Экологическая игра «Паутина» Тема «Человек и природа»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Цель: расширение знаний учащихся о природе, экологических проблемах, формирование ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия существования людей.
Эпиграф
Природа и история, Земля и человек
стоят в самых тесных взаимных отношениях
и составляют части одного великого, стройного целого.
А.Гюйо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра «Паутина»
Тема «Человек и природа»
Цель: расширение знаний учащихся о природе, экологических проблемах, формирование ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия существования людей.
Эпиграф
Природа и история, Земля и человек
стоят в самых тесных взаимных отношениях
и составляют части одного великого, стройного целого.
А.Гюйо
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на экологической игре «Паутина». Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном процессе, как охрана природы. А чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать и понимать. Конечно, мы не можем сейчас решить глобальные экологические проблемы, но понять, что природа важнее и главнее, чем человек, это в наших силах. Ведь природа может существовать и без нас, как она существовала миллионы лет тому назад. А вот человек без природы – не может. Именно этой теме мы и посвятим нашу игру.
Итак, главными действующими лицами сегодня будут команды, состоящие из учащихся -------классов. Давайте их поприветствуем аплодисментами.
А оценивать работу команд будет жюри, в составе которого работают: -----------------------------
Итак, давайте обратим внимание на доску.
В паутинах, которые нарисованы на доске, находятся под номерами:
– вопросы на экологическую тематику;
– паук – переход хода;
– жемчужина – команда получает дополнительно один балл и продолжает играть;
– капля воды – у команды вычитается 1 балл и ход переходит к другой команде.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Итак, мы начинаем. Первая паутина называется «Экологический словарь». Ребята, как вы думаете, о чем здесь пойдет речь? (учащиеся отвечают). Ну а кому достанется право отвечать первым мы сейчас узнаем из жеребьевки (капитаны команд вытягивают номера).
Паутина №1 «Экологический словарь»
Вопросы:
Как называется комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных факторов? (мониторинг)
Как называется оболочка нашей планеты, заселенная живыми организмами? (биосфера)
Как называется документ, в котором записаны растения и животные, навсегда исчезнувшие с лица Земли? («черная книга»)Как называется территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственной деятельности человека? (заповедник)
Как называется территория для сохранения природных ресурсов с ограниченным хозяйственным использованием? (заказник)
Как называются природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное и эстетическое значение? (памятники природы)
Чем являются Беловежская пуща и Браславские озера? (национальными парками)
Какие два заповедника есть на территории Беларуси? (Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический)
(слово жюри)
Спасибо ребята за ответы. Вы готовы перейти к паутине под вторым номером? Эта паутина называется «Заморочки из бочки». В этой паутине представлены вопросы посложнее, чем в первой. И поэтому будет даваться командам время на обдумывание – 1 минута. Ну а ответы на вопросы находятся вот здесь в этой импровизированной бочке.
Паутина №2 «Заморочки из бочки»
«Армия самых страшных врагов собирается в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон – беспомощные дети». О какой глобальной экологической проблеме так образно написали защитники окружающей среды? (о проблеме мусора)
Эти слова принадлежат американскому ученому Эверетту Шострому. «… Это она решает сегодня, что мы захотим завтра. Это она приобщает нас к наркотику под названием «новинка», а вся прелесть новинок в том, что они надолго остаются таковыми. В этой профессии никто не желает вам счастья. Ведь счастливые люди не потребляют…». Этот вид деятельности очень часто называют самым антиэкологичным, так как основное ее назначение – превратить Человека разумного в Человека потребляющего. Что имел в виду американский ученый, являясь ведущим специалистом именно в этой области человеческой деятельности? (рекламу)
В одной из лекций русский Ученый В.В. Докучаев говорил студентам: «Сегодня я буду беседовать с вами … Затрудняюсь назвать предмет нашего разговора – так он хорош! Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном основном богатстве России … Нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского …» О чем говорил В.В. Докучаев? (о черноземе)
Их часто называют «хозяевами Земли». Назовите этих животных. Почему их так назвали? (насекомые – количество видов более миллиона, главные составляющие цепей питания в природе)
(слово жюри)
Итак, переходим к вопросам третьей паутины – «Темная лошадка». Темными лошадками у нас сегодня будут люди, деятельность которых так или иначе связана с проблемами окружающей среды. Ваша
задача – узнать этих темных лошадок и назвать их фамилию. Время на обдумывание ответов – 1 минута.
