Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tyganova.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 7 классе на тему «Класс Однодольные растения, семейство Злаковые»
ПАСПОРТ УРОКА
ФИО учителя: Тыганова Любовь Алексеевна
Название ОУ: ГБОУ СОШ с.Екатериновка
Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: Класс Однодольные растения, семейство Злаковые
Цель урока: сформировать умение определять принадлежность растения к классу Однодольные, мотивируя свой выбор
Планируемые образовательные результаты:
ученик научится:
- перечислять основные признаки однодольных растений;
- определять, однодольное или двудольное растение перед ним;
- аргументировать собственную точку зрения;
- называть некоторые важнейшие злаки, их значение в жизни человека;
- работать с информацией, представленной в табличной форме.
ученик получит возможность научиться:
- определять по набору признаков принадлежность растения к семейству Злаковые;
- делать выводы на основе предоставленной информации.
Программные требования:
Личностным результатом изучения является:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков царств живых организмов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• различение на живых объектах и таблицах органов цветкового растения;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Программное содержание: Систематические группы (царство, подцарство, класс, семейство, род, вид), признаки однодольных и двудольных растений, особенности растений семейства Злаковые, основные представители семейства.
Ценностные ориентиры: экологоцентричное мышление, здоровый образ жизни.
Основные понятия: семейство, класс, корневая система (стержневая и мочковатая), жилкование листьев, тип цветка, семядоли.
План изучения нового материала:
- Признаки Однодольных растений.
- Семейства класса Однодольные.
- Особенности Злаковых.
- Наиболее важные представители, их значение для человека.
Тип урока: освоение новых знаний.
Форма урока: смешанная.
Технология обучения: программированное обучение, дифференцированное обучение.
Оборудование: учебник, гербарные образцы, таблица «Количество устьиц у различных растений», лист самооценки, учительский компьютер, проектор, экран, семена различный растений по количеству учащихся.
Мизансцена урока: парты расставлены в три ряда, расстояния между рядами и от стен согласно СанПиН.
Подготовка к уроку: повторение признаков растений класса Двудольные.
Домашнее задание: домашний эксперимент «Выращивание семени и определение систематической принадлежности растения».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Планируемые результаты (ПР) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | ||
Учащиеся организуют свое рабочее место. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Фронтально. | Проверяют наличие всех необходимых материалов и принадлежностей. |
Мотивация учебной деятельности | ||
Учащиеся формулируют и записывают тему урока, проговаривают цель и задачи. | Демонстрирует учащимся различные изображения растений (Презентация), задает вопросы, требующие определения систематической категории и обобщения. Наглядный метод. Фронтально. | Наблюдают изображения, классифицируют растения, делают выводы, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, записывают в тетрадь. |
Актуализация знаний | ||
Учащиеся вспоминают признаки двудольных растений, классифицируют растения, обосновывают свой ответ. | Дает задание классифицировать гербарные образцы на известные учащимся классы растений. Практический метод (лабораторная работа). Групповая работа (в парах). | Классифицируют растения, объясняют свой выбор. |
Первичное усвоение новых знаний | ||
Знакомство с семействами однодольных растений, использование жизненного опыта при ответе, работа с информацией, представленной в табличном виде. | Задает вопросы учащимся по признакам, характерным для однодольных растений, диктует признаки для записи. Знакомит с семействами Однодольных, предоставляет информацию в виде таблицы (Приложение 1), задает вопросы по ней. Словесные (беседа, рассказ) и наглядные (демонстрация) методы. Фронтально и индивидуально. | Находят информацию в учебнике, отвечают на вопросы учителя, формулируют основные признаки однодольных растений, записывают их в тетрадь. Слушают учителя, работают с таблицей: классифицируют данные растения, определяют закономерности, делают выводы о связи строения с условиями обитания. |
Первичная проверка понимания (+физминутка) | ||
