урок по биологии "Органы цветковых растений. Корень"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок по УМК Н.И.Сонина .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок биологии "Органы цветковых растений.Корень" | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии для 6 класса по теме
« Органы цветковых растений. Корень»
Т.В.Головнина ,учитель биологии МКОУ «Новобурковская сош»
УМК «Биология.6 класс» Н.И. Сонина.
Цель урока: раскрыть понятие об особенностях строения и функционирования корневых
систем.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для усвоения знаний о видах корней
- Уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
- Уметь распознавать, сравнивать типы корневых систем.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативных, информационных учебных умений
Развивающие:
- создать условия для формирования и развития умений сравнивать биологические объекты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
- применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, живые комнатные растения, компьютер, видеопроектор, презентация.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Ключевые понятия и слова: орган, корень, виды корней(боковые, прицепки, придаточные),типы корневых систем (стержневая, мочковатая),значение корня, видоизменения корней(корнеплоды и т.д.).
Структура урока:
1.Актуализация знаний.(терминологический диктант)
2.Проверка домашнего задания
3.Ход урока. Стадия вызова Постановка проблемного вопроса
4.Стадия осмысления
5.стадия рефлексии
6.Закрепеление материала
7.Подведение итогов урока, дом.задание.
1.Актуализация знаний.(терминологический диктант)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит проделать огромную и интересную работу. Но сначала проведем терминологический диктант.(слайд1).
2.Проверка домашнего задания. Устный опрос.
3.Ход урока. Стадия вызова.
Учитель: Мы знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов. Клетки, сходные по строению, размерам и функциям образуют ткани. Но у каждого многоклеточного организма есть и органы, в том числе и у растений. На Земле огромное разнообразие растений. В современном мире насчитывают около 350тыс.видов растений. И их органы отличаются друг от друга не только степенью сложности, но иногда и их отсутствием у некоторых растений.
Вопрос: Какие органы вы можете назвать у растений? (ответы учащихся)
Учитель: Правильно, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появились стебли, листья, корни, цветки, плоды.
Вопрос: С помощью чего крепится растение?(ответы учащихся)
Значит, мы можем назвать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Органы цветковых растений. Корень».(запись в тетрадь)
Учитель: Ребята ,вы сказали ,что корень-это главный орган растений.
Проблемный вопрос: А почему нет корней у водорослей? Как выживают они без корней?.
На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.
Учитель: Давайте дадим определение, что такое орган?
Орган-часть тела, выполняющая определенные функции(запись в тетрадь)
Учитель: Все органы делятся на вегетативные и генеративные (схема на слайде).
Учитель: Давайте запишем определение вегетативных и репродуктивных органов.
Вегетативные органы- это те органы, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения.
Генеративные органы выполняют функции размножения и распространения.
- НО! Многие растения могут размножаться с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.
Учитель: Посмотрите на схему и дайте определение корня.
Корень- это вегетативный корень.(запись в тетрадь)
Учитель: Как вы думаете, какие функции выполняет корень?
А поможет вам определить функции корня стихотворение В.Жака
Раздается стихотворение и дается время на самостоятельную работу с текстом
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)
Учитель: Итак, перечислите функции корня.
Учащиеся перечисляют функции, затем записывают в тетрадь.
Основные функции корня:
-закрепление растения в почве;
-поглощение из почвы неорганических веществ;
-дыхание;
-запасание веществ.
Учитель: Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название- стержневая.(схема на слайде)
Запись схемы в тетрадь.
Корневая система
Стержневая мочковатая
-главный корень - главный корень недоразвит
-боковые корни
Учитель: Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами. Сравните с корневыми системами, которые принесли вы на урок.
Выполнение лабораторной работы:
Лабораторная работа
«Строение корневых систем»
Цель: Определить типы корневых систем.
Ход работы
1.Рассмотрие корневые системы, принесенные вами на урок.
2.Как называются эти корневые системы, и от каких они растений?
3.Зарисуйте корневые системы. Подпишите их части.
Учитель: Теперь поработайте с текстом и рисунками учебника и выпишите разновидности корней и их функций.
Составление схемы:
Корни
корнеплоды подпорки прицепки корнеклубни
дыхательные
Учитель: Обратите внимание у меня в руках морковь, свекла. Где у них корень?(ответы учащихся).
Вопрос: А почему корнеплоды такие большие?
Ответ: в нем много питательных веществ.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на слайд, там стоят три вопроса. Когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что в нашей школе есть растение с дыхательными корнями. Подскажите мне, где оно находится и как называется?
Ответы: Правильно. Стоит в фойе. Это монстера.(физминутка)
Учитель: А теперь давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока:
Почему у водорослей нет корней? И как выживают они без корней?
Учитель: Правильно, вы на верном пути.
Ответ на вопрос: Одним из самых главных предназначений корней у растений является впитывание из более низких слоев почвы питательных веществ и воды. Именно поэтому корни некоторых растений ,особенно пустынных, достигают несколько метров! А водоросли итак находятся в среде с водой и растворенными в ней питательными веществами. Поэтому водорослям не нужны корни- они впитывают питательные вещества всей поверхностью тела.
Учитель: А теперь давайте составим синквейн по нашей теме и вложим в его составление, все то новое, что вы узнали на уроке.
Рефлексия: составление синквейна.
(один из некоторых)
Корень
Необходимый, главный
Питает, держит, запасает
Корень-главный орган растений.
Это жизнь.
Закрепление материала:
Объясните следующие выражения:
-в корень смотреть
-пустить корни
-корень зла
-в корне неправильно
-подрубить под корень
Учитель: Молодцы, поработали сегодня очень продуктивно. Большое спасибо за работу. Запишите дом.задание.:с.38 учебника до слов (побег)
На выбор: - написать сочинение от имени корня
- составить кроссворд
-составить вопросы к тексту параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органы цветковых растений. Корень
Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни...
Урок "Опыление у цветковых растений"
Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской....
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Урок биологии в 6 классе Тема "Органы цветкового растения.Корень"
Урок по теме "Органы цветкового растения. Корень" Автор учебника Н.И.Сонин. Урок разработан по ФГОС. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. В конспекте урока: содержание дея...
Органы цветкового растения. Корень.
Урок по биологии для 6 класс. Тема: "ОРганы цветкового растения.Корень"Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.Цель урока: Уметь выделять типы корневых систем и называть органы ...
Органы цветковых растений.Корень.
Учебник "Биология 6 класс" Н.И.Сонин...
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."
В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....