят чтобы мы оживили их. Поможем им? Для этого нам нужно выполнить ряд заданий.
- Давайте вспомним, каковы признаки класса однодольных и двудольных растений? Выйти и составить таблицу:
«Отличительные признаки однодольных и двудольных растений»
Однодольные | Двудольные |
1 семядоля Мочковатая корневая система Дуговое или параллельное жилкование листьев | 2 семядоли Стержневая корневая система Сетчатое жилкование листьев |
Пока ребята работают над таблицей, мы вспомним:
1.По каким признакам растения объединяют в одно семейство?
(растения объединяют в одно семейство по сходным признакам: корневая система, строение цветка, жилкование листьев)
- Вспомните, о растениях какого семейства мы говорили на прошлом уроке?
(семейство Розоцветные)
- Запишите формулу цветка растений семейства Розоцветные?
- Изменить формулу цветка?
- Что изменилось в данной формуле? (количество пестиков)
- Каковы характерные признаки растений семейства Розоцветные?
(у растений этого семейства сходное строение цветка: двойной околоцветник, состоящий из пяти чашелистиков и пяти лепестков. Тычинок в цветке много , а число пестиков может быть различным- от одного до нескольких десятков)
7.Приведите примеры растений семейства Розоцветных?
(персики, вишня, слива, роза)
- Какое практическое значение они имеют?
(употребляют плоды растений в пищу: сливы, вишни; используют как декоративные растения: розы; как лекарственные растения шиповник)
Ребята, посмотрите осталось одно не расколдованное растение , а знаете чего оно хочет от нас услышать? Сказку. У вас было домашнее задание придумать волшебную сказку о растениях сем. Розоцветные
(ребята зачитывают 2-3) сказки.
(По ходу выполнения заданий гербарные экземпляры переворачивают на обратную сторону-это растения сем.Розоцветные)
Ну, что же с этим заданием мы справились, растения оживили, посмотрите, ребята, какой подарок нам приготовили ожившие растения! (на блюде лежат различные фрукты растений семейства Розоцветные) Назовите их?
С этим заданием вы справились прекрасно, ну что дальше в путь?
3.Изучение нового материала.
Мы с вами подошли к тихому омуту. Здесь обитают маленькие зелёные лизуны. Эта противно пахнущая плесенью тина так и норовит схватить вас и затащить в трясину, из которой не выбраться. Избавиться от них можно, но нужно разгадать кроссворд.
1.Хоть жжёт его солнце одет он в суконце,
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (персик)
2.Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (роза)
3.На сучке висят шары, посинели от жары.(слива)
4.не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок, а сорвал
Её с куста, глядь серёдка вс пуста. (малина)
5.У мамки дочки на шнурочке (земляника)
6.постарайтесь угадать, кто такие братьев пять.
Двое бородаты, двое безбороды,
А последний пятый выглядит уродом.
Только справа борода, слева нету и следа. (шиповник)
7.хоть прячется Алёна за веточкой зелёной,
Но красная щека видна издалека (яблоко)
8.Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего-то косточка да красненькая кофточка. (вишня)
9.Появились бубенчики-белые горошки,
Распустились колокольчики на зелёной ножке (ландыш)
10.Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами (черёмуха)
п | е | р | с | и | к | ||||||||||||||||||||||||||||
р | о | з | а | ||||||||||||||||||||||||||||||
с | л | и | в | а | |||||||||||||||||||||||||||||
м | а | л | и | н | а | ||||||||||||||||||||||||||||
з | е | м | л | я | н | и | к | а | |||||||||||||||||||||||||
ш | и | п | о | в | н | и | к | ||||||||||||||||||||||||||
я | б | л | о | к | о | ||||||||||||||||||||||||||||
в | и | ш | н | я | |||||||||||||||||||||||||||||
л | а | н | д | ы | ш | ||||||||||||||||||||||||||||
Давайте посмотрим с растениями какого семейства мы сегодня с вами познакомимся? (паслёновые)
Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым семейством, узнаем общие признаки этого семейства. Познакомимся с представителями растений семейства паслёновые.
Как вы думаете, почему ландыш выделен другим цветом?
(ландыш относится к другому семейству, лилейные, все остальные к семейству Розоцветные)
С заданием лизунов мы справились и отправляемся дальше в путь.
Мы немножко устали, давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад
Посмотрите, ребята какой домик стоит на нашем пути. Кто же в этом домике живёт ?
