Строение стебля
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Хворов Юрий Алексеевич

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stebel.ppt649 КБ
Microsoft Office document icon tk_stroenie_steblya.doc76 КБ
Файл prilozhenie.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Строение стебля

Слайд 2

Что мы должны сделать на уроке? Познакомиться с внутренним строением стебля; Выяснить, как он осуществляет свои функции

Слайд 3

Типы стеблей

Слайд 4

Типы стеблей травянистые деревянистые

Слайд 5

Стебли по направлению роста делятся на:

Слайд 6

Стебли по направлению роста делятся на: прямостоячие вьющиеся ползучие лазающие

Слайд 7

Название слоя Название ткани Строение Функции Кора (кожица, пробка) Луб Камбий Древесина Сердцевина

Слайд 8

Название слоя Название ткани Строение Функции Кора (кожица, пробка) Покровная Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых. Защитная, газообмен Луб Проводящая, запасающая, механическая Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток. Транспортная, запасающая Камбий Образовательная Узкие длинные клетки с тонкими оболочками Рост стебля в толщину Древесина Основная, проводящая, механическая Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками Транспортная, опорная Сердцевина Основная, запасающая Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. Запасающая

Слайд 9

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток …………

Слайд 10

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка)

Слайд 11

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ………

Слайд 12

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия

Слайд 13

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя …………, …………., ……………..

Слайд 14

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина

Слайд 15

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой …………… за счет деления этого слоя стебель растет в ………………..

Слайд 16

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину

Слайд 17

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются ………………………

Слайд 18

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества

Слайд 19

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества 6) Сердцевина образована ……………………. тканью

Слайд 20

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества 6) Сердцевина образована основной и запасающей тканью

Слайд 21

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества 6) Сердцевина образована основной и запасающей тканью 7) Луб – часть …………………..Он состоит из ………………………

Слайд 22

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества 6) Сердцевина образована основной и запасающей тканью 7) Луб – часть коры Он состоит из лубяных волокон и ситовидных трубок

Слайд 23

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества 6) Сердцевина образована основной и запасающей тканью 7) Луб – часть коры Он состоит из лубяных волокон и ситовидных трубок 8) По ситовидным трубкам луба передвигаются …………………..

Слайд 24

1) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток верхушечного роста ( конус нарастания, верхушечная почка) 2) Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия 3) На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя кожица, древесина, сердцевина 4) Между корой и древесиной лежит тонкий слой камбия за счет деления этого слоя стебель растет в толщину 5) По сосудам древесины передвигаются вода и минеральные вещества 6) Сердцевина образована основной и запасающей тканью 7) Луб – часть коры Он состоит из лубяных волокон и ситовидных трубок 8) По ситовидным трубкам луба передвигаются органические вещества

Слайд 25

Функции стебля:

Слайд 26

Функции стебля: опорная проводящая фотосинтез запасающая вегетативное размножение

Слайд 28

Внутреннее строение стебля

Слайд 29

Кора кожица чечевички пробка луб лубяные волокна ситовидные трубки

Слайд 30

Камбий камбий

Слайд 31

Древесина сосуды древесины древесные волокна

Слайд 32

Сердцевина клетки сердцевины

Слайд 33

Домашнее задание • Параграф 9, ответить на вопросы, в р.т. №34, 35



Предварительный просмотр:

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно – диалогическая

Тема

Строение стебля

Цель

способствовать формированию представления о строении стебля в связи с выполняемыми функциями; развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать экологическое мировоззрение.

Основные термины, понятия

Травянистый и деревянистый стебли; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебли; чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи.

Планируемый результат

Личностные УУД:

*

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

*

  • Определять общие для всех правила поведения;

  • Определять правила работы в группах;

*

  • Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

*

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Регулятивные УУД:

*

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

*

  • Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, инструкции;

*

  • Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

*

  • Отличать верно выполненное задание от неверного;

*

  • Осуществлять самоконтроль;

*

  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Познавательные УУД:

*

  • Ориентироваться в учебнике, тетради;

*

  • Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

*

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

*

  • Проводить анализ учебного материала;

*

  • Проводить классификацию , указывая на основание классификации;

*

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

Коммуникативные:

*

  • Слушать и понимать речь других;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся

  1. Организационный

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет  готовность к уроку.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Определение цели и задач урока через словесную мотивацию.

