«Особенности решения и оформления задач по генетике на уроках биологии»
статья по биологии (10 класс) на тему
Целью моей методики является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. В задачи моей работы входит развитие интереса к предмету, ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Также необходимо показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины, что позволит учащимся лучше усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Центральным акцентом в решении задач я выделяю цветик – семицветик. В нем отображаю главные моменты, необходимые для решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
решение задач по генетике | 802.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Новочеркасска Ростовской области
«Особенности решения и оформления задач по генетике на уроках биологии»
Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ № 5
высшей квалификационной категории Финенко В.А.
2018
«Особенности решения и оформления задач по генетике на уроках биологии»
Я – Финенко Валентина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификации работаю в МБОУ СОШ № 5 г. Новочеркасска 29 лет, из них учителем биологии 24, руководитель ШМО и ГМО учителей биологии города.
Мое педагогическое кредо: «Освети путь своих учеников, стань для них достойным примером, дай все, что необходимо для творчества и развития и сразу увидишь, сколько талантов вокруг!»
И его можно воплотить в жизнь, лишь сотрудничая с детьми, а для этого просто необходимо искренне любить и уважать своих учеников, стать другом и советчиком, помочь им раскрыть их таланты и способности, считаться с их мнением, всегда работать вместе и для нас. Всю свою работу в школе я строю только на сотрудничестве с учениками и их родителями.
Раздел «Генетика» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению понимания и усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.
Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость в создании эффективной методики решения генетических задач.
Целью моей методики является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. В задачи моей работы входит развитие интереса к предмету, ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Также необходимо показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины, что позволит учащимся лучше усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Центральным акцентом в решении задач я выделяю цветик – семицветик. В нем отображаю главные моменты, необходимые для решения задач.
Наиболее положительно учащиеся воспринимают информацию в игровой форме или с ее элементами.
Они знают, что легко заработают оценку «5», если выполнят все 7 пунктов. Это делает систему оценивания более прозрачной и понятной, снижает напряжение и недопонимание между учеником и учителем. Кроме того, родители могу отслеживать выполнение домашней работы по алгоритму.
Итак, для успешного решения задачи должно быть отражено 7 моментов:
- Дано;
- Найти;
- Таблица буквенного обозначения фенотип-ген-генотип;
- Анализ генотипов родителей и их определение;
- Схема скрещивания;
- Анализ схемы скрещивания;
- Ответ.
Разберем на примере задачи.
У человека ген длинных ресниц доминирует по отношению к коротким ресницам, а свободная мочка уха над не свободной. Женщина с длинными ресницами, свободной мочкой уха у отца которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и не свободной мочкой уха. Гены находятся в разных хромосомах. Сколько типов гамет образуется у женщины? Какова вероятность (в %) рождения ребёнка с длинными ресницами и свободной мочкой уха? Сколько разных генотипов среди детей этой семьи? Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с короткими ресницами? Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с не свободной мочкой уха? Какой тип наследования прослеживается?
- Дано. Здесь необходимо максимально точно записать все параметры, обозначенные в условии.
Пример:
У человека ген длинных ресниц доминирует по отношению к коротким ресницам, а свободная мочка уха над не свободной. Женщина с длинными ресницами, свободной мочкой уха у отца которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и не свободной мочкой уха. Гены находятся в разных хромосомах.
Дано:
Длинные ресницы – доминантный
Короткие ресницы – рецессивный
Свободная мочка – доминантный
Не свободная мочка – рецессивный
♀- длинные ресницы, свободная мочка уха
(ее отец имел короткие ресницы и не свободную мочку уха)
♂ - короткие ресницы и не свободная мочка уха
гены в разных хромосомах
- Найти. После черты перечисляем все те вопросы, на которые необходимо ответить.
- Сколько типов гамет образуется у женщины?
- Какова вероятность (в %) рождения ребёнка с длинными ресницами и свободной мочкой уха?
- Сколько разных генотипов среди детей этой семьи?
- Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с короткими ресницами?
- Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с не свободной мочкой уха?
- Какой тип наследования прослеживается?