Оказывается его жители маленькие гномы, которые любят узнавать новое, которые любят учиться. И для нас у них задание, познакомить их с новым семейством. Ну что же, сможем им помочь, тем более, что сегодня на уроке познакомимся с растениями нового семейства-семейства паслёновые
Рассказ ученика. О сем. Паслёновые
Почему же все эти растения относят к одному семейству Каковы их общие признаки? Давайте мы с вами откроем учебник и посмотрим строение цветка , посмотрим на модель цветка.
Так каковы же общие признаки растений семейства Паслёновые?
(Все паслёновые имеют одинаковое строение цветков и плодов. Цветок имеет двойной околоцветник: чашечка состоит из пяти сросшихся чашелистиков, и венчик из пяти сросшихся лепестков. Тычинок у них пять, пестик один. Формула цветка Ч5Л5Т5П1 Плод либо ягода либо коробочка
Запишите формулу цветка семейства паслёновых
Правильно, ребята, по этим признакам мы относим растения к этому семейству. А вот каково многообразие растений сем. Паслёновые давайте посмотрим на экран и в учебник . Я думаю интересно будет не только вам , но и гномикам.
Назовите .Какие растения относят к этому семейству? (паслён сладко-горький, паслён чёрный, дурман вонючий, белена чёрная)
Оказывается, среди растений сем. Паслёновые есть дикорастущие растения, причём некоторые из них пользуются дурной славой.
Давайте послушаем сообщения ребят.
Ребята среди растений этого семейства встречаются и декоративные растения. Назовите их. Душистый табак, петуния.(показ картинок с различными сортами петунии) в настоящее время селекционеры вывели огромное количество петунии, которые украшают клумбы наших приусадебных участков. Также среди растений этого семейства есть такие,которые человек употребляет в пищу. Какие это растения?( томаты, баклажаны, перец, картофель). А вот о том, какой трудный путь прошёл картофель, мы узнаем из сообщений историка.
Сообщения учеников.
Итак , на какие группы делятся растения семейства паслёновые?
(пищевые,декоративные, дикорастущие, некоторые из них ядовитые , а некоторые используются в медицине).
4.Закрепление.
Ну, что же, я думаю, что гномики остались довольны, они сегодня узнали много интересного. А мы с вами отправляемся дальше в наше сказочное путешествие. Ребята, посмотрите, мы с вами попали в царство мудрой Вороны, она так много знает, что мне даже страшно, сможем ли мы справиться с её заданиями. Но , может быть рискнём, иначе навсегда останемся в этом волшебном лесу.
1.С растениями какого семейства мы с вами познакомились? (сем. Паслёновые)
2.Каковы общие признаки растений этого сем.
3.Назовите пищевые растения паслёновых.
4.Какие ядовитые растения вы знаете? (дурман, белена)
5.Какие растения из них относят к лекарственным? (белена)
6.Какие декоративные растения данного сем. Вам известны. (петуния , душистый табак.)
Мы с вами справились с заданиями мудрой вороны. Путь свободен. Посмотрите, ребята,мы с вами в школе, в нашем классе.
Оценивание учащихся.
О растениях семейства Паслёновые сочиняют загадки.
1.Цветок напрасный, плод опасный, а в поле всё засажено (картофель)
2.Ягода вкусна, ягода красна, режь , да соли ешь да хвали! (томат)
О растениях семейства паслёновые слагают сказки («Чиполлино Д. Родари)
О растениях семейства паслёновые поют песни.
(исполнение песни «Антошка»)
Ребята вы сегодня хорошо поработали на уроке, спасибо за работу.
Дом. Зад. Параграф 49 раб тетрадь с. 17
Если останется время тест.
В.1
1.Паслёновые –это:
А) порядок б) отдел в) семейство г) другое решение
2.Паслёновые насчитывают видов до:
А) 500 б) 1000 в) 1500-2000 г) 2500-3000
3. В цветке паслёновых число тычинок составляет:
А) 5 б) 10 в) 12 г) много
4.Формула цветка паслёновых:
А) Ч2+2 Л4 Т2+4 П1
Б) * Ч5 Л5 Т5 П1
В) * Ч(5)Л(5)Т5 П1
5.Плоды паслёновых:
А)ягода и костянка б)костянка и коробочка в) коробочка и ягода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения» Цель:Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса ...
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...
Тест на тему: семейство Паслёновые
Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др....
Урок "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.Тип урока: формирование новых знаний.Форма урока: урок-исследование...
Конспект урока по теме Паслёновые.
Конспект урока по теме Паслёновые....