I этап. Организационный. Цель – Вызвать положительный настрой на урок.
II этап. Постановка цели и задач урока. Цель – вызвать интерес к изучаемому материалу.
III этап. Актуализация знаний. Эвристическая беседа. Работа с гербарным материалом. Цель – актуализировать знания детей о многообразии и значении стеблей растений.
IY этап. Первичное усвоение новых знаний. 1. Практическая работа с парами. Заполнение таблицы. Цель – изучение внутреннего строения стебля.
2. Практическая работа по определению возраста растения по спилу стебля. Цель – научить определять возраст растения по спилу.
Y этап. Физкульт. минута.
YI этап. Первичная проверка понимания. «Соревнование любознательных».
YI этап. Информация о домашнем задании.
YII этап. Рефлексия.
| Приветствует учителя. Отвечают на вопросы учителя. Воспринимают фразу на слух.
Настраиваются на внятное произношение.
На слух определяют пункты плана урока, расположенные не по порядку.
Отгадывают загадку, называют тему урока. -Корни и листья. -Будем изучать стебель.
Обучающиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. -Изучить строение стебля.
Рассматривают гербарный материал, отвечают на вопросы. Есть слабые (травянистые) стебли. Есть жесткие, крепкие стебли.
Приводят примеры.
Находят в классе и называют растения с травянистыми стеблями.
Находят в классе и называют растения с различными стеблями. Выдвигают гипотезы.
Наблюдают демонстрацию опытов. Формулируют вывод.
Слушают, высказывают свои мнения.
Выполняют практическую работу по инструкциям учителя, заполняют таблицу. Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
|
|
|
|
Анализируют, обсуждают, структурируют, устанавливают причинно- следственные связи.
Выполняют практическую работу. Делают вывод.
Слушают, анализируют, выполняют задания.
Записывают домашнее задание в дневники.
Анализируют материал урока. Подводят итог работы на уроке. -Сегодня я узнал… -Мне было интересно узнать … -Было трудно … -Я понял, что … -В жизни пригодится … Проводят самооценку работы, обосновывают своё мнение. | Приветствует учащихся. Вызывает положительный настрой на урок. -Я рада вас видеть. -Как вы себя чувствуете? -Улыбнитесь друг другу. ( За экраном). -Настраивает на внятное произношение. -Какие сегодня дежурные звуки? …, напомни ребятам, как надо говорить звуки…
Упражняет детей в умении слушать речевой материал расположенный не по порядку. -Узнайте у меня план урока. -Вот план. Будем расставлять пункты плана по порядку. Слушайте. -Сначала будем отгадывать загадку. ( За экраном). -Потом будем изучать новый материал. ( За экраном). -Затем будем работать с микроскопом. ( За экраном). -Что будем делать сейчас? Направляет обучающихся на самостоятельное определение темы, целей и задач занятия через отгадывание загадки. Один – в земле копается, Другой – в свету купается; И хотя они друзья, Поменяться им нельзя. -О каких друзьях идет речь в этой загадке? -Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? -Как вы думаете, какой орган растения будем изучать сегодня? -Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.
Организует работу с гербарным материалом парами. Организует беседу. -Посмотрите на гербарные экземпляры у вас на столах, в чем отличие стеблей у данных растений? Какие они? -По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый) -Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. -Деревянистые приобретают твердость благодаря отложению в оболочке клеток вещества ЛИГНИНА. Одревеснение у стеблей деревьев и кустарников начинается со второй половины лета первого года жизни. -Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем. -Найдите растения с травянистым стеблем в классе. -По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на: - прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь) - вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель) - лазающие (виноград, горох, плющ) - ползучие (земляника, лапчатка) Найдите в классе прямостоящие, лазающие, ползучие, вьющиеся стебли. Как осуществляется взаимосвязь в растении? Зачем нужен стебель? Демонстрация опытов: - Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
- Окольцованная (сухая) ветка с образовавшимся наплывом.