Учащиеся осваивают классификацию растений, используют полученные знания, осознают уровень освоения учебного материала. | Объясняет правила игры (1 ряд встает, если демонстрируется (Презентация)/называется однодольное растений, 2й ряд – если двудольное ИЛИ если показано однодольное растение – учащиеся поднимают одну руку, если двудольное – две). Словесные (объяснение)и практические (игра) методы. Фронтально и индивидуально. | Слушают и выполняют правила игры, определяют класс растения. Самостоятельно оценивают уровень усвоенных знаний (Приложение 2). |
Первичное закрепление | ||
Учащиеся определяют принадлежность к классу и семейству растения, объясняют свой ответ, работают с учебником. | Организовывает работу учащихся согласно их собственной оценке знаний, проводит тестирование (Приложение 2 и 3). Словесные (работа с книгой) и практические (упражнение) методы. Индивидуально, дифференцированно. | Определяют систематическую группу растения, объясняя свой выбор, подготавливают информацию о значении злаков в жизни человека. |
Информация о домашнем задании | ||
Учащиеся вспоминают правила выращивания культурных растений. | Раздает подготовленные семена в индивидуальной упаковке, инструктирует. Словесные (объяснение) методы. Фронтально и индивидуально. | Получают семена, запоминают и записывают, что нужно определить в ходе домашнего эксперимента. |
Рефлексия | ||
Учащиеся осознают собственную деятельность, формулируют вывод. | Записывает на доске начало фразы «На уроке я научился…». Просит учащихся закончить эту фразу, опираясь на проделанную работу. Словесные (беседа) методы. Фронтально и индивидуально. | Заканчивают фразу, осознавая и формулируя полученный опыт. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программные требования | Первоначальное самооценивание | Результаты теста | В ходе работы | По итогам теста на следующем уроке |
Уметь классифицировать растения на однодольные и двудольные | ||||
Уметь назвать признаки однодольных растений | ||||
Уметь назвать признаки двудольных растений | ||||
Знать основные растения семейства Злаковые | ||||
Уметь рассказать о роли злаков в жизни человека |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест по теме «Однодольные растения»
Укажите признаки однодольных растений:
а) в семени 1 семядоля
б) в семени 2 семядоли
в) параллельное и дуговое жилкование листьев
г) стержневая корневая система
д) мочковатая корневая система
е) сетчатое жилкование листьев
Укажите признаки двудольных растений:
а) в семени 1 семядоля
б) в семени 2 семядоли
в) параллельное и дуговое жилкование листьев
г) сетчатое жилкование листьев
д) стержневая корневая система
е) мочковатая корневая система
К злаковым культурам относятся:
а) перец, баклажан, картофель б) рожь, кукуруза, овес в) лилия, тюльпан, хлорофитум
У злаковых растений плод в виде:
а) боба б) зерновки в) коробочки
Корневая система злаковых растений:
а) мочковатая б) стержневая
К группе пасленовых растений относятся:
а) белена, томат, перец б) соя, горох, люпин в) лук, чеснок, тюльпан
Восстанови правильную последовательность в выращивании картофеля (отметь цифрами):
_____ Прополка
_____ Уборка урожая
_____ Подготовка почвы (вспашка + удобрение)
_____ Посадка
_____ Окучивание
_____ Подготовка клубней картофеля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семя однодольных и двудольных растений
«Семя однодольных и двудольных растений».При работе с детьми моего класса я заметила, что школьники из всего школьного меню прежде всего заказывают ту еду, которая является сладкой: булочки, йогурты, ...
Проверочная работа по теме "Однодольные и Двудольные растения"
Проверочная работа проводится после изучения §16 по учебнику Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Р...
Викторина по однодольным и двудольным растениям
Викторина Конкурс 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:1) с...
Лабораторная работа: Признаки Однодольных и Двудольных растений
Материал для проведения Лабораторной работы № 8 по теме: "Признаки Однодольных и двудольных растений" в 7 классе по линии УМК СФЕРЫ...
Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс
Разработка урока в 6 классе по теме: Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...
тест по биологии "Однодольные и двудольные растения"
Тест по биологии "Однодольные и двудольные растения", разработан для учащихся с ОВЗ седьмого класса. Тест состоит из девяти вопросов с вариантами ответов. Предназначен для проверки зна...
Методическая разработка урока по теме «Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».
Разработка урока по биологии в 6 классе....