Органы цветковых растений.Корень.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Учебник "Биология 6 класс" Н.И.Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_dlya_6_klassa_po_teme.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии для 6 класса по теме
« Органы цветковых растений. Корень»
Т.А.Исакова ,учитель биологии-химии МБОУ «Еткульская СОШ»
УМК «Биология.6 класс» Н.И. Сонина.
Цель урока: раскрыть понятие об особенностях строения и функционирования корневых
систем.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для усвоения знаний о видах корней
- Уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
- Уметь распознавать, сравнивать типы корневых систем.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативных, информационных учебных умений
Развивающие:
- создать условия для формирования и развития умений сравнивать биологические объекты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
- применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, живые комнатные растения, компьютер, видеопроектор, презентация.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Ключевые понятия и слова: орган, корень, виды корней(боковые, прицепки, придаточные),типы корневых систем (стержневая, мочковатая),значение корня, видоизменения корней(корнеплоды и т.д.).
Структура урока:
1.Актуализация знаний.(терминологический диктант)
2.Проверка домашнего задания
3.Ход урока. Стадия вызова Постановка проблемного вопроса
4.Стадия осмысления
5.стадия рефлексии
6.Закрепеление материала
7.Подведение итогов урока, дом.задание.
1.Актуализация знаний.(терминологический диктант)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит проделать огромную и интересную работу. Но сначала проведем терминологический диктант.(слайд1).
2.Проверка домашнего задания. Устный опрос.
3.Ход урока. Стадия вызова.
Учитель: Мы знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов. Клетки, сходные по строению, размерам и функциям образуют ткани. Но у каждого многоклеточного организма есть и органы, в том числе и у растений. На Земле огромное разнообразие растений. В современном мире насчитывают около 350тыс.видов растений. И их органы отличаются друг от друга не только степенью сложности, но иногда и их отсутствием у некоторых растений.
Вопрос: Какие органы вы можете назвать у растений? (ответы учащихся)
Учитель: Правильно, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появились стебли, листья, корни, цветки, плоды.
Вопрос: С помощью чего крепится растение?(ответы учащихся)
Значит, мы можем назвать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Органы цветковых растений. Корень».(запись в тетрадь)
Учитель: Ребята ,вы сказали ,что корень-это главный орган растений.
Проблемный вопрос: А почему нет корней у водорослей? Как выживают они без корней?.
На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.
Учитель: Давайте дадим определение, что такое орган?
Орган-часть тела, выполняющая определенные функции(запись в тетрадь)
Учитель: Все органы делятся на вегетативные и генеративные (схема на слайде).
Учитель: Давайте запишем определение вегетативных и репродуктивных органов.
Вегетативные органы- это те органы, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения.
Генеративные органы выполняют функции размножения и распространения.
- НО! Многие растения могут размножаться с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.
Учитель: Посмотрите на схему и дайте определение корня.
Корень- это вегетативный корень.(запись в тетрадь)
Учитель: Как вы думаете, какие функции выполняет корень?
А поможет вам определить функции корня стихотворение В.Жака
Раздается стихотворение и дается время на самостоятельную работу с текстом
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)
Учитель: Итак, перечислите функции корня.
Учащиеся перечисляют функции, затем записывают в тетрадь.
Основные функции корня:
-закрепление растения в почве;
-поглощение из почвы неорганических веществ;
-дыхание;
-запасание веществ.
Учитель: Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название- стержневая.(схема на слайде)
Запись схемы в тетрадь.
Корневая система
Стержневая мочковатая
-главный корень - главный корень недоразвит
-боковые корни
Учитель: Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами. Сравните с корневыми системами, которые принесли вы на урок.
Выполнение лабораторной работы:
Лабораторная работа
«Строение корневых систем»
Цель: Определить типы корневых систем.
Ход работы
1.Рассмотрие корневые системы, принесенные вами на урок.
2.Как называются эти корневые системы, и от каких они растений?
3.Зарисуйте корневые системы. Подпишите их части.
Учитель: Теперь поработайте с текстом и рисунками учебника и выпишите разновидности корней и их функций.
Составление схемы:
Корни
корнеплоды подпорки прицепки корнеклубни
дыхательные
Учитель: Обратите внимание у меня в руках морковь, свекла. Где у них корень?(ответы учащихся).
Вопрос: А почему корнеплоды такие большие?
Ответ: в нем много питательных веществ.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на слайд, там стоят три вопроса. Когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что в нашей школе есть растение с дыхательными корнями. Подскажите мне, где оно находится и как называется?
Ответы: Правильно. Стоит в фойе. Это монстера.(физминутка)
Учитель: А теперь давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока:
Почему у водорослей нет корней? И как выживают они без корней?
Учитель: Правильно, вы на верном пути.
Ответ на вопрос: Одним из самых главных предназначений корней у растений является впитывание из более низких слоев почвы питательных веществ и воды. Именно поэтому корни некоторых растений ,особенно пустынных, достигают несколько метров! А водоросли итак находятся в среде с водой и растворенными в ней питательными веществами. Поэтому водорослям не нужны корни- они впитывают питательные вещества всей поверхностью тела.
Учитель: А теперь давайте составим синквейн по нашей теме и вложим в его составление, все то новое, что вы узнали на уроке.
Рефлексия: составление синквейна.
(один из некоторых)
Корень
Необходимый, главный
Питает, держит, запасает
Корень-главный орган растений.
Это жизнь.
Закрепление материала:
Объясните следующие выражения:
-в корень смотреть
-пустить корни
-корень зла
-в корне неправильно
-подрубить под корень
Учитель: Молодцы, поработали сегодня очень продуктивно. Большое спасибо за работу. Запишите дом.задание.:с.38 учебника до слов (побег)
На выбор: - написать сочинение от имени корня
- составить кроссворд
-составить вопросы к тексту параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органы цветковых растений. Корень
Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
урок по биологии "Органы цветковых растений. Корень"
Урок по УМК Н.И.Сонина ....
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Урок биологии в 6 классе Тема "Органы цветкового растения.Корень"
Урок по теме "Органы цветкового растения. Корень" Автор учебника Н.И.Сонин. Урок разработан по ФГОС. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. В конспекте урока: содержание дея...
Органы цветкового растения. Корень.
Урок по биологии для 6 класс. Тема: "ОРганы цветкового растения.Корень"Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.Цель урока: Уметь выделять типы корневых систем и называть органы ...
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."
В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....