Урок "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.
Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.
Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.
Задачи:
а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека.
б) развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления и творческих способностей через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка.
в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.
г) социальные: способствовать развитию у учащихся умений задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы; умений помогать товарищам и поддерживать их; умений выражать свое мнение о ходе совместной работы; умений четко формулировать свои мысли; связать новую информацию с уже изученным материалом; умений научить товарища тому, что знаешь сам; умений задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация:
Эпиграф (на доске): Лирико-философские стихи -Насими (поэт (азерб.)):
Если хочешь ты скрытые тайны узнать,
Если хочешь проникнуть в ничто,
Ароматы цветов пусть расскажут тебе
О начале миров и вещей.
Учитель: Мы сегодня продолжаем знакомиться с многообразием цветковых растений. Слайд 1.
Давайте заглянем в нашу корзину понятий и посмотрим, какие знания там хранятся (учащиеся по желанию достают из корзины вопросы и отвечают).
1.Что изучает наука систематика?
2.Что такое вид?
3.Каковы признаки класса однодольные и двудольные?
4.По каким признакам объединяются растения в семейства?
5.С какими семействами мы уже познакомились?
Учитель: Слайд 2
Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему. Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. (Записывают тему)
3. Изучение новой темы.
Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
(изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека). Слайд 3
Учитель: Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные: знакомые и незнакомые. Например: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, петунья гибридная. Слайд 4
Почему столь разные растения объединены в одну группу? (они родственны)
В чем заключается их родство? (учащиеся самостоятельно выдвигают предположения: возможно у них...) – какие ваши предположение (дети отвечают)
Все ваши предположения мы записываем в нашу «Корзину идей»,
а затем в конце урока проверим, правильны ли они.
Записать на доске проблему и гипотезы.
Мы выдвинули ряд предположений, это - гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? (Нужно провести исследование).
Сегодня у нас урок-исследование.
Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.
Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу? Слайд 5
Можно выдвинуть гипотезу: Слайд 6
В чем заключается их родство?
Работа в группах. Создаются 4 рабочие группы. Слайд 7
Цель работы: выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство.
Всего 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания.
На партах лежат пакеты с заданиями и наглядные пособия.
У каждой группы по 3 задания. На выполнение задания отводится 10 минут. После выполнения задания каждая группа отчитывается устно.
Отчет в виде таблицы у каждого ученика в тетради «Растения семейства Пасленовые»:
Каждая группа в таблице заполняет только свое растение. Слайд 11
Другие столбцы таблицы заполняются по отчету других групп.
«Растения семейства Пасленовые»:
Признаки | Паслен черный | Томат обыкновенный | Паслён клубненосный клубненосный (картофель) | Петунья гибридная |
1 .Корневая система |
|
|
|
|
2.Лист |
|
|
|
|
3 Стебель |
|
|
|
|
4. Соцветие |
|
|
|
|
5. Формула цветка |
|
|
|
|
6. Плод |
|
|
|
|
- Отчет первой группы по 1 заданию, затем 2, 3, 4групп с заполнением таблицы. Слайд 12
Учитель: Наша таблица заполнена полностью. Давайте посмотрим и скажем, что общего у этих растений (ответы учащихся).
Затем идет проверка выполнения 2 задания у каждой группы. Слайд 1
Систематические таксоны | Паслен черный | Томат обыкновенный | Паслен клубненосный | Петунья гибридная |
Царство |
|
|
|
|
Отдел |
|
|
|
|
Класс |
|
|
|
|
Семейство |
|
|
|
|
Род |
|
|
|
|
Вид |
|
|
|
|
Затем идет отчет каждой группы по 3 заданию.
1 группа рассказывает о белладонне; Слайд 14
2 группа рассказывает о белене черной Слайд 15
Перед выступлением 2 группы учитель спрашивает у класса:
Какое растение называют "одурь", "дурь-трава", "бесиво"? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. Да, это белена - ядовитое растение семейства пасленовые. Отсюда народное выражение "белены объелся", "взбеленился".
Учитель
Английский драматург В.Шекспир в трагедии "Гамлет" описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.
"... когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной" —
рассказывает Гамлету призрак отца.
Сейчас мы послушаем краткий рассказ о белене черной. Слайд 15
3 группа рассказывает о томате обыкновенном. Слайд 16
4 группа рассказывает о картофеле.
Учитель читает стихотворение:
Не так давно, лишь триста лет назад.
Знать украшала праздничный наряд
Цветами нежными стихи слагали им поэты,
Дарили дамам нежные букеты.
С любовью ими клумбы украшали,
Их совершенством красоты считали.
Такие вот предания остались.
О чем же речь? Вы догадались?
Да, речь идет о картофеле.
– послушаем рассказ о картофеле Слайд 17
А теперь ребята давайте решим проблемные задачи.
Проблемные задачи: Слайд 18
1. На 2-х делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?
2. 2 ученика выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой - удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?
Слайд 19 «Где ошибка?»
Знают все: и стар, и мал –
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай!
Правда ведь, не плохо ли?
(плод картофеля - зеленая ягода, она ядовита, т.к. содержит соланин, а едят клубень картофеля - видоизмененный побег).
Учитель: Ребята, теперь наши таблицы полностью заполнены.
Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные растения объединены в одну группу?
В чем заключается их родство?
(все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка - *Ч (5) Л (5) Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка) Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза? Слайд 18,19
Цветки опыляются насекомыми, имеют для этого специальные приспособления. Какие?
Учитель классу:
- Что такое диаграмма цветка?
- Что более точно отражает строение цветка: формула или диаграмма?
А теперь самостоятельно запишите в тетради признаки пасленовые. Проверка задания
Слайды 22,23
Закрепление нового материала:
Учитель: А теперь проверим, как вы запомнили растения семейства пасленовые,
Задание 1 Прием «Верю - не верю» Слайд 24
Правильные ответы: 2,4,5,6
Задание 2 «Кто лишний?» Слайды 25,26
- Какое растение лишнее из предложенных и почему?
Итог подводит учитель.
Д/3: параграф №43, заполнить таблицу: «Значение пасленовых в жизни растений».
Резерв: Загадки:
1. Ягода красна
Ягода вкусна
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(томат)
2. Вот так диковинка
На ветке морковинка!
Висит, краснеется
На солнце греется.
(перец красный)
3. Помидору брат,
А кумачу не рад
Он в лиловой рос одежке
Не краснеет даже в лежке.
(баклажан)
4. Белые кисти
Напрасный наряд
Зеленые кисти
Опасный яд,
Но под ногой
Клад дорогой.
(картофель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Семейство Паслёновые"
Презентация может использоваться для изучения новой темы. Содержит характеристику семейства. Показывает многообразие представителей, как диких, так и культурных , их особенности....
Класс двудольные. Семейство паслёновые.
Урок - исследование...
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...
Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые. Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....
Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"
Презентация для урока по теме "Семейство Паслёновые"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Благодарность
Спасибо большое, Елена Александровна, за методические разработки и полезные рекомендации при составлении конспектов уроков.