урок по ФГОС на тему "Строение стебля"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Харькова Галина Михайловна

Тему урока учащиеся определяют после прослушивания и просмотра на слайде отрывка из стихотворения.

На уроке проводится работа с учебником, практическая работа по определениб возрвста дерева по спилу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stroenie_steblya.zip881.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: « Строение стебля».

Цели и задачи: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.

Материалы и оборудование: поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев, лупы, презентация.

                                         Ход урока.

 1. Организационный момент.

Пусть девизом нашей работы будет древнекитайская мудрость

 Скажи мне - я забуду

Покажи мне я пойму

 Дай сделать - я пойму.

2. Целеполагание

Прослушайте отрывок стихотворения

В деревьях музыки избыток,

Певучесть в мнениях немых,

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров, -

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов…

                      Л.Н. Вышеславский, «Ветки».

-Ребята, что  вы уже определили тему урока?

-А что бы хотели узнать по этой теме?  

-Как вы думаете,  где  могут пригодятся вам эти знания в жизни?  

-Для чего?

-Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.  

                                                                                       

3. Изучение нового материала.

-Что такое стебель?

-Какие жизненные формы растений вы знаете? Посмотрите на гербарные экземпляры у вас на столах, в чем отличие стеблей у данных ратений? Какие они?

-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)

-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород

-Деревянистые приобретают твердость благодаря отложению в оболочке клеток вещества ЛИГНИНА. Одревеснение  у стеблей деревьев и кустарников начинается со второй половины лета первого года жизни.

-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим)  стеблем.

-А теперь назовите с травянистым?

-Почему травянистых растений больше в природе?

-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся  на:                      

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся  (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие    (виноград, горох, плющ)

- ползучие  (земляника, лапчатка)

Работа с учебником  стр. 46  (последний абзац)-47 прочитать и дать отличительную характеристику стеблей.

-Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель?  (высказывания детей)

 -Для того, чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля. Сейчас рассмотрим подробнее микроскопическое строение стебля.

С/Р Работа с учебником  стр  47-48  заполнить таблицу ( на столах)

Название слоя

Название ткани

Описание   строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка  - из мертвых.

Защитная, газообмен

Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая

Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная

Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая

      4. Закрепление полученных на уроке знаний.

Соревнование любознательных (физминутка).

 Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, тихонько топаете.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Лазающий стебель имеет ель.

- Камбий  отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

5. Практическая работа

ТЕМА: определение возраста ветки по спилу

ЦЕЛИ: научиться определять возраст деревьев по годичным кольцам

Оборудование: поперечные спилы веток деревьев , лупы.

Ход работы:

1. Найти годичные кольца и определить возраст спила ветки.

2. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево?

6. Домашнее задание.  

Параграф 9, ответы на вопросы, составить схему«Виды стеблей»

7. Рефлексия.

  • Что вы сегодня узнали на уроке?
  • Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?
  • В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?
  • Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?
  • Вам понравился урок?

 НА ПАРТАХ ЛЕЖАТ ЦВЕТЫ.

 Если урок вам понравился, возьмите себе на память цветы-незабудки.Если в чем-то испытали неуверенность – возьмите колокольчики.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Конспект урока по биологии 7кл. "Разнообразие стеблей"

Конспект урока по иологии 7 класс коррекционной  школы (для детей с ментальными нарушениями)...

Методическое пособие по созданию современного урока по изобразительному искусству "Отличия традиционного урока от урока по ФГОС"

Современный урок – это урок по ФГОС. Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования с...