Технологическая карта урока "Внешнее и внутреннее строение стебля"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Чалдышкина Татьяна Ивановна

В помощь учителю биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_stebel.doc41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 «а» классе, проведенного в 2014 – 2015 учебном году.

Учитель ГБС(К)ОУ школы – интерната № 4 Чалдышкина Т.И.

Тема

« Внешнее и внутреннее строение стебля». урока биологии в 6 «а» классе, проведенного в 2014 – 2015 учебном году.

Цель темы

Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями.

 Планируемые результаты.

Ученик будет учиться:

Предметные:

- определять виды стеблей;

- устанавливать  взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями;

 -определять возраст растения по спилу стебля.

Коммуникативные

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- различать речевой материал на слух.

Регулятивные:

- устанавливать рабочие отношения в группе;

- владеть основами самоконтроля и самооценки.

Познавательные:

- анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умения заполнять таблицы.

- - Личностные:

-управлять своей познавательной деятельностью;

- сотрудничеству с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. Допущено Министерством образования РФ. 5-е издание стереотипное. Москва «Дрофа» 2013г.

Живые растения с различными типами стеблей, иллюстрации растений, презентация, мультимедийный проектор, экран, микропрепарат ветки липы, микроскопы, спил дерева, гербарный материал.

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины

Ткань, виды тканей, органы растений, устьица, чечевичка, луб,  ситовидные трубки,  лубяные волокна,  камбий, годичные кольца.

Планируемые образовательные результаты.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

УУД

I этап.

Организационный.

Цель –

Вызвать положительный настрой на урок.

II этап.

Постановка цели и задач урока.

Цель – вызвать интерес к изучаемому материалу.

III этап. Актуализация знаний.  

Эвристическая  беседа.

Работа с гербарным материалом.

Цель – актуализировать знания детей о многообразии и значении стеблей  растений.

IY этап.

Первичное усвоение новых знаний.

1. Практическая работа с парами. Заполнение таблицы.

Цель – изучение внутреннего строения стебля. 

2. Практическая работа по определению возраста растения по спилу стебля.

Цель – научить определять возраст растения по спилу.

Y этап.

Физкульт. минута.

YI этап.

Первичная проверка понимания.

«Соревнование любознательных».

YI этап.

Информация о домашнем задании.

YII этап.

Рефлексия.

Приветствует учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Воспринимают фразу на слух.

Настраиваются на внятное произношение.

На слух определяют пункты плана урока, расположенные не по порядку.

Отгадывают загадку, называют тему урока.

-Корни и листья.

-Будем изучать стебель.

Обучающиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия.

Формулируют общую цель и задачи.

-Изучить строение стебля.

Рассматривают гербарный материал, отвечают на вопросы.

Есть слабые (травянистые) стебли.

Есть жесткие, крепкие стебли.

Приводят примеры.

Находят в классе и называют растения с травянистыми стеблями.

Находят в классе и называют растения с различными стеблями.

Выдвигают гипотезы.

Наблюдают демонстрацию опытов.

Формулируют  вывод.

Слушают, высказывают свои мнения.

Выполняют практическую работу по инструкциям учителя, заполняют таблицу.

Название слоя

Название ткани

Описание   строения

Функции

Анализируют, обсуждают, структурируют, устанавливают причинно- следственные связи.

Выполняют практическую работу.

Делают вывод.

Слушают, анализируют, выполняют задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Анализируют материал урока.

Подводят итог работы на уроке.

-Сегодня я узнал…

-Мне было интересно узнать …

-Было трудно …

-Я понял, что …

-В жизни пригодится …

Проводят самооценку работы, обосновывают своё мнение.

Приветствует учащихся.

Вызывает положительный настрой на урок.

-Я рада вас видеть.

-Как вы себя чувствуете?

 -Улыбнитесь друг другу. ( За экраном).

-Настраивает на внятное произношение.

-Какие сегодня дежурные звуки?

…, напомни ребятам, как надо говорить звуки…

Упражняет детей в умении слушать речевой материал расположенный не по порядку.

-Узнайте у меня план урока.

-Вот план. Будем расставлять пункты плана по порядку. Слушайте.

-Сначала  будем отгадывать загадку. ( За экраном).

-Потом     будем изучать новый материал.  ( За экраном).

-Затем      будем работать с микроскопом. ( За экраном).

-Что будем делать сейчас?

Направляет обучающихся на самостоятельное определение темы, целей и задач занятия через отгадывание загадки.

Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.

-О каких друзьях идет речь в этой загадке?

-Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? 

-Как вы думаете, какой орган растения будем изучать сегодня?

-Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.  

Организует работу с гербарным материалом парами. Организует беседу.

-Посмотрите на гербарные экземпляры у вас на столах, в чем отличие стеблей у данных растений? Какие они?

-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)

-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород.

-Деревянистые приобретают твердость благодаря отложению в оболочке клеток вещества ЛИГНИНА. Одревеснение  у стеблей деревьев и кустарников начинается со второй половины лета первого года жизни.

-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим)  стеблем.

-Найдите растения с травянистым стеблем в классе.

-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся  на:               

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся  (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие    (виноград, горох, плющ)

- ползучие  (земляника, лапчатка)

Найдите в классе прямостоящие, лазающие, ползучие, вьющиеся стебли.

Как осуществляется  взаимосвязь в растении?