- Схема ФЕНОТИП – ГЕН – ГЕНОТИП. Определяем какой признак является доминантным, какой рецессивным, вводим буквенные обозначения. Если в задаче не обозначена доминантность, а даны результаты F1, то проводим анализ итогов F1. По итогам определяем доминантный и рецессивный гены и записываем в таблицу.
фенотип | ген | генотип |
Длинные ресницы | А | АА, Аа |
Короткие ресницы | а | аа |
Свободная мочка | В | ВВ, Вв |
Не свободная мочка | в | вв |
- Анализ генотипов родителей. Анализ проводим, опираясь на условие. Если в условии дается ссылка на возможный генотип, то генотипы Р записываем сразу. Если нет – то проводим анализ той информации, которая дана в условии.
Женщина с длинными ресницами, свободной мочкой уха, у отца которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и не свободной мочкой уха.
Если у женщины, обладающей доминантными признаками, отец имеет рецессивный фенотип, значит она носитель рецессивных генов, которые ей передал отец, т.к. у отца рецессивные признаки могут проявиться лишь в том случае, если он гомозиготен и его генотип -аавв. В таком случае генотип женщины АаВв.
Генотип мужа -аавв.
- Схема скрещивания. Записываем согласно принятым требованиям. Определяем гаметы, записываем F1, подписываем фенотипы.
По условию гены расположены в разных хромосомах, значит происходит кроссинговер и образуются гаметы разных сортов АВ, Ав, аВ, ав.
Р: ♀ × ♂
Длинные\свободная короткие\не свободная
АаВв аавв
G АВ, Ав, аВ, ав ав
F1
♂ ♀ | ав |
АВ | АаВв длинные\свободная 25% |
Ав | Аавв длинные\не свободная 25% |
аВ | ааВв короткие \свободная 25% |
ав | аавв короткие \не свободная 25% |
- Анализ схемы, закон, тип наследования. Определяем исходя из полученного потомства. Если в условии дано расщепление, то определяем закон, ссылаясь на него.
Исходя из условия задачи гены расположены в разных хромосомах ═> здесь прослеживается независимое наследование признаков.
Исходя из анализа схемы решения и характера наследования признака видим, что в F1 возможно рождения ребёнка с длинными ресницами и свободной мочкой уха с вероятностью 25%; ребёнка с короткими ресницами 50%; ребёнка с не свободной мочкой уха 50%. В F1 возможно появление 4 генотипических группы АаВв Аавв ааВв аавв в соотношении 1:1:1:1 или по 25%.
- Ответ. Записываем, опираясь на вопросы, обозначенные во 2 пункте НАЙТИ.
- Сколько типов гамет образуется у женщины?
4 сорта гамет АВ, Ав, аВ, ав.
- Какова вероятность (в %) рождения ребёнка с длинными ресницами и свободной мочкой уха?
25% или 1\4
- Сколько разных генотипов среди детей этой семьи?
4 генотипа АаВв, АаВВ, ааВв, аавв.
- Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с короткими ресницами?
50% или 1\2
- Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с не свободной мочкой уха?
50% или 1\2.
- Какой тип наследования прослеживается?
независимое наследование признаков.
Проводя анализ своей работы в течение нескольких лет, я могу утверждать, что данная методика эффективна, т.к. решая задачу очень подробно, правильно подбирая и обосновывая данные в условии параметры, хорошо развиваются умения и навыки, которые уже легко применять на практике.
В приложении описаны еще несколько решений задач разного типа.
Литература:
- Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.
- Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.
- Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос. 1980.
- Киселева З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.
- Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.
- Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.
- Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов. ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997.
Приложение 1
Оформление задач на анализирующее скрещивание
Задача
При выведении новой гладкошерстной длинноухой породы собак селекционеры при контрольном скрещивании гладкошерстной длинноухой самки с самцом получили потомство в следующем соотношении: 4 щенка имели длинные уши и гладкую шерсть, 3 щенка имели короткие уши и гладкую шерсть. Что можно сказать о чистоте выведенной породы? Какими признаками должна обладать особь, с которой проводят контрольное скрещивание? Определите генотипы родителей и потомства и тип скрещивания, если известно, что гладкая шерсть и длинные уши - доминантные признаки.