  1.  Изучение нового материала. 

Организует формулирование темы урока и постановку цели урока

Вступительное слово  учителя

Сегодня мы  рассмотрим и изучим  строение стебля, выявим основные ткани и клетки, образующие стебель, их функции

1.Разнообразие стеблей.

а) травянистые

б) деревянистые

в) прямостоячие

г) вьющиеся

д) лазающие

е) ползучие

2. Внутреннее строение стебля.

а) кора

б) камбий

в) древесина

г) сердцевина

Совместно с учителем формулируют цель урока, отвечают на вопросы, предложенные учителем, записывают тему урока.

1. Выполняют упражнения в рабочей тетради на печатной основе

2. Читают текст учебника.

3.Находят нужную информацию  в параграфе

4. Изучают рис.35. учебника «Разнообразие стеблей».

5. Изучают рис 36 «Слои на стволе спиленного дерева»

6. Изучают рис. 37 «Поперечный срез ветки под микроскопом»

6. Высказывают свое мнение, формулируют ответ.

1) Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника?

2) Какое значение имеет кожица и пробка?

3) Где расположен луб и из каких клеток он состоит?

4)Что такое камбий? Где он расположен?

5)Какие слои видны на поперечном срезе стебля?

6) Что такое годичные кольца? Как они образуются?

  1.  Закрепление

Представим в виде таблицы строение стебля. Записываем в тетрадь

Заполняют таблицу «Строение стебля»

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

1

Кора

кожица

пробка

2

Луб

3

Камбий

4

Древесина

5

Сердцевина

Выводы:

  • стебель осевой вегетативный орган растения;
  •  стебель выполняет ряд функций: транспортную, запасающую, опорную,  выносит листья к свету, является органом вегетативного размножения;
  •  на поперечном срезе древесного стебля различают 4 слоя: кору, камбий, древесину и сердцевину;
  •  по сосудам  древесины происходит восходящий ток воды и минеральных  веществ, а по ситовидным трубкам луба  - нисходящий ток органических веществ;
  • стебель растет в толщину за счет деления клеток камбия;
  •  по годичным кольцам можно определить возраст дерева,  в каких условиях росло дерево в разные годы жизни.

  1.  Домашнее задание.

§9; в р.т. №34, 35

Определяют собственные затруднения в деятельности. Фиксируют домашнее задание в дневник



Предварительный просмотр:

  1. Стебель –

  1. Типы стеблей

                  Примеры:                                                                    Примеры:

  1. Стебли по направлению роста делятся на:

  1. Внутреннее строение стебля

Название слоя

Название ткани

Строение

Кора (кожица, пробка)

Луб

Камбий

Древесина

Сердцевина

  1. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова

Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток …………………

Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ………………

На поперечном срезе ветки хорошо видны три слоя ……………., ………………., ……………….

Между корой и древесиной лежит тонкий слой ………………… за счет деления этого слоя стебель растет в ……………………..

По сосудам древесины передвигаются ………………………

Сердцевина образована ……………………. тканью

Луб – часть ………………Он состоит из …………………………………………………………………..

По ситовидным трубкам луба передвигаются …………………..

  1. Функции стебля:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ФГОС на тему "Строение стебля"

Тему урока учащиеся определяют после прослушивания и просмотра на слайде отрывка из стихотворения.На уроке проводится работа с учебником, практическая работа по определениб возрвста дерева по спилу....

Урок по биологии "Строение стебля"

Актуализировать  и углубить знания учащихся  о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать  взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; пока...

Строение стебля и почки покрытосеменных растений

Презентация для 6 класса (УМК Д.И. Трайтака)Урок построен на повторении темы "Корень" и изучении нового материала по темам "Почка" и "Стебель"...

Тестовое задание для учащихся 6 класса по теме «Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю»

Тестовое задание для учащихся 6 класса по теме «Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю» 2 варианта...

урок по биологии на тему "Стебель – часть побега. Строение стебля." 6 класс

даем представление о стебле как осевой части побега и органе проведения питательных веществ; объясняем рос стебля в толщину и длину....

Задания с рисунком. Внутреннее строение стебля 6 класс

В задании необходимо сделать подписи крисунку "Внутреннее строение стебля". Заданиее рассчитано для 6 класса...