Паутина №3 «Темная лошадка»
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса – без птиц,
И земли без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды …
Эти строки принадлежат известному советскому поэту, переводчику, лауреату Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. В разные годы сотрудничал с очень многими композиторами. Умер в 1996 году в Москве. Назовите фамилию поэта. (Р.Рождественский)
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но достаточно мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». Эти слова принадлежат известному индийскому философу, политическому деятелю, идеологу движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия оказала влияние на движение сторонников мирных перемен. Годы жизни: 1869-1948. Назовите фамилию этого человека. (Махатма Ганди)
«Даже самая маленькая из кошек – это шедевр». Так сказал известный итальянский художник, ученый, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Великого Возрождения. Родился 15 апреля 1452 года, умер 2 мая 1519 года. Назовите фамилию этого человека. (Леонардо да Винчи)
Джузеппе Арчимбольдо – известный итальянский живописец 16 века, декоратор, инженер, создатель фонтанов и гидравлических машин.
Это был человек с универсальной эрудицией, развитым творческим гением. Его картины только на первый взгляд кажутся обыкновенными. Рассмотрите несколько картин художника. Что необычного можно в них заметить? Что нужно сделать с картинами, чтобы они предстали перед нами в новом свете?
(слово жюри)
Все мы знаем, что 19-й и 20-й века был веками математики, физики, химии, когда эти науки бурно развивались и были открыты фундаментальные законы. Ученые прогнозируют, что 21-й век станет веком биологии. Именно в биологии будут сделаны важные открытия, которые позволят победить многие болезни, продлить жизнь человека, качественно улучшить его жизнь. Многие тайны живой природы перестанут являться таковыми. Ну а сейчас мы и поговорим о некоторых таких тайнах.
Паутина №4 «Тайны природы»
К.А. Тимирязев писал «… находчивый изобретатель предложит аппарат …, с одного конца получающий даровой воздух, а с другого конца выдающего печеные хлебы». Где в природе происходит почти что такой процесс? Как он называется? (в хлорофилловых зернах, фотосинтез)
Перья колибри содержат только серый и бурый пигменты и огромное количество воздушных микропузырьков. Почему же нам кажется, что крылья переливаются всеми цветами радуги? (из воздушных пузырьков образуются призмочки, разлагающие белый цвет в радугу спектра)
Биологи, считают, что эти существа – «природные пылесосы»: они очень эффективно всасывают ядовитые и радиоактивные вещества. Назовите их. (грибы)
«Липучки», заменившие шнурки на обуви, были созданы по образу и подобию колючек этого растения. Назовите это растение. (лопух)
(слово жюри)
В начале игры я говорила о том, что мы не можем решить глобальные экологические проблемы. Но все таки кое-что мы можем. Сейчас мы поговорим об элементарных правилах поведения людей, соблюдая которые мы не только не навредим природе, но и сделаем ее немножко лучше. В вопросах представлено начало предложения, а ваша задача – правильно его закончить.
Паутина №5 «И один в поле воин»
Не покупай больше, чем … (может тебе понадобиться).
Если есть садовый участок, то используй пищевые отходы для … (приготовления компоста).
Одежду, которую ты уже не носишь, можно … (отдать нуждающимся).
Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, так как … (их можно использовать много раз, можно сдать в магазин).
Экономь электроэнергию и горючее, если можно, то больше … (пользуйся общественным транспортом).
Старайся не пользоваться пенопластом, полиэтиленовыми пакетами, так как они … (практически не разлагаются в природе).
(слово жюри)
Экологическая игра «Паутина»
Правила игры:
На доске мелом нарисована паутина. На паутине в беспорядке расположены номера, но с обратной стороны некоторые с сюрпризом.
В игре участвует 3 команды.
Ведущий - читает задания по снятым цифрам.