3. По условию в F1 расщепление наблюдается только при наследовании размеров ушей, значит гетерозиготность (Вв) у самки наблюдается именно по этому признаку. Генотип самки ААВв.
4. Составим схему скрещивания:
Р: | ♀ гладкая шерсть длинные уши | ♂ курчавая шерсть короткие уши | Исходя из анализа схемы - решения видим, что при данных генотипах Р в F1 наблюдается расщепление, данное в условии. Значит генотипы Р определены верно. Чистопородной такую самку назвать нельзя - порода не выведена. | |||||||||
ААВв | аавв | |||||||||||
G. | АВ, Ав | × | ав | |||||||||
F1: |
|
Ответ:
1. Порода не выведена.
2.Фенотип самца курчавая шерсть и короткие уши.
3.Генотипы Р ♀ААВв; ♂аавв
4.Генотипы F1 АаВв; Аавв
5.Анализирующее дигибридное скрещивание.
Приложение 2
Оформление задач на неполное доминирование
Задача
При скрещивании красноплодных (А) растений земляники, имеющих листовидную чашечку и белоплодных с розовидной (В) чашечкой все F1 было единообразно розоплодным с пилорической чашечкой. При скрещивании гибридов наблюдалось расщепление. Определите генотипы родителей, потомства первого и второго поколения, фенотипы особей второго поколения. В каком соотношении наблюдается расщепление во втором поколении? Какой тип наследования прослеживается? Гены находятся в разных хромосомах
Дано: Р: красноплодные (А) × белоплодные листовидные розовидные (В) F1: 100% розоплодные пилорические F1 ×F1 F2: расщепление | Решение:
| ||||||||||||
Найти: 1. Генотипы Р ? 2. Генотипы F1? 3. Генотипы F2? 4. Фенотипы F2? 5. Расщепление в F2? 6. Тип наследования? |
|
Составим схему решения:
Р: | ♀ | ♂ | Исходя из анализа схемы - решения видим, что при данных генотипах Р в F1 наблюдается единообразие, данное в условии. Значит генотипы Р определены верно. | |
красноплодные листовидные | белоплодные розовидные | |||
ААвв | ааВВ | |||
G. | Ав | × | аВ | |
F1: | АаВв | |||
розоплодные пилорические 100% |
- Составим схему скрещивания гибридов F1:
По условию гены находятся в разных хромосомах, значит наследуются независимо и комбинируются во всех возможных вариантах. Дигетерозиготы образуют по 4 сорта гамет.
Р(F1) | ♀ | ♂ | |
розоплодные пилорические | розоплодные пилорические | ||
АаВв | АаВв | ||
G. | АВ, Ав, аВ, ав | × | АВ, Ав, аВ, ав |
Составим решетку Пеннета:
F2:
♂ ♀ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ красноплодные розовидные | ААВв красноплодные пилорические | АаВВ розоплодные розовидные | АаВв розоплодные пилорические |
Ав | ААВв красноплодные пилорические | ААвв красноплодные листовидные | АаВв розоплодные пилорические | Аавв розоплодные листовидные |
аВ | АаВВ розоплодные розовидные | АаВв розоплодные пилорические | ааВВ белоплодные розовидные | ааВв белоплодные пилорические |
ав | АаВв розоплодные пилорические | Аавв розоплодные листовидные | ааВв белоплодные пилорические | аавв белоплодные листовидные |
Исходя из анализа схемы - решения видим, что в F2 наблюдается расщепление в соотношении:
красноплодные розовидные | 1 | розоплодные розовидные | 1 | белоплодные розовидные | 1 |
красноплодные пилорические | 2 | розоплодные пилорические | 2 | белоплодные пилорические | 2 |
красноплодные листовидные | 1 | розоплодные листовидные | 1 | белоплодные листовидные | 1 |
Ответ:
1. Генотипы Р: ♀ ААвв ♂ ааВВ
2. Генотипы F1: АаВв
3. Генотипы F2: ААВВ, ААВв, АаВВ, АаВв, ААвв, ааВВ, Аавв, ааВв,аавв
4. Фенотипы F2: красноплодные/ розовидные, красноплодные /пилорические, красноплодные/
листовидные, розоплодные/розовидные, розоплодные /пилорические, розоплодные /листовидные, белоплодные/розовидные, белоплодные /пилорические, белоплодные /листовидные.