-Что доказывают представленные здесь опыты? Обобщает высказывания детей. -Итак, стебель – это орган растения, по которому движется (восходит) от корня вода и растворенные в ней минеральные вещества, а нисходят органические вещества, образованные в листьях. Стебель поддерживает листья, выносит их к свету. Организует практическую работу и заполнение таблицы. Оказывает помощь при затруднениях. Организует беседу. -Это срез ветки липы. Что вы видите? Какие клетки? Мы видим разные клетки. Мы видим отделы стебля: кору, камбий, древесину, сердцевину. Кора состоит из пробки и луба. -Посмотрите еще микропрепарат и найдите кору, камбий, древесину, сердцевину. Слайд 1. -У молодых растений кожица тонкая, затем меняется на пробку. Пробка – это мертвые клетки. Пробка защищают растение. -Для дыхания у молодых растений есть устьица, а у многолетних растений в пробке образуются чечевички. -Внутренняя часть коры – луб. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам. Ситовидные трубки - это живые клетки, соединенные в длинную трубку. Кроме этих клеток в лубе имеются клетки механической ткани - лубяные волокна ( придают лубу прочность). Камбий - это о слой живых узких длинных клеток с тонкими оболочками образовательной ткани , за счет деления которых стебель растет в толщину. Чем более благоприятные погодные условия, тем крупнее они вырастают. Весной камбий делится быстрее, чем осенью. Почему? ( температура окружающей среды выше и достаточное количество влаги). Образованная в течении одного года древесина образует годичное кольцо. Слайд 2. Древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Сердцевина расположена в центре стебля слоем рыхлых клеток основной ткани, в которой откладываются запасы питательных веществ.
Организует практическую работу. Оказывает помощь. 1. Найти годичные кольца и определить возраст спила ветки. 2. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево? Организует проверку практической работы.
Организует проверку понимания изученного материала через игру «Соревнование любознательных». Проводит инструктаж игры. -Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное – хлопаете в ладоши. - Стебли могут быть травянистые и одревесневшие. - Лазающий стебель имеет ель. - Камбий отвечает за рост дерева в толщину. - Кора расположена в центральной части стебля. - Древесина выполняет транспортную и опорную функции. - Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.
Задает домашнее задание. Проводит инструктаж выполнения домашнего задания. -Параграф 9, ответы на вопросы, составить схему «Виды стеблей». Организует подведение итогов. -Что из того, о чем мы говорили на уроке, было для вас знакомо? -Что нового вы узнали? -Что вам было интересно узнать? - Что вызвало трудность? -Что пригодится в жизни? Организует на самооценку своей работы на уроке и работы товарищей. -оцени свою работу на уроке. Оказывает помощь в речевом оформлении оценивания. Опорная карточка. Работал активно (неактивно). Отвечал верно (с ошибками). Понял (не понял, понял и могу научить).
Предлагает опорную карточку со словарем в помощь затрудняющемуся ребенку. Обобщает ответы, высказывает свое мнение. | I этап. Личностные: -принятие социальной роли обучающегося. Коммуникативные: -соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, слушать и понимать речь учителя слухо – зрительно и на слух. Регулятивные. - преодоление импульсивности, непроизвольности. II этап. Личностные: - владение речевыми средствами для включения в работу урока. Познавательные: - формирование умений анализировать в ходе отгадывания загадки. Регулятивные: - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Коммуникативные: -участие в диалоге на уроке; -различение речевого материала на слух.
III этап. Личностные: - уметь управлять своей познавательной деятельностью. Регулятивные: - выполнять поручения учителя. Познавательные: - анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: - строить речевые высказывания в устной форме.
IY этап. Личностные: -развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: -продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: - формировать умения анализировать результаты практической работы; - формирование умений выявлять сходство и различия объектов. Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Личностные: -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: - оценивают свои возможности самостоятельной деятельности. Познавательные: - формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и высказывать предположения. Коммуникативные: -готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
YI этап. Личностные: - развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: - анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: -понимать информацию, предъявленную в устной форме.
YI этап. Регулятивные: -оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.
YII этап. Познавательные: -перерабатывать информацию (анализировать, обобщать). Личностные: -формировать навык самооценки. Регулятивные: -владение основами самоконтроля и самооценки. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Коммуникативные: -критично относиться к своему мнению. |