Ассистент - снимает цифру по выбору играющего.
Учётчик – раздаёт жетоны, правильно ответившему игроку.
Право первого хода разыгрывается с помощью загадки. Какая команда отгадает, та и начинает игру. Например, загадка:
«Я вырос на грядке, характер мой гадкий,
Куда ни приду, всех до слёз доведу» (лук).
В игре 49 кружков из них:
- 34 кружка с вопросами по 7 темам:
-времена года
-растения
-животные
-материки
-птицы
-вода
-экология
- 8 кружков со знаком «Паук», участника ожидает переход хода к тому, кто отгадает загадку. 2 кружка со знаком «Жемчужина», участник получает жетон и продолжает играть.
- 2 кружка со знаком «Капля воды» все набранные ранее жетоны смываются, т.е сгорают. От капли можно откупиться рассказать стихотворение или спеть песню о природе (задания даются заранее).
- 4 кружка со знаком «Рекламная пауза» рассказывают стихотворения об охране природы (задания даются заранее).
5. В ходе игры за каждый правильный ответ учётчик даёт каждому индивидуально жетон. В случае неправильного ответа ход переходит к соперникам.
Итоги: объявляются индивидуальные достижения ( кто накопил большее количество жетонов) и общекомандное.
Награждение: индивидуальное медали: «Лучший эколог», «Самый находчивый», «Самый активный».
Общекомандное: награждается команда – победитель.
Тема 1
«Времена года»
Какой месяц называется цветень? (май)
Паук. (переход хода)
Когда чаще всего бывает первая гроза? (в мае)
В какое время суток весной понижается температура? (ночью)
В какие времена года можно наблюдать туманы? (во все времена года)
Какой месяц короче всех? (май по буквам, а по количеству дней февраль)
«Капля воды» (смываются очки, но можно оставить, если ты расскажешь стихотворение или споёшь песню о природе)
Тема 2
«Растения»
Почему весной плачут берёзы? (происходит сокодвижение)
Какое дерево называют музыкальным, из его древесины делают пианино? (ель)
Жемчужина (получает жетон и продолжает играть)
Этот весенний цветок нежный и благоуханный, но ядовитый и занесёт в Красную книгу. Однако лечебные препараты из него применяются при заболевание сердца. (ландыш)
Паук (переход хода)
Какое дерево цветёт позднее всех? (липа цветёт летом)
Какие растения используют как жаропонижающие средства? (малина, лимон)
Тема 3
«Животные»
Паук (переход хода)
Самое крупное животное алтайских лесов? (лось)
Какую рыбу боятся даже крокодилы?(пиранья)
Самое высокое животное. (жираф, рост 6 м)
Самый быстрый хищник на земле? (гепард 105-112 км/час)
Самое чистоплотное животное алтайских степей. (барсук)
Самый крупный детёныш млекопитающего животного, который весит больше взрослого слона. (синий кит, детёныш весит 8 тонн).
Тема 4
«Материки»
Паук (переход хода)
Самый сухой материк – остров? (Австралия)
Материк, омывающийся всеми четырьмя океанами? (Евразия)
Капля воды (все набранные жетоны смываются, т.е. сгорают, но можно откупиться рассказать стихотворение или спеть песню на экологическую тему)
Какой материк был открыт позже всех материков? (Антарктида 1820г)
На каком материке живут более 100 видов сумчатых животных? (Австралия)
Рекламная пауза
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Подведение итогов игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"
Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...
Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...
Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»
План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...
Обогащение понятий совести и долга в процессе анализа темы «Человек и природа» Ч. Айтматова.
Встреча на уроках внеклассного чтения с прозой киркизского писателя, посвященной взаимоотношению человека с природой, способствует тому, что старшеклассники смогут увидеть новую грань философском ...
Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...
Экологическая игра "Паутина"
Экологическая игра "Паутина". Расширение кругозора учащихся, их знаний о природе родного края. Развитие творческих способностей учеников, их эмоциональности, воображения....
Экологическая игра-викторина «ЗНАЙ И БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»
Командная игра, в ходе которой уточняются и обобщаются знания детей о растительном и животном мире Приморского края...