5. Расщепление в F2:
красноплодные розовидные | 1 | Розоплодные розовидные | 1 | Белоплодные розовидные | 1 |
красноплодные пилорические | 2 | розоплодные пилорические | 2 | белоплодные пилорические | 2 |
красноплодные листовидные | 1 | розоплодные листовидные | 1 | белоплодные листовидные | 1 |
6. Независимое наследование по типу неполного доминирования.
Приложение 3
Оформление задач на сцепленное наследование
Задача
При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом (А) и нормальными крыльями (В) с самцами, имеющими черное тело (а) и укороченные крылья (в), в потомстве появились особи с признаками в данном соотношении: серые с нормальными крыльями 1468, черные с укороченными крыльями 1474, серые с укороченными крыльями 299, черные с нормальными крыльями 302. Определите генотипы родителей и потомства и характер наследования признаков.
Дано: Р: ♀ серое тело (А) нормальные крылья (В) ♂ черное тело (а) укороченные крылья (в) F1: 1468 серое тело нормальные крылья; 1474 черное тело укороченные крылья; 299 серое тело укороченные крылья; 302 черное тело нормальные крылья | Решение: 1.
2. Если у родителей с разными фенотипами (доминантным и рецессивным) в потомстве наблюдается расщепление и появляются особи с рецессивным фенотипом, то это возможно в том случае, если родительская особь, обладающая доминантными признаками гетерозиготна (АаВв) и образует 4 сорта гамет. | ||||||||||||||||||||||||
Найти: 1. Генотипы Р ? 2. Генотипы F1? 3.Характер наследования? |
| ||||||||||||||||||||||||
Р: | ♀ | ♂ | |||||||||||||||||||||||
| серое тело нормальные крылья | черное тело укороченные крылья | |||||||||||||||||||||||
АаВв | аавв | ||||||||||||||||||||||||
G. | АВ, Ав, аВ, ав | × | ав | ||||||||||||||||||||||
F1 | |||||||||||||||||||||||||
♂ ♀ | ав | ||||||||||||||||||||||||
АВ | АаВв серое тело\нормальные крылья 1468 | ||||||||||||||||||||||||
Ав | Аавв серое тело \укороченные крылья 299 | ||||||||||||||||||||||||
аВ | ааВв черное тело\нормальные крылья 302 | ||||||||||||||||||||||||
ав | аавв черное тело\укороченные крылья 1474 |
- Исходя из анализа схемы - решения видим, что при данных генотипах Р в F1 наблюдается расщепление, данное в условии. Значит генотипы Р определены верно.
Если предположить, что речь идет о независимом наследовании, то в F1 расщепление должно наблюдаться в соотношении 1:1:1:1. Однако, по условию расщепление наблюдается в другом соотношении: большую часть особей составляют те, которые имеют признаки родителей (1468 и 1474) и меньшую часть особи с перекомбинациями (299 и 302). Такое расщепление возможно в том случае, если речь идет о сцепленном наследовании, причем наблюдается у части потомства. Расщепление подчиняется Закону Т. Моргана, большую часть особей составляют те, которые имеют признаки родителей – 83% и меньшую часть особи с перекомбинациями – 17%. Сцепление А+В и а+в. Особи с признаками родителей образуются за счет сцепления, особи с перекомбинациями-за счет кроссинговера.
Ответ:
1. Генотипы Р: ♀АаВв; ♂аавв
2. Генотипы F1: АаВв; Аавв; ааВв; аавв
3. Сцепленное наследование (кроссинговер происходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности решения и оформления задач по цитологии»
В данной статье дан алгоритм решения и оформления задач по биологи типа С-5...
Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"
Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...
"Особенности решения различных типов задач " - задачи краеведческого, исторического содержания.
В работе рассмотрено применение задач краеведческого и исторического содержания для формирования универсальных учебных действий учащихся....
«РЕШЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ...
Особенности решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье представлены результаты исследования особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование проводилось...
Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Зол...
Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии
Статья на тему: "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии"...