Зачем нужен стебель?

Демонстрация опытов:

  • Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
  • Окольцованная (сухая) ветка с образовавшимся наплывом.

-Что доказывают представленные здесь опыты?

Обобщает высказывания детей.

-Итак, стебель – это орган растения, по которому движется (восходит) от корня вода и растворенные в ней минеральные вещества, а нисходят органические вещества, образованные в листьях. Стебель поддерживает листья, выносит их к свету.

Организует практическую работу и заполнение таблицы.

Оказывает помощь при затруднениях.

Организует беседу.

-Это срез ветки липы. Что вы видите? Какие клетки? Мы видим разные клетки. Мы видим отделы стебля: кору, камбий, древесину, сердцевину. Кора состоит из пробки и луба.

-Посмотрите еще микропрепарат и найдите кору, камбий, древесину, сердцевину.

Слайд 1.     

-У молодых растений кожица тонкая, затем меняется на пробку. Пробка – это мертвые клетки. Пробка  защищают растение.

-Для дыхания у молодых растений есть устьица, а у многолетних растений в пробке образуются чечевички.

-Внутренняя часть коры – луб.
В состав
луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам. Ситовидные трубки - это живые клетки, соединенные в длинную трубку. Кроме этих клеток в лубе имеются клетки механической ткани - лубяные волокна ( придают лубу прочность).

Камбий - это о слой живых узких длинных клеток с тонкими оболочками образовательной ткани , за счет деления которых стебель растет в толщину. Чем более благоприятные погодные условия, тем крупнее они вырастают. Весной камбий делится быстрее, чем осенью. Почему?

( температура окружающей среды выше и достаточное количество влаги).

Образованная в течении одного года древесина образует годичное кольцо.

Слайд 2.     
Древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям.

Сердцевина расположена в центре стебля слоем рыхлых клеток основной ткани, в которой откладываются запасы питательных веществ.

Организует практическую работу. Оказывает помощь.

1. Найти годичные кольца и определить возраст спила ветки.

2. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево?

Организует проверку практической работы.

Организует проверку понимания изученного материала через игру «Соревнование любознательных».

Проводит инструктаж игры.

-Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное – хлопаете в ладоши.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Лазающий стебель имеет ель.

- Камбий  отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

Задает домашнее задание. Проводит инструктаж выполнения домашнего задания.

-Параграф 9, ответы на вопросы, составить схему «Виды стеблей».

Организует подведение итогов.

-Что из того, о чем мы говорили  на уроке, было для вас знакомо?

-Что нового вы узнали?

-Что вам было интересно узнать?

- Что вызвало трудность?

-Что пригодится в жизни?

Организует на самооценку своей работы на уроке и работы товарищей.

-оцени свою работу на уроке.

Оказывает помощь в речевом оформлении оценивания.

Опорная карточка.

Работал активно (неактивно).

Отвечал верно (с ошибками).

Понял  (не понял, понял и могу научить).

Предлагает опорную карточку со словарем в помощь затрудняющемуся ребенку.

Обобщает ответы, высказывает свое мнение.

I этап.

Личностные:

-принятие социальной роли обучающегося.

Коммуникативные:

 -соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, слушать и понимать речь учителя слухо – зрительно и на слух.

Регулятивные.

- преодоление импульсивности, непроизвольности.

II этап.

Личностные:

- владение речевыми средствами для включения в работу урока.

Познавательные:

- формирование умений анализировать в ходе отгадывания загадки.

Регулятивные:

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Коммуникативные:

-участие в диалоге на уроке;

-различение речевого материала на слух.

III этап.

Личностные:

- уметь управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- выполнять поручения учителя.

Познавательные:

- анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные:

- строить речевые высказывания в устной форме.

IY этап.

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

-продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные:

- формировать умения анализировать результаты практической работы;

- формирование умений выявлять сходство и различия объектов.

Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

- оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.

Познавательные:

- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и высказывать предположения.

Коммуникативные:

-готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

YI этап.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

- анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные:

-понимать информацию, предъявленную в устной форме.

YI этап.

Регулятивные:

-оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого.

YII этап.

Познавательные:

-перерабатывать информацию (анализировать, обобщать).

Личностные:

-формировать навык самооценки.

Регулятивные:

-владение основами самоконтроля и самооценки.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.  

Коммуникативные:

-критично относиться к своему мнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание для учащихся 6 класса по теме «Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю»

Тестовое задание для учащихся 6 класса по теме «Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю» 2 варианта...

Задания с рисунком. Внутреннее строение стебля 6 класс

В задании необходимо сделать подписи крисунку "Внутреннее строение стебля". Заданиее рассчитано для 6 класса...

Методическая карта Лабораторная работа по теме "Внутреннее строение стебля в связи с его функциями"

Данная разработка даёт учащимся чёткие указания для выполнения лабораторной работы "Внутреннее строение стебля в связи с его функциями". Включае в себя письменные вопросы, рисунки, таблицы...

Внутреннее строение стебля

подробное узучение внутреннего строения стебля....

Перфокарта по теме "Внутреннее строение стебля"

Перфокарта по теме "Строение стебяля" по биологии 6 класс по учебнику Пасечника, с помощью которой можно определить  знания детей по теме урока...

Технологическая карта по биологии "Внутреннее строение Земли" 5 класс

Материал разработан в соответствии с ФГОС ООО...