Сценарий внеклассного мероприятия "В защиту русского леса"
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Сценарий "В защиту русского леса" можно использовать в целом как самостоятельное мероприятие в внеурочной деятельности,при проведении предметных недель географии - биологии и отдельные его фрагменты
на уроках географии,биологии. Мероприятие носит интегрированный характер, в сценарий вкючены тексты стихотворений русских, российских, калмыцких писателей, куплеты песен, загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zashchitu_russkogo_lesa_dlya_sayta.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«В защиту русского леса»
Материал составлен
Решетниковой Татьяной
Николаевной, учителем
биологии-географии
МКОУ«Гашунская СОШ
им.Очирова А.В.»
Аннотация
Данный материал будет полезен для учителей начальной и основной школы(учителям,преподающим окружающий мир,естествознание,
учителям биологии,географии)в качестве иллюстративного материала.Материал будет интересен для классных руководителей,учителям ГПД при проведении мероприятий экологической направленности. Основные задачи мероприятия:
воспитание любви к Родине,формирование экологической грамотности,развитие эстетической культуры.
В защиту русского леса.
«Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю …»
(Песня из к/ф «Цирк»)
Да, Россия великая страна!
Она хозяйка огромных природных богатств. Одним из которых являются ее леса.
«Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
У реки березка-скромница и ромашковый бугор…»
«То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!»
Текст песни «Наш край»
Просмотр слайдов презентации:«Русские художники о лесе»
Лес — экологическая система, в которой главной жизненной формой
являются деревья.
«Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!»
(Лес)
« Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек»
(Лес)
Лес — составная часть природы. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км². Из них 264 млн га, или 7 %, посажены человеком. Половина лесной зоны принадлежит тропическим лесам. Лес — это не просто совокупность деревьев и кустарников, лес является экосистемой — сложным сообществом из тесно связанных между собой элементов.
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой!»
Звучит песня Дрозды
Слова: С. Островой, Музыка: В. Шаинский
«Вы слыхали, как поют дрозды?
Нет, не те дрозды, не полевые,
А дрозды, волшебники-дрозды,
Певчие избранники России.
Вот они расселись по лесам,
Зазвучали до самозабвенья.
Узнаю я их по голосам,
Звонких повелителей мгновенья.
Звуки вырастают, как цветы —
Грустные, веселые, любые,
То горячие до красноты,
То холодновато-голубые.
Достают до утренней звезды,
Радугами падают на травы...
Шапки прочь, в лесу поют дрозды,
Для души поют, а не для славы!»
сюда входят как живые организмы (биота), так и неживая, абиотическая составляющая — воздух, почва и вода. Лесная биота включает в себя, растительность.
«Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок»
(Дуб)
«Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой»
(Береза)
« С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают»
(Липа)
«Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?»
(Осина)
«Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют»
(Рябина)
«Весной зеленела,
летом загорела,
осенью надела
красные кораллы»
(Рябина)
« Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна»
(Черемуха)
« Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит»
(Ива)
животных и микроорганизмы, причём лесная растительность — это не только древесная растительность, — это также травы, мхи, грибы.
« Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят»
(Ландыш)
«Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,
А звону нет!»
(Колокольчик)
«Я – болотное растенье,
Конопатят мною стены»
(мох)
«И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят»
(Грибы)
водоросли и лишайники. Потоки энергии и веществ (например, кислорода) циркулируют в экосистеме, образуя круговорот и связывая в одно целое все элементы живой и неживой природы. Примером являются процессы, связанные с фотосинтезом — процессом образования питательных веществ из воды и углекислого газа с использованием энергии солнечного света. Способностью к фотосинтезу обладают только зелёные растения, поэтому все остальные вынуждены питаться либо этими растениями, либо другими организмами, которые используют в пищу растения, и таким образом растения, прямо или косвенно, являются источником питания для всех организмов.
«Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех»
Стихотворение Т. Шорыгина «Скатерть – самобранка»
«Настоем крепким трав, грибов и ягод
Вдруг от того повеяло леска.
Нагретою захлебываясь влагой.
Дышу, не надышусь издалека.
Ах, милая!
Когда б забыть другие,
Я б только эти повторял слова!
Привычные, по-детски дорогие...
Грибы.
Деревья.
Ягоды.
Трава.»
Стихотворение В.Субботина «Настоем крепким трав»
Очень важна роль бактерий и других организмов, разлагающих отходы обмена веществ и остатки растений и животных, образуя более простые вещества, которые могут быть использованы в дальнейшем обмене веществ.
Более 1,2 млрд га, или 75% от площади земельных угодий, занимают леса в России. Ни одна страна в мире не имеет больших запасов древесины. Общая площадь лесов России составляет сегодня значительную часть всех лесов Земли. Это самые мощные легкие планеты из оставшихся.
Размещение лесов в нашей стране неравномерно, наибольшая часть всей лесопокрытой площади находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Основные лесные богатства сосредоточены в Восточной Сибири (45 % лесов всей страны) и простираются от Енисея почти до Охотского моря. Этот богатейший лесной край представлен такими ценными древесными породами, как лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский и др.
Леса — важная составная часть окружающей среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом. Влияние лесов на окружающую среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:
— являются основным поставщиком кислорода на планете;
— непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды;
—- снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;
— смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;
— поглощают и преобразуют часть атмосферных химических загрязнений;
— защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;
Леса создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.
«Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк...
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света»
Стихотворение «Детство» И.Бунина
Звучит песня Слова: Гилевич Н. Музыка: Ханок Э.
Лягу-прилягу (Вы шумите, берёзы) ансамбль Сябры
Текст песни
«Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,
Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.
А я лягу-прилягу возле старой дороги
На душистом покосе, на траве молодой.
А я лягу-прилягу возле старой дороги
На душистом покосе, на траве молодой.
А я лягу-прилягу возле старой дороги,
Головой на пригорок, на высокий курган.
А усталые руки я свободно раскину,
А ногами в долину, пусть накроет туман.
А усталые руки я свободно раскину,
А ногами в долину, пусть накроет туман.»
Значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса — важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес — это вода, вода — урожай, урожай — жизнь». Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.
Просмотр презентации «Что нам дают деревья»
Дерево окружает нас повсюду. Деревья растут рядом с нами.
Звучит песня из фильма - сказки
Город мастеров - Песня Караколя (Моя метла в лесу росла...) или ролик фильма.
Текст песни
«Тири тон Бом Бом
Тири тон Бом Бом
Лала ри Лала ри,
Лала ри Бом Бом
Тири тон Бом Бом
Тири тон Бом Бом
Лала ри Лала ри,
Лала ри Бом Бом
Моя метла в лесу росла,
Росла в лесу зеленом.
Еще вчера она была
Осиной или кленом.
Тири тон Бом Бом
Тири тон Бом Бом
Лала ри Лала ри
Лала ри Бом Бом
Лала ри Лала ри
Лала ри Лала ри
Лала ри Лала ри
Лала ри Бом Бом
Была вчера на ней роса,
На ней сидели птицы,
Она слыхала голоса
Кукушки и синицы.
Тири тон Бом Бом
Тири тон Бом Бом
Лала ри Лала ри
Лала ри Бом Бом
Лала ри Лала ри
Лала ри Лала ри
Лала ри Лала ри
Лала ри Бом Бом
Моя метла в лесу росла
Над речкой говорливой.
Еще вчера она была -
Березой или ивой.»
Стулья, столы, кровати, мебель — это все наши ежедневные спутники по жизни. Спектр применения дерева широк.
Когда-то дерево было самым распространенным строительным материалом. Из него строили корабли и пускали их в плавание по всему мировому океану. Русские зодчие строили из дерева дома и церкви без единого гвоздя. Памятники этого архитектурного наследия сохранились и до наших дней, хоть и в незначительном количестве. Но до сих пор поражают воображение людей своей красотой, несмотря на ветхость.
Что делают из дерева сейчас? В сравнении с другими современными строительными материалами древо менее долговечно. Кирпич и бетон имеют большую прочность и долговечность. И тем не менее, деревянный дом по-прежнему привлекает многих своей уникальной атмосферой. Иногда о деревянном доме говорят: «Дом дышит». В нем и дышится легко, и спится слаще.
Из дерева выпускают сегодня различные пиломатериалы. Это и доску обрезную, не обрезную, брус, брусок, рейку, бревно оцилиндрованное и не оцилиндрованное. А так же изготавливают различную продукцию и строительные материалы. Древесина является сырьём для производства фанеры, древесно-стружечных плит, бумаги, картона, биотоплива в виде топливных брикет и пеллет, спичек.
Для отделки деревянных домов из древесины изготавливают вагонку, имитацию бруса, блок-хаус, плинтуса, наличники. Не потеряли своей актуальности и деревянные полы. Деревянные половые покрытия выпускаются в вид доски пола, паркета.
В мебельном производстве дерево применяется в виде массива и в виде мебельного щита, шпона. В основном для производства мебели берутся ценные породы деревьев: бук, дуб, орех, красное дерево.
Не удалось полностью заменить деревянные шпалы и столбы электропередач на бетонные. Они по-прежнему востребованы и необходимы.
Много домашней утвари и сувениров изготавливается из дерева. Это и знаменитые русские матрёшки, различны ложки, шкатулки, миски, кадушки и много другое.
Деревянные рамы начинают вытеснять в домах пластик. Двери из натурального дерева значительно надежнее и респектабельнее по внешнему виду, чем двери из МДФ или ПВХ.
По-прежнему нам приятно посидеть в деревянной беседке, попариться в деревенской баньке, порыбачить на лодочке с удочкой на какой-нибудь тихой, заповедной речке.
Ну и наконец, какой деревянный дом не украсит деревянная лестница с резными болясинами.
Находит применение древесина и в медицине. Используются в ней не только берёзовые почки, но и хвоя, кора дуба. Музыкальные инструменты, скипидар, целлюлоза, различная тара и упаковка - все это тоже связанно с древесиной. Перечень можно продолжать и продолжать. Дерево было и остается восполняемым ресурсом земли, повседневную жизнь без которого трудно себе представить.
Значение леса в природе и жизни человека
Поддерживает равновесие в атмосфере.
Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Кислород, образовавшийся при фотосинтезе, имеет высокую степень ионизации, что плодотворно влияет на здоровье человека.
Повышает влажность воздуха.
Влажность воздуха на городских бульварах и скверах выше на 2-8 % в сравнении с открытыми площадками.
Снижает уровень запыленности воздуха.
За 1 год 1 га хвойных задерживает до 40 т пыли, а лиственных - около 100 т (особенно сирень, тополь и др.).
Снижает уровень шума.
Полоса зеленых насаждений вдоль дорог снижает уровень транспортного шума на 10-12 децибел.
Предохраняет почву от эрозии, поддерживает ее плодородие.
Регулирует гидрологический режим рек.
Запасы весенней влаги, накапливаясь в лесной подстилке и почве, предупреждают опустошительные разрушения рек при разливах, а позднее подпитывают поверхностные воды, обеспечивая их полноводность.
Восстанавливает силы и здоровье человека.
Является источником строительных материалов, сырьем для производства бумаги, медикаментов, витаминов, спирта, сахара и многого др.
По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:
Первая группа включает леса, выполняющие защитные экологические функции. Сюда относятся: леса государственных заповедников, почвозащитные, полезащитные, защитные полосы вдоль рек, курортные зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов, ленточные боры, степные колки, защитные лесополосы вдоль железных и шоссейных дорог.
Эксплуатация перечисленных лесов запрещена, возможна лишь санитарная рубка в целях ухода.
Вторая группа объединяет водоохранные леса и леса густонаселенных районов. В лесах этой группы установлен ограниченный размер рубок, который определяется с учетом правильного ведения лесохозяйства и естественного лесовозобновления.
Третья группа включает леса лесоизбыточных районов (эксплуатационные леса), которые используются для получения древесины.
Дерево в степи
Еще в 1846 году из Астрахани в Калмыцкую степь были направлены письма о необходимости разведения леса. Для этой цели из корпуса лесничих Астраханской губернии сюда был командирован специалист. В этом отношении интересна переписка соединенного присутствия Астраханской палаты государственных имуществ и Совета Калмыцкого управления с руководителями Малодербетовского улуса.
Так, 11 декабря 1846 года было направлено письмо помощнику малодербетовского попечителя, в котором ставилась задача: избранные подпоручиком Заусцинским и предъявленные в натуре под посевы земли должны быть вспаханы с весны 1847 года.
В письме помощнику попечителя Малодербетовского улуса Иванову сообщалось, что ему для разведения леса высылаются семена ели, сосны, пихты, липы, ольхи, каштана.
В одном из документов того времени называлась площадь (с разбивкой по улусам), на которой предполагалось разводить леса, - более ста десятин.
Весной и осенью 1849 года планировалась расширить посадки леса до 546 десятин, распределяя их по улусам соразмерно с числом кибиток.
Когда управляющему Астраханской палатой государственных имуществ и главному попечителю калмыцкого народа стало известно, что лесные плантации в Яндыковском улусе повреждены скотом кочевавших калмыков, они поручили улусному управлению немедленно провести разыскание по этому обстоятельству и позаботиться о приведении плантаций в прежний вид, заменить поврежденные деревья новыми.
Такая заинтересованность в разведении леса в степи, безусловно, давала положительные результаты. Лесные посадки имелись во многих улусах. Активная работа в этом направлении выдвинула новую задачу: открытие лесной школы для подготовки кадров низших лесных чинов, хорошо знакомых с условиями жизни края и особенностями лесоразведения на его территории. Разведением леса в степи занимались и в последующее время. В начале 50-х годов активно проводилось насаждение лесополос. К этой работе привлекали и школьников.
В 70-е годы пропагандировалась работа животноводческих бригад по посадке деревьев. Позднее все это забросили. Новых насаждений почти не стало, а за старыми ослабели уход.
Почвенно-климатические, геологические и гидрологические условия относят нашу республику к полупустынной природной зоне. Леса занимают 0.17 процентов от общей площади, но совсем недавно эта цифра равнялась абсолютному нулю. Площадь лесных насаждений в Российской Федерации составляет 0,72 миллиарда гектаров. А это 20 процентов мировых лесов!
Общая площадь лесного фонда Республики Калмыкия составляет 55,5 тыс.га.(в т. ч. покрытых лесной растительностью-16,8 тыс га.),или 0,23% от всех республиканских земельных угодий различных типов и форм собственности. Особая роль в Калмыкии принадлежит посадкам смородины золотистой, общая площадь которых составляет 2.253 га. Витамина С в золотистой смородине в3-4 раза меньше, чем в черной, но в ее плодах витамина А(каротина) больше, чем в абрикосах и сладком перце. В безлесной Калмыкии в защитных насаждениях произрастает 28 видов лесообразующих и кустарниковых пород: вяз и дуб; ясень и ива; татарник и лох; смородина и алыча; шиповник и др. ценные виды. На бедных и сухих почвах не обойтись без вяза, татарского клена. Деревца эти хоть и неказистые с виду, но зато цепкие и неприхотливые. Там , где и они расти не могут, выживут кустарники скумпии, ирги; акации желтой; жимолости татарской; золотистой смородины, не последнее место в озеленении занимают береза, сосна. Они засухоустойчивы, не боятся морозов, терпят засоление, экономно расходуют воду.
Вяз. Обыкновенное для наших лесов дерево. Его можно встретить повсюду.
Только вот название старинное – вяз. Может быть, от слова «вязать», «связывать»?
Вряд ли - Это же не какой-нибудь прутик, который можно чуть ли не узлом завязывать, а дерево-долгожитель (живет до пятисот лет, а то и больше), до трех метров в поперечнике, высотой до двадцати метров. Ну что им свяжешь?
Может быть, название родилось от слова «увязать», «увязнуть»?
Это вернее. Во всяком случае, для того, кому приходилось когда –нибудь колоть дрова, это будет подсказкой.
Бывает так: изо всех сил ударил топором, а полено целехонько. Да еще и топор никак из него не вытащишь – завяз.
Изрядно приходится потрудится, чтобы расколоть полено. А все потому, что волокна древесины неровные, плохо отделяются друг от друга .Топор увязает в полене – вязкое дерево. Вот и отгадка.
Люди давно отгадали секрет дерева, давно поняли, что древесина вяза твердая, упругая, вязкая. И тем не менее вяз в русских народных промыслах считался первостатейным материалом. Из него делали высококачественные дуги, оглобли, полозья, шла древесина и на различные поделки – у нее красивый рисунок. Кроме того, она не трескается при высыхании, не коробится от воды. Не случайно, например, каюты на кораблях отделывают вязом, да и немало деталей на кораблях сделаны из древесины этого дерева. Даже многие постройки «самого мокрого» города в мире – Венеции стоят на сваях, сделанных из вяза.
Издавна использовалась кора вяза в народной медицине, трудные
времена она даже шла в пищу.
Но ведь и живое дерево не безразлично к человеку: вяз – прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей воздуха от пыли и сажи. А, кроме того, он очень украшает леса и парки.
«В дни моей печали и тревоги
В рощу я забрел к исходу дня
И безмолвно пал деревьям в ноги,
И деревья поняли меня.
Тотчас легконогая береза
Гибко наклонилась надо мной,
Девичьей рукою отерла слезы,
Душу мне омыла белизной.
Протянула мне рябина грозди,
Утолила боль прохлада трав…
…А сегодня я пришел к ним в гости
И невольно вскликнув увидав,
Что шальные ручки человечьи,
Походя, небрежно, не со зла
Нанесли жестокие увечья
Тем, чья доброта меня спасла.»
Стихотворение В.Нурова «Друзьям –деревьям»
Звучит фонограма песни Березовый сок
Слова: М. Матусовский, Музыка: В. Баснер
«Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок -
То плачут березы, то плачут березы.
Как часто, пьянея средь ясного дня,
Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила мен
Березовым соком, березовым соком.»
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ
Белая берёза
«Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим»
Звучит фонограма песни Евгения Бачурина
ДЕРЕВА
«Дерева, вы мои дерева,
Что вам головы гнуть-горевать.
До беды, до поры
Шумны ваши шатры,
Терема, терема, терема.
Я волнуем и вечно томим
Колыханьем-дыханьем твоим,
Что ни день, то весна,
Что ни ночь, то без сна,
Зелено, зелено, зеленым!
Мне бы броситься в ваши леса,
Убежать от судьбы колеса,
Где внутри ваших крон
Все малиновый звон,
Голоса, голоса, голоса.
Говорят, как под ветром трава,
Не поникнет моя голова,
Я и верить бы рад
В то, о чем говорят,
Да слова, всё слова, всё слова.
За резным, за дубовым столом
Помянут нас недобрым вином,
А как станут качать
Да начнут величать
Топором, топором, топором!
Ах вы, рощи мои, дерева,
Не рубили бы вас на дрова.
Не чернели бы пни,
Как прошедшие дни,
Дерева, вы мои дерева!»
Десять правил друзей леса
1.Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.
2.Сохраняйте "зеленое" равновесие – новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.
3.Приходите в лес с любовью к природе.
4.Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.
5.Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.
6.Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.
7.Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
8.Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
9.Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
10.Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой!
Литература:
1.М. Цембелев «Лесное хозяйство: проблемы и перспективы»-статья,
газета «Известия Калмыкии»,2010 г.
2.Р.Бобров «Беседы о лесе»,Изд. «Молодая гвардия»,1982 г.
3.Ю.И.Смирнов «Популярная энциклопедия», Изд. Санкт-Петербург
«Мим –Экспресс»,1997г.
4. Г.Кузыченко «Зеленая зона ищет защиту», статья, газета «Известия
Калмыкии»,2008 г.
5.Р. Неяченко «Посаженное в степи дерево», статья, газета «Известия
Калмыкии»,2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Весёлое путешествие по стране Орфографии"
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов. На подготовительном этапе рябята выбирают название команды, девиз и готовят краткое представление команды....
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...
Сценарий внеклассного мероприятия "Фестиваль русской народной песни"
Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели истории и обществознания "Фестиваль русской народной песни"...
Внеклассное мероприятие "Секреты Русского леса"
Внеклассное мероприятие "Секреты Русского леса" может быть использованно, как заключительный этап предметной недели по экологии или биологии.Такую игру можно провести, как в отдельно взятом клас...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню леса. В гостях у Пармы.
Данное мероприятие будет способствовать углублению литературных, эколого-биологических знаний учащихся; развитию интереса к изучению литературы, природы родного коми края; выявлению и поощрению